Конспект занятия по экспериментированию "Снежные секреты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Екатерина Сергеевна

Конспект занятия по экспериментированию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhnye_sekrety.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию «Снежные секреты», старшая группа

Цель: расширять представления детей о свойствах снега и льда через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение выдвигать гипотезы и проверять их на практике;

- закреплять знания о свойствах снега (холодный, белый, рыхлый, тает в тепле) и льда (твердый, прозрачный, хрупкий);

- познакомить с особым свойством соли, ускорять таяние снега и льда.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);

- развивать диалогическую речь, умение аргументировать свои выводы;

- развивать мелкую моторику и координацию.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, умение работать в команде, соблюдать правила безопасности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: экран для изображений, для опытов: емкости со снегом, темные листы картона, лупа; стаканы, резинка, лейка с теплой водой; деревянные палочки, цветная бумага; льдинки, поваренная соль, пипетки с подкрашенной водой.

Ход занятия:

Вводная часть. Организационный момент. Создание проблемной ситуации.

(в группе на столе стоит сундучок, украшенный снежинками)

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришло необычное письмо. Его отправила сама Снежная Королева. Давайте прочитаем: «Дорогие ребята! Я, Снежная Королева, знаю все тайны снега и льда. Но хочу проверить, а сможете ли вы стать моими помощниками-исследователями? Откройте мой сундучок, выполните все задания и узнайте мои главные секреты. Тогда вы получите звание настоящих ученых».

Воспитатель: Ну что, принимаем вызов? Чтобы начать, давайте вспомним, как работают настоящие ученые. Надеваем наши фартуки.

Основная часть

Воспитатель: Открываем первый конверт из сундучка.

Задание 1. «Рассмотри и узнай» (изучение структуры снега)

Вопрос-загадка от Королевы: «Из чего же, из чего же сделан белый снег?»

Ход: дети берут со своего подноса снег на темный картон и рассматривают его через лупу.

Воспитатель: Что вы видите? На что похожи снежинки? Все ли они одинаковые? Почему снег кажется нам белым, хотя каждая снежинка прозрачная?

Вывод: Снег состоит из множества маленьких снежинок-кристалликов. Они все имеют 6 лучей, но разные. Снег белый, потому что свет отражается от множества граней.

Задание 2. «Снег и вода – родственники» (связь агрегатных состояний)

Вопрос от Королевы: «Куда исчезает мое ледяное царство, когда приходит весна?»

Ход: Дети насыпают снег в один стакан до метки, во второй наливают воду. Наблюдают, что снег занимает больше места. Стакан со снегом ставят в центр стола (в тепло). Лейкой осторожно поливают снег в другом стакане теплой водой, ускоряя процесс. Наблюдают таяние.

Воспитатель: Что происходит со снегом? Во что он превращается? Почему воды в стакане стало меньше, чем было снега? (обсуждают наличие воздуха).

Вывод: Снег в тепле тает и превращается в воду. Снег рыхлый, в нем много воздуха, поэтому объем воды меньше.

Физминутка:

Дует, дует ветер (машем руками)

Кружит снег по свету (кружимся)

Вправо, влево, вниз, вверх (наклоны)

Закружился белый снег (покружились)

Приземлились, отдохнули (присели)

И опять полетели.

Задание 3. «Снег или лед? Найди 5 отличий» (сравнительный анализ)

Загадка от Королевы: «Он прозрачный и блестит, он хрустит, но не скрипит. Брат он снега, спору нет, как зовут его?» (Лед)

Ход: Дети исследуют снег и лед на тарелочках с помощью палочек и тактильно (осторожно) подкладывают под лед и снег цветную бумагу.

Воспитатель: Что тверже? Что прозрачнее? Где холоднее? Что легче сломать/раскрошить? Что тяжелее?

Вывод:

Снег: белый, непрозрачный, рыхлый, мягкий, легкий.

Лед: прозрачный, твердый, гладкий, хрупкий, тяжелый.

Задание 4. «Магическая соль» (опыт с солью)

Проблема от Королевы: «Есть волшебный, белый порошок, который может растопить даже самую крепкую льдинку. Что это?»

Ход: Дети получают 2 льдинки. На одну льдинку обильно посыпают соль. Наблюдают в течение 3-4 минут. Для наглядности можно капнуть сверху подкрашенную воду – она покажет углубления.

Наблюдение: На льдинке с солью появляются бороздки, ямки, она становится рыхлой и тает быстрее.

Воспитатель: Что произошло? Зачем зимой дворники посыпают дороги солью? Можно ли сыпать соль на все дорожки в природе?

Вывод: Соль растворяет лед и заставляет его таять даже на морозе. Люди используют это свойство для борьбы с гололедом.

Заключительная часть

Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями Снежной Королевы! Давайте вспомним, какие же секреты снега и льда мы раскрыли?

Какой опыт был для вас самым интересным? Что было самым удивительным? Что нового вы сегодня узнали?

Молодцы. Вы были внимательными, аккуратными и дружными исследователями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из цикла "Секреты Мудрой Совы" "По-разному зовутся дети"

Формирование правового сознания у дошкольника....

Конспект занятия по теме: «Секреты дружбы».

Конспект занятия по теме: «Секреты дружбы»....

План конспекта занятия по программе «Секреты доктора Айболита» "Правильная осанка"

План конспекта занятия по программе «Секреты доктора Айболита» "Правильная осанка"...

24.03 2024.Конспект занятия по теме "Секрет чая"

Расширять представления детей об особенностях чаепития. Формировать умение получать сведения об объекте в процессе его практического исследованРазвивать мыслительные способности, поощрять любознательн...

Конспект занятия "Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания" (подготовительная группа)

Конспект занятия"Кулинарная лаборатория:Секреты здорового питания"(подготовительная группа)     Разработала:...