Ознакомление дошкольников с окружающим миром по теме "Африка снится (Путешествие в Африку)"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Владыкина Елена Александровна

Методическая разработка (конспект) для занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром по теме «Африка снится (Путешествие в Африку)» для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrika_snitsya.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №58 комбинированного вида

Приморского района г. Санкт-Петербург

Методическая разработка для занятия

по ознакомлению дошкольников с окружающим миром

по теме «Африка снится (Путешествие в Африку)»

Выполнила:

Владыкина Е.А.,

воспитатель средней группы

Санкт-Петербург

2025 г.


Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе

Дата

Образовательная область

Ознакомление с окружающим миром (Познавательное развитие)

Тема

Африка снится (путешествие в Африку)

Цель

расширение и закрепление знаний детей о материке Африка и его животном мире

Задачи:

Образовательные

1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли,.

3. Уточнить представления детей о животных Африки : особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.

Развивающие

Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Обрудование: глобус, макет «Животные Африки», игрушки из серии «Животные Африки», пазлы «Животные Африки», мяч, иллюстрации с изображением флоры и фауны Африки.

Ожидаемый результат: дети имеют расширенное представление о животном мире материке Африка

Этапы работы

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Звучит песня «Шесть материков». Воспитатель вносит глобус.

Воспитатель: Вы знаете что это? (показывая на глобус)

Воспитатель: А кто знает, что такое глобус? (макет планеты Земля)

Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? (шесть)

Воспитатель: Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Хотите сегодня совершить путешествие?

Ответы детей

Организационно-поисковой

Дидактическая игра «Собери животных».

Воспитатель:  Надеюсь, Вы догадаетесь, куда  мы отправимся, если соберете картинки животных с этого материка.

Воспитатель: Какие животные у Вас получились? ((перечисляют): Обезьяна, крокодил, носорог, гепард, слон, жираф, лев, тигр, верблюд, змея.)

Воспитатель: Так куда же мы сейчас отправляемся? (в Африку)

Воспитатель: Кто покажет этот материк на глобусе?

Воспитатель: Итак, в путь! Закрывайте глаза и повторяйте за мной:

                                           Волшебный глобус я кручу,

                                           Попасть я в Африку хочу!    

Воспитатель: Вот мы и попали в Африку! Присаживайтесь.

Дидактическая игра «Угадай животного Африки»

Воспитатель: Скажите, а Вы загадки отгадывать умеете?

Воспитатель: Надо внимательно дослушать загадку до конца, не перебивать других. Готовы?  

Царь зверей, его мы знаем,

И, конечно, уважаем.

Всем опасен его гнев.

Догадались, это — …  лев

Он медлителен, велик.

К хоботу давно привык.

Всех зверей сильнее он.

Крепкий, мощный, сильный … слон

В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках … 
жираф

Он зеленый и ужасный,

Он зубастый и  опасный,

Быстро плавает, ныряет,

Страх повсюду нагоняет.

Обитает в жарких странах,

Как зовут его? Кто знает?...крокодил

В чёрных пятнышках весь мех,

На деревьях отдыхает,

Он красивый, редкий зверь,

Подскажи, как называют?...леопард


Очень опасная полосатая кошка -
Но хищник не для игр
Это Африканский ….тигр

Кто всех медленней ползет,
Домик на себе несет?
Спрятать голову от страха
Может в панцирь ...черепаха

Африканская  коняшка,

Полосатая тельняшка…Зебра

Воспитатель: Все загадки отгадали, молодцы.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю Вам поиграть в «Чудесный мешочек». Согласны?

Воспитатель: В «Чудесном мешочке» у меня находятся игрушки животных Африки. По очереди будем угадать и назвать животное Африки.

Воспитатель  складывает в  мешочек игрушки: лев, гепард, крокодил, страус, жираф, слон, газель, буйвол, носорог, зебра.

Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям, предлагает вынуть оттуда одну игрушку. Дети угадывают животных Африки.

Воспитатель: Какие Вы молодцы, всех животных угадали. Хотите со мной потанцевать?

Физминутка «У Жирафа пятна»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У бегемота складки, складки, складки, складочки везде.

У бегемота складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Дидактическая игра с макетом

«Травоядные и хищные животные Африки»

Воспитатель: Скажите, а как называются те животные, которые едят мясо? (Хищники)

Воспитатель: Ребята, каких вы знаете хищников в Африке? (лев, крокодил, гепард, леопард, тигр)

Воспитатель: Подумайте, пожалуйста, и скажите, как называют тех животных, которые едят траву и другой растительный корм? (Травоядные)

Воспитатель: Ребята, каких вы  знаете травоядных животных  в Африке? (слон, жираф, зебра, верблюд, обезьяна, буйвол и т.д.)

Воспитатель:  Травоядным животным  Африки  нужна наша помощь.  Поможем?

Воспитатель: Тогда идемте за мной. Посмотрите, перед Вами животные.  Надо разделить  животных на 2 группы: «травоядные» и «хищники». Надо быть очень внимательными, и не брать животных, которые не живут в Африке. Все понятно?

Воспитатель: Травоядные животные благодарят Вас.

Дидактическая игра «Угадай, кто позвал»

Воспитатель: А можете узнать животное Африки, когда он кричит?

Воспитатель: Проверим? Занимайте свои места и внимание на экран.

Просмотр презентации «Голоса животных Африки».

Дидактическая игра для детей «Угадай, чья это шкурка»

На столе лежат силуэты животных Африки и карточки с образцами окрасками.

Воспитатель:  Животные очень удачно приспосабливаются к природным условиям. Защитная окраска нужна не только самому хищнику, чтобы незаметно подобраться к жертве, травоядные животные очень хорошо умеют маскироваться.  Перед Вами карточки с силуэтными изображениями животных. Необходимо наложить силуэт животного на карточку, соответствующую окрасу этого животного, и помочь животным остаться незаметными.

Дети накладывают силуэт и картинку с окрасом этого животного.

Дидактическая игра «Самые, самые…»

Воспитатель:   Мы устали в пути. Поиграем, отдохнем. Что у меня в руках? (мяч)

Воспитатель: Я буду Вам бросать мяч и задавать вопрос об Африке, а Вы покажете, как хорошо знаете этот материк. Готовы? Назовите африканское животное способное  выпить около 10 ведер воды за 15 минут. (верблюд)

Воспитатель: Самое быстрое животное Африки? (гепард)

Воспитатель: Кого называют царем зверей? (льва)

Воспитатель: Колючее растение пустыни Африки? (кактус)

Воспитатель: Самое длинношеее животное Африки? (жираф)

Воспитатель: Самая крупная нелетающая птица Африки? (страус)

Воспитатель: Самое зубастое животное Африки? (Крокодил)

Воспитатель: Самое крупное животное Африки? (слон)

Воспитатель: Назовите дерево, из которого нельзя разжечь костер? (Баобаб)

Воспитатель: В Африке находится самая большая пустыня в мире. Как она называется? (Сахара)

Воспитатель: А где в пустыне может отдохнуть путник? (в оазисе)

Воспитатель:  В оазисах растут финиковые пальмы. Финики питательные, сладкие, липкие. Их с удовольствием едят и верблюды. Косточки – это их любимое лакомство. Сушенные финики называют «хлеб пустыни». Почему как вы думаете? (финики – основная еда жителей оазиса.)

Дети складывают пазлы «Животные Африки»

Дети отвечают и выполняют просьбы воспитателя

Дети говорят волшебные слова.

Звучат звуки природы африканской саваны.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети расставляют фигурки животных на макете на две группы «травоядные» и «хищники».

Ответы детей

Ответы детей

Рефлексивно-орригирующий

Воспитатель: Отлично! Вы успешно справились со всеми заданиями. Теперь мы можем отправляться назад, в детский сад. Повторяйте волшебные слова за мной:

                                           Волшебный глобус я кручу,

                                           Попасть я в детский сад хочу!    

Воспитатель: Наше путешествие в Африку благополучно завершилось. Мы снова оказались в нашем любимом детском саду. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Ребята, Вам понравилось наше путешествие по Африке? А что больше всего вам понравилось?

Дети поворачиваются вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Путешествие в зимний лес»

Накопление у детей представлений о зиме и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях...

Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе продуктивной деятельности, как одно из условий ценностного отношения к миру.

В последние десятилетия произошли значительные изменения в жизни российского общества: меняются экономика, формы собственности, политическая, нравственно - духовная и социальная сферы. Вместе с...

Конспект по окружающему миру в средней группе "Путешествие в Африку "

Конспект по окружающему миру в средней группе "Путешествие в Африку "...