Проект «Путешествие капельки воды»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

В старшем дошкольном возрасте у детей активно формируется экологическое сознание и целостное восприятие мира. Понимание круговорота воды в природе — фундаментальный элемент экологической грамотности, который:

  • развивает познавательный интерес к природным явлениям;
  • формирует бережное отношение к водным ресурсам;
  • расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • способствует развитию логического мышления через прослеживание причинно‑следственных связей.

В условиях растущего экологического кризиса особенно важно с раннего возраста воспитывать у детей осознанное отношение к воде как к ценному природному ресурсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kapelka_vody.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Проект  «Путешествие капельки воды»

Подготовительная группа

Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель

                                                                высшей квалификационной категории

с. Кабанск

2023г.

1. Актуальность проекта

В старшем дошкольном возрасте у детей активно формируется экологическое сознание и целостное восприятие мира. Понимание круговорота воды в природе — фундаментальный элемент экологической грамотности, который:

  • развивает познавательный интерес к природным явлениям;
  • формирует бережное отношение к водным ресурсам;
  • расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • способствует развитию логического мышления через прослеживание причинно-следственных связей.

В условиях растущего экологического кризиса особенно важно с раннего возраста воспитывать у детей осознанное отношение к воде как к ценному природному ресурсу.

2. Проблема

Многие дети старшего дошкольного возраста:

  • имеют фрагментарные, несистематизированные представления о воде и её состояниях;
  • не понимают механизма круговорота воды в природе;
  • не осознают ценность воды и необходимость её бережного использования;
  • затрудняются объяснить простые природные явления (дождь, туман, росу).

Это приводит к поверхностному восприятию природных процессов и недостаточному уровню экологической культуры.

3. Гипотеза

Если в процессе познавательно-исследовательской деятельности дети наглядно увидят и проживут «путешествие капельки воды», то:

  • сформируют целостное представление о круговороте воды в природе;
  • осознают взаимосвязь различных состояний воды (жидкое, твёрдое, газообразное);
  • проявят интерес к экспериментальной деятельности по изучению свойств воды;
  • начнут осознанно относиться к экономии воды в повседневной жизни.

4. Цель проекта

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о круговороте воды в природе через познавательно-игровую деятельность.

5. Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с тремя состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное);
  • сформировать представления о процессе испарения, конденсации и осадков;
  • обогатить словарный запас терминами: испарение, конденсация, осадки, круговорот воды.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность и познавательный интерес через эксперименты с водой;
  • совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать воображение и творческие способности при создании историй о капельке.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу;
  • формировать навыки экологически грамотного поведения (экономия воды дома и в детском саду);
  • развивать умение работать в команде при выполнении совместных заданий.

6. Участники проекта

  • дети старшей/подготовительной группы (5–7 лет);
  • воспитатель;
  • родители воспитанников;
  • музыкальный руководитель (по необходимости).

7. Сроки реализации

Краткосрочный проект — 3–4 недели.

8. Формы и методы работы

Познавательная деятельность:

  • беседы о воде и её значении;
  • просмотр образовательных мультфильмов и презентаций;
  • чтение художественной литературы о воде.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

  • опыты с замерзанием и таянием воды;
  • наблюдение за испарением воды;
  • создание мини-модели круговорота воды.

Игровая деятельность:

  • дидактические игры («Что бывает из воды?», «Найди пару»);
  • сюжетно-ролевые игры («Водопроводчики», «Лаборатория воды»);
  • подвижные игры («Капельки и тучки», «Ручеёк»).

Творческая деятельность:

  • рисование «Путешествие капельки»;
  • лепка «Льдинки и снежинки»;
  • аппликация «Дождик идёт».

Взаимодействие с родителями:

  • домашние эксперименты с водой;
  • создание семейных коллажей «Как мы бережём воду»;
  • подготовка костюмов для итогового мероприятия.

9. Этапы реализации

Подготовительный (1–2 дня):

  • диагностика знаний детей о воде;
  • составление плана проекта;
  • подготовка материалов и оборудования;
  • информирование родителей о проекте.

Основной (2–3 недели):

  • цикл познавательных занятий о воде;
  • серия опытов и экспериментов;
  • творческие занятия по теме;
  • игровые мероприятия;
  • совместная работа с родителями.

Заключительный (2–3 дня):

  • итоговое мероприятие «Приключения капельки»;
  • презентация детских работ;
  • подведение итогов, рефлексия;
  • оформление выставки «Наш водный мир».

10. Материально-техническое обеспечение

  • ёмкости для воды разного объёма;
  • морозильная камера/холодильник;
  • нагревательные приборы (под контролем взрослого);
  • пипетки, шприцы без игл, трубочки;
  • красители пищевые;
  • бумага, краски, пластилин, клей;
  • мультимедийное оборудование;
  • дидактические материалы о воде.

11. Ожидаемые результаты

Для детей:

  • сформированы представления о круговороте воды в природе;
  • знают три состояния воды и условия их изменения;
  • могут объяснить простые природные явления, связанные с водой;
  • проявляют интерес к экспериментальной деятельности;
  • демонстрируют бережное отношение к воде в повседневной жизни.

Для родителей:

  • повышена экологическая компетентность;
  • установлены партнёрские отношения с детским садом в вопросах экологического воспитания.

Для педагога:

  • обогащён методический арсенал по экологическому воспитанию;
  • создана развивающая среда по теме проекта.

12. Продукт проекта

  • выставка детских работ «Путешествие капельки»;
  • мини-музей «Волшебница вода» (коллекция опытов);
  • видеопрезентация проекта;
  • памятки для родителей «Как учить детей беречь воду».

13. Перспективы развития проекта

  • расширение тематики до изучения водоёмов родного края;
  • организация акции «Бережём воду вместе» в детском саду;
  • создание долгосрочного экологического проекта «Водные ресурсы планеты».

Список литературы

Основные источники (методические пособия и программы)

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). — М.: Просвещение, 2023.
    Обоснование: задаёт требования к содержанию познавательной деятельности в ДОУ.
  2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2022.
    Обоснование: содержит рекомендации по экологическому воспитанию и познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
    Обоснование: предлагает систему занятий по ознакомлению дошкольников с природой, включая цикл воды.

Научно-познавательная литература для педагогов

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2020.
    Обоснование: включает простые опыты с водой, подходящие для старшей группы.
  2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Пособие для дошкольников (старшая группа). — СПб.: Детство-Пресс, 2022.
    Обоснование: содержит конспекты занятий и эксперименты по теме «Вода в природе».
  3. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
    Обоснование: даёт методическую основу для формирования представлений о круговороте воды.

Детская познавательная литература (для чтения и иллюстраций)

  1. Барков А. С. Путешествие капельки. — М.: Настя и Никита, 2023.
    Обоснование: доступная для дошкольников сказка о круговороте воды в природе.
  2. Дмитриева Н. Я. Природа. Наблюдаем и изучаем. — М.: АСТ, 2022.
    Обоснование: иллюстрированная книга с простыми объяснениями природных явлений.
  3. Толмачёв Ю. А. Вода. Удивительные опыты и эксперименты. — М.: Робинс, 2021.
    Обоснование: наглядные эксперименты с водой для детей 5–7 лет.
  4. Шмидт Т. Большая книга экспериментов для школьников. — М.: Эксмо, 2022.
    Обоснование: раздел о воде содержит безопасные опыты для дошкольников.

Наглядные и мультимедийные материалы

  1. Серия образовательных мультфильмов «Смешарики: Пин-код» (эпизоды о воде).
    Обоснование: наглядно демонстрирует круговорот воды в доступной для детей форме.
  2. Интерактивные презентации «Путешествие капельки» (ресурсы: infourok.ru, nsportal.ru).
    Обоснование: визуальная поддержка занятий, схемы круговорота воды.
  3. Набор карточек «Природные явления» (издательство «Весна-Дидактика»).
    Обоснование: иллюстрации состояний воды (пар, лёд, жидкость) для закрепления материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Путешествие маленькой капельки"

Краткосрочный исследовательский проект, реализованный в младшей группе №2....

Проект "Путешествие голубой капельки" для детей 2-3 лет

Актуальность: Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со...

Проект "Путешествие волшебной капельки"

изучяем различные состояния воды....

Краткосрочный проект "Путешествие в мир воды"

Формирование у детей второй младшей группы элементарных культурно-гигиенических навыков...

Проект «Путешествие в мир воды»

Предлагаю вашему вниманию краткосрочный проект, в котором я подробненько описываю все виды деятельности, начиная с утреннего приветствия и заканчивая вечерней прогулкой. Его можно даже использовать в ...