Конспект занятия по экспериментированию " Удивительные свойства магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кирилина Инна Владимировна

Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pro_magnit.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Конспект занятия

по экспериментированию

                       Тема: «Удивительные свойства магнита»

Подготовительная к школе группа

                                                                                      Подготовила: И.В. Кирилина,

                                                                                                   воспитатель

                                                                       МКДОУ Сортавальского МО РК ДС№23,

                                                                                          высшая квалификационная категория

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

  1. Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности;
  2. Сформировать у детей представленияо том, через какие материалы действует магнит; как используется человеком.
  3. Развивать у детей стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность,
  4. Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
  5. Активизировать словарь детей, развивать умение делать обобщающие выводы.

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы, нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые.

Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает…).



Ход занятия

«В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся»

Воспитатель:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

 На столе сюрприз нашла. (показ коробочки)

а в ней .... перчатка (показывает детям).

- Но это не простая перчатка, а Волшебная. Сейчас я вам покажу, что она умеет. (Опускаю руку в коробку, надеваю перчатку, спрятав в неё магнит). Посмотрите. (Подносит руку к подносу со скрепками)
Вот так чудо-чудное! Перчатка поймала все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло, в чем секрет?
Дети: Ответы детей. (если дети не догадаются, загадать загадку)

Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в стоге сена.
Что это?
Дети: Магнит

Воспитатель: Действительно, в моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе предметы. И сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.
- А кто знает, что такое магнит?(Ответы детей)

Вывод воспитателя: Магнит - это предмет, сделанный из определённого металла, который создаёт магнитное поле.

- Ребята, а хотите узнать, какие секреты хранит в себе магнит?
Дети: Да.
Воспитатель:
Для этого нам надо попасть в лабораторию «Юных волшебников».

И в этом нам помогут волшебные слова. Повторяйте за мной:
Топ-топ! Хлоп-хлоп!
Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников
Скорее превратись.
- Вот теперь вы настоящие волшебники.
Воспитатель: Ребята, в лаборатории «Юных волшебников»есть свои правила, давайте их повторим (демонстрация картинок):
Глаз- Смотреть внимательно и запоминать.
! - Подумать. Опыт небезопасный, нужно проводить его только со взрослыми.
? - Задать себе и взрослому вопрос.
Взрослый человек - спросить у взрослого человека, если не знаешь.
Рука- провести эксперимент
Рот- работать тихо.
Стол - на столе должен быть порядок.

Воспитатель: Все эти правила надо обязательно выполнять при проведении опытов в лаборатории.
- Кто из вас знает, как называются профессии людей, которые работают в лабораториях?(Ответы детей)
Вывод воспитателя:Верно, там работаютучёные, исследователи, лаборанты.
Воспитатель: Учёные занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, приборы и многое другое.
- А что такое эксперимент? (Ответы детей)

Вывод воспитателя: Правильно, эксперимент - это наблюдение, опыт, который нужно выполнить и сделать выводы.
Воспитатель: Подойдите к столу. Давайте посмотрим, какие бывают магниты.
Виды магнитов:
1. Магнитный брусок
2. Магнит в виде диска с отверстием в центре.
3. Магнит с полюсами
- Какой магнит на ощупь? (Гладкий, холодный)
-Какой по весу? (Тяжёлый-лёгкий)
Какой по цвету? Чёрный (может быть разного цвета)

- А сейчас в лаборатории «Юных волшебников» - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем приседать.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Наклонились вперёд,

А теперь наоборот.

И ещё разок вперёд

И опять наоборот.

Потянулись, удивились

И на место возвратились

 Опыт № 1

Воспитатель: У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на зеленую тарелочку, а те, которые не притягивает – на красную. 

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам


- Назовите, какие предметы притянул магнит?(Ответы детей)

(Скрепки, монеты, гвоздики…)

Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?(Ответы детей)
(Из металла, железа)

- А какие предметы не притянул магнит?(Ответы детей)

(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?(Ответы детей)
(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…? (Ответы детей)

Вывод воспитателя: Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит. Давайте вместе повторим это слово «магнетизм».

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 2

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из металла, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду? (Предположения детей)

Воспитатель:Хорошо. Давайте проверим.

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

- Готовы?

- На старт, внимание, марш!

- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. 

- Отчего так происходит? (Ответы детей)
(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

Вывод воспитателя: Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

Опыт №3«Магнитные полюса»
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?(Ответы детей)
- Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?(Ответы детей)

- Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются

- Хотите проверить. Тогда я сейчас подойду к каждому из вас, и вы приложите свой магнитик к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.

Воспитатель подходит к каждому, дети прикладывают магнитик

Воспитатель: Значиткакой можно сделать вывод?

Вывод: Противоположные полюса притягивают, а одинаковые - отталкиваются.

- А сейчас в лаборатории «Юных волшебников» снова переменка. Предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка «Магнитные человечки»

Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.

Воспитатель: Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами»Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками.

Опыт № 3

Воспитатель:Ребята, во время опыта мы узнали, что магнит легко действует через картон, а действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?(Предположения детей)

- Давайте проверим.

- У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку ипредставьте, что это затонувший корабль.

- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?(Ответы детей)
- Тогда давайте проверим.

- Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- Что мы видим?(Ответы детей)
Воспитатель:Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.

- Может магнит притягивать через преграду - стекло?(Ответы детей)
- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.


Опыт № 4

Воспитатель: А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.

- Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку, монетку, кнопку и бросьте их в этот стакан, они будут играть роль различного мусора в пруду, а мы попробуем этот пруд очистить от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.

- Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?(Ответы детей)
Воспитатель: Предметы примагничиваются через воду.

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд!

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.

Итог занятия.

Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории на сегодня окончена. Давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Ответы детей)
- Какие предметы притягивает магнит? (Ответы детей)
- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Ответы детей)
- Сколько полюсов у магнита?(Ответы детей)
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?(Ответы детей)

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Пора в детский сад возвращаться.

Повторяйте за мной:
«Топ-топ! Хлоп-хлоп!
Вокруг себя повернись
Снова в дошколят
Скорее превратись»

Рефлексия.

- Вам понравилось в лаборатории работать?(Ответы детей)

- Какой опыт был самым интересным?(Ответы детей)

- Что вас удивило?(Ответы детей)

- Что было трудно выполнить?(Ответы детей)

- Какой опыт был легким?(Ответы детей)

- О чем вы дома расскажете своим родителям?(Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо, вам, за вашу активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Свойства магнита"

Конспект по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство с магнитом и его свойствами» (старшая группа)

Данный конспект занятия по эксперементальной деятельности будет полезен воспитателям ДОУ....

Проект по экспериментированию "Удивительные свойства магнита"

Проект по экспериментированию в подготовительной группе "Удивительные свойства магнита"...

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия на тему «Волшебное свойство магнита» электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 07.04.2022

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия на тему «Волшебное свойство магнита» электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 07...

Конспект экспериментально - исследовательской деятельности «Удивительные свойства магнита»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Желание получить новые впечатления, постоя...

конспект занятия по экспериментированию "Удивительные свойства соли"

Цель занятия изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи:Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения п...