Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) на учебно-опытном участке (с региональным компонентом, Мурманская область)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Материал для учебно-опытного участка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка
Актуальность:
В среднем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к окружающему миру, задают вопросы о природе и с удовольствием участвуют в практической деятельности. Учебно-опытный участок становится площадкой для развития познавательной активности, экологического сознания и трудовых навыков.
Цель:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о росте и развитии растений, воспитание бережного отношения к природе через практическую и исследовательскую деятельность.
Задачи: 
- Расширить знания детей о культурных растениях (овощи, цветы, зелень), их строении и условиях роста. Выращивание растений, устойчивых к холоду (редис, горох, овёс, лук).
- Развивать навыки ухода за растениями (посев, полив, прополка, рыхление).

- Воспитывать бережное отношение к хрупкой северной природе:
- Объяснять важность сохранения ягеля (корм для оленей).
- Учить не рвать редкие растения (например, венерин башмачок).
- Воспитывать ответственность, трудолюбие, умение работать в команде.
- Формировать элементарные исследовательские навыки (наблюдение, сравнение, фиксация изменений).

Сроки реализации:
Апрель – октябрь (с учетом климатических условий региона).

2. Содержание работы (по месяцам)

Месяц

Мероприятия

Формы работы

Апрель

1. Подготовка участка
2. Наблюдение за пробуждением природы.
3. Рыхление земли (с помощью воспитателя).
4. Посадка лука, гороха в стаканчики (опыт "Как растет растение?").

- беседа

- трудовая деятельность

- эксперимент

Май

1. Посадка редиса, моркови, свеклы, бархатцев.
2. Наблюдение за всходами, ведение дневника роста.
3. Игра "Угадай растение по описанию".

- трудовая деятельность

- дидактические игры

- наблюдение

Июнь

1. Полив, прополка сорняков.
2. Наблюдение за насекомыми (божья коровка, дождевой червь).
3. Рисование "Мой любимый цветок".

- труд в природе

- творческая деятельность

Июль

1.Исследовательская деятельность.
Опыт: "Растения пьют воду" (подкрашенная вода для белых цветов).
2. Сбор первого урожая (редис, зелень).
3. Лепка "Овощи с нашей грядки".

- эксперимент

- продуктивная деятельность

- трудовая деятельность

Август

1.Сбор урожая. Уборка моркови, свеклы.
2. Дегустация: "Что вкуснее – сырая или вареная морковь?"
3. Игра "Чудесный мешочек" (определение овощей на ощупь).

- сенсорные игры

- беседа о пользе овощей

- трудовая деятельность

Сентябрь

1. Сбор семян цветов для будущих посадок.
2. Фотовыставка "Как мы трудились летом".
3. Праздник урожая с участием родителей.

- выставка

- праздничное мероприятие

- трудовая деятельность

Октябрь

Подготовка участка к зиме:
1. Уборка сухих растений.
2. Беседа "Как растения готовятся к зиме?"
3. Кормление птиц (связь с экосистемой).

- наблюдение

- трудовая деятельность

- беседа


3. Региональный компонент в планировании деятельности
Осень 
- Наблюдение за осенней тундрой (изменение цвета мхов, отлёт птиц).
- Сбор ягод на УОУ (брусника, морошка).
- Подготовка растений к зиме (укрывание многолетников).
- Творческое занятие: "Северный пейзаж" (аппликация из сухих листьев и мха).
Зима
- Наблюдение за полярной ночью (короткий световой день).
- Выращивание зелени на подоконнике (укроп, лук, кресс-салат).
- Опыт: "Почему растения не растут зимой?" (имитация вечной мерзлоты).
- Беседа: "Как выживают животные в тундре зимой?" (мех, миграции).
Весна
- Наблюдение за прилётом птиц (гаги, чайки).
- Посев холодостойких растений (редис, горох, овёс).
- Эксперимент: "Как солнце греет землю?" (сравнение таяния снега на солнце и в тени).
- Творческое занятие: "Олени Кольского полуострова" (лепка из пластилина).
Лето
- Наблюдение за полярным днём (солнце не заходит).
- Изучение местных растений (подорожник, иван-чай, мхи).
- Мини-проект: "Кто живёт в нашем озере/ручье?" (наблюдение за водными обитателями).
- Сбор гербария "Растения тундры" (листья карликовой берёзы, мхи).

4. Методическое обеспечение
- Наглядные материалы: плакаты "Овощи и фрукты", схемы роста растений, календарь природы.
- Дидактические игры: "Что сначала, что потом?", "Собери растение" (корень, стебель, листья).
- Литература: сказки ("Репка", "Вершки и корешки"), стихи и загадки про огород.
- Оборудование: детские лопатки, грабли, лейки, лупы для наблюдений.
5. Ожидаемые результаты
- Дети: знают 5–6 названий растений, их части и условия роста; умеют ухаживать за грядками (полив, прополка); проявляют интерес к исследованию природы.
- Родители: активно участвуют в совместных мероприятиях (посадки, праздники урожая).
6. Взаимодействие с родителями 
- Анкетирование: "Какой огород у вас дома?"
- Мастер-класс "Делаем домик для дождевых червей" (изучение почвы).
- Семейный конкурс "Лучшая поделка из овощей".

Примечание: Программа может дополняться региональным компонентом (например, выращивание растений, характерных для местности). Занятия проводятся 2–3 раза в неделю по 15–20 минут с учетом возраста детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к ми...

Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста на 2016-2017 уч.год

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по усвоению  программных требований детьми средней группы   разработана в целях осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми дошколь...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста

УЧЕБНАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСТВО» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ГРУППА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет)...

Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет на 2019-2020 учебный год, составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд...