Общесадиковский проект «Дидактическая игра как способ организации познавательной деятельности»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Общесадиковский проект «Дидактическая игра как способ организации познавательной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_didakticheskie_igry.docx128.78 КБ

Предварительный просмотр:

Общесадиковский проект

«Дидактическая игра как способ организации познавательной деятельности»

C:\Users\User\Desktop\

Лунёва И.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Шерстнёва Е.С., воспитатель

Дидактическая игра - это многоплановое,

сложное педагогическое явление

она является и игровым методом обучения

и самостоятельной игровой деятельностью,

и средством всестороннего воспитания

личности ребенка.

А. К. Бондаренко

Тип проекта: познавательно-игровой.

Сроки реализации: #1075;. по #1075;.

Участники: дети, воспитатели.

Возраст детей: от 2 до 7 лет.

Актуальность проекта:

Игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей. В дидактических играх ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Задача по расширению компетенции педагогов ДОУ в организации игровой деятельности дошкольников стоит в данном учебном году перед педагогами нашего ДОУ.

Цель проекта: развитие познавательной активности посредством дидактической игры.

Задачи проекта:

Образовательные:

-формировать у детей познавательную и исследовательскую активность;

-обучать разным видам дидактических игр.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук, внимание, пространственное мышление, сенсорные способности;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

-способствовать формированию стремления самостоятельно решать поставленную задачу, трудолюбия;

- воспитывать желание договариваться друг с другом для решения задач, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, и т. д.

Формы и методы работы:

-объяснение правил игры;

-игровые приемы;

-обсуждение;

-художественное слово;

-словесные пояснения, напоминания;

-анализ и оценка игры;

-индивидуальная, коллективная игра.

Этапы реализации проекта:

1этап. Организационно-подготовительный (с по )

-подбор и анализ методической, научно-популярной литературы;

-подбор методических пособий и дидактических игр;

-создание условий для эффективного использования игр;

-разработка плана реализации проекта.

2 этап. Основной (с 01. 10. 2025 по )

-реализация проектных мероприятий.

3 этап. Заключительный

-оформление результата: презентация дидактической игры собственной

разработки на педагогическом часе.

План реализации проекта. Основной этап.

Возра-

стная

группа

Совместная деятельность воспитателя с детьми

РППС

Методическая работа

Октябрь

1 неделя «Домашние животные»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Чей хвост?»

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук.

(Надо подобрать хвост животного и прикрепить его).

«Один-много»

Цель: обогащать словарь детей существительного числа.

«Кто как детеныша зовет?»

Цель: учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей.

(Включается аудиозапись звуков голосов животных, ребенок называет животное и говорит кого животное зовет).

«Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление, закреплять обобщающие понятия.

«Собери семью»

Цель: закреплять название семьи (мама, папа, детёныш) у домашних животных и птиц.

«Кто самый нужный?»

Цель: закреплять знания о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Контроль (в начале месяца): включение дидактических игр в календарно-тематическое планирование.

Контроль (в конце месяца): наличие дидактических игр в центрах развития.

Подбор и изготовление дидактического материала и игр.

2 неделя «Все профессии важны»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Оденем куклу на работу»

Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека.

«Чья машина?»

Цель: знакомить детей с некоторыми профессиями и транспортом, необходимым для их работы.

(Дети выбирают картинки людей: врач, пожарный, полицейский, водитель и в группе находят транспорт, необходимый для данной профессии).

«Кто на фото?»

Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

«Что лишнее?»

Цель: развивать логическое мышление.

(Ребенок убирает один предмет или карточку, не относящийся к этой профессии).

«Кто где работает?»

Цель: уточнять представление детей о том, где работают люди разных профессий.

(Сюжетную картинку места работы совместить с картинкой человека этой профессии).

«Логическое лото»

Цель: закрепить название оборудования, техники, необходимой людям этой профессии.

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

3 неделя «Хлеб всему голова»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Пирожки от Маши»

Цель: продолжать знакомство с величиной.

(Дети раскладывают пирожки двух размеров в две корзинки: большую и маленькую).

«В гостях у бабушки»

Цель: развивать тактильные ощущения, сознательному ощупыванию, анализу и запоминанию полученных ощущений.

(Воспитатель-бабушка показывает детям зерно, муку, тесто. Дети ощупывают и повторяют название, катают из теста колобки).

«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в последовательности этапов выращивания хлеба.

(Выкладываются карточки с ошибкой).

«Кому что нужно для работы»

Цель: расширять представления детей о профессиях людей, участвующих в выращивании хлеба.

(К картинкам с «хлебными» профессиями, надо подобрать картинки что им нужно для работы. Сеяльщик-зерно, сеялка; мельник-мельница, зерно и т. д.).

«Что сначала, что потом»

Цель: уточнять и расширять знания детей по теме. Развивать умение выстраивать причинно-следственные связи.

(Детям предлагается выложить схемы: как хлеб на стол пришел, как изготавливают хлебобулочные изделия и т. д.).

«Разложи блинчики»

Цель: развивать восприятие величины, глазомер, зрительное восприятие.

(Дети расставляют цифры от1 до10 на карточке, где нарисованы блины разного размера (увеличение, уменьшение).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

4 неделя «Москва-столица нашей Родины»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Проведи Катю к дому»

Цель: учить продевать шнурок в отверствия. Развивать мелкую моторику рук.

«Звуки парка»

Цель: развивать слуховое внимание.

(Включается аудиозапись звука, а дети определяют кто это или что это и находят картинку. Н-р: лает собака, ворона каркает, кошка мяукает и т. д.).

«Исправь ошибку»

Цель: развивать логическое мышление.

(Красноярск-столица России; цвета флага России-красный, синий, зеленый; в Москве протекает река Енисей и т. д.).

«Собери картинку»

Цель: учить составлять целое из частей.

(Картинки-достопримечательности Москвы).

«Найди ошибку»

Цель: упражнять в умении анализировать изображение, выделять характерные черты. Части и особенности объекта.

(Рассматривая картинку, определить недостающую или лишнюю деталь, фрагмент).

«Узнай наш флаг, герб»

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, гербе, научить узнавать среди флагов, гербов других стран.

(Предлагаются карточки флагов и гербов разных стран ).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Ноябрь

1 неделя «Красноярск-город, в котором я живу»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Домики и елочки»

Цель: учить детей чередовать предметы в определенной последовательности.

(Воспитатель показывает домик и ёлочку, рассматривают их, потом начинает выстраивает ряд: домик, елочка, домик и т. д. и просит продолжить).

«Разложи»

Цель: учить группировать предметы по цвету.

(Домики, деревья, птички – красные, желтые, зеленые).

«Путешествие по нашему микрорайону»

Цель: закреплять знания объектов и достопримечательностей микрорайона и города.

(Разделить фотографии на две группы: город и микрорайон и рассказать об объектах и достопримечательностях своего микрорайона).

«Герб нашего города»

Цель: закреплять знания детей о гербе Красноярска. Продолжать учить собирать целое из частей.

«Лото-Москва, Красноярск»

Цель: закреплять знания детей о достопримечательностях Москвы и Красноярска.

(Дети раскладывают маленькие карточки с достопримечательностями на большие карточки Москва и Красноярск).

«Логическая связь»

Цель: закреплять знания об архитектурных памятниках, достопримечательностях города.

(Найти логическую взаимосвязь между картинками и объединить их в пары: памятники, парки, скверы, музеи и т. д. Уметь обосновать свой выбор).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Подбор и изготовление дидактического материала и игр.

2 неделя «Путешествие на ярмарку народных промыслов»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Составь матрешку»

Цель: закреплять знания детей о русской матрешке; развивать зрительное внимание.

(Собрать матрешки из половинок).

«Парные картинки»

Цель: учить находить одинаковые картинки с изображением народных игрушек; развивать внимание, память.

«Что сначала, что потом»

Цель: закреплять знания детей о последовательности выполнения элементов росписи.

(Ребенок раскладывает карточки в ряд по этапам рисования узора).

«Найди лишнее»

Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность.

«Лото-росписи»

Цель: закрепить знания детей о народных промыслах. Развивать умение анализировать, группировать.

«Художник»

Цель: учить составлять простейшие узоры из декоративных элементов.

(Ребенку предлагается выбрать основу и составить узор из элементов).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

3 неделя «О дружбе и друзьях»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Дружные матрешки»

Цель: учить сравнивать предметы по величине.

(Дружные матрешки хотят потанцевать, надо их построить в хоровод друг за дружкой).

«Дома для друзей»

Цель: учить сравнивать предметы по величине: большой, маленький.

(Предложить расселить животных больших и маленьких в два дома: большой и маленький).

«Волшебный цветок»

Цель: формировать представления-дружба, друзья.

(Воспитатель просит оживить цветок дружбы-прикрепить лепестки. Для этого ребенок говорит, как надо поступать друзьям и прикрепляет лепесток).

«Фотографии друзей»

Цель: создание эмоционально-благоприятных отношений между детьми.

(На столе разложены фотографии детей из группы. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их).

«Поступаем правильно»

Цель: учить детей анализировать поступки людей.

(Предложить разложить карточки на две группы: хорошие поступки и плохие поступки).

«Кто друг?»

Цель: формировать общее представление о поведенческих и эмоциональных факторах, способствующих сохранению дружбы. (Надо отыскать среди карточек с изображением персонажей сказок и мультфильмов друзей и объяснить, почему они друзья).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

4 неделя «Семья. День матери.»

2-3

3-5 лет

5-7 лет

«Помоги маме развешать платочки»

Цель: учить различать цвета и их названия.

(Предложить детям развешать платочки на веревочки определенного цвета).

«Кто живет в моей семье?»

Цель: формировать представления детей о членах семьи.

(Ребенок берет картинку или одевает на пальчик со схематичным изображением лица члена семьи и называет своего члена семьи).

«Подарки»

Цель: воспитывать любовь и уважение к своей семье.

(Воспитатель говорит, что скоро праздник и надо выбрать подарки всем членам семьи. Ребенок выбирает картинку и говорит, кому он делает подарок).

«Помоги бабушке навести порядок»

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям.

(Предметные картинки надо разложить к картинкам членов семьи).

«Кто, что делает?»

Цель: закреплять умение детей называть членов семьи и действия, характерные для них.

(Дети должны собрать картинки-действия каждого члена семьи).

«Семейное путешествие»

Цель: подводить к пониманию, что надо заботиться о своей семье. Учить выделять звук из слова.

(Семья собирает в путешествие вещи, в названии которых есть заданный звук. Ребенок называет слово, берет картинку и кладет в чемодан).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Декабрь

1 неделя «Здравствуй, зимушка-зима!»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Варежка потерялась»

Цель: формировать умение сравнивать предметы, подбирать предметы по тождеству (подобрать пару).

«Что прячется за сугробом?»

Цель: развивать зрительное внимание. Активизировать словарь по теме.

(Воспитатель показывает из-за сугроба, вырезанного из картона, часть предмета, а дети догадываются, что это: санки, снежинка, рукавичка, снеговик и т. д.).

«Что бывает зимой?»

Цель: развитие представления о приметах зимы.

(Дети подбирают к большой карточке «Зима», маленькие карточки с приметами зимы).

«Логические пары»

Цель: развивать логическое мышление.

(Дети соединяют картинки парами по смыслу. Н-р: снеговик-метла, кормушка-птичка, медведь-берлога и т. д.).

«Подбери картинку»

Цель: развивать словарный запас.

(Воспитатель называет действие, а дети находят подходящую картинку-предмет. Падает…, метет…, замерзли…, хрустит…, ударил… и т. д.).

«Найди ошибку»

Цель: закреплять представление о временах года. Развивать связную речь.

(На больших картах зима, весна, лето, осень разложены маленькие карточки-приметы с ошибками, надо найти ошибки и исправить, объяснить).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Подбор и изготовление дидактического материала и игр.

2 неделя «Правила дружелюбной дороги. Транспорт.»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Красный-зеленый»

Цель: учить детей действовать по сигналу.

«Звуки дороги»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух различных транспортных шумов.

(Включается аудиозапись транспортных шумов-машина, самолет, поезд, трамвай. Дети определяют, что это за звук и находят картинку).

«Четвертый лишний»

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению.

«Лото-знаки»

Цель: формировать умение различать и правильно называть дорожные знаки и их назначение.

«Автошкола»

Цель: закреплять знания детей по ПДД.

(Дети рассматривают картинки с дорожными ситуациями, находят ошибки и объясняют их).

«Верно-не верно»

Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.

(Надо разложить парные картинки: зеленый круг- правильное поведение, красный- не правильное).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

3-4 неделя «Весело, весело встретим Новый год»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Наряди ёлочки»

Цель: учить различать величину предмета и различать основные цвета.

(Надо нарядить две ёлочки: высокую ёлочку-красными игрушками, а низкую-желтыми).

«Разбили игрушку»

Цель: развивать способность воспринимать изображение целостно, развивать внимание и мышление.

(Разрезные картинки из 2-3 частей).

«Помогаем Деду Морозу»

Цель: учить сравнивать предметы по величине: большой, маленький.

(Разложить подарки-коробочки: большие и маленькие в две машины: большую и маленькую).

«Найди пару»

Цель: развивать умение сравнивать предметы, употреблять слова «такой же».

«Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление.

«Новогодний мешочек»

Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формировать умения узнавать и называть предметы.

«Что изменилось?»

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание. Память.

(Карточки можно менять местами, заменять, добавлять новые, убирать).

«Разрезные картинки»

Цель: учить собирать целое из частей с новогодней тематикой.

«Наряди ёлочку»

Цель: закреплять умение соотносить количество и число в пределах 10.

(На ёлочку надо повесить столько игрушек, какая цифра на звезде у ёлочки).

«Новогодний сюрприз»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

(Ребенок проходит путь к сюрпризу по ориентирам воспитателя).

«Чего не хватает? Математический квадрат»

Цель: развивать логическое мышление.

(Предлагаются карточки, разделенные на девять клеток с одной пустой. Надо сравнить предметы с новогодней тематикой по вертикали и горизонтали и найти недостающий предмет).

«Найди отличия»

Цель: совершенствовать умение сравнивать и находить различия. Развивать внимание, память.

(Картинки с новогодней тематикой).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Январь

2 неделя «Рождество. Зимние забавы»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Собери снеговика»

Цель: развитие пространственных представлений.

(Детям даётся три круга разного размера и разные детали, чтобы закончить снеговика).

«Собери снежки в ведерки»

Цель: закреплять понятия «большой-маленький».

(Предложить сложить большие снежки в большое ведерко, а маленькие-в маленькое. Материал плоскостной или объемный).

«Логические пары»

Цель: развивать логическое мышление.

(Соединить картинки парами по смыслу: клюшка-шайба, лед-коньки и т. д.).

«Что замела метель»

Цель: развитие внимания, образного мышления.

(По контуру определить предмет и найти карточку: коньки, санки, лыжи, снегокат и т. д.).

«Четвертый лишний»

Цель: развитие логического мышления.

(Н-р: санки, лыжи, скакалка, коньки и т. д.).

«Разрезные картинки»

Цель: учить составлять целое из частей.

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Подбор и изготовление дидактического материала и игр.

3 неделя «Как звери и птицы зимой живут»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Птички на кормушке»

Цель: закреплять понятия «большой-маленький»; активизировать в речи названия зимующих птиц.

(Воспитатель показывает две кормушки: большую и маленькую и предлагает покормить птичек, но на маленькую кормушку прилетят маленькие птички (воробей, синичка, снегирь), а на большую-большие (голубь, ворона, сорока).

«Кого не стало?»

Цель: закреплять название диких животных.

«Кто где живет?»

Цель: развивать мышление, речь.

(Дети подбирают картинку животного и его дом).

«Где какая птица находится?»

Цель: формировать умение узнавать и называть зимующих птиц; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «на», «под», «над».

(На картинке – кормушке дети распределяют зимующих птиц и рассказывают, где они находятся).

«В зимней столовой»

Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам-зимующие, перелетные.

(Воспитатель на картинку-кормушку раскладывает картинки птиц с ошибкой, дети определяют каких птиц не бывает зимой на кормушке).

«Лото «Звери зимой»

Цель: расширять представления о зимовке диких животных, об особенностях их внешнего вида и поведения.

(Предлагаются карточки животных летом и зимой, различные дома животных, что едят. Надо выбрать нужные карточки и разложить их в большую карточку).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

4 неделя «Азбука безопасности для малышей»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Подбери игрушку Катюше»

Цель: учить подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

(Дети объясняют кукле Кате с чем можно играть, а с чем нельзя).

«Пожар»

Цель: закреплять знания детей о пожарной безопасности.

(Выбрать карточки с предметами, от которых может случиться пожар).

«Четвертый лишний»

Цель: обучение детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами, растениями.

(Надо выбрать карточки с изображением опасных предметов, Грибов, ягод и т.д.).

«На прогулке»

Цель: закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.

(Надо найти парные картинки с правильным действием и не правильным во время прогулки во дворе, на даче, в лесу и объяснить поведение).

«Каждой вещи свое место»

Цель: закрепление представлений о правилах безопасного поведения, формирование знаний о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места.

(Каждый ребенок берет одну картинку, они лежат изображением вниз, и кладет на игровое поле (с изображением кухни, комнаты, ванной комнаты)-на место, объясняя свой выбор).

«Так или не так»

Цель: формирование умения детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитание желания соблюдать правила безопасности.

(Под красную карточку положить картинки с изображением опасных ситуаций, по зеленую-не опасных).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Февраль

1 неделя «Обитатели водоёмов»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Плавают рыбки»

Цель: закреплять у детей понятия: «большой, маленький», «далеко, близко».

(Предлагается провести рыбку домой. Большой рыбке далеко до дома плыть, а маленькой-близко).

«Кого не стало»

Цель: развивать внимание, память.

(Выкладываются 2-3 игрушки или карточки обитателей водоемов).

«Четвертый лишний»»

Цель: развивать внимание, логическое мышление; умение объяснять свой выбор.

«Разрезные картинки»

Цель: обогащать и закреплять знание обитателей водоемов.

«Лото- Кто где живет?»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о классификациях разных природных объектах.

(маленькие карточки раскладываются на большие картинки с изображением моря, реки, аквариума).

«Что перепутал художник?»

Цель: закрепить умение узнавать и называть обитателей водоемов.

(Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела обитателей водоемов, другими разрезными картинками дети исправляют ошибки).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Подбор и изготовление дидактического материала и игр.

2 неделя «Научные забавы»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Угадай, чей звук?»

Цель: учить узнавать звучание музыкальных и шумовых инструментов.

(За ширмой воспитатель играет, а дети отгадывают).

«Помоги мышке перебраться на другой берег»

Цель: учить детей исследовать предметы, определять их свойство: тонет, не тонет.

«Отгадай»

Цель: учить узнавать детей разнообразные звуки в природе, быту.

«Разведчики»

Цель: знакомить детей со свойствами зеркала-отражение.

(«Разведчик» становится за угол и с помощью зеркала смотрит, что происходит в группе и рассказывает).

«Волшебные краски»

Цель: учить получать новые цвета.

(Дети берут 2 или 3 карточки с изображением цвета, затем смешивают эти цвета и подбирают карточку с получившимся цветом).

«Что звучит?»

Цель: закрепить умение определять по издаваемому звуку из какого материала сделан предмет: стекло, дерево, бумага, пластмасса).

(За ширмой воспитатель стучит по предмету, а дети определяют из чего он сделан).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

3 неделя «Мы как только подрастем, в армию служить пойдем»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Наша техника»

Цель: закрепить понятия «большой-маленький» и название: самолет, танк, машина.

(Разложить военную технику на две группы по размеру).

«Найди тень»

Цель: развивать внимание, память.

(Надо совместить картинку предмета с его контуром: самолет, танк, грузовая машина, флаг и т. д.).

«Кто служит в армии?»

Цель: закрепление знаний о военных профессиях. Развитие умения соотносить предмет с нужной профессией.

(Подобрать предметные картинки с военными профессиями н-р: самолет-летчик, танк-танкист и т. д.).

«Собери»

Цель: закрепление знаний о военной технике. Учить собирать целое из частей.

«Защити границу»

Цель: закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт и кто на нем работает.

(Надо защитить границу по морю, суше, воздуху. Распределить карточки с изображением военного транспорта на три группы и подобрать к ним карточки с изображением на них людей военных профессий).

«Лото военные профессии»

Цель: закреплять знания детей о разных родах войск; об особенностях военной службы и необходимых предметах для службы.

(Большие карты с изображением людей военных профессий заполняют карточками с изображением предметов для службы).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

4 неделя «Что такое тело? Что оно умеет делать?»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Вымоем куклу»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены.

(Кукла Катя хочет помыться, но что ей нужно не знает. Предлагается из множества предметов выбрать нужные).

«Зачем тебе…»

Цель: расширять представления детей о частях тела, развивать речь, внимание.

(Воспитатель спрашивает: «Что на голове, на лице?» и предлагает выложить на контур головы вырезанные картинки волосы, уши, глаза, нос, рот и рассказывают зачем они нужны).

«Мой день»

Цель: закреплять понятие «режим дня»; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

(Соревнование «Кто быстрей и без ошибки выложит ряд»).

«Подбери картинки»

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.

(Надо выбрать только те картинки, которые помогают ухаживать за телом и сохранять здоровье).

«Полезная и вредная еда»

Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах.

(Надо разложить предметные картинки с изображением продуктов к зеленой карточке-полезные, а к красной-вредные).

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: познакомить с правилами личной гигиены и бережным отношением к своему здоровью; развивать речь.

(Разложить карточки на две группы).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Март

1 неделя «Моя мамочка самая любимая»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Собери бусы для мамы»

Цель: закреплять понятие «большой-маленький», название основных цветов. Воспитывать желание радовать своих близких.

«Помощники»

Цель: воспитывать внимательное отношение к маме, бабушке, стремление им помогать. Закреплять понятие «большой-маленький».

(В большую корзину кладут большие овощи, в маленькую-маленькие).

«Кто что умеет делать?»

Цель: закрепить названия действий и дел, которые выполняют мама, бабушка, дочка.

(Разложить предметные карточки, под картинку мама, бабушка, дочка).

«Помощники»

Цель: воспитание желание помогать маме, бабушке в быту.

(Подобрать предметные картинки чем могут помочь папа, дедушка, дети).

«Кем работают мамы?»

Цель: закрепить название профессий; развивать речь.

(Выбрать карточки профессий, кем работают мамы; предложить рассказать каждому ребенку кем работает его мама).

«Поможем маме постирать белье»

Цель: воспитание желания помогать маме в быту.

(Ребенок раскладывает предметные картинки в стиральные машины, на которых написаны буквы, с учетом наличия звука в слове).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Подбор и изготовление дидактического материала и игр.

Презентация дидактической игры собственной разработки на педагогичес-

ком часе.

2 неделя «Весна. На дорогах города.»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«На крыше выросли сосульки»

Цель: закрепить понятие «большой-маленький», учить чередовать предметы.

(На крыше дома выкладывают сосульки: большая, маленькая и т. д.).

«Светофор»

Цель: закрепить знание цветов светофора.

(Воспитатель поочередно включает светофор, дети называют цвет и объясняют, что должен делать пешеход).

«Приметы весны»

Цель: уточнить представление детей о приметах весны, активизировать речь детей.

(Выбрать карточки с приметами весны и рассказать о них).

«Что везут грузовики?»

Цель: расширять знания детей о видах грузового транспорта, знания геометрических фигур.

(Картинки с различными видами грузового транспорта, а в середине кузова контур геометрической фигуры. Надо совместить геометрическую фигуру того же цвета, что и кузов грузовика).

«Найди ошибки»

Цель: закреплять представление детей о приметах весны и других времен года.

(В разложенных карточках по временам года надо найти ошибку, исправить ее и объяснить).

«Кто быстрей соберет и назовет знак»

Цель: формировать умение различать и называть дорожные знаки и их назначение; собирать целое из частей.

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

3 неделя «Планета Земля-наш общий дом»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Помоги полянке»

Цель: учить детей не мусорить на природе.

(Из картинок выбирают, что растет на полянке, а что является мусором и надо убрать).

«Разноцветный мир»

Цель: развивать интерес к природе, словарный запас; закреплять знание основных цветов.

(Из предметных картинок надо выбрать картинки определенного цвета и назвать их. Н-р: желтый-солнышко, цыпленок, лимон и т. д.).

«Кто где живет?»

Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видах животных (птиц, зверей, насекомых, земноводных).

«Как надо беречь природу»

Цель: воспитание заботливого бережного отношения к природе, к месту, где мы живем.

(Предлагается детям разложить картинки, где изображены ситуации различного отношения к природе на две группы: что хорошо, а что плохо).

«От чего грустит и радуется планета»

Цель: формировать представление о правилах поведения в природе, о том, что на земле живет много живых организмов.

(На два изображения планеты Земля (одно грустное, другое веселое) надо разложить карточки, которые обозначают, что безопасно для природы, а что может навредить).

«Живое и не живое»

Цель: расширение и закрепление представлений о природе, формирование навыка различать живые и не живые объекты и о том, что все в природе взаимосвязано.

(Надо разложить предметные картинки на две группы: живое и не живое, что будет, если… н-р: вырубят леса? и т. д.).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

4 неделя «Волшебный мир театра»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Прятки»

Цель: развивать у детей навык звукоподражания.

(Из окна домика выглядывают по очереди животные, а дети говорят кто в окошке и как он кричит).

«Настроения»

Цель: формировать представление об основных эмоциях, называть их, показывать.

(Воспитатель показывает картинки с героями сказок: зайка плачет, лиса смеётся, колобок улыбается, дети пытаются рассказать какое у них настроение показать их).

«Угадай сказочного героя»

Цель: развивать речь, интонационную выразительность.

(Дети из мешочка достают картинку с изображением сказочного героя, угадывают его и с помощью мимики и жестов показывают его).

«Что такое театр?»

Цель: формировать понятие «театр» и все, что с ним связано.

(Отобрать картинки, которые относятся к театру и объяснить свой выбор).

«Сравни зверят»

Цель: учить детей сравнивать животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

(Воспитатель предлагает две картинки, а дети сравнивают их, рассказывают, чем отличаются, затем показывают. Н-р: мишка и мышка, лиса и заяц, волк и медведь и т. д.).

«Кто работает в театре?»

Цель: формировать представление о том, кто работает в театре.

(детям надо соотнести карточку с профессией и картинку, на которой изображено действие работы н-р: гример-гримерная комната и человек, который накладывает грим артисту и т. д.).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Апрель

1 неделя «Пернатые соседи»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Какой птички не стало»

Цель: закреплять название птиц, живущих рядом. Развивать внимание, память.

«Найди домик для птиц»

Цель: закреплять представление у детей о цвете. Прививать заботливое отношение к живой природе.

(Дети находят домики для птиц совмещая по цвету).

«Лото птицы»

Цель: закрепить умение классифицировать птиц (домашние и дикие, зимующие и перелетные).

«Четвертый лишний»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о птицах. Развивать логическое мышление.

«Каждую птицу на свое место»

Цель: закрепить знания детей о птицах. Развивать внимание, память, умение обобщать.

(Распределить карточки в таблицы: городские, домашние, хищные, водоплавающие).

«Узнай птицу по частям тела»

Цель: учить восприятию целостного образа птицы по видимой части.

(Парные картинки с изображением птиц. Одна картинка закрыта на большую часть, дети называют птицу, потом ищут парную картинку).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Подбор и изготовление дидактического материала и игр.

2 неделя «Космические путешествия»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Разложи звездочки»

Цель: закреплять понятия «большой-маленький».

(Разложить звездочки в две коробки: большую и маленькую).

«Посади космонавта в свою ракету»

Цель: закреплять знание основных цветов.

(Совместить ракету и космонавта по цвету).

«Найди тень»

Цель: учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты.

«Подбери пришельцу ракету»

Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.

(Нужно соединить изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых фигур).

«Расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы.

«Найди лишнее»

Цель: развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

(Н-р: ракета, спутник, лодка, луноход; Солнце, Юпитер, Венера, Африка).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

3 неделя «Мир вещей вокруг меня»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Чего не хватает»

Цель: закрепление способности воспринимать изображение целостно; обучение умению восстанавливать целостный образ.

(Воспитатель предлагает изображение предмета без одной или двух частей, ребенок добавляет недостающую деталь).

«Одеваем куклу Катю на прогулку»

Цель: закреплять название одежды и её назначение.

«Посели каждого в свой домик»

Цель: закрепление у детей обобщающих понятий.

(Распределить предметные картинки в большие карты: одежда, обувь, игрушки и т. д.).

«Определи место для предмета»

Цель: формировать понятие, что каждый предмет имеет своё место.

(Разложить предметные картинки по своим местам. Предложены картинки с изображением кухни, гостиной, спальни, прихожей и т. д.).

«Объедини»

Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между способами использования предметов.

«Какие предметы делают жизнь удобной?»

Цель: научить определять назначение предметов, делающих жизнь удобной; устанавливать связь между предметом и пользой от него.

(Соединить карточки в пары н-р: мороз-шуба, лужа-резиновые сапоги, дождь-зонт и т. д.).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

4 неделя «Мои любимые книжки»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Парные картинки»

Цель: упражнять в сравнении предметов, изображенных на картинках, в отборе одинаковых изображений.

(Собрать парные картинки из русских народных сказок).

«Угадай по картинкам про что стихотворение?»

Цель: закреплять знание стихотворений А. Барто. Развивать интерес к книгам.

(Воспитатель показывает картинки к стихотворениям А. Барто, а дети отгадывают и рассказывают).

«Последовательность»

Цель: формировать умение воссоздать последовательность событий из знакомых сказок. Развивать речь, память.

«Сложи сказку»

Цель: упражнять детей в составлении целого из частей; узнавать название сказки.

«Сказочное лото»

Цель: упражнять детей в умении объединять предметы; закреплять знание сказок.

«Кто лишний?»

Цель: закреплять и обобщать полученные знания о литературных и народных сказках.

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Май

1 неделя «По страницам великой Победы»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Почини технику»

Цель: формирование представлений о предметах и соотношении их частей.

(Предложить картинки с изображением: грузовика без колеса, самолета без крыла и т. д., надо найти деталь и «починить»).

«Летят самолеты»

Цель: закреплять понятие «большой-маленький».

(Надо посадить большой самолет на большой аэродром, а маленький-на маленький).

«Кому что нужно»

Цель: закреплять знания детей об особенностях военной службы; формировать умение классифицировать предметы.

(Надо заполнить карты с изображением в середине солдата различных родов войск: летчик, моряк, танкист, пограничник и т. д. предметными картинками с изображением различных предметов военной тематики: пушка, автомат, бескозырка, бинокль, танк и т. д.).

«Лото «Земля, вода, воздух»

Цель: закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте. Воспитывать патриотов своей страны.

«Оружие победы» «Вещи войны»

Цель: закреплять знания детей о Великой Отечественной войне.

(Собрать разрезные картинки оружия и вещей ВОВ).

«Кем я буду в армии служить?»

Цель: закрепить знания детей о военных профессиях; воспитывать гордость за нашу Родину.

(Среди картинок с изображением оружия, техники, предметов, используемых военными, ребенок выбирает для себя картинки и определяет военную профессию и, род войск в которых хотел бы служить).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

Подбор и изготовление дидактического материала и игр.

2 неделя «Май весну венчает, лето встречает»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Собери букет»

Цель: закреплять название основных цветов.

(Большие картинки с изображением букетов без цветочков, надо разложить цветочки определенного цвета).

«Пчелки и цветочки»

Цель: закреплять понятие «большой-маленький».

(Надо посадить больших пчелок на большие цветы, а маленьких-на маленькие).

«Подбери пару»

Цель: развивать логическое мышление.

(Надо составить пары: солнце-панамка, цветы-лейка, дождик-лужи, птичка-птенцы и т. д. и объяснить свое решение).

«Радуга»

Цель: формировать понятие детей о системе цветов, о последовательности их расположения в спектре.

(Надо составить радугу из полосок бумаги).

«Цветы»

Цель: закреплять знания детей о луговых, садовых и комнатных цветах.

(Надо разложить предметные картинки на карты с изображением сада, луга, дома).

«Что бывает весной, а что летом?»

Цель: закрепить понятия о весенних и летних явлениях, активизировать словарь.

(Надо распределить картинки на две карточки: лето, весна).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

3 неделя «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Солнышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук. Дать понятие, что солнце нужно всем.

(Надо вернуть солнышку лучики-прицепить прищепки на желтый круг).

«Дождик»

Цель: развивать мелкую моторику рук. Дать понятие, что дождик нужен и растениям, и животным, и людям.

(Шнуровка: из тучки пошел дождик).

«Хорошо-плохо»

Цель: сформировать знания детей о влиянии солнца, воздуха и воды на здоровье.

(Разложить картинки на две группы, что хорошо для здоровья человека, а что плохо).

«Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление; учить объединять предметы по какому-либо основному признаку по данной теме.

«Закаляйся»

Цель: формировать понятие детей о пользе для человека разных видов закаливания (водного, солнечного, воздушного).

(Выбрать картинки и разложить на три карты: солнце, воздух, вода).

«Летние и зимние виды спорта»

Цель: формировать желание заниматься физкультурой и спортом, как составляющее ЗОЖ.

(Разделить картинки на две группы и назвать виды спорта).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.

4 неделя «Насекомые»

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

«Бабочки и цветочки»

Цель: закреплять знания основных цветов и понятия «большой-маленький».

(Посади бабочку на цветок, совмещая цвет и размер).

«Собери»

Цель: формирование целостного образа предмета.

(Собрать разрезные картинки насекомых и назвать их).

«Найди дом»

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

(Подобрать пары карточек с насекомым и его «домом»).

«Летает, не летает»

Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

(Распределить насекомых по группам «Летает-не летает», «Ползает-прыгает-бегает»).

«Кто лишний?»

Цель: закреплять знания детей о многообразии насекомых. Развивать логическое мышление.

«Кто где живет?»

Цель: учить соотносить изображение насекомого со средой обитания; развивать словарный запас.

(На картинки со средой обитания: луг, речка с берегом, в срезе земля с травой распределить насекомых и рассказать о них).

Размещение в центрах развития дидактических игр и материала по теме недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра как способ руководства познавательной деятельности старшего возраста

Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентиро...

«Игра как способ организации детской деятельности». (выступление на педагогических чтениях)

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость ...

Обобщение опытом "Дидактическая игра- как средство развития познавательной деятельности дошкольников

Дидактическая игра - как средство развития  познавательной деятельности дошкольников...

Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности дошкольников

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельно...

Презентация Экологическая игра как способ организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация Экологическая игра как способ организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

«Дидактическая игра как способ развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра-основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя, он познает мир людей, играя ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих ...