Проект «Путешествие капельки воды»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В старшем дошкольном возрасте у детей активно формируется экологическое сознание и целостное восприятие мира. Понимание круговорота воды в природе — фундаментальный элемент экологической грамотности, который:
- развивает познавательный интерес к природным явлениям;
- формирует бережное отношение к водным ресурсам;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
- способствует развитию логического мышления через прослеживание причинно‑следственных связей.
В условиях растущего экологического кризиса особенно важно с раннего возраста воспитывать у детей осознанное отношение к воде как к ценному природному ресурсу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Республика Бурятия
Проект «Путешествие капельки воды»
Подготовительная группа
Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель
высшей квалификационной категории
с. Кабанск
2023г.
1. Актуальность проекта
В старшем дошкольном возрасте у детей активно формируется экологическое сознание и целостное восприятие мира. Понимание круговорота воды в природе — фундаментальный элемент экологической грамотности, который:
- развивает познавательный интерес к природным явлениям;
- формирует бережное отношение к водным ресурсам;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
- способствует развитию логического мышления через прослеживание причинно-следственных связей.
В условиях растущего экологического кризиса особенно важно с раннего возраста воспитывать у детей осознанное отношение к воде как к ценному природному ресурсу.
2. Проблема
Многие дети старшего дошкольного возраста:
- имеют фрагментарные, несистематизированные представления о воде и её состояниях;
- не понимают механизма круговорота воды в природе;
- не осознают ценность воды и необходимость её бережного использования;
- затрудняются объяснить простые природные явления (дождь, туман, росу).
Это приводит к поверхностному восприятию природных процессов и недостаточному уровню экологической культуры.
3. Гипотеза
Если в процессе познавательно-исследовательской деятельности дети наглядно увидят и проживут «путешествие капельки воды», то:
- сформируют целостное представление о круговороте воды в природе;
- осознают взаимосвязь различных состояний воды (жидкое, твёрдое, газообразное);
- проявят интерес к экспериментальной деятельности по изучению свойств воды;
- начнут осознанно относиться к экономии воды в повседневной жизни.
4. Цель проекта
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о круговороте воды в природе через познавательно-игровую деятельность.
5. Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с тремя состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное);
- сформировать представления о процессе испарения, конденсации и осадков;
- обогатить словарный запас терминами: испарение, конденсация, осадки, круговорот воды.
Развивающие:
- развивать наблюдательность и познавательный интерес через эксперименты с водой;
- совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать воображение и творческие способности при создании историй о капельке.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу;
- формировать навыки экологически грамотного поведения (экономия воды дома и в детском саду);
- развивать умение работать в команде при выполнении совместных заданий.
6. Участники проекта
- дети старшей/подготовительной группы (5–7 лет);
- воспитатель;
- родители воспитанников;
- музыкальный руководитель (по необходимости).
7. Сроки реализации
Краткосрочный проект — 3–4 недели.
8. Формы и методы работы
Познавательная деятельность:
- беседы о воде и её значении;
- просмотр образовательных мультфильмов и презентаций;
- чтение художественной литературы о воде.
Экспериментально-исследовательская деятельность:
- опыты с замерзанием и таянием воды;
- наблюдение за испарением воды;
- создание мини-модели круговорота воды.
Игровая деятельность:
- дидактические игры («Что бывает из воды?», «Найди пару»);
- сюжетно-ролевые игры («Водопроводчики», «Лаборатория воды»);
- подвижные игры («Капельки и тучки», «Ручеёк»).
Творческая деятельность:
- рисование «Путешествие капельки»;
- лепка «Льдинки и снежинки»;
- аппликация «Дождик идёт».
Взаимодействие с родителями:
- домашние эксперименты с водой;
- создание семейных коллажей «Как мы бережём воду»;
- подготовка костюмов для итогового мероприятия.
9. Этапы реализации
Подготовительный (1–2 дня):
- диагностика знаний детей о воде;
- составление плана проекта;
- подготовка материалов и оборудования;
- информирование родителей о проекте.
Основной (2–3 недели):
- цикл познавательных занятий о воде;
- серия опытов и экспериментов;
- творческие занятия по теме;
- игровые мероприятия;
- совместная работа с родителями.
Заключительный (2–3 дня):
- итоговое мероприятие «Приключения капельки»;
- презентация детских работ;
- подведение итогов, рефлексия;
- оформление выставки «Наш водный мир».
10. Материально-техническое обеспечение
- ёмкости для воды разного объёма;
- морозильная камера/холодильник;
- нагревательные приборы (под контролем взрослого);
- пипетки, шприцы без игл, трубочки;
- красители пищевые;
- бумага, краски, пластилин, клей;
- мультимедийное оборудование;
- дидактические материалы о воде.
11. Ожидаемые результаты
Для детей:
- сформированы представления о круговороте воды в природе;
- знают три состояния воды и условия их изменения;
- могут объяснить простые природные явления, связанные с водой;
- проявляют интерес к экспериментальной деятельности;
- демонстрируют бережное отношение к воде в повседневной жизни.
Для родителей:
- повышена экологическая компетентность;
- установлены партнёрские отношения с детским садом в вопросах экологического воспитания.
Для педагога:
- обогащён методический арсенал по экологическому воспитанию;
- создана развивающая среда по теме проекта.
12. Продукт проекта
- выставка детских работ «Путешествие капельки»;
- мини-музей «Волшебница вода» (коллекция опытов);
- видеопрезентация проекта;
- памятки для родителей «Как учить детей беречь воду».
13. Перспективы развития проекта
- расширение тематики до изучения водоёмов родного края;
- организация акции «Бережём воду вместе» в детском саду;
- создание долгосрочного экологического проекта «Водные ресурсы планеты».
Список литературы
Основные источники (методические пособия и программы)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). — М.: Просвещение, 2023.
Обоснование: задаёт требования к содержанию познавательной деятельности в ДОУ. - Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2022.
Обоснование: содержит рекомендации по экологическому воспитанию и познавательно-исследовательской деятельности. - Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
Обоснование: предлагает систему занятий по ознакомлению дошкольников с природой, включая цикл воды.
Научно-познавательная литература для педагогов
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2020.
Обоснование: включает простые опыты с водой, подходящие для старшей группы. - Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Пособие для дошкольников (старшая группа). — СПб.: Детство-Пресс, 2022.
Обоснование: содержит конспекты занятий и эксперименты по теме «Вода в природе». - Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
Обоснование: даёт методическую основу для формирования представлений о круговороте воды.
Детская познавательная литература (для чтения и иллюстраций)
- Барков А. С. Путешествие капельки. — М.: Настя и Никита, 2023.
Обоснование: доступная для дошкольников сказка о круговороте воды в природе. - Дмитриева Н. Я. Природа. Наблюдаем и изучаем. — М.: АСТ, 2022.
Обоснование: иллюстрированная книга с простыми объяснениями природных явлений. - Толмачёв Ю. А. Вода. Удивительные опыты и эксперименты. — М.: Робинс, 2021.
Обоснование: наглядные эксперименты с водой для детей 5–7 лет. - Шмидт Т. Большая книга экспериментов для школьников. — М.: Эксмо, 2022.
Обоснование: раздел о воде содержит безопасные опыты для дошкольников.
Наглядные и мультимедийные материалы
- Серия образовательных мультфильмов «Смешарики: Пин-код» (эпизоды о воде).
Обоснование: наглядно демонстрирует круговорот воды в доступной для детей форме. - Интерактивные презентации «Путешествие капельки» (ресурсы: infourok.ru, nsportal.ru).
Обоснование: визуальная поддержка занятий, схемы круговорота воды. - Набор карточек «Природные явления» (издательство «Весна-Дидактика»).
Обоснование: иллюстрации состояний воды (пар, лёд, жидкость) для закрепления материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Путешествие маленькой капельки"
Краткосрочный исследовательский проект, реализованный в младшей группе №2....

Познавательно - исследовательский проект Путешествие в страну воды"
Проект разработан для детей средней группы...

Проект "Путешествие голубой капельки" для детей 2-3 лет
Актуальность: Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со...
Проект "Путешествие волшебной капельки"
изучяем различные состояния воды....
Проект "Путешествие Янтарной капельки в страну Занимательных наук"
Проект по экспериментированию....

Краткосрочный проект "Путешествие в мир воды"
Формирование у детей второй младшей группы элементарных культурно-гигиенических навыков...

Проект «Путешествие в мир воды»
Предлагаю вашему вниманию краткосрочный проект, в котором я подробненько описываю все виды деятельности, начиная с утреннего приветствия и заканчивая вечерней прогулкой. Его можно даже использовать в ...