Проект «Огонь – не игрушка»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Огонь — неотъемлемая часть жизни человека, но он же представляет серьёзную опасность при неосторожном обращении. Дети 3–4 лет особенно уязвимы: их любознательность и тяга к экспериментам часто приводят к опасным ситуациям.
По статистике, значительная часть пожаров возникает из‑за детской шалости с огнём. В силу возраста малыши не осознают последствий своих действий, не умеют правильно реагировать на возгорание и не знают, как позвать на помощь.
Дошкольный возраст — ключевой период для формирования основ безопасного поведения. Именно в этом возрасте дети начинают активно осваивать окружающий мир, и важно с самого начала заложить у них понимание: огонь — это не игрушка, а источник потенциальной опасности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Республика Бурятия
Проект «Огонь – не игрушка»
Вторая младшая группа
Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель
высшей квалификационной категории
с. Кабанск
2025г.
1. Актуальность
Огонь — неотъемлемая часть жизни человека, но он же представляет серьёзную опасность при неосторожном обращении. Дети 3–4 лет особенно уязвимы: их любознательность и тяга к экспериментам часто приводят к опасным ситуациям.
По статистике, значительная часть пожаров возникает из-за детской шалости с огнём. В силу возраста малыши не осознают последствий своих действий, не умеют правильно реагировать на возгорание и не знают, как позвать на помощь.
Дошкольный возраст — ключевой период для формирования основ безопасного поведения. Именно в этом возрасте дети начинают активно осваивать окружающий мир, и важно с самого начала заложить у них понимание: огонь — это не игрушка, а источник потенциальной опасности.
2. Проблема
У детей второй младшей группы:
- отсутствуют системные знания о природе огня и его свойствах;
- нет чёткого представления о потенциальной опасности огня;
- не сформированы навыки безопасного поведения в быту;
- отсутствует понимание алгоритма действий при возникновении пожара;
- наблюдается склонность к манипуляциям с потенциально опасными предметами (спички, зажигалки).
3. Гипотеза
Если в доступной и игровой форме познакомить детей второй младшей группы с основами пожарной безопасности, сформировать представление об опасности огня и научить простейшим правилам поведения при возгорании, то это:
- снизит риск возникновения опасных ситуаций по вине детей;
- сформирует осознанное отношение к огню как к источнику потенциальной опасности;
- заложит фундамент культуры безопасного поведения с раннего возраста;
- повысит компетентность родителей в вопросах обучения детей правилам пожарной безопасности.
4. Цель проекта
Сформировать у детей второй младшей группы первичные представления об опасности огня и основных правилах пожарной безопасности через игровую деятельность и совместное взаимодействие с родителями.
5. Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «огонь», его свойствами и назначением;
- дать представление о том, что огонь может быть полезным и опасным;
- сформировать знание о запрете игр со спичками и другими источниками огня;
- познакомить с номером телефона пожарной охраны «01»;
- научить простейшим действиям при возникновении возгорания (позвать взрослого, покинуть помещение).
Развивающие:
- развивать внимание, память и речь в процессе обсуждения темы пожарной безопасности;
- обогащать словарный запас (слова: огонь, пожар, спички, пожарный, огнетушитель, пожарная машина);
- развивать умение слушать и воспринимать информацию.
Воспитательные:
- воспитывать осторожное отношение к источникам огня;
- формировать чувство самосохранения;
- стимулировать желание соблюдать правила безопасности;
- воспитывать уважение к профессии пожарного.
6. Участники проекта
- дети второй младшей группы (3–4 года);
- воспитатели группы;
- родители воспитанников.
7. Сроки реализации
Краткосрочный проект — 2 недели.
8. Этапы реализации
Этап 1. Подготовительный (2 дня)
- подбор наглядного материала (картинки, плакаты, игрушки);
- подготовка художественной литературы по теме;
- разработка конспектов занятий и досуговых мероприятий;
- создание предметно-развивающей среды (уголок пожарной безопасности);
- информирование родителей о начале проекта.
Этап 2. Основной (8 дней)
- Познавательная деятельность:
- беседы: «Что такое огонь?», «Почему нельзя играть со спичками?», «Кто такие пожарные?»;
- рассматривание иллюстраций о пожарной безопасности;
- просмотр мультипликационных роликов по теме (с соблюдением норм СанПиН);
- знакомство с пожарной машиной и оборудованием пожарных.
- Речевая деятельность:
- чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар»; потешки о пожаре;
- разучивание коротких стишков и потешек о безопасности;
- отгадывание загадок на тему «Пожарная безопасность».
- Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Что можно/нельзя делать с огнём», «Найди пожарный предмет»;
- сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Вызов пожарной охраны»;
- подвижные игры: «Огненное кольцо», «Спасаемся от огня».
- Продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Огонь»;
- аппликация «Пожарная машина»;
- лепка «Спички — не игрушка».
- Взаимодействие с родителями:
- консультация «Как объяснить ребёнку опасность огня»;
- памятки с правилами пожарной безопасности для дома;
- совместное изготовление поделок на тему проекта.
Этап 3. Заключительный (2 дня)
- итоговое занятие «Мы знаем правила безопасности»;
- выставка детских работ «Огонь — наш друг, огонь — наш враг»;
- вручение сертификатов участникам проекта;
- анкетирование родителей об эффективности проекта;
- подготовка отчёта о реализации проекта.
9. Предполагаемые результаты
Для детей:
- сформировано первичное представление об опасности огня;
- усвоены простейшие правила пожарной безопасности;
- знает номер телефона пожарной охраны «01»;
- умеет позвать на помощь взрослого в случае опасности;
- проявляет осторожность при виде источников огня.
Для родителей:
- повышена компетентность в вопросах обучения детей пожарной безопасности;
- освоены методы безопасного обустройства жилого пространства;
- сформирована готовность к совместной работе с ДОУ по вопросам безопасности детей.
Для педагогов:
- систематизирован опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста;
- пополнена предметно-развивающая среда по теме пожарной безопасности.
10. Продукт проекта
- выставка детских рисунков и поделок «Огонь — друг и враг»;
- альбом детских работ «Правила пожарной безопасности»;
- памятка для родителей «Безопасность ребёнка дома»;
- фотоотчёт о проведении проекта;
- презентация проекта для педагогического коллектива.
11. Ресурсное обеспечение
- наглядный материал (плакаты, картинки, макеты);
- художественная литература по теме;
- дидактические и настольно-печатные игры;
- материалы для творческой деятельности (бумага, краски, клей, пластилин);
- мультимедийное оборудование (для просмотра обучающих роликов);
- методические рекомендации по пожарной безопасности для ДОУ.
Список литературы
1. Художественная литература для чтения с детьми
- Маршак С. Я. «Кошкин дом».
- Маршак С. Я. «Пожар».
- Чуковский К. И. «Путаница».
- Цыферов Г. М. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке».
- Волынский Л. «Жил на свете слонёнок».
- Русские народные потешки и песенки о пожаре (подборки в детских сборниках фольклора).
- Короткие стихи и загадки о пожарной безопасности (из сборников детской познавательной литературы).
2. Методическая литература для педагогов
- Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
- Дерябина С. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности». Цикл занятий для младших дошкольников.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Разделы о бытовых опасностях.
- Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по формированию представлений о безопасности». Для младших групп.
- Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений». Фрагменты о природе огня.
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО). Разделы: социально-коммуникативное развитие, безопасность.
3. Наглядно-дидактические материалы
- Серии картинок и карточек: «Опасные предметы дома», «Профессии. Пожарный», «Что горит, что не горит».
- Плакаты и стенды по пожарной безопасности для дошкольных учреждений (издательства «Сфера», «Детство-Пресс»).
- Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (пожарная безопасность), «Можно — нельзя», «Что нужно, чтобы потушить пожар?».
- Альбомы и раскраски: «Правила пожарной безопасности для малышей».
4. Электронные ресурсы и медиа
- Мультфильмы серии «Аркадий Паровозов» (эпизоды о пожарной безопасности).
- Мультфильмы серии «Уроки тётушки Совы» (эпизоды о горячих предметах и огне).
- Аудиозаписи: детские песни и стихи о пожарной безопасности (например, «Песенка о пожарных»).
- Интерактивные презентации для младших групп: «Спички детям не игрушки», «Кто такие пожарные?».
5. Материалы для работы с родителями
- Памятки и буклеты: «Правила пожарной безопасности в семье», «Как объяснить ребёнку опасность огня».
- Консультации для родителей: «Формирование навыков безопасного поведения у детей 3–4 лет».
- Сценарии совместных мероприятий: «Семейный квест по безопасности», «Конкурс рисунков „Огонь — друг или враг?“».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...

Проект "Огонь - наш друг, огонь - наш враг"
Здесь представлен проект разработанный для подготовительной группы, а также тематическо- календарный план и итог проекта развлечение "Огонь- наш друг, оонь наш- враг"....

Психологический проект "Огонь-друг, Огонь-враг".
Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня....

Проект "Огонь друг,огонь-враг"
Социальное партнёрство педагогов.родителей по формированию у детей страшего дошкольного возраста правил ППБ в проектной деятельности...

Педагогический проект «Огонь - не игрушка!»
Согласно данным статистики МЧС, из-за детских шалостей возникает каждый 6-7 пожар, около шестидесяти процентов пострадавших от пожаров - дети, в большинстве случаев - дошко...

