Всероссийский урок "Эколята - молодых защитников природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема урока: «Природолюбие»
Цель урока: воспитание у детей дошкольного и начального школьного возраста начал экологической культуры, эмоционально-положительного и бережного отношения к миру природы.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Сформировать первоначальные представления о том, что такое природолюбие.
-Узнать о простейших взаимосвязях в природе.
-Закрепить основные правила поведения по отношению к природе.
2. Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость: умение восхищаться красотой природы, сочувствовать живому.
Развивать наблюдательность, любознательность — умение видеть изменения в природе, задавать вопросы.
Развивать воображение, связную речь, умение анализировать простые ситуации.
3. Воспитательные:
Воспитать доброту, отзывчивость и желание помогать природе, видеть её красоту.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Формировать чувство ответственности за природу.
Зрительный ряд:
Цветные иллюстрации с изображением природы, репродукции картин, фотографии растений и животных, ягод и грибов, детские рисунки о природе. Иллюстрации с изображением сказочных героев «Эколят» – защитников природы. На столе могут стоять комнатные цветы.
Литературный ряд:
Учебные пособия «Азбука природолюбия» и «Лесная мозаика», книги В. Бианки,
Н. Сладкова, Д. Мамина-Сибиряка и других писателей о природе.
Музыкальный ряд:
Музыкальные произведения на тему природы, аудиозапись «Звуки природы», «Звуки животных», «Звуки птиц».
План:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Основная часть.
- Подведение итогов.
Ход урока
Вступительное слово:
- Быть частичкой природы – это прекрасно! Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки... Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Родина для каждого из нас начинается с близкого: с родных людей и той природной среды, в котором мы растем, живем. Сегодня мы с вами собрались на необычное занятие, где поговорим о красе и проблемах, появившихся в природе.
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
- Сегодня мы с вами отправляемся в экологическое путешествие?
Как вы думаете, что такое экология?
- Давайте с вами поиграем в «Азбуку природолюбия». Я буду кидать мячик и у кого он, оказывается, будет называть слово, которое у него ассоциируется с экологией.
Варианты ответов детей:
Климат, лес, природа, животные, растения, наука, Гринпис, защита природы, вода, воздух, мир, дом и т.д.
Основная часть.
Слайд 1
Педагог ставит для прослушивания небольшое музыкальное произведение на тему о природе. После прослушивания.
Слайд 2
Педагог: Ребята! Тема нашего урока «Природолюбие». Но сначала давайте с вами немного порассуждаем. Кто из вас мне может сказать, что же такое Природолюбие?
Дети дают разные ответы.
Педагог: Если внимательно присмотреться к самому слову и немного подумать, то можно сразу догадаться: Природолюбие – это любовь к Природе. Именно настоящая любовь к Природе, бережное и уважительное отношение к ней. Для того чтобы охранять Природу, ее надо, прежде всего, любить. Жизнь человека невозможна без Природы, каждый из нас – её неотъемлемая часть. Мы соприкасаемся с Природой всегда и везде, она окружает нас повсюду. А раз так, то почему бы не попробовать подружиться с тем, кто живет рядом с тобой. Поверьте, ребята, Природа тоже может стать настоящим другом, верным и надежным. Она может открыть вам множество тайн и загадок. А в ответ от нас потребуется лишь одно – любить Природу, бережно и с уважением относиться к ней, как к своему другу. И сегодня мы отправимся с вами в путешествие, чтобы узнать, как стать настоящими друзьями природы. Вы готовы?
Дети: Готовы!
Педагог: Кто мне скажет, как следует обращаться с природой?
Дети: Любить, беречь, охранять…
Педагог: Правильно, молодцы! И сегодня мы с вами будем учиться природолюбию, то есть будем учиться любить природу, уважать её, заботиться о ней и приходить природе на помощь.
Слайд 3
Педагог: Проходить наш урок будет по учебному пособию Татьяны Владимировны Зотовой, которое так и называется «Азбука природолюбия»
Слайд 4
Педагог: Давайте закроем глазки и представим, что мы с вами в лесу. (Включает аудиозапись с голосами леса, звуками природы). Слышите, как поют птицы, шумит листва? Почувствуйте, как пахнет свежей листвой, травами, хвоей и земляникой. Мысленно посмотрите вокруг: высокие деревья, зелёная трава, яркие цветы, жучки ползут по тропинке. Открываем глазки. Какие чувства у вас появились? Вам было приятно?
Дети: Да! Спокойно, красиво, хорошо.
Педагог: Вот такую красоту нам дарит природа. Она живая, и она нас радует. Давайте подумаем, а чем мы можем любоваться в лесу? На озере? В парке?
Дети: Цветами, птицами, деревьями…
Педагог: А кто мне скажет, как надо вести себя человеку по отношению к тому, кого он любит?
Дети: Уважать, быть добрым, отзывчивым, помогать…
- А теперь узнайте, чей это голос из живой природы (слушаем запись голосов животных, угадываем)
Игра «Чей это голосок».
- Мы с вами еще раз убедились, сколько обитателей в нашем большом доме под названием планета Земля. И чтобы сохранить все это разнообразие, мы с вами должны помнить о правилах поведения в живой природе и соблюдать их.
Слайд 5
Педагог: А как вы думаете, что означает выражение «любить Природу»?
Дети: Заботиться о природе, «Нельзя поджигать в лесу сухую траву и листья, потому что это может привести к пожару, а также потому, что гибнут все насекомые и их личинки», «Нельзя сбивать несъедобные грибы, потому что их едят животные», «Нельзя шуметь в лесу, потому что это может напугать птиц и животных»
Педагог: Правильно. А теперь мы поиграем в игру «Этого делать нельзя!».
Я вам сейчас раздам разрезанные на 2 части правила поведения в природе, а вы попробуете соединить их.
Правила поведения в лесу разрезаны на 2 части.
Задача – найти продолжение предложения)
Не ломай / ветки деревьев и кустарников.
Не рви / в природе цветков.
Не лови / бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Не убивай / лягушек и жаб.
Не разоряй / птичьи гнезда.
- Для соблюдения правил поведения в природе придуманы свои знаки.
Ваша задача – найти знак-картинку-соответствие правилу поведения в лесу и положить на неё.
Физкультминутка «Мы идем по лесу»
Педагог:
А теперь давайте отдохнем и представим, что мы гуляем в лесу.
Ребята, вставайте и слушайте внимательно меня и повторяйте: я говорю фразу, и мы все вместе её показываем.
Дружно мы идём по лесу, (шагают на месте)
Листья тихо шелестят (шуршат ладонями одна о другую)
Поднимаем руки выше, (поднимают руки)
Дышим воздухом лесным (глубокий вдох-выдох)
Зайку встретили смешного, (ставят ладошки к голове, показывая ушки зайки) Белке помахали вслед (машут рукой)
Всем друзьям природы дружно руку жмем и говорим, (жмут друг другу руки) Что беречь природу будем и заботиться о ней!
Слайд 6
Педагог: Ребята, скажите, а может человек дружить с животным?
Дети: Да.
Педагог: Конечно, каждый из вас знает, какими верными друзьями могут быть кошки, собаки, попугаи и другие животные. А знаете ли вы, что растения тоже умеют дружить, они реагируют на настроение людей, чувствуют, как человек относится к ним, любит или нет. Когда за растением заботливо ухаживают, поливают, подкармливают, берегут от сквозняков, он радует хозяина своими цветами, красивыми листьями, ароматом. А в доме у человека, который не любит цветы, растение может даже погибнуть. Может, и у вас были такие случаи, когда кто-нибудь из ваших знакомых, например, уезжая куда-нибудь, отдавал растение другим людям, а оно в отсутствии хозяев вяло и даже гибло, несмотря на заботливый уход?
Педагог выслушивает ответы детей
Заботиться о друге, помогать ему, поддерживать и означает дружить. Так что видите, дружить могут не только люди между собой, но и человек с растением, птицей, животным и природой.
Слайд 7
Педагог: А вы хотели, чтобы у вас появился еще один замечательный друг – природа? Хотите попробовать с ней подружиться?
Дети: Да, хотим.
Педагог: А для этого нам нужно выучить правила «Азбуки природолюбия». Выучить правила природолюбия, подружиться с Природой, понять её и полюбить нам с вами помогут весёлые Эколята.
Педагог: А кто из вас уже знает Эколят?
Дети отвечают.
Педагог: Сейчас мы посмотрим о них мультфильм, а потом я вам о них ещё расскажу.
Педагог показывает мультфильм об Эколятах.
После мультфильма.
Слайд 8
Педагог: Вот какие интересные герои Эколята – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё, ну, или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Давай познакомимся с ними поближе?
Дети: Давайте! Если дети уже знают персонажей, слайды 9-12 можно просто пролистать, показывая картинки.
Слайд 9
Педагог: Итак, самым озорным и весёлым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремиться узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Слайд 10
Педагог: Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает 8 ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это многое объясняет.
Слайд 11
Педагог: Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду, довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.
Слайд 12
Педагог: У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Ёлочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Все вместе герои берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать Природу и подружиться с ней и полюбить её.
Слайд 13
С целью стимулировать мыслительную деятельность детей, научить их фантазировать педагог задает некоторые дополнительные вопросы о сказочных персонажах. Примерные вопросы: Чем отличаются герои друг от друга? Что они любят? Как вы думаете, кто является друзьями героев? Как они помогают животным, птицам, насекомым и растениям? Почему вы решили, что они любят природу? и т.д.
Слайд 14
Педагог: Наши весёлые «герои-Эколята» очень любят игры и предложили нам, ребята, тоже немного поиграть. Ну, что, принимаем их предложение?
Дети: Принимаем!
Давайте для начала проверим, как вы знаете народные приметы о погоде. По поведению животных и растений можно предсказать погоду.
Приметы.
Игра «Погода в доме эколят»
У вас в руках зеленые и красные карточки.
Если в доме плохая погода, то поднимайте красную карточку, если хорошая, то зеленую.
- Рыба не клюет – она сыта. Б)
- Ласточки и стрижи летают высоко. A)
- Птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли. Б)
- Божья коровка, взятая на руку быстро, слетает. A)
- Раскрыты цветы кувшинки. A)
- Одуванчик складывает свой пушистый зонтик. Б)
- Поздно вечером сильно трещат кузнечики. A)
- Паук усиленно плетет паутину. A)
- Пчелы сидят в улье и громко гудят. Б)
10. Голуби разворковались. A)
ОТВЕТ: А - хорошая погода, Б - плохая погода
A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; Б) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
Игра «Сложи картинку»
Старшие дети выкладывают (растения дерево берёза),
младшие дети выкладывают (животное заяц).
Слайд 15
Педагог читает ребятам стихотворение и обсуждает, как дети его понимают.
Позаботиться о друге
Сможет каждый человек,
Сохранить Природу можно,
Нужно только захотеть.
Педагог: «Позаботиться о друге сможет каждый человек». Вы согласны с этим, ребята?
А вы заботитесь? Как?
Разные ответы детей.
Педагог: «Сохранить природу можно, нужно только захотеть». Как вы думаете, что имелось здесь в виду: например, захотела я сохранить природу, и от моего «хотения» она сразу стала лучше, исчез мусор, реки и озера стали чище?
Дети: Нет.
Педагог: А что имеется в виду? Если хочешь беречь природу, охранять ее, необходимо делать все возможное в повседневной жизни: не бросать фантики от конфет, не ломать ветки, не поджигать весной сухую траву, не разводить костры, не оставлять в лесу и на берегу реки мусор и т.д..
Педагог: А теперь, в завершение нашего занятия, давайте с вами поиграем в игру «Ласковое слово».
Слайд 16 -21
Педагог показывает цветные иллюстрации с изображением природы, репродукции картин, фотографии растений, зверей, птиц, ягод или грибов и предлагает детям по очереди назвать показанное педагогом ласковыми словами. Кто не смог назвать – выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет больше других назвать ласковых слов.
Слайд 22
Педагог: Ребята, умение любить природу – это важное качество человека.
Природа - наш друг и мы должны заботиться о нём, беречь, охранять и любить.
Уверена, что вы станете настоящими друзьями природы!
Давайте вместе дадим природе обещание:
Обещаем Природе друзьями верными быть!
Обещаем Природу беречь и любить!
В конце урока всем детям вручаются медали «Эколята»
Подведение итогов
Мы с вами сегодня побывали в экологическом путешествии вместе с Эколятами и еще раз убедились, как красива и разнообразна наша природа. Но только бережное отношение сохранит её. Я предлагаю вам дома рассказать о нашем экологическом путешествии. Может быть, у вас есть дома книги о природе, о животных, о растениях, принесите её в группу, мы вместе почитаем.
#Урок2025Эколята74






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о проведении муниципального мероприятия Всероссийского экологического детского фестиваля «Праздник Эколят – Молодых защитников Природы»
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.Природа – не только среда обитания, но и родная сторо...

Проект "Молодые исследователи природы" Всероссийской акции "Россия - теория "Эколята- молодые защитники природы"
участие во Всероссийском конкурсе "Эколята"...

#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"
Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязиЗадачи: Расширять представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе;Сформировать целостный взгл...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Всероссийский урок «Эколята– молодые защитники природы» по теме «Живая и неживая природа»
Целью Всероссийского урока - экологическое просвещение воспитанников, формирование представлений о живой и неживой природе, об их взаимосвязи, формирование ответственного экологического...

#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"
В рамках Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" было проведено занятие по теме "Живая и неживая природа" в подготовительной к школе группе . Материа...

