Всероссийский урок "Эколята - молодых защитников природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кириллова Светлана Юрьевна

Тема урока: «Природолюбие»

Цель урока: воспитание у детей дошкольного и начального школьного возраста начал экологической культуры, эмоционально-положительного и бережного отношения к миру природы.

Задачи урока:

 1.Образовательные:

   -  Сформировать первоначальные представления о том, что такое природолюбие. 

    -Узнать о простейших взаимосвязях в природе.

    -Закрепить основные правила поведения по отношению к природе.

 2. Развивающие: 

Развивать эмоциональную отзывчивость: умение восхищаться красотой природы, сочувствовать живому. 

Развивать наблюдательность, любознательность — умение видеть изменения в природе, задавать вопросы.

 Развивать воображение, связную речь, умение анализировать простые ситуации.

 3. Воспитательные: 

Воспитать доброту, отзывчивость и желание помогать природе, видеть её красоту.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Формировать чувство ответственности за природу.

Зрительный ряд:

 Цветные иллюстрации с изображением природы, репродукции картин, фотографии растений и животных, ягод и грибов, детские рисунки о природе. Иллюстрации с изображением сказочных героев «Эколят» – защитников природы. На столе могут стоять комнатные цветы.

 Литературный ряд:

 Учебные пособия «Азбука природолюбия» и «Лесная мозаика», книги В. Бианки,

Н. Сладкова, Д. Мамина-Сибиряка и других писателей о природе.

 Музыкальный ряд:

Музыкальные произведения на тему природы, аудиозапись «Звуки природы», «Звуки животных», «Звуки птиц».

План:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Основная часть.
  4. Подведение итогов.

Ход урока

Вступительное слово:

- Быть частичкой природы – это прекрасно!  Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки...   Это природа!  Наша жизнь неотделима от нее.  Родина для каждого из нас начинается с близкого: с родных людей и той природной среды, в котором мы растем, живем. Сегодня  мы с вами собрались на необычное  занятие, где поговорим о красе и проблемах, появившихся в природе. 

Лев Николаевич Толстой в свое время писал: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

- Сегодня мы с вами отправляемся в экологическое путешествие?

Как вы думаете, что такое экология?

- Давайте с вами поиграем в «Азбуку природолюбия». Я буду кидать мячик и у кого он, оказывается, будет называть слово, которое у него ассоциируется с экологией.

Варианты ответов детей:

Климат, лес, природа, животные, растения, наука, Гринпис, защита природы, вода, воздух, мир, дом и т.д.

Основная часть.

 Слайд 1

Педагог ставит для прослушивания небольшое музыкальное произведение на тему о природе. После прослушивания.

 Слайд 2

 Педагог: Ребята! Тема нашего урока «Природолюбие». Но сначала давайте с вами немного порассуждаем. Кто из вас мне может сказать, что же такое Природолюбие?

 Дети дают разные ответы.

 Педагог: Если внимательно присмотреться к самому слову и немного подумать, то можно сразу догадаться: Природолюбие – это любовь к Природе. Именно настоящая любовь к Природе, бережное и уважительное отношение к ней. Для того чтобы охранять Природу, ее надо, прежде всего, любить. Жизнь человека невозможна без Природы, каждый из нас – её неотъемлемая часть. Мы соприкасаемся с Природой всегда и везде, она окружает нас повсюду. А раз так, то почему бы не попробовать подружиться с тем, кто живет рядом с тобой. Поверьте, ребята, Природа тоже может стать настоящим другом, верным и надежным. Она может открыть вам множество тайн и загадок. А в ответ от нас потребуется лишь одно – любить Природу, бережно и с уважением относиться к ней, как к своему другу. И сегодня мы отправимся с вами в путешествие, чтобы узнать, как стать настоящими друзьями природы. Вы готовы?

Дети: Готовы!

Педагог: Кто мне скажет, как следует обращаться с природой?

Дети: Любить, беречь, охранять…

Педагог: Правильно, молодцы! И сегодня мы с вами будем учиться природолюбию, то есть будем учиться любить природу, уважать её, заботиться о ней и приходить природе на помощь.

 Слайд 3

Педагог: Проходить наш урок будет по учебному пособию Татьяны Владимировны Зотовой, которое так и называется «Азбука природолюбия»

Слайд 4

Педагог: Давайте закроем глазки и представим, что мы с вами в лесу. (Включает аудиозапись с голосами леса, звуками природы). Слышите, как поют птицы, шумит листва? Почувствуйте, как пахнет свежей листвой, травами, хвоей и земляникой. Мысленно посмотрите вокруг: высокие деревья, зелёная трава, яркие цветы, жучки ползут по тропинке. Открываем глазки. Какие чувства у вас появились? Вам было приятно?

Дети: Да! Спокойно, красиво, хорошо.

Педагог: Вот такую красоту нам дарит природа. Она живая, и она нас радует. Давайте подумаем, а чем мы можем любоваться в лесу? На озере? В парке?

Дети: Цветами, птицами, деревьями…

Педагог: А кто мне скажет, как надо вести себя человеку по отношению к тому, кого он любит?

Дети: Уважать, быть добрым, отзывчивым, помогать…

- А теперь узнайте, чей это голос из живой природы (слушаем запись голосов животных, угадываем)

Игра «Чей это голосок».

- Мы с вами еще раз убедились, сколько обитателей в нашем большом доме под названием планета Земля. И чтобы сохранить все это разнообразие, мы с вами должны помнить о правилах поведения в живой природе и соблюдать их.

Слайд 5

Педагог: А как вы думаете, что означает выражение «любить Природу»?

Дети: Заботиться о природе, «Нельзя поджигать в лесу сухую траву и листья, потому что это может привести к пожару, а также потому, что гибнут все насекомые и их личинки», «Нельзя сбивать несъедобные грибы, потому что их едят животные», «Нельзя шуметь в лесу, потому что это может напугать птиц и животных»

Педагог: Правильно. А теперь мы поиграем в игру  «Этого делать нельзя!».

 Я вам сейчас раздам разрезанные на 2 части правила поведения в природе, а вы попробуете соединить их.

Правила поведения в лесу разрезаны на 2 части.

Задача – найти продолжение предложения)

Не ломай / ветки деревьев и кустарников.

Не рви / в природе цветков.

Не лови / бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

Не убивай / лягушек и жаб.

Не разоряй / птичьи гнезда.

- Для соблюдения правил поведения в природе придуманы свои знаки.

Ваша задача – найти знак-картинку-соответствие правилу поведения в лесу и положить на неё.

Физкультминутка «Мы идем по лесу»

Педагог:

А теперь давайте отдохнем и представим, что мы гуляем в лесу.

Ребята, вставайте и слушайте внимательно меня и повторяйте: я говорю фразу, и мы все вместе её показываем.

Дружно мы идём по лесу, (шагают на месте)

Листья тихо шелестят  (шуршат ладонями одна о другую)

Поднимаем руки выше, (поднимают руки)

Дышим воздухом лесным (глубокий вдох-выдох)

Зайку встретили смешного, (ставят ладошки к голове, показывая ушки зайки) Белке помахали вслед (машут рукой)

Всем друзьям природы дружно руку жмем и говорим, (жмут друг другу руки) Что беречь природу будем и заботиться о ней!

Слайд 6

 Педагог: Ребята, скажите, а может человек дружить с животным?

Дети: Да.

Педагог: Конечно, каждый из вас знает, какими верными друзьями могут быть кошки, собаки, попугаи и другие животные. А знаете ли вы, что растения тоже умеют дружить, они реагируют на настроение людей, чувствуют, как человек относится к ним, любит или нет. Когда за растением заботливо ухаживают, поливают, подкармливают, берегут от сквозняков, он радует хозяина своими цветами, красивыми листьями, ароматом. А в доме у человека, который не любит цветы, растение может даже погибнуть. Может, и у вас были такие случаи, когда кто-нибудь из ваших знакомых, например, уезжая куда-нибудь, отдавал растение другим людям, а оно в отсутствии хозяев вяло и даже гибло, несмотря на заботливый уход?

Педагог выслушивает ответы детей

Заботиться о друге, помогать ему, поддерживать и означает дружить. Так что видите, дружить могут не только люди между собой, но и человек с растением, птицей, животным и природой.

Слайд 7

Педагог: А вы хотели, чтобы у вас появился еще один замечательный друг – природа? Хотите попробовать с ней подружиться?

Дети: Да, хотим.

Педагог: А для этого нам нужно выучить правила «Азбуки природолюбия». Выучить правила природолюбия, подружиться с Природой, понять её и полюбить нам с вами помогут весёлые Эколята.

Педагог: А кто из вас уже знает Эколят?

Дети отвечают.

Педагог: Сейчас мы посмотрим о них мультфильм, а потом я вам о них ещё расскажу.

Педагог показывает мультфильм об Эколятах.

После мультфильма.

Слайд 8

Педагог: Вот какие интересные герои Эколята – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё, ну, или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Давай познакомимся с ними поближе?

Дети: Давайте! Если дети уже знают персонажей, слайды 9-12 можно просто пролистать, показывая картинки.

Слайд 9

Педагог: Итак, самым озорным и весёлым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремиться узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.

Слайд 10

 Педагог: Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает 8 ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это многое объясняет.

Слайд 11

Педагог: Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду, довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.

Слайд 12

Педагог: У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Ёлочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.

Все вместе герои берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать Природу и подружиться с ней и полюбить её.

Слайд 13

С целью стимулировать мыслительную деятельность детей, научить их фантазировать педагог задает некоторые дополнительные вопросы о сказочных персонажах. Примерные вопросы: Чем отличаются герои друг от друга? Что они любят? Как вы думаете, кто является друзьями героев? Как они помогают животным, птицам, насекомым и растениям? Почему вы решили, что они любят природу? и т.д.

Слайд 14

Педагог: Наши весёлые «герои-Эколята» очень любят игры и предложили нам, ребята, тоже немного поиграть. Ну, что, принимаем их предложение?

Дети: Принимаем!

Давайте для начала проверим, как вы знаете народные приметы о погоде. По поведению животных и растений можно предсказать погоду.

Приметы.

Игра «Погода в доме эколят»

У вас в руках зеленые и красные карточки.

Если в доме плохая погода, то поднимайте красную карточку, если хорошая, то зеленую.

  1. Рыба не клюет – она сыта. Б)
  2. Ласточки и стрижи летают высоко. A)
  3. Птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли. Б)
  4. Божья коровка, взятая на руку быстро, слетает. A)
  5. Раскрыты цветы кувшинки. A)
  6. Одуванчик складывает свой пушистый зонтик. Б)
  7. Поздно вечером сильно трещат кузнечики. A)
  8. Паук усиленно плетет паутину. A)
  9. Пчелы сидят в улье и громко гудят. Б)

     10. Голуби разворковались. A)

ОТВЕТ: А - хорошая погода, Б - плохая погода

A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; Б) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

Игра «Сложи картинку»

Старшие дети выкладывают (растения дерево берёза),

младшие дети выкладывают (животное заяц).

Слайд 15

Педагог читает ребятам стихотворение и обсуждает, как дети его понимают.

Позаботиться о друге

Сможет каждый человек,

Сохранить Природу можно,

Нужно только захотеть.

Педагог: «Позаботиться о друге сможет каждый человек». Вы согласны с этим, ребята?

А вы заботитесь? Как?

Разные ответы детей.

Педагог: «Сохранить природу можно, нужно только захотеть». Как вы думаете, что имелось здесь в виду: например, захотела я сохранить природу, и от моего «хотения» она сразу стала лучше, исчез мусор, реки и озера стали чище?

Дети: Нет.

Педагог: А что имеется в виду? Если хочешь беречь природу, охранять ее, необходимо делать  все возможное в повседневной жизни: не бросать фантики от конфет, не ломать ветки, не поджигать весной сухую траву, не разводить костры, не оставлять в лесу и на берегу реки мусор и т.д..

Педагог: А теперь, в завершение нашего занятия, давайте с вами поиграем в игру «Ласковое слово».

Слайд 16 -21

Педагог показывает цветные иллюстрации с изображением природы, репродукции картин, фотографии растений, зверей, птиц, ягод или грибов и предлагает детям по очереди назвать показанное педагогом ласковыми словами. Кто не смог назвать – выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет больше других назвать ласковых слов.

Слайд 22

Педагог: Ребята, умение любить природу – это важное качество человека.

Природа - наш друг и мы должны заботиться о нём, беречь, охранять и любить.

Уверена, что вы станете настоящими друзьями природы!

Давайте вместе дадим природе обещание:

Обещаем Природе друзьями верными быть!

Обещаем Природу беречь и любить!

В конце урока всем детям вручаются медали «Эколята»

Подведение итогов 

Мы с вами сегодня побывали в экологическом путешествии  вместе с Эколятами и  еще раз убедились, как красива и разнообразна наша природа. Но только бережное отношение сохранит её. Я предлагаю вам дома рассказать о нашем  экологическом путешествии. Может быть, у вас есть дома книги о природе, о животных, о растениях, принесите её в группу, мы вместе почитаем.

#Урок2025Эколята74

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о проведении муниципального мероприятия Всероссийского экологического детского фестиваля «Праздник Эколят – Молодых защитников Природы»

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.Природа – не только среда обитания, но и родная сторо...

#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"

Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязиЗадачи: Расширять представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе;Сформировать целостный взгл...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Всероссийский урок «Эколята– молодые защитники природы» по теме «Живая и неживая природа»

Целью Всероссийского урока - экологическое просвещение воспитанников, формирование представлений о живой и неживой природе, об их взаимосвязи, формирование ответственного экологического...

#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"

В рамках Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" было проведено занятие по теме  "Живая и неживая природа" в подготовительной к школе группе .  Материа...