Исследовательско-творческий проект «Польза молока: путешествие в мир молочных продуктов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

В современном мире дети всё чаще предпочитают сладкие напитки и снеки молочным продуктам. Между тем молоко и его производные — важный источник кальция, белка, витаминов (D, B₂, B₁₂) и других нутриентов, критически необходимых для:

  • роста костей и зубов;
  • развития мышечной системы;
  • укрепления иммунитета;
  • нормальной работы нервной системы.

Формирование осознанного отношения к молочным продуктам в дошкольном возрасте закладывает основы здорового питания на всю жизнь. Проект помогает в игровой форме познакомить детей с ценностью молока, развеять страхи («не люблю молоко») и пробудить интерес к разнообразным молочным блюдам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moloko.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Исследовательско-творческий проект

«Польза молока: путешествие в мир молочных продуктов»

Подготовительная группа

Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель

                                                                высшей квалификационной категории

с. Кабанск

2025г.


Возрастная группа: дети 5–6 лет (подготовительная группа ДОУ).

1. Актуальность

В современном мире дети всё чаще предпочитают сладкие напитки и снеки молочным продуктам. Между тем молоко и его производные — важный источник кальция, белка, витаминов (D, B₂, B₁₂) и других нутриентов, критически необходимых для:

  • роста костей и зубов;
  • развития мышечной системы;
  • укрепления иммунитета;
  • нормальной работы нервной системы.

Формирование осознанного отношения к молочным продуктам в дошкольном возрасте закладывает основы здорового питания на всю жизнь. Проект помогает в игровой форме познакомить детей с ценностью молока, развеять страхи («не люблю молоко») и пробудить интерес к разнообразным молочным блюдам.

2. Проблема

Многие дошкольники:

  • не понимают, почему молоко полезно;
  • отказываются от молочных продуктов из-за незнания их разнообразия;
  • имеют поверхностные представления о происхождении молока и способах его переработки;
  • воспринимают молоко и кефир как «скучную» еду, предпочитая сладости.

Это ведёт к дефициту важных питательных веществ и формированию нездоровых пищевых привычек.

3. Гипотеза

Если в доступной, увлекательной форме показать детям, откуда берётся молоко, как из него делают разные продукты и чем они полезны, то:

  • вырастет интерес к молочным продуктам;
  • снизится число отказов от молока, творога, йогурта в рационе;
  • дети смогут объяснять, почему молоко важно для здоровья.

4. Цель

Сформировать у детей представление о молоке и молочных продуктах как об источнике здоровья и силы, развить позитивное отношение к их употреблению.

5. Задачи

  • Познакомить с происхождением молока (от коровы до стола) и основными молочными продуктами (творог, кефир, сметана, йогурт, сыр).
  • Рассказать о пользе молока для роста и здоровья (кальций для костей, белок для мышц, витамины).
  • Развить познавательный интерес через эксперименты, игры и творчество.
  • Вовлечь родителей в формирование здоровых пищевых привычек.
  • Стимулировать речевую активность: обогащать словарь, учить составлять описания, отвечать на вопросы.

6. Сроки реализации

2–3 недели (краткосрочный проект).

7. Участники

  • Дети старшей группы.
  • Воспитатели.
  • Родители.
  • Возможно: приглашённый специалист (например, технолог молочного производства или фермер).

8. Этапы реализации

Этап 1. Подготовительный (2–3 дня)

  • Анкетирование родителей: «Как часто ребёнок употребляет молочные продукты?».
  • Подбор наглядных материалов: картинки, видео, муляжи, упаковки от молочных продуктов.
  • Подготовка оборудования для опытов (стаканы, ложки, молоко, уксус, пищевой краситель и т. п.).
  • Составление плана мероприятий.

Этап 2. Основной (10–12 дней)

  • Познавательные занятия:
  • «Откуда приходит молоко?» (цикл бесед с презентацией: ферма, дойка, перевозка, завод).
  • «Молочная семья»: знакомство с продуктами (творог, кефир, сметана, йогурт, сыр) — вкус, цвет, запах, консистенция.
  • «Почему молоко полезно?» (простые факты: кальций — для крепких костей, белок — для силы, витамин D — для здоровья).
  • Опыты и эксперименты:
  • «Волшебство молока»: рисование пищевыми красителями на молоке с добавлением мыла.
  • «Как сделать творог?»: сквашивание молока с уксусом (под контролем воспитателя).
  • «Сливки вверху»: наблюдение за отстаиванием сливок.
  • Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Угадай продукт на вкус/запах», «Что сначала, что потом?» (этапы производства).
  • Сюжетно-ролевые игры: «Молочный магазин», «Кафе „Молочная речка“».
  • Подвижные игры: «Донеси баночку молока», «Сырная гонка».
  • Творческая деятельность:
  • Рисование: «Молочная радуга», «Вкусный йогурт».
  • Лепка: «Сырные шарики», «Творог в баночке».
  • Аппликация: «Молочный завод».
  • Речевое развитие:
  • Чтение сказок и стихов о молоке (например, «Молочная река» — фольклор, стихи о здоровом питании).
  • Составление рассказов: «Мой любимый молочный продукт», «Как я помогал делать творог».
  • Отгадывание загадок о молочных продуктах.
  • Взаимодействие с родителями:
  • Памятки: «10 идей, как разнообразить молочное меню».
  • Совместное приготовление дома простого молочного блюда (например, творожной запеканки) и фотоотчёт.
  • Мастер-класс «Домашний йогурт».

Этап 3. Заключительный (2–3 дня)

  • Выставка детских работ («Молочное творчество»).
  • Итоговое занятие-праздник «Молочный карнавал»: викторины, конкурсы, дегустация (с учётом аллергий и предпочтений).
  • Вручение «Молочных грамот» за активность.
  • Подведение итогов: сравнение анкет до и после проекта, анализ изменений в отношении к молочным продуктам.
  • Создание альбома «Наше молочное путешествие».

9. Ожидаемые результаты

  • Дети знают основные молочные продукты и могут назвать их свойства.
  • Понимают, почему молоко полезно для здоровья.
  • Проявляют интерес к дегустации новых молочных блюд.
  • Могут рассказать, как молоко попадает к нам на стол.
  • Используют в речи термины: «кальций», «творог», «кефир», «сыр», «ферма», «завод».
  • Родители активнее включают молочные продукты в домашний рацион.

10. Продукты проекта

  • Фотоальбом «Наше молочное путешествие».
  • Коллекция детских рисунков и поделок.
  • Видеоотчёт о опытах и празднике.
  • Памятки для родителей.
  • Картотека дидактических игр по теме.

11. Ресурсы

  • Наглядные пособия (картинки, муляжи, упаковки).
  • Материалы для опытов (молоко, уксус, пищевые красители, стаканы, ложки).
  • Художественные материалы (краски, пластилин, цветная бумага).
  • Аудио- и видеоматериалы (короткие ролики о ферме и заводе).
  • Литературные источники (сказки, стихи, загадки о молоке).

12. Перспективы развития

  • Расширение темы: «Молочные традиции разных народов».
  • Цикл занятий о других полезных продуктах (фрукты, овощи, злаки).
  • Создание мини-музея «Здоровое питание» в группе.

Список литературы:

Для педагогов:

  1. Баранова С. В. «Здоровое питание дошкольников: методические рекомендации». — М.: Сфера, 2020.
  2. Кузнецова М. Н. «Формирование культуры здорового питания у дошкольников». — М.: ТЦ Сфера, 2019.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (актуальная редакция).
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2023.

Для чтения детям:

  1. Барто А. Л. «Молоко». — М.: Детская литература, 2018.
  2. Михалков С. В. «Дядя Стёпа» (эпизод о молоке). — М.: Малыш, 2021.
  3. Русские народные сказки: «Крошечка-Хаврошечка» (упоминание молока). — Изд. варьируется.
  4. Бианки В. В. «Латка». — М.: Мелик-Пашаев, 2020.
  5. Стихи и загадки о молоке и молочных продуктах из сборника «Весёлое здоровье» (сост. Е. А. Пермяк). — М.: АСТ, 2019.

Наглядные материалы и интернет-ресурсы:

  1. Плакаты «Полезные продукты», «Откуда приходит молоко» (издательства «ГНОМ», «Весна-Дизайн»).
  2. Мультфильмы: «Про молоко» (серия из «Смешариков»), «Как корова на ферме даёт молоко» (образовательные ролики для детей).
  3. Сайт «Здоровое питание.рф» (раздел для родителей и педагогов).
  4. Образовательные платформы: «Разумейкин», «Чудо-юдо» (игры и задания о продуктах питания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект "Путешествие в молочную страну". Материалы для проведения занятия-эксперимента о свойствах молока.

Дети часто задают много разных вопросов, и,порой, мы сами, взрослые, не можем сразу дать маленьким почемучкам ответы на их вопросы.  "Почему молоко белое?" и "Откуда на молоке пенка?"  - ...

Исследовательско-творческий проект "Откуда берётся молоко?"

Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой молока и молочных продуктов, пониманию значимости молока в питании растущего детского организма.Эта работа осуществля...

Проект "Польза молока и молочных продуктов"

Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека. Гипотеза: если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную ...

Проект "Польза молока и молочных продуктов"

Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека.Гипотеза: если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную ис...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " ПЕЙТЕ ДЕТИ МОЛОКО, БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ!"

Исследовательско-творческий  среднесрочный проектТема:  «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»Средняя группа  «Звездочки»...