Комплекс экспериментов по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Вода-это волшебница, которая способна совершить много чудес. Но научиться самостоятельно изучить ее свойства,узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф. Грушина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск самарской области структурное подразделение «Детский сад «Василёк»

Комплекс экспериментов по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

 

Выполнила: Грабатюк                                                                                                                

                                                      Ирина Вячеславовна

                                                             Должность: воспитатель

                                                                         Место работы: ГБОУ ООШ№20

                                                                   с/п «Детский сад «Василек»

                                                        г.о. Новокуйбышевск

Новокуйбышевск 2025

                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                         Актуальность

«Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит слышит и делает сам»

     Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.

     Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

     Вода – это волшебница, которая способна совершить много чудес. Но научиться самостоятельно изучить ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не под силу.

     Ведущая роль отводится экспериментированию, значение которого велико для психологического развития детей.

Цель:

Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественно-научных представлений в процессе опытно-экспериментальной деятельности и расширение представлений детей о неживой природе- воде.

Задачи:

-активизировать творческое мышление детей;

-выявить свойства воды (не имеет цвета, запаха и вкуса);

-развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;

-формировать представления о значении воды в жизни всего живого на Земле;

- воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.

Ожидаемые результаты:

-у детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения);

-дети приобретут экологически ценный опыт в экспериментальной деятельности с водой;

-дети сделают интересные открытия, изучив различные свойства воды.

 Комплекс экспериментов по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

«Вода- это жидкость»

Инвентарь: бутылка с водой, стакан, блюдечко, сметана

Цель: закрепить понимание того, что вода жидкая, она может течь

Ход: Воспитатель предлагает ребенку перелить воду из бутылки в стакан. Другой ребенок выливает сметану на блюдце

Результат: дети уяснили, что жидкая вода течет быстрее, чем густая сметана

«Волшебные свойства воды»

Инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, кувшин с водой, бутылка, губка

Ход: Воспитатель предлагает детям заполнять водой предметы

Результат: в ходе эксперимента дети  получают знания о том, что вода принимает форму заполняемого предмета

«Красивая водичка»

Инвентарь: стаканы с водой, варенье

Ход: Спросить перед опытом какого вкуса и цвета вода. После этого дать детям попробовать воду. Затем добавить варенье и дать попробовать детям. Какой вкус и цвет теперь приобрела вода?

Результат: определили,  вода не имеет вкуса и цвета, она приобретает вкус и цвет добавляемого продукта

«Животворная вода»

Инвентарь: сосуд с водой, заранее срезанные веточки быстрораспускающегося дерева

Ход: На сосуд с водой предложить наклеить этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотреть веточки. Поместить их в воду и объяснить детям, что одно из важных свойств воды- давать жизнь всему живому. Поставить на видное место. Наблюдать за оживающими веточками.

Результат: дети поняли значение животворного свойства воды

«Подвижная вода»

Инвентарь: сухая шелковая или шерстяная тряпочка, прозрачная линейка

Ход: Хорошо потереть линейку тряпочкой, открыть кран и пустить воду тонкой струйкой. Поднести к струйке воды линейку. Вода к ней притянется.

Результат: дети выяснили, что заряженная статическим электричеством линейка притягивает к себе воду

Список используемой литературы:

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж ТЦ «Учитель»

Воз и маленькая тележка чудес Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель Зубкова Н.М.- С-Пб: Речь, 2006

Н.А. Рыжова Волшебная вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...

«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятел...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста....

сравнительный анализ средств по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Сравнительный анализ средств по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Выявите преимущества каждого из средств по формированию предпосылок естес...