Конспект " Неизвестное рядом"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Меркурьева Елена Владимировна

Конспект занятия в средней группе опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neizvestnoe_ryadom.docx270.19 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                       Конспект занятия в средней группе «Неизвестное рядом»

Воспитатель: Меркурьева Е.В.

Цель: расширение знаний о воздухе  детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого.
  2. Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, любознательность, логическое мышление и речь.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воздушному пространству.

Оборудование: два воздушных шарика, трубочки, пластмассовые стаканчики, камешки, шарики пластмассовые, бумажные полоски, тазик с водой.

Ход занятия:

-Сегодня у нас необычное занятие.

Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Правильно, это воздух.

-Посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы его «поймаем». Возьмите мешочки, поднимите их над головой, резко опустите их вниз и закрутите мешочки (дети из положения приседа встают, поднимают мешочки вверх, затем резко приседают). Что внутри мешочков? (Воздух). 

-Посмотрите, к нам в гости прилетели два шарика. Смотрите, один шарик – красивый, веселый, а второй – худой, грустный.

-Как вы думаете, почему? (Ответы детей: шарик сдулся).

- Дети, а что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем? (Воздух). Правильно, воздух.

- Как вы думаете, откуда он берется, этот воздух? (Мы им дышим).

-Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик. Воздух окружает нашу планету.

-Ребята, а нужен ли вам, другим людям, животным и растениям воздух? Давайте все вместе положим руки ладонью на грудь и почувствуем, как она поднимается и опускается – происходит дыхание (грудное дыхание). Человек вдыхает хороший воздух и выпускает из себя плохой. Так человек дышит всю свою жизнь. А что ещё ему нужно для жизни? (Вода и еда). Давайте попробуем закрыть рот и нос ладонью, чтобы не дышать (На несколько секунд). Скажите, что вы почувствовали?

-Человеку для жизни нужен свежий воздух. А свежий воздух у нас где? (на улице). В помещении, где долго находиться много людей, скапливается плохой воздух, поэтому нужно что делать? (Проветривать помещение). Вот теперь вы знаете, что воздух нужен и людям, и животным. Хоть воздух мы не видим, но его можно почувствовать.

-Для чего же нужен воздух? (Ответы детей для того, чтобы дышать).

1. Опыт: «Воздух – невидимка»

- Мы воздух видим, или нет? (Ответы детей – нет, не видим).

-Если воздух не видим, значит он невидимый, прозрачный.

-Какой воздух (Ответы детей: невидимый, прозрачный).

-Скажите, а что еще бывает прозрачным? (Вода, стекло). Правильно.

2. Опыт: «Можно ли увидеть воздух? »

- Хотите увидеть воздух? Возьмите трубочку, опустите ее в стаканчик с водой и подуйте в трубочку.

-Что вы видите? (Пузыри).

3. Опыт «Можно ли воздух услышать?»

-Как вы думаете, дети, можем ли мы услышать воздух? (Ответы детей).

- Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его.

-Что вы слышали? (Ответы детей-шипение).

-Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика, и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать. -а сейчас, давайте поиграем в игру «Пузырь». Проводится игра

4. Опыт «Воздух легкий или тяжелый?»

- Как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? (Ответы детей).

- Попробуем сравнить воздух и камушки. Мирон, возьми камешек, а ты, Мария, шарик.. Посмотрите, камешек, какой? (Маленький).

-а шарик? (Большой).

-Что же легче, камешек или шар, как вы думаете? (Ответы детей).

-Давайте проверим. Мирон, положи камешек в тазик с водой.

-Что с ним случилось? (Ответы детей).

-Камешек утонул. Значит он какой? (Ответы детей - тяжелый).

-а теперь, Мария, положи в воду шар.

-Утонул? Нет, значит, игрушки надутые воздухом легкие, поэтому они не тонут.

-Что же легче, камешки или воздух?

-Запомнили, какой воздух (Ответы детей – легкий).

            

5. Опыт: «Ветер – это движение воздуха»

-Вдохните воздух и подуйте на ладошки.

-Что вы чувствуете? (Ответы детей).

-На столе лежат волшебные разноцветные полоски, давайте подойдем и подуем на них.

-Что случилось? (Ответы детей).

-Когда мы подули на полоски, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И полоски качаются, наклоняются. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

6. Физкультминутка.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

- А теперь к нам в гости пришли наши мамы, и хотят показать нам что-то интересное, которое находиться в каждом доме, на кухне. Оказывается, чтобы быть здоровым, энергичным нужны полезные вещества, которые находятся в нашей пище. Один из них -это крахмал.

.

1 мама : - С помощью йода мы найдем крахмал в разных продуктах.

Игра « Чудесный мешочек». Дети достают из мешка по одному предмету (картофель,  яблоко, хлеб, огурец, , капустный лист, сыр, печенье, банан, молоко, мука.

Йод окрашивает те продукты, в которых есть крахмал. Крахмал нам помогает приготовить вкусный кисель ,пироги и разную выпечку с ягодами.

 

           

2 мама-Я принесла для вас конус-у нас это будет «вулкан».

- Многие вещества, которые похожи на детей. Одни дружат между собой, а другие ссорятся .

-Я добавлю в воду 2 ложки соды, перемешаю. И затем добавлю ложку лимонной кислоты .Что происходит? -появилась пена,(зашипела)-она похожа на лаву.

       

Воспитатель: Как интересно, что рядом с нами находятся простые вещества, из которых мы можем сделать опыт (эксперимент)

Итог занятия. Рефлексия.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо занимались.

Игра «Воздушный шарик передаю и про воздух говорю»

-Какой он? (Ответы детей: воздух прозрачный, невидимый, его можно поймать, воздух легкий, его можно услышать, увидеть в воздушных пузырях, когда воздух движется – поднимается ветер, сильный ветер называют ураганом, без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни насекомые, ни растения.)

 - Что вам больше всего понравилось на занятии?

 - Что было самое сложное?

 - А что вас удивило?

 - Расскажите о своих открытиях родителям. Им будет очень интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)

Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.Задачи первого года обучения (5-6 лет):Развивать предста...

Рабочая учебная программа кружка «Неизвестное рядом» (подготовительная группа)

Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников...

Летний проект «НЕИЗВЕСТНОЕ РЯДОМ». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.

laquo;Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Ральф У. ЭмерсонАКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, с...

Летний проект «НЕИЗВЕСТНОЕ РЯДОМ" (опытно-исследовательская деятельность).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетво...

"Неизвестное рядом"

Дополнительная программа естественнонаучной направленности "Неизвестное рядом"...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...

Неизвестное рядом

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников...