Конспект занятия из цикла "Секреты Мудрой Совы" "По-разному зовутся дети"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Масловская Вера Анатольевна

Формирование правового сознания у дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon По-разному зовутся дети57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия из цикла «Секреты Мудрой Совы»

«По-разному зовутся дети»

Составил воспитатель ДО ГБОУ

школа №555 «Белогорье»: Масловская В.А.

Программное содержание:

•довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя;

•дать представление о важности права на имя;

•довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека;

•познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;

•активизировать словарь: имя, отчество, фамилия;

•развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;

•воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Материал:

• книга «Права ребенка»;

• фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

• «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

• картинки с изображением сказочных героев;

• мяч, игрушка Мудрая Сова;

Ход занятия:

- Здравствуйте, дети! Сегодня к вам пришли в гости Мудрая Сова и маленькая куколка, которую мы встретили по пути в ваш детский сад.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг

Самый верный друг!

- Давайте с вами познакомимся. Мы будем передавать по кругу куколку и называть своё имя. (к/и «Назови по имени»)

- Вот мы с вами и познакомились! Присаживайтесь на стульчики, а я вам расскажу…. Из какой удивительной страны прибыла к нам Мудрая Сова.

В волшебной стране Мудрой Совы живут очень хорошие, умные, добрые люди. Одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста. И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у них в стране хорошо. Но кое-что в отношениях больших и маленьких людей смущает Мудрую Сову. Большие люди всегда очень серьезные, занятые, они почти никогда не шалят и не играют, как маленькие человечки. И еще очень часто говорят: «Я имею право…», «Это мое право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорит. Будто их нет вовсе.

- А как вы понимаете слово «право»?

Но однажды Мудрая Сова увидела в витрине магазина книгу «Права ребёнка», которую принесла сегодня в ваш детский сад. Посмотрите, какая она красочная, в ней много интересных картинок, на которых изображены сказочные герои: добрые и злые...  С их помощью можно познакомить детей с правами.

Но сначала, ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся?

Ответ: У нас есть руки, ноги, голова, туловище.

Ответ: Отличаемся цветом глаз, волос, интонацией голоса.

Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? Имя.

- Давайте начнём с примера. В каждой группе детского сада есть шкафчики для одежды. На них нарисованы значки – бабочка, рыбка, цветок, - все разные. Вам, конечно, ясно: рисунки помогают детям легко находить каждому свой шкафчик. В этом примере каждый рисунок – знак, позволяющий отличить один шкафчик от другого.

Рассмотрите картинку из новой книги, которую принесла с собой Мудрая Сова. Кто изображён на картинке? Что делает Баба-Яга? Вот она думает, что если все дети одинаковые, то им давать имена не надо. А вместо имён нужно давать номера. Согласны ли вы с этим?

 Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, - все это древнерусские имена.

По имени можно немало узнать о человеке. Услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они?

Ответ: «Андрюшенька» - это мальчик, а «Анна Петровна» - это тетенька.

Воспитатель: Правильно. Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей?

Ответ: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Ответ: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

- Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

- Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с  правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Ответ: Может быть – это право на имя?

- Да, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; имена, отчества, фамилии мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

- Ребята, а вот куколка наша что-то загрустила. Как вы думаете почему?

Ответ: Потому, что у неё нет имени.

- А давайте придумаем для нашей куколки имя!

- Это девочка или мальчик? Почему вы так решили?

К/и «Мы знаем пять имён девочек…»

- Какое же имя мы выберем для куколки?....

- А давайте мы напишем на маленьких листочках имена, а наша куколка выберет сама себе имя!

Куколка: «Я иду, иду, иду имя для себя выбрать хочу! Как я рада, что меня будут называть «….»   А какая у меня будет фамилия?»

- Оказывается, в давние времена многие фамилии происходили от профессии людей, так…..

Кузнецу давали фамилию Кузнецов;

Рыбаку   - ……;

Токарю - ……;

Портному - …..

- А как вы думаете, чем занимались предки почтальона из мультфильма «Простоквашино..»? Печкин…….- печник.

- Иногда фамилии происходили от имён:

Иван – Иванов; Фёдор - …; Семён - …;

А также от названий птиц, зверей и рыб: голубь -…, гусь - …,волк - …

- Подумайте дома вместе с родителями, что означает ваша фамилия.

- Какую же фамилию мы дадим нашей куколке?....  Может мы дадим фамилию от слов «нашли – найдена»… Кто из вас догадался?

«Найдёнова» - молодцы!

Куколка: «А у меня будет игрушечное свидетельство о рождении?

- Конечно, давайте заполним вот такой бланк и скрепим печатью Мудрой Совы. Найдёнова …. 25 февраля 2011г. Г. Санкт-Петербург.

«Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.

Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».

- А вы знаете, что доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

- А вам нравятся ваши имена?

- Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, что означает ваше имя?

Хотите послушать стихи об именах?

- Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Ответ: Нет, имя расти не может.

Ответ: Нет, не может.

Воспитатель демонстрирует свои фотографии и рассказывает:

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Верочка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Верочка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Вера. А в детском саду я для всех Вера Анатольевна.

Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Андрюшенька в школе станет Андреем. Никитушка – Никитой. Людочка – Людмилой.

Воспитатель: Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас?

Ответы детей. (Воспитатель помогает детям.)

- Ребята, когда мы готовились к нашей встрече, Мудрая Сова предложила загадать вам загадки. Я же попросила ее найти загадки про имена. Вот какие загадки она для вас приготовила:

1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

5. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка побежали в лавочку и купили прянички. Сколько девочек купили прянички?

- Иногда дети дают клички, например, к толстенькому мальчику обращаются по кличке «пончик», а ему это очень обидно… Мы с вами никогда не будем придумывать такие клички, а будем обращаться друг к другу по имени, ласково.

- А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Назови ласково». (Дети передают мяч по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами или просто ласковыми словами. Это могут быть названия цветов, рыбок, зверюшек, фруктов… )

- Ребята, а давайте составим вместе красивый букет! Он будет не простой, а волшебный. Говорят, что дети – это цветы жизни. Оказывается, это правда. Лепестки это ласковые, любимые слова-обращения к детям. Те, которыми называют вас дома. Кого называют «зайчиком», тот выберет белый лепесток для цветка, «солнышком» - красный, «рыбкой» - жёлтый… Какой замечательный букет у нас получился! Я предлагаю поместить его  в раздевальной комнате, чтобы все, кто к вам приходит, смогли узнать эти ласковые слова-обращения.. Ведь каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем.

- Сегодня на занятии мы узнали о праве детей.  Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Давайте обращаться друг к другу по имени. Если вам понравилось составлять игрушечные «свидетельства о рождении» для куколки, то вы можете продолжить эту игру и дать всем куклам имена и придумать фамилии.

Ребята, Мудрой Сове очень понравилась наша встреча. А вам понравилось общаться с Мудрой Совой? Она хочет прийти к вам еще. Давайте пригласим её. Конечно, Мудрая Сова, приходи. Мы вместе с тобой будем раскрывать твои секреты о других правах маленьких детей.

А на память Мудрая Сова Вам подарит странички к будущему альбому «Права ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)

Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...

Конспект занятия "Письмо от Мудрой Совы"

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи.  Подготовка к обучению грамоте.  Подготовительная группа....

Конспект занятия по теме «По - разному зовутся дети. Право на имя»

Данное занятие составлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы&raq...

Конспект интегрированной НОД «Задания Мудрой Совы» в разновозрастной логопедической группе

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮ КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД В РАНОВОЗРАСТНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ...

Конспект занятия по ручному труду "Сова - мудрая голова".

Изготовление поделки "Сова"  из втулки путем аппликации и рисования....

Конспект "Урок в школе мудрой Совы"

Цель: закрепить полученные детьми знания.Задачи:Образовательные:• совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, ...

Конспект занятия по легоконструированию "Мудрая сова"

Конспект занятия по легоконструированию "Мудрая сова"...