Познавательное развитие (Исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зайцева Светлана Аркадьевна

Тема: «Свет повсюду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svet_povsyudu.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Свет повсюду».

Образовательная область: Познавательное  развитие (с окружающим миром/природой)   (Исследовательская деятельность)

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  

« Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

-образовательные: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

-развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

-воспитательные: : Воспитывать аккуратность, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе, самостоятельность, активность.

Словарная  работа: Проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

Форма проведения: игровое занятие.

Предварительная работаЗнакомство с солнечным лучом; объяснение понятия «луч, выходящий из точки».

Оборудование  и материал:

-демонстрационный материалФонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху.

Ход занятия.

Звучит музыка.  ( гимн  Незнайки и его друзей) Незнайка летит на воздушном шаре. Приземляется.

Незнайка.  Ой, где это я? Что это за место такое?  Куда, я попал?

Ответы детей

Незнайка.  А вы кто такие?

Ответы детей

Незнайка.  Ребята, здравствуйте! Вы меня узнали?

Ответы детей

Незнайка.  Каким то чудесным образом я оказался у вас в д/с. Хоть и зовут меня Незнайкой, но я очень хочу всё знать и всему научиться, вы мне, в этом поможете? Я так люблю путешествовать, а вы любите?

Ответы детей

Незнайка.  Предлагаю вам отправиться в интересное увлекательное путешествие на воздушных шариках в волшебный  — «Солнечный городок.» Хотите побывать там? (ответы)

Надуваем шарики

Воздух мягко набираем

Шарик красный надуваем

Пусть летит он к облакам

Помогу ему я сам!

Желтый, красный, голубой.

Выбирай себе любой. (Незнайка раздает шары)

Звучит музыка. Светоэффект. Гаснет. (Слайд со звездами, луной)

Незнайка.  Ребята, что сейчас освещает наш путь?  (звезды, луна)

Ответы детей

Звезд на небе очень много! Они очень далеко, поэтому не греют нас, но зато  дарят нам ночью свой …..(свет).

А Луна? (Луна тоже источник света, который помогает людям видеть в темноте)

Ответы детей

Незнайка.  Ребята, вот мы и прилетели в Солнечный город. В этом городе живут такие же мальчики и девочки, как вы, только маленького роста – малыши и малышки.

Интересно, почему городок называется Солнечным?

Ответы детей

Слайд с солнцем.

Незнайка.  Здесь все залито ярким солнечным светом, а лучи такие длинные и теплые, а еще они волшебные. Почему их называют волшебными?

Ответы детей

Правильно, солнце нам дарит не только тепло, но и много, много света!

Ой, ребята, смотрите какая красивая коробка,  очень интересно, что же в ней? А вам интересно? Как вы думаете, что в коробке? А коробка – то не простая. В ней есть отверстие, но я ничего не вижу. Посмотрите ребята, в это отверстие. Может, вы увидите, что лежит в коробке.

Смотрят дети, ничего не видят.

Незнайка.  - Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).

Ответы детей

Незнайка.  Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик. (рассматривают, называют, рассуждают для чего нужен фонарик).

Ответы детей

Незнайка.  А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

В коробке картинка: любая

Незнайка.  - Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

Ответы детей

Незнайка.  - Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.

Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке)

-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)

Ответы детей

-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)

Ответы детей

- На что похож свет от фонариков

Ответы детей

-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

Ответы детей

Незнайка предлагает лечь и поиграть в «Солнечных зайчиков»

Незнайка.  Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)

-Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)

Ответы детей

Подходит к столу с разными предметами

Незнайка.   -Посмотрите, что это за предметы, ребята (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги)

Незнайка.  -Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)

Проводим опыты:

Незнайка.  -Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку?

Ответы детей

Дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.

Незнайка.  -Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)

-А почему?

Ответы детей

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

Незнайка.  -Через какие предметы свет проходит?

Ответы детей

Незнайка.  -А через какие предметы свет не проходит?

Ответы детей

Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

В путь мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)

Незнайка.  -Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны?

Ответы детей

Незнайка.  -Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика?

Незнайка.  -Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)

Незнайка.  -Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)

Незнайка.  -А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)

Незнайка.  -А как включить свечу? (её надо зажечь)

Опыт

«Что дает больше света?

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают

яркость света.

-Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.

Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). 

Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Незнайка.  Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Незнайка.  Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

Незнайка.  -Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

Ответы детей

Незнайка.  -А почему не стало тени? (нет света)

Ответы детей

Незнайка.  -Значит, бывает тень без света? (нет)

Ответы детей

Незнайка предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Незнайка.  -Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

• «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Ответы детей

Игра «Угадай сказку» по тени

Ребята, вы все большие умницы и на память о нашем путешествии. Наше путешествие закончено, спасибо всем за активное участие в экспериментах. а теперь нам пора возвращаться в группу.(Звучит волшебная музыка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...