Мастер- класс для педагогов "Туризм, как одна из инновационных форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
Показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для детей дошкольного возраста. Мастер- класс для педагогов позволяет систематизировать представления педагогов о детском туризме как о форме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Педагоги могут познакомиться с детским туризмом, с разными видами туристических узлов и способами их завязывания. Педагоги могут познакомиться с разными способами разведения костра и дать возможность закрепить полученные знания на практике. Повысить компетентность участников мастер- класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Генрих Гейне
Цель : Систематизировать представления педагогов о детском туризме как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Задачи: Познакомить педагогов с детским туризмом. Познакомить участников мастера – класса с разными видами туристических узлов и способами их завязывания. Познакомить педагогов с разными способами разведения костра и дать возможность закрепить полученные знания на практике. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Актуальность Показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для детей дошкольного возраста. Многообразие фор туризма в условиях ДОУ представлено в трех наиболее доступных для детей дошкольного возраста видах: экскурсиях, прогулках, прогулках походах, осуществляемых в основном в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активировать воспитание личности. Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность.
История детского туризма в России В России интерес к путешествиям исторически оказался тесно связан с краеведением. Сведения о прошлом селений, городов и областей, вошли в местные и общерусские летописи. Поэтому мы вправе считать их первыми краеведческими исследованиями в нашей стране. В конце XVII в. Ремизов создает первый русский атлас по этнографии и археологии. Ярым сторонником активного привлечения широких слоев населения к краеведческим исследованиям был В.И. Татищев. В 1760 г. М.В. Ломоносов разослал Академическую анкету, ответы на которую просил направить в Академию наук. М.В. Ломоносов стремился привлечь "малых, особливо крестьянских детей к приискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней". В XIX веке в странах Западной Европы, а также России большую популярность приобретает идея "наглядности" в школьном образовании, сформулированная ещё в пору Песталоцци, а также идеи связанные с развитием творческих способностей ребёнка, как условия успешного обучения. «Природные способности человека, природосообразно развитые элементарно поставленным обучением наблюдению, языку, числу и форме одинаково сказываются на всех отраслях человеческих знаний».
Туризм - это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.
Туризм впервые появился в ДОУ как обязательная часть программы при внедрении ФОП ДО. Экскурсии были в программе всегда, познавательные, досуговые. А вот термин ТУРИЗМ и туристическая деятельность появились только сейчас. И это здорово! Именно в такой реальной жизни решаются многие образовательные задачи. Здесь и тема патриотического воспитания, и физического, и тема дружбы, взаимопомощи. Туризм — особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение
Задачи ФОП ДО: активный отдых (туризм) От 5 до 6 лет Расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий. От 6 лет до 7 лет Обогащать двигательный опыт детей с помощью упражнений основной гимнастики, развивать умения технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические упражнения, осваивать туристские навыки; сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления, туризме, как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристических прогулок и экскурсий.
Содержание образовательной деятельности. От 5 до 6 лет Организует для детей и родителей туристские прогулки и экскурсии. Педагог формирует представления о туризме как виде активного отдыха и способе ознакомления с природой и культурой родного края; оказывает помощь в подборе снаряжения (необходимых вещей и одежды) для туристской прогулки, организует наблюдение за природой, обучает ориентироваться на местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, осторожность в преодолении препятствий; организует с детьми разнообразные подвижные игры во время остановки. От 6 лет до 7 лет Педагог продолжает приобщать детей к здоровому образу жизни: расширяет и уточняет представления о факторах, влияющих на здоровье, способах его сохранения и укрепления, оздоровительных мероприятиях, поддерживает интерес к физической культуре, спорту и туризму, активному отдыху, воспитывает полезные привычки, осознанное, заботливое, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Педагог организует туристские прогулки. Для организации детского туризма педагог формирует представления о туризме, как форме активного отдыха, туристских маршрутах, видах туризма, правилах безопасности и ориентировки на местности
Виды детского туризма: активный отдых конные туры водный туризм экологические лагеря пляжный отдых походы путешествия
Виды туризма: краеведческий — посвящён изучению историко-культурного потенциала страны, её социокультурной среды, особенностей бытовой и хозяйственной деятельности историко-культурный — наиболее широко распространённый вид активного познавательного отдыха, основанный на интересе к природному и историко -культурному наследию во всём его разнообразии эколого-оздоровительный — туризм, обращённый к природе, не наносящий ей ущерба, нацеленный на экологическое образование и просвещение, формирование дружественных отношений с природой, использование её здоровье- формирующих ресурсов. спортивный — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на преодоление разных по трудности препятствий в природной среде (дороги и тропы с различным покрытием, бездорожье, переправы, перевалы, вершины, пороги, каньоны, пещеры) и на искусственном Спортивный туризм невозможен в дошкольном детстве, так как имеет возрастные ограничения, требует профильного обучения и сопряжён с рисками профессионального спорта. рекреационный туризм — прогулки-походы, предполагающие кратковременное пребывание на природе, ознакомление с объектами ближайшего социального окружения, овладение элементарными туристскими навыками.
Работу по детскому туризму осуществляется в три этапа: I этап – подготовительный II этап – практический III этап – заключительный.
Схема подготовки к туристическому походу: На I–ом подготовительном этапе включаем изучение маршрута по плану, чтение книг о природе, об обитателях леса, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, разучивание стихов, загадок, дидактические игры, повторение правил «туристят». II-ой практический этап – это сам поход. В пути используем все встречающиеся естественные препятствия, проводим наблюдения за объектами живой и не живой природы, играем в дидактические игры и подвижные игры, собираем природный материал. Насладившись чистотой воздуха, налюбовавшись красотой леса, отдохнувшие, мы возвращаемся обратно в детский сад. III-ий заключительный этап -это подведение итогов: обсуждаем увиденное в походе. Свои впечатления дети отражают в рисунках, поделках из природного материала.
В .: 1,2,3,4 Кто шагает с рюкзаком? Д .: Мы – туристы! В .: Кто со скукой не знаком? Д .: Мы – туристы! В .: Кто в дороге целый день? Д .: Мы туристы! В. : Кто не знает слово лень? Д. : Мы туристы! В .: Эй, коллеги! Д .: Тверже шаг. В .: Что турист берет в дорогу? Д .: Песню, ложку и рюкзак! В .: Кто отстал? Д .: Не отставай! В .: Кто устал? Д .: Не унывай! В .: Кто идти захочет с нами? Д .: Нас скорее догоняй! -На месте стой - раз, два! Речёвка:
Вязание узлов: Рифовый: Мгновенно развязывается. Шнурки ботинок вы, скорее всего, вяжете «на бантик». Рифовый — это своего рода «полубантик».
Прямой узел (рифовый узел) в туризме — узел для связывания двух верёвок одинакового диаметра. Чаще всего используется как вспомогательный узел для завязывания утяжки баулов, связывания ткани или пенки, удлинения на короткий срок оттяжки или иной
Проводник Проводник называется так потому, что при его завязывании концы веревки проводят сквозь петлю. Проводник — это настоящий аскет. Он надежен, прост и не требует контролек. Если вместо двух концов вязать его петлей, то петля эта получится жесткой (не будет затягиваться под нагрузкой) и не будет сползать. Единственный его недостаток — очень тяжело развязывается. Временные связки им лучше не делать.
«Австрийский проводник» («петля связиста») — узел, применяемый в туризме для организации точек крепления на верёвке. Назначение : для самостраховки среднего участника в связке на маршруте; как тормозящий узел в связке при передвижении по снегу; для привязывания верёвки к основным и промежуточным креплениям; для временного изолирования перебитой части верёвки в аварийной ситуации
Булинь: Очень мощный узел, который способен удержать от соскальзывания даже натянутую струну. Затягивается почти так же плотно, как и проводник, поэтому развязывается с трудом. Контрольки не нужны.
Встречная восьмерка Внешне похожа на проводник, но имеет еще один оборот. Благодаря ему восьмерка меньше перетирает веревку при нагрузках, поэтому этот узел считается одним из самых надежных. С его помощью можно также связывать две веревки. Контролек не требует.
Как развести огонь:
Формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В глазах родителей современный детский сад - это надежный помощник в воспитании и развитии детей. В связи с этим одной из актуальных проблем педагогического коллектива становиться включение семьи в процесс воспитания здорового ребенка-дошкольника. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются: Родительские собрания Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы Дни открытых дверей Домашние задания Совместный просмотр видеофильмов Передача опыта семейного воспитания Комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье Выпуск газеты
Вывод: В физкультуре на первом месте мы всегда ставим оздоровительную задачу, следовательно, ценность занятий туризмом в оздоровлении ребенка можно сформулировать так: дети занимаются на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве; основных видов движений – ходьба, бег, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии. Кроме этого, такие занятия имеют и образовательную, в туризме познавательную, ценность: знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, у них формируются обобщенные представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об ее охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и зависимостях.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные подвижные игры"
Мастер-класс для педагогов и воспитанников ДОУ....
Родительского собрания в нетрадиционной форме «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».
Предлагаю вам план проведения родительского собрания в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада на тему «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»....

проект «Туристический поход как форма приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезн...

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ» подготовительная к школе группа №10 «Почемучка»
В дошкольной педагогике:•КГН- это навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.Л. Нюканен:•КГН- это доведённое до автома...

Мастер-класс для педагогов «Туризм- одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Геокешинг в условиях ДОУ»
Мастер-класс для педагогов «Туризм- одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Геокешинг в условиях ДОУ»...
«Туризм — одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен детскому туризму, его значению в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.Сегодня, как показывает статистика, наблюдает...

Доклад на педсовет «Родительский клуб как эффективная форма приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Успешность работы педагога дошкольной образовательной организации определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с роди...
