Методичекая разработка на тему "Как познакомить детей с русским народным творчеством, предметами старинного русского быта, русским народным фольклором"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

В заветный бабушкин сундук 
Ты загляни, любимый внук: 
Любая вещь из сундука – 
Народной истории строка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-1.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты бабушкиного сундука»

конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (музыка, ручной труд)

в старшей группе общеразвивающей направленности

В заветный бабушкин сундук
Ты загляни, любимый внук:
Любая вещь из сундука –
Народной истории строка.

Цель: ознакомление дошкольников с русским народным творчеством

Задачи:

Образовательные

- познакомить детей с русским народным творчеством, предметами старинного русского быта, русским народным фольклором;

- формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе;

- расширять и закреплять знания и умения в работе с тканью при изготовлении простейшей куклы-оберега;

- продолжать знакомить детей с игровым и песенным народным творчеством;

- закреплять знания детей о народных инструментах;

- закреплять трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Развивающие

- развивать чувство ритма в игре на народных музыкальных инструментах;

- развивать творчество и самостоятельность в изготовлении куклы-оберега;
Воспитательные

- продолжать воспитывать детей на русских народных традициях

Оборудование:

- демонстрационный материал: сундук, лапти, расписной платок, музыкальные инструменты, схема изготовления куклы, схемы для ритмического оркестра;

- раздаточный материал: заготовки для кукол, народные музыкальные инструменты – ложки, трещотки, палочки, вертушка

- ТСО: проектор, компьютер

Ход занятия

Звучит русская народная музыка. Дети вместе с воспитателем входят в зал, становятся в круг.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, судари и сударушки, добро пожаловать! У нас для каждого найдется и словечко, и местечко. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?

Всех привечаем, всех встречаем! По обычаям русским от души поклон вам низкий.

  • Песенка-попевка «Доброе утро»

Музыкальный руководитель: Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое. А поможет нам в этом клубочек.

  • Русская народная Игра «Клубочек»

Музыкальный руководитель: Вот клубочек куда нас завел. Ребята, посмотрите - что это? (ответы детей). Да, это сундук. А для чего он служил раньше? (ответы детей). Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать, волшебные слова. Послушайте, какие: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой замок!» Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами?

Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук

Воспитатель: Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и хранится в нем.

Сейчас посмотрим… (достает из сундука элементы русской народной одежды). Я думаю вам не сложно догадаться, что это (ответы детей) старинная одежда. Вот какое «чудо чудное, диво дивное» хранилось в домах наших предков и радовало всех окружающих. Эти вещи передавались из поколения в поколение. Я предлагаю вам примерить эту одежду.

Дети одевают элементы одежды на себя.

Воспитатель: У нас в сундуке ещё одна интересная вещь (достает лапти). Что же это? Для чего они? Лапти – были самой распространенной обувью на Руси. Лапти плели из лыка, бересты. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. А уже позже стали шить сапоги.

  • Песня «Лапти»

Воспитатель: А это, что за вещь необыкновенной красоты? (ответы детей) Издавна Россия славилась своими платками. Красивый, яркий платок носила и царица и крестьянка. Как его носили? (на голове, на плечах).

Платок надевали по случаю праздника, или торжества, или печали. Меняются времена, но только платок остается лучшим подарком. Ведь платок не просто головной убор, а символ любви и красоты. На Руси, ребята, ни одно народное гулянье не обходилось без нарядного, узорчатого платка. Давайте и мы с вами поиграем с платочками.

  • Игра-хоровод «Платочек»

Музыкальный руководитель: Что же еще хранит волшебный сундук?

Музыкально- дидактическую игра «Угадай, на чем играю?» (Открывает сундук к себе лицевой стороной, а к детям крышкой, получается, как ширма, извлекает звук из разных музыкальных инструментов, дети должны отгадать) Какие молодцы! Все правильно отгадали! Предлагаю вам сыграть на разных музыкальных инструментах.

  • Игра на народных музыкальных инструментах (по схеме)

Музыкальный руководитель: В сундуке хранили не только вещи, но и предметы: для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки, а также…Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку:

Платье носит, а есть не просит.

Всегда послушна,

Но с ней не скучно? (Кукла)

Воспитатель: У вас есть куклы? (ответы детей). А что вы с ними делаете? Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Дочкой, подружкой).

Воспитатель: А теперь ребятки сядем рядком да поговорим ладком.

В старину когда-то время не теряли.

Вечерами зимними много пряли, ткали…

А ещё когда-то куколок крутили.

О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу (показ слайда)

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Куклы никогда не разбрасывались по избе. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и ножниц. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Каждая куколка-оберег мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов. В процессе создания приговаривали «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью». Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Хотите? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь». Что это значит? Для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.

Сейчас я буду рассказывать, последовательность изготовления куклы, вы будете внимательно смотреть и слушать….

  • Изготовление обереговой куклы
  • Сворачиваем лоскут ткани в плотную скрутку (столбик)
  • Перевязываем столбик прочной ниткой и сверху набрасываем ксок светлой ткани.
  • Обозначаем голову – обматываем столбик на уровне шеи.
  • Делаем руки – уголки свисающей ткани закрепляем ниткой.
  • Мастерим юбку и фартук. Одеваем куклу, завязываем поясок.

И помогать вам будет схема последовательности выполнения работы

Воспитатель: Куколки получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть, подарите тому, кому задумали.

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое. Что нового вы сегодня узнали? - Как называются эти куклы? Понравилось ли вам наше путешествие? (ответы детей)

Тогда возьмем наш клубочек и вернемся в настоящее… (Клубочек держит водящий, и все идут за ним змейкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...

Конспект ООД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта....

Знакомство детей с предметами старинного русского быта

Знакомство детей с предметами старинного русского быта...

«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта»....

Конспект занятия для детей 6-7 лет "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, приобщение детей к народным традициям и обычаям....

Презентация к занятию "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"

Демонстрационный материал к интегрированному занятию. Может быть использован, как наглядное методическое пособие для ознакомления детей с предметами старинного русского быта....

Конспект занятия «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»

Конспект занятия «Знакомство детейс предметами старинного русского быта»Цель: продолжать формировать представления детей о жизни и быте русского народа.Задачи:Образовательные:-...