Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Беседа с детьми : «Музей старинных вещей» (с вашими экспонатами)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с названиями и предназначением старинных бытовых предметов. Сформировать начальные представления о принципе работы этих предметов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе.
Беседа с детьми : «Музей старинных вещей»
(с вашими экспонатами)
Задачи беседы:
Образовательные:
1. Познакомить детей с названиями и предназначением старинных бытовых предметов
2. Сформировать начальные представления о принципе работы этих предметов.
3. Обогатить активный и пассивный словарь детей новыми словами (экспонат, старинный, дисковый, плеер, кассета, печатная машинка, керосиновая лампа, фитиль, керосин).
4. Научить сравнивать старинные предметы с их современными аналогами, выявляя сходства и различия в функциях и удобстве использования.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, любознательность и стремление узнавать новое об окружающем мире и его прошлом.
2. Стимулировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, умение делать простые выводы.
3. Развивать наблюдательность и внимание при рассматривании деталей предметов.
4. Активизировать речевую активность детей: учить отвечать на вопросы полными предложениями, высказывать свои предположения и аргументировать их.
5. Развивать воображение и фантазию, предлагая представить жизнь людей без привычных современных устройств.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное и бережное отношение к предметам старины как к части культурного наследия.
2. Формировать понимание ценности изобретений и технологического прогресса, который делает жизнь людей удобнее и безопаснее.
3. Прививать интерес к истории своей семьи и страны, желание задавать вопросы взрослым о прошлом.
4. Воспитывать умение слушать собеседника и участвовать в диалоге.
Ход беседы:
Введение:
• "Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в прошлое! Мы окажемся в нашем собственном музее старинных вещей. Как вы думаете, что интересного мы здесь сегодня увидим?"
• "Почему эти вещи называются "старинными"?" (Подвести к пониманию, что они принадлежали нашим предкам, нашим бабушкам и дедушкам, и даже прабабушкам и прадедушкам).
• "Зачем люди собирают и хранят такие старинные вещи?" (Чтобы помнить, как жили люди раньше, как они работали, отдыхали, общались).
Знакомство с экспонатами:
• (Показываем веретено): "Посмотрите, какое чудо! Что это за предмет? Похож на волшебную палочку, но совсем не такая. Это – веретено! А как вы думаете, для чего оно нужно?"
• "Правильно, чтобы из пушистой шерсти или льна делать нитки. Вот представьте, что вот такое веретено было у каждой хозяйки, и ниточка за ниточкой, вот так крутя его, она делала пряжу. А потом из этой пряжи шили одежду, вязали теплые носочки и шарфы. Как вы думаете, это легко?" (Обсудить, что это был долгий и кропотливый труд).
• (Показываем чугунок): "А это что за "пузатый" друг? На что он похож?" (На кастрюлю, горшок). "Это чугунок! И он тоже очень старинный. Как вы думаете, что в нем готовили?"
• "В чугунке раньше готовили самую разную еду: каши, супы, тушили овощи. Его ставили в печку, и там еда томилась, становилась очень вкусной и ароматной. Никаких вам современных плит и микроволновок не было!"
• (Показываем самовар): "А это что за блестящий великан? Кто узнал?" (Самовар). "Правильно, это самовар! А для чего он нужен?"
• "Самовар – это символ русского гостеприимства и семейных чаепитий. В нем кипятили воду для чая. Он стоял в центре стола, и вся семья собиралась вокруг него, чтобы поговорить и выпить вкусного чаю. Сейчас у нас чайники, а раньше был вот такой красавец!"
• (Показываем проигрыватель): "А этот предмет, как думаете, для чего использовался?" (Дети могут предположить, что связан с музыкой). "Верно! Это проигрыватель. А как он называется, вы знаете?" (Если нет, сказать, что это может быть патефон или старый проигрыватель пластинок).
• "Чтобы послушать музыку, раньше нужно было вот такую пластинку поставить на этот диск, и специальная иголочка начинала играть мелодию. Это было настоящее чудо – слушать музыку, которая записана на такой плоской штуке!"
• (Показываем шкатулку): "А это что за загадочная вещица?" (Шкатулка). "Как вы думаете, что в ней хранили?"
• "Шкатулки были разными. В них хранили самые дорогие и важные вещи: украшения, письма, разные мелочи. Были шкатулки очень красивые, украшенные росписью или резьбой, настоящие произведения искусства!"
• (Показываем набор посуды из разных материалов): "Посмотрите, какой у нас интересный набор посуды! Есть тарелки, чашки, может быть, ложки... Из чего они сделаны?" (Попросить детей потрогать и назвать материалы: глина, стекло, металл, может быть, дерево).
• "Раньше посуду делали из того, что было под рукой: из глины, из дерева. А вот стеклянная или металлическая посуда была не у всех, она считалась более дорогой. Сейчас посуды очень много разной, а раньше выбор был меньше."
Обсуждение и сравнение:
• "Ребята, давайте сравним эти старинные вещи с тем, что мы используем дома. Чем они отличаются?" (Поговорить о материалах, размере, как они работают, какое у них назначение).
• "Какая вещь из нашего музея вам понравилась больше всего? Почему?"
• "Что вам показалось самым необычным или удивительным?"
• "Как вы думаете, легко ли было людям жить раньше, без наших современных устройств, например, без микроволновки или музыкальных колонок?"
• "Почему важно сохранять старинные вещи?" (Они помогают нам узнать, как жили люди раньше, какие у них были обычаи, как менялся мир).
Заключение:
• "Сегодня мы с вами побывали в настоящем музее! Мы увидели, как жили наши предки, какие предметы они использовали. Каждая старинная вещь – это как кусочек истории, который рассказывает нам свою удивительную историю."
• "Спасибо вам за такое внимательное путешествие в прошлое!"
Важные моменты для вас:
• Интерактивность: Если дети знакомы с какой-то функцией предмета (например, знают, что самовар для чая), обязательно дайте им высказаться.
• Вовлечение: Задавайте вопросы, чтобы дети сами догадывались о назначении предметов.
• Сравнение: Постоянно проводите параллели с современностью, чтобы детям было легче понять разницу.
• Эмоции: Поощряйте детей выражать свои эмоции – удивление, интерес, восторг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель занятия познавательного цикла (подготовительная группа) "Беседа об осени"
Закреплять знания детей об осени как о времени года. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие осени, как "прекрасной поры". Совершенствовать монологическую речь детей и умение их пользоваться об...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Беседа о весне»
Беседа с детьми о признаках весны. О понимании связи между явлениями неживой природы и жизнью растений и животных....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе ДОУ "В мини-музее Феи Красок"
Закрепление у детей представления о живописи, как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра....
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Беседа о весне»
Конспект занятия...

Конспект ООД по познавательному развитиюв старшей группе Зимующие птицы нашей местности
Тема: Зимующие птицы...

Конспект НОД по познавательному развитиюв старшей группе: конструирование из строительного материала. Тема: «Грузовая машина»
Цель: формировать умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:1. Способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели м...

