Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительная соль» средняя группа № 5 «Лесная полянка»
план-конспект занятия

Конспект

по экспериментально-исследовательской деятельности

«Удивительная соль»

средняя группа № 5 «Лесная полянка»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_sredn_udivitelnaya_sol.docx210.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –    ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

Описание: detsadrodnichok

Конспект

по экспериментально-исследовательской деятельности

«Удивительная соль»

средняя группа № 5 «Лесная полянка»

D:\Downloads\6c912eea64861e3b6d54babff16411d0-800x.jpg

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории:

Губина Ю.В.

г. Бердск

2021г.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

  • Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;
  • Научить использовать соль, как средство для творчества;
  • Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы;
  • Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

И занятие начнем!

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ой, ребята, посмотрите, у нас в группе появился сундучок. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в нём. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? (Ответы детей)

Дети, вы любите разгадывать загадки? (Ответы детей). Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы догадались, что это? Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (Ответы детей).

Воспитатель высыпает соль в емкость и задает вопрос: Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? (Ответы детей).

А для чего она нужна вам дома? (Ответы детей).

   Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Пуд соли вместе съесть.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

   Воспитатель: как вы думаете, где можно использовать соль? (в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла, еще соль полезна и животным, в приготовлении пищи.

   Игра «Соль нужна для того, чтобы...» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи.

2. Чтобы использовать в медицине.

3. Чтобы посолить суп.

4. Чтобы посыпать дорожки зимой.

5. Чтобы добавить в жареную картошку.

6. Чтобы посолить салат.

7. Чтобы засолить грибы.

8. Соль нужна для животных

    Вывод: соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

    - А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.  При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Дети – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг об друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде.

Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Ответы детей).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит в солёной воде легче плавать).

Опыт № 5«Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый, несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить: банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.

  А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Воспитатель: а вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

- Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

  Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

  К ветру зимнему привык, наш приятель ……..(снеговик)

Без меня не будет лета

Без меня не будет света

По утрам стучусь в оконца

Просыпайтесь, встало….(солнце)

Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед?     (Цветок)

Как красиво у вас получается!

Рефлексия

 Какое вы сегодня изучали вещество? (Ответы детей)

 Что нового вы узнали о соли? что соль необходима не только для    приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? рисование на соли, закрашивание соли.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

 Ой, ребята, а в сундучке еще что то есть. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная организованная деятельность с детьми средней группы «Летняя полянка для волшебных бабочек»

Задачи:Художественно-эстетическое  развитиеЗакрепить умение работать гуашью и кистью, ритмично наносить  мазки,  штрихи, создавая  узор.  Развивать эстетическое восприятие. Пр...

Отчёт о проделанной работе с детьми средней группы «Лесная полянка» за 2015- 2016 уч.год

Отчёт  о  проделанной  работе  с  детьмисредней группы«Лесная полянка»за  2015- 2016 уч.год...

Конспект образовательной деятельности по аппликации в средней группе «Лесная полянка»

Предлагаю конспект  образовательной деятельности по аппликации . Данный материал будет полезен родителям  и воспитателям детских садов....

Презентация средней группы "Лесная полянка" 2016-2017 г.

Презентация средней группы "Лесная полянка" 2016-2017 г....

Экспериментально-исследовательский проект «Бумажные исследования» В средней группе на 2017 - 2018 учебный год

Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр.      Экспериментально-исследовательский проект...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению ка...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)

Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...