Исследовательско-творческий проект «Польза молока: путешествие в мир молочных продуктов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В современном мире дети всё чаще предпочитают сладкие напитки и снеки молочным продуктам. Между тем молоко и его производные — важный источник кальция, белка, витаминов (D, B₂, B₁₂) и других нутриентов, критически необходимых для:
- роста костей и зубов;
- развития мышечной системы;
- укрепления иммунитета;
- нормальной работы нервной системы.
Формирование осознанного отношения к молочным продуктам в дошкольном возрасте закладывает основы здорового питания на всю жизнь. Проект помогает в игровой форме познакомить детей с ценностью молока, развеять страхи («не люблю молоко») и пробудить интерес к разнообразным молочным блюдам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Республика Бурятия
Исследовательско-творческий проект
«Польза молока: путешествие в мир молочных продуктов»
Подготовительная группа
Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель
высшей квалификационной категории
с. Кабанск
2025г.
Возрастная группа: дети 5–6 лет (подготовительная группа ДОУ).
1. Актуальность
В современном мире дети всё чаще предпочитают сладкие напитки и снеки молочным продуктам. Между тем молоко и его производные — важный источник кальция, белка, витаминов (D, B₂, B₁₂) и других нутриентов, критически необходимых для:
- роста костей и зубов;
- развития мышечной системы;
- укрепления иммунитета;
- нормальной работы нервной системы.
Формирование осознанного отношения к молочным продуктам в дошкольном возрасте закладывает основы здорового питания на всю жизнь. Проект помогает в игровой форме познакомить детей с ценностью молока, развеять страхи («не люблю молоко») и пробудить интерес к разнообразным молочным блюдам.
2. Проблема
Многие дошкольники:
- не понимают, почему молоко полезно;
- отказываются от молочных продуктов из-за незнания их разнообразия;
- имеют поверхностные представления о происхождении молока и способах его переработки;
- воспринимают молоко и кефир как «скучную» еду, предпочитая сладости.
Это ведёт к дефициту важных питательных веществ и формированию нездоровых пищевых привычек.
3. Гипотеза
Если в доступной, увлекательной форме показать детям, откуда берётся молоко, как из него делают разные продукты и чем они полезны, то:
- вырастет интерес к молочным продуктам;
- снизится число отказов от молока, творога, йогурта в рационе;
- дети смогут объяснять, почему молоко важно для здоровья.
4. Цель
Сформировать у детей представление о молоке и молочных продуктах как об источнике здоровья и силы, развить позитивное отношение к их употреблению.
5. Задачи
- Познакомить с происхождением молока (от коровы до стола) и основными молочными продуктами (творог, кефир, сметана, йогурт, сыр).
- Рассказать о пользе молока для роста и здоровья (кальций для костей, белок для мышц, витамины).
- Развить познавательный интерес через эксперименты, игры и творчество.
- Вовлечь родителей в формирование здоровых пищевых привычек.
- Стимулировать речевую активность: обогащать словарь, учить составлять описания, отвечать на вопросы.
6. Сроки реализации
2–3 недели (краткосрочный проект).
7. Участники
- Дети старшей группы.
- Воспитатели.
- Родители.
- Возможно: приглашённый специалист (например, технолог молочного производства или фермер).
8. Этапы реализации
Этап 1. Подготовительный (2–3 дня)
- Анкетирование родителей: «Как часто ребёнок употребляет молочные продукты?».
- Подбор наглядных материалов: картинки, видео, муляжи, упаковки от молочных продуктов.
- Подготовка оборудования для опытов (стаканы, ложки, молоко, уксус, пищевой краситель и т. п.).
- Составление плана мероприятий.
Этап 2. Основной (10–12 дней)
- Познавательные занятия:
- «Откуда приходит молоко?» (цикл бесед с презентацией: ферма, дойка, перевозка, завод).
- «Молочная семья»: знакомство с продуктами (творог, кефир, сметана, йогурт, сыр) — вкус, цвет, запах, консистенция.
- «Почему молоко полезно?» (простые факты: кальций — для крепких костей, белок — для силы, витамин D — для здоровья).
- Опыты и эксперименты:
- «Волшебство молока»: рисование пищевыми красителями на молоке с добавлением мыла.
- «Как сделать творог?»: сквашивание молока с уксусом (под контролем воспитателя).
- «Сливки вверху»: наблюдение за отстаиванием сливок.
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Угадай продукт на вкус/запах», «Что сначала, что потом?» (этапы производства).
- Сюжетно-ролевые игры: «Молочный магазин», «Кафе „Молочная речка“».
- Подвижные игры: «Донеси баночку молока», «Сырная гонка».
- Творческая деятельность:
- Рисование: «Молочная радуга», «Вкусный йогурт».
- Лепка: «Сырные шарики», «Творог в баночке».
- Аппликация: «Молочный завод».
- Речевое развитие:
- Чтение сказок и стихов о молоке (например, «Молочная река» — фольклор, стихи о здоровом питании).
- Составление рассказов: «Мой любимый молочный продукт», «Как я помогал делать творог».
- Отгадывание загадок о молочных продуктах.
- Взаимодействие с родителями:
- Памятки: «10 идей, как разнообразить молочное меню».
- Совместное приготовление дома простого молочного блюда (например, творожной запеканки) и фотоотчёт.
- Мастер-класс «Домашний йогурт».
Этап 3. Заключительный (2–3 дня)
- Выставка детских работ («Молочное творчество»).
- Итоговое занятие-праздник «Молочный карнавал»: викторины, конкурсы, дегустация (с учётом аллергий и предпочтений).
- Вручение «Молочных грамот» за активность.
- Подведение итогов: сравнение анкет до и после проекта, анализ изменений в отношении к молочным продуктам.
- Создание альбома «Наше молочное путешествие».
9. Ожидаемые результаты
- Дети знают основные молочные продукты и могут назвать их свойства.
- Понимают, почему молоко полезно для здоровья.
- Проявляют интерес к дегустации новых молочных блюд.
- Могут рассказать, как молоко попадает к нам на стол.
- Используют в речи термины: «кальций», «творог», «кефир», «сыр», «ферма», «завод».
- Родители активнее включают молочные продукты в домашний рацион.
10. Продукты проекта
- Фотоальбом «Наше молочное путешествие».
- Коллекция детских рисунков и поделок.
- Видеоотчёт о опытах и празднике.
- Памятки для родителей.
- Картотека дидактических игр по теме.
11. Ресурсы
- Наглядные пособия (картинки, муляжи, упаковки).
- Материалы для опытов (молоко, уксус, пищевые красители, стаканы, ложки).
- Художественные материалы (краски, пластилин, цветная бумага).
- Аудио- и видеоматериалы (короткие ролики о ферме и заводе).
- Литературные источники (сказки, стихи, загадки о молоке).
12. Перспективы развития
- Расширение темы: «Молочные традиции разных народов».
- Цикл занятий о других полезных продуктах (фрукты, овощи, злаки).
- Создание мини-музея «Здоровое питание» в группе.
Список литературы:
Для педагогов:
- Баранова С. В. «Здоровое питание дошкольников: методические рекомендации». — М.: Сфера, 2020.
- Кузнецова М. Н. «Формирование культуры здорового питания у дошкольников». — М.: ТЦ Сфера, 2019.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (актуальная редакция).
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2023.
Для чтения детям:
- Барто А. Л. «Молоко». — М.: Детская литература, 2018.
- Михалков С. В. «Дядя Стёпа» (эпизод о молоке). — М.: Малыш, 2021.
- Русские народные сказки: «Крошечка-Хаврошечка» (упоминание молока). — Изд. варьируется.
- Бианки В. В. «Латка». — М.: Мелик-Пашаев, 2020.
- Стихи и загадки о молоке и молочных продуктах из сборника «Весёлое здоровье» (сост. Е. А. Пермяк). — М.: АСТ, 2019.
Наглядные материалы и интернет-ресурсы:
- Плакаты «Полезные продукты», «Откуда приходит молоко» (издательства «ГНОМ», «Весна-Дизайн»).
- Мультфильмы: «Про молоко» (серия из «Смешариков»), «Как корова на ферме даёт молоко» (образовательные ролики для детей).
- Сайт «Здоровое питание.рф» (раздел для родителей и педагогов).
- Образовательные платформы: «Разумейкин», «Чудо-юдо» (игры и задания о продуктах питания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект "Путешествие в молочную страну". Материалы для проведения занятия-эксперимента о свойствах молока.
Дети часто задают много разных вопросов, и,порой, мы сами, взрослые, не можем сразу дать маленьким почемучкам ответы на их вопросы. "Почему молоко белое?" и "Откуда на молоке пенка?" - ...
Защита проекта «Молоко и молочные продукты» Развлечение «Пейте дети, молоко»
Вкусный праздник – праздник Молока!...

Исследовательско-творческий проект "Откуда берётся молоко?"
Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой молока и молочных продуктов, пониманию значимости молока в питании растущего детского организма.Эта работа осуществля...

Проект "Польза молока и молочных продуктов"
Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека. Гипотеза: если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную ...
Проект "Польза молока и молочных продуктов"
Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека.Гипотеза: если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную ис...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " ПЕЙТЕ ДЕТИ МОЛОКО, БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ!"
Исследовательско-творческий среднесрочный проектТема: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»Средняя группа «Звездочки»...
