Конспект экспериментально - исследовательской деятельности «Удивительные свойства магнита»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Климова Наталья Николаевна

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Желание получить новые впечатления, постоянно  что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты,  которые характеризуют каждого маленького ребенка. Он неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить, через исследовательскую деятельность. Экспериментально - исследовательская деятельность способствует развитию любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы.

Экспериментируя вместе с детьми, я помогаю им открыть, как можно больше тайн живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx132.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Удивительные свойства магнита» 

Форма организации: экспериментально - исследовательская деятельность

Возраст детей: подготовительная группа

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, игровая.

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

 Образовательные:

- Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

- Сформировать у детей представление о магните и его свойствах:

  • притягивать металлические предметы;
  • сохранять свои свойства и действовать через преграды;
  • намагничивать металлические предметы;
  • магнит имеет два разных полюса.

- Расширить представление детей об использовании магнита человеком.

Развивающие:

-  Развивать познавательную активность детей в процессе исследования скрытых свойств магнита.
- Способствовать развитию у детей мыслительных операций: умение выдвигать гипотезы, подбирать способы действия,
делать обобщения.  

- Развивать речевую активность детей в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать желание исследовать окружающий мир посредствам экспериментирования.

- Совершенствовать социальные навыки: умение работать в паре, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою точку зрения, испытывать радость от полученных результатов.
- Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

Дидактическое обеспечение занятия:

Средства: предметные карточки, ребус слова «магнит», схема проведения эксперимента «Намагничивание металлических предметов», набор иллюстраций «Магнит - помощник».

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, автомобильные трассы, нарисованные на картоне формата А 4, маленькие металлические машинки, металлические скрепки, одноразовые тарелочки.

Предварительная работа: рассматривание и чтение энциклопедий «Для маленьких Почемучек», «Эксперименты и опыты для детей», отгадывание загадок по теме, беседа о научно-исследовательских лабораториях, институтах (чем занимаются, кто работает…), игры с магнитными конструкторами, просмотр мультфильмом, презентаций познавательной тематики.

Планируемые результаты:

- проявляется устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

- наблюдается развитие любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы);

-  наблюдается социально – личностное развитие: проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими, приходить к общему мнению;

- сформированы представления о магните и его свойствах;

- обогащается словарный запас детей различными терминами, развиваются умения: грамматически правильно строить свои ответы на поставленные вопросы, ставить вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь.

Методы и приемы:

1.Игровые:

- мотивирование детской деятельности с использованием персонажей (корреспондент, профессор Удивляйкин);

- игры (дидактическая, словесная, подвижная). 

2. Словесные:

-интервьюирование;

- выдвижение гипотез;

- решение проблемных ситуаций;

- загадка.

3. Практические:

- экспериментирование; 

- решение ребуса;

- работа с карточками – схемами.

4. Наглядные:

- рассматривание иллюстраций.

Ход экспериментально - исследовательской деятельности

I. Мотивационно - ориентировочный этап

Приходит корреспондент.

Корреспондент: Здравствуйте, ребята, я корреспондент детского журнала «Хочу все знать». Мне поручили сделать фоторепортаж из лаборатории профессора Удивляйкина, но ему нужны помощники юные исследователи.

Вы не хотели бы отправиться в лабораторию и стать учеными – исследователями. Там, вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыты.

Но прежде, чем туда отправиться, я хочу у вас взять интервью и выяснить, что вы знаете о лаборатории.

Что такое лаборатория и что в ней делают?

Дети с корреспондентом идут в лабораторию.

Корреспондент: А вот и лаборатория. Но дверь, почему-то заперта. Интересно куда же подевался профессор …

Перед дверью на столе стоит сосуд с водой, на дне которого находится ключ.

Корреспондент: Ребята, посмотрите, что это такое? (Вода). 

А что в ней?

Да, это же ключ от двери от лаборатории. Как же нам его достать?

Проблемная ситуация.

Предположения детей.

Корреспондент: Поможет нам решить эту проблему загадка.

Он не скотч и не будильник,
Украшает холодильник.
Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Тем и стал он знаменит,
Удивительный (магнит)

Правильно, магнит!

Дети вместе с корреспондентом с помощью магнита достают ключ из сосуда и открывают дверь.

Корреспондент: Вот мы и в лаборатории.

Здравствуйте, профессор!

Профессор:  Здравствуйте ребята. Извините, что не мог вас встретить, у меня очень много работы. В мою лабораторию попал неизученный ранее мною предмет. Сегодня нам предстоит узнать, что это и открыть его удивительные свойства.  А поможет нам в этом инструкция, которая прилагается к этому предмету.

Вы, согласны?

Корреспондент: Ребята, но прежде, чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

  • В лаборатории нельзя шуметь.
  • Не пробовать на вкус и запах вещества.
  • Быть осторожными со стеклянными предметами,
  • Приступать к эксперименту только после объяснения.

Дидактическая игра «Найди пару»

Профессор:  Для работы нам нужно разделиться на пары. Я приготовил вам карточки с предметами, сделанными из разного материала. Чтоб найти свою пару, вы должны найти того, у кого на картинке будет предмет, сделанный из такого же материала, как и у вас.

А также давайте наденем белые халаты и шапочки. Так работают в лаборатории.

Профессор: Что же мы сегодня с вами будем исследовать? Давайте узнаем, как называется этот предмет?

В инструкции его название зашифровано.

М

А

Г

Н

И

Т

Молодцы, это – магнит!

Ну что ж, мы узнали, что это за предмет и теперь можем приступить к исследованию его свойств.

На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.

II. Практический этап

Опыт №1 «Притягательный»

Проблема.

Профессор: Ребята, здесь в инструкции указано, что магнит обладает свойством притягивать предметы. Как вы думаете, это так? И все ли предметы он может притягивать?

Дети выдвигают гипотезы.

Профессор: Ребята, чтобы проверить ваши предположения нужно провести эксперименты с предметами, которые у вас лежат на столах.

Дети самостоятельно проводят эксперимент.

Профессор: Назовите, какие предметы притянул магнит? Из чего сделаны эти предметы?  (из металла, железа)

А какие предметы магнит не притянул? А из чего сделаны они?  (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы. Свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм.

Опыт № 2 «Действие через преграду»

Проблема.

Профессор: Ребята, я предлагаю вам исследовать следующее свойство, которое указано в инструкции. 

Сила магнита действует через преграду. Как вы думаете, верно ли это утверждение?

Дети: Да, мы уже знаем, что волшебная сила магнита действует через воду, с помощью которой мы достали ключ от двери вашей лаборатории.

Профессор: А сейчас, я предлагаю вам, проверить действует ли сила магнита через картон.

Перед вами автомобильная магистраль (лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой), установите свой автомобиль на старте сверху, а магнит приложите снизу и попробуйте отправить ваш автомобиль по дорогам автотрассы.

Дети проводят эксперимент.

Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду - картон.

Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические предметы и вынуждает их следовать за ним. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

Корреспондент: Ребята, давайте отдохнем от ваших научных экспериментов. Я приготовил для вас интересную игру.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Мы магниты, мы магниты

Мы друг к другу не пришиты.

Просто тянемся друг к другу

И идем, идем по кругу.

Вместе сели, вмести встали,

Головою покачали,

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево – вправо повернулись,

Наклонились, потянулись!

Профессор: Отдохнули и вновь за дело.

Опыт № 3 «Намагничивание металлических предметов»

Профессор: Ну что ж, юные исследователи, продолжаем знакомиться с волшебными свойствами нашего предмета. На этот раз нам предстоит выяснить, обладает ли он свойством намагничивать металлические предметы, и появляется ли у них возможность после взаимодействия с магнитом на короткое время самим становиться магнитами.

Профессор: Для проведения этого эксперимента мы воспользуемся схемой из инструкции.

Экспериментирование.

Проблема: Как вы думаете, почему скрепки держатся друг за друга?

Предположения детей.

Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного данного эксперимента?

Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Опыт №4 «Магнитные полюса. Притяжение – отталкивание».

Профессор: Ребята, у каждого из вас есть магнит. Попробуйте, соединить ваши магниты синей (красной) стороной.

Что происходит?

Дети: Магниты отталкиваются друг от друга.

Профессор: А сейчас соедините синюю сторону одного магнита с красной стороной другого.

Что мы видим, как ведут себя магниты?

Дети: Наши магниты соединяются.

Профессор: Это происходит мои друзья из-за того, что у магнита есть два разных полюса.  С одной стороны   магнита «положительный» полюс, а с другой – «отрицательный».

Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного эксперимента?

Вывод: у магнитов есть два полюса. Одинаковые полюса отталкиваются друг от друга, а разные притягиваются.

Профессор:  Молодцы, ребята, а еще  наша инструкция дает нам подсказку, где используется сила магнита.

Обсуждение в ходе рассматривания иллюстрации «Магнит — помощник»

Профессор: Дорогие, мои помощники, благодарю за сотрудничество, вы были настоящими учеными - исследователями. Вместе с вами я узнал много нового и интересного о волшебном камне магните.

Корреспондент:   Уважаемый профессор, мы благодарим вас за совместную работу. Ждем вашего приглашения для следующих новых открытий.

III. Рефлексивно - оценочный этап

Корреспондент: Ребята, вам понравилось заниматься научной работой?

Я наблюдал за вами и сделал много необычных фотографий для журнала «Хочу все знать».

В конце нашей встречи я хотел бы взять у каждого из вас интервью.

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями о работе в научной лаборатории.

Интервьюирование детей:  «Я начну, а ты продолжи…»

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

- Для меня было трудно…

- Я понял, что…

- Я почувствовал, что…

- Я научился…

- У меня получилось …

- Я попробую…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

Корреспондент: Ну что же, ребята. Мне пора. Ждите новый выпуск журнала «Хочу все знать» с моим фоторепортажем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Удивительный воздух"

Цель: Обобщить представление детей о воздухе, его свойствах; развивать интерес к познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха»

Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способах его обнаружения....

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные свойства магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита...

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительная соль» средняя группа № 5 «Лесная полянка»

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности«Удивительная соль»средняя группа № 5 «Лесная полянка»...