Проект «Огонь – не игрушка»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Огонь — неотъемлемая часть жизни человека, но он же представляет серьёзную опасность при неосторожном обращении. Дети 3–4 лет особенно уязвимы: их любознательность и тяга к экспериментам часто приводят к опасным ситуациям.

По статистике, значительная часть пожаров возникает из‑за детской шалости с огнём. В силу возраста малыши не осознают последствий своих действий, не умеют правильно реагировать на возгорание и не знают, как позвать на помощь.

Дошкольный возраст — ключевой период для формирования основ безопасного поведения. Именно в этом возрасте дети начинают активно осваивать окружающий мир, и важно с самого начала заложить у них понимание: огонь — это не игрушка, а источник потенциальной опасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogon_ne_igrushka_2ml_gr.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Проект «Огонь – не игрушка»

Вторая младшая группа

Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель

                                                                высшей квалификационной категории

с. Кабанск

2025г.

1. Актуальность

Огонь — неотъемлемая часть жизни человека, но он же представляет серьёзную опасность при неосторожном обращении. Дети 3–4 лет особенно уязвимы: их любознательность и тяга к экспериментам часто приводят к опасным ситуациям.

По статистике, значительная часть пожаров возникает из-за детской шалости с огнём. В силу возраста малыши не осознают последствий своих действий, не умеют правильно реагировать на возгорание и не знают, как позвать на помощь.

Дошкольный возраст — ключевой период для формирования основ безопасного поведения. Именно в этом возрасте дети начинают активно осваивать окружающий мир, и важно с самого начала заложить у них понимание: огонь — это не игрушка, а источник потенциальной опасности.

2. Проблема

У детей второй младшей группы:

  • отсутствуют системные знания о природе огня и его свойствах;
  • нет чёткого представления о потенциальной опасности огня;
  • не сформированы навыки безопасного поведения в быту;
  • отсутствует понимание алгоритма действий при возникновении пожара;
  • наблюдается склонность к манипуляциям с потенциально опасными предметами (спички, зажигалки).

3. Гипотеза

Если в доступной и игровой форме познакомить детей второй младшей группы с основами пожарной безопасности, сформировать представление об опасности огня и научить простейшим правилам поведения при возгорании, то это:

  • снизит риск возникновения опасных ситуаций по вине детей;
  • сформирует осознанное отношение к огню как к источнику потенциальной опасности;
  • заложит фундамент культуры безопасного поведения с раннего возраста;
  • повысит компетентность родителей в вопросах обучения детей правилам пожарной безопасности.

4. Цель проекта

Сформировать у детей второй младшей группы первичные представления об опасности огня и основных правилах пожарной безопасности через игровую деятельность и совместное взаимодействие с родителями.

5. Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с понятием «огонь», его свойствами и назначением;
  • дать представление о том, что огонь может быть полезным и опасным;
  • сформировать знание о запрете игр со спичками и другими источниками огня;
  • познакомить с номером телефона пожарной охраны «01»;
  • научить простейшим действиям при возникновении возгорания (позвать взрослого, покинуть помещение).

Развивающие:

  • развивать внимание, память и речь в процессе обсуждения темы пожарной безопасности;
  • обогащать словарный запас (слова: огонь, пожар, спички, пожарный, огнетушитель, пожарная машина);
  • развивать умение слушать и воспринимать информацию.

Воспитательные:

  • воспитывать осторожное отношение к источникам огня;
  • формировать чувство самосохранения;
  • стимулировать желание соблюдать правила безопасности;
  • воспитывать уважение к профессии пожарного.

6. Участники проекта

  • дети второй младшей группы (3–4 года);
  • воспитатели группы;
  • родители воспитанников.

7. Сроки реализации

Краткосрочный проект — 2 недели.

8. Этапы реализации

Этап 1. Подготовительный (2 дня)

  • подбор наглядного материала (картинки, плакаты, игрушки);
  • подготовка художественной литературы по теме;
  • разработка конспектов занятий и досуговых мероприятий;
  • создание предметно-развивающей среды (уголок пожарной безопасности);
  • информирование родителей о начале проекта.

Этап 2. Основной (8 дней)

  • Познавательная деятельность:
  • беседы: «Что такое огонь?», «Почему нельзя играть со спичками?», «Кто такие пожарные?»;
  • рассматривание иллюстраций о пожарной безопасности;
  • просмотр мультипликационных роликов по теме (с соблюдением норм СанПиН);
  • знакомство с пожарной машиной и оборудованием пожарных.
  • Речевая деятельность:
  • чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар»; потешки о пожаре;
  • разучивание коротких стишков и потешек о безопасности;
  • отгадывание загадок на тему «Пожарная безопасность».
  • Игровая деятельность:
  • дидактические игры: «Что можно/нельзя делать с огнём», «Найди пожарный предмет»;
  • сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Вызов пожарной охраны»;
  • подвижные игры: «Огненное кольцо», «Спасаемся от огня».
  • Продуктивная деятельность:
  • рисование на тему «Огонь»;
  • аппликация «Пожарная машина»;
  • лепка «Спички — не игрушка».
  • Взаимодействие с родителями:
  • консультация «Как объяснить ребёнку опасность огня»;
  • памятки с правилами пожарной безопасности для дома;
  • совместное изготовление поделок на тему проекта.

Этап 3. Заключительный (2 дня)

  • итоговое занятие «Мы знаем правила безопасности»;
  • выставка детских работ «Огонь — наш друг, огонь — наш враг»;
  • вручение сертификатов участникам проекта;
  • анкетирование родителей об эффективности проекта;
  • подготовка отчёта о реализации проекта.

9. Предполагаемые результаты

Для детей:

  • сформировано первичное представление об опасности огня;
  • усвоены простейшие правила пожарной безопасности;
  • знает номер телефона пожарной охраны «01»;
  • умеет позвать на помощь взрослого в случае опасности;
  • проявляет осторожность при виде источников огня.

Для родителей:

  • повышена компетентность в вопросах обучения детей пожарной безопасности;
  • освоены методы безопасного обустройства жилого пространства;
  • сформирована готовность к совместной работе с ДОУ по вопросам безопасности детей.

Для педагогов:

  • систематизирован опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста;
  • пополнена предметно-развивающая среда по теме пожарной безопасности.

10. Продукт проекта

  • выставка детских рисунков и поделок «Огонь — друг и враг»;
  • альбом детских работ «Правила пожарной безопасности»;
  • памятка для родителей «Безопасность ребёнка дома»;
  • фотоотчёт о проведении проекта;
  • презентация проекта для педагогического коллектива.

11. Ресурсное обеспечение

  • наглядный материал (плакаты, картинки, макеты);
  • художественная литература по теме;
  • дидактические и настольно-печатные игры;
  • материалы для творческой деятельности (бумага, краски, клей, пластилин);
  • мультимедийное оборудование (для просмотра обучающих роликов);
  • методические рекомендации по пожарной безопасности для ДОУ.

Список литературы

1. Художественная литература для чтения с детьми

  • Маршак С. Я. «Кошкин дом».
  • Маршак С. Я. «Пожар».
  • Чуковский К. И. «Путаница».
  • Цыферов Г. М. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке».
  • Волынский Л. «Жил на свете слонёнок».
  • Русские народные потешки и песенки о пожаре (подборки в детских сборниках фольклора).
  • Короткие стихи и загадки о пожарной безопасности (из сборников детской познавательной литературы).

2. Методическая литература для педагогов

  • Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  • Дерябина С. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности». Цикл занятий для младших дошкольников.
  • Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Разделы о бытовых опасностях.
  • Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по формированию представлений о безопасности». Для младших групп.
  • Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений». Фрагменты о природе огня.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО). Разделы: социально-коммуникативное развитие, безопасность.

3. Наглядно-дидактические материалы

  • Серии картинок и карточек: «Опасные предметы дома», «Профессии. Пожарный», «Что горит, что не горит».
  • Плакаты и стенды по пожарной безопасности для дошкольных учреждений (издательства «Сфера», «Детство-Пресс»).
  • Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (пожарная безопасность), «Можно — нельзя», «Что нужно, чтобы потушить пожар?».
  • Альбомы и раскраски: «Правила пожарной безопасности для малышей».

4. Электронные ресурсы и медиа

  • Мультфильмы серии «Аркадий Паровозов» (эпизоды о пожарной безопасности).
  • Мультфильмы серии «Уроки тётушки Совы» (эпизоды о горячих предметах и огне).
  • Аудиозаписи: детские песни и стихи о пожарной безопасности (например, «Песенка о пожарных»).
  • Интерактивные презентации для младших групп: «Спички детям не игрушки», «Кто такие пожарные?».

5. Материалы для работы с родителями

  • Памятки и буклеты: «Правила пожарной безопасности в семье», «Как объяснить ребёнку опасность огня».
  • Консультации для родителей: «Формирование навыков безопасного поведения у детей 3–4 лет».
  • Сценарии совместных мероприятий: «Семейный квест по безопасности», «Конкурс рисунков „Огонь — друг или враг?“».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...

Проект "Огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Здесь представлен проект разработанный для подготовительной группы, а также тематическо- календарный план и итог проекта развлечение "Огонь- наш друг, оонь наш- враг"....

Психологический проект "Огонь-друг, Огонь-враг".

Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня....

Проект "Огонь друг,огонь-враг"

Социальное партнёрство педагогов.родителей по формированию у детей страшего дошкольного возраста правил ППБ в проектной деятельности...

Проект "Огонь- наш друг, огонь - наш враг!".

Проектная деятельность в ДОУ....

Проект "Огонь-друг, огонь-враг"

Работа по ЗОЖ "Все о правилах пожарной безопасности"...

Педагогический проект «Огонь - не игрушка!»

      Согласно данным статистики МЧС, из-за детских шалостей возникает каждый 6-7 пожар, около шестидесяти процентов пострадавших от пожаров - дети, в большинстве случаев - дошко...