Конспект экскурсии по экологической тропе на станцию «Зелёная аптека» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данная экскурсия знакомить детей с полезными растениями, рассказывает об их свойствах и правилах сбора.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии по экологической тропе
на станцию «Зелёная аптека» в старшей группе
Цель: познакомить детей с полезными растениями, рассказать об их свойствах и правилах сбора.
Словарная работа: «Зелёная аптека», лекарственные травы.
Ход НОД.
- Вводная часть.
Ведущий: «Ребята, сегодня с нами на экскурсии особый гость — Домовёнок Кузя, знаток лечебных растений. Кузя очень любит рассказывать истории о растениях и их чудесных свойствах. Давайте поздороваемся с ним!»
(Появляется Кукла/Фигурка Кузи или взрослый переодет в персонажа).
Кузя: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, какие растения помогают нам бороться с простудой и как ухаживать за лесом, чтобы он был здоровым. Хотите, я расскажу вам мои любимые истории?»
Ответы детей.
- Экскурсия.
Дети идут на станцию экологической тропы «Зелёная аптека»
Воспитатель. А сейчас, я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте найти это растение.
Белый цветок на лугу растет,
В сердцевинке — солнышко бьет. (Ромашка)
Воспитатель помогает детям найти растущую ромашку лекарственную.
Кузя: «А это — Ромашка, маленькая солнышко-цветок леса! Она очень любит заботиться о больных зверятах. Знаете, почему? Потому что её лепестки могут унять боль и помочь заснуть, когда кто-то заболел. Когда бабочка прилетает к ромашке, она шепчет: „Спокойной ночи!“ — так в домах люди делают чай из ромашки и тоже лечат простуду.»
Воспитатель: Ромашка славится тем, что помогает при болях в животике и успокаивает.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
Листок большой и гладкий
Рядом с дорожкой стоит. (Подорожник)
Воспитатель помогает детям найти растущий подорожник.
Воспитатель. Попробуйте догадаться, почему оно так называется?
Ответы детей.
Кузя: «Это – Подорожник, настоящий целитель! Его широкие листья помогают скорей заживать ранам и царапинам. Легенда говорит, что Подорожник — это подарок леса тем, кто много гуляет и иногда падает. Если вы порежете палец, Подорожник придёт вам на помощь! Представляете, он — лесной доктор на все случаи жизни.»
Воспитатель. Сок подорожника пускают на раны — он обеззараживает.
Воспитатель. Вот ещё одна загадка.
Весной яркий шарик солнца на лугу цветет. (Одуванчик)
Воспитатель помогает детям найти растущий одуванчик.
Кузя: «Вот Одуванчик — весёлый солнечный лекарь! Его жёлтые цветочки — словно маленькие солнышки. А когда одуванчик превращается в пушистый шар, его веточки словно посылают по ветру добрые пожелания здоровья. Знаете ли вы, что одуванчик помогает очищать организм? Это как волшебная уборка внутри тела!»
Воспитатель. Правильно. Это, наверное, самое знакомое растение, его все знают. А кто хочет о нём рассказать?
Ответы детей. У одуванчика есть корень, длинный и тонкий, прямой стебель, слегка резные листья и желтый цветок, когда цветок отцветает, он становится похож на пушистый белый шарик, который разлетается от легкого ветерка.
Воспитатель. Одуванчик помогает печени и желудку, а его листья съедобны.
Кузя: Я вижу вы немножечко устали, надо размяться.
Физминутка «Удивляемся природе».
Мы стоим на огороде, Удивляемся природе. | Потягивания—руки в стороны. |
Вот салат, а здесь укроп. | Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот. |
Поработаем с тобой, | Приседания. |
У забора всем на диво | Потягивания — руки в стороны. |
Мы её не будем трогать — | Потягивания — руки вперёд. |
Все полили мы из лейки | Дети садятся. |
Воспитатель. Размялись, а теперь следующее растение ищем – вот подсказка.
Зеленый кустик с ароматом бодрящим. (Мята)
Воспитатель помогает детям найти растущую мяту.
Кузя: «А это — Мята, ароматный лесной волшебник! Если кто-то устаёт или у него болит животик, мята помогает сделать всё легче и приятнее — она приносит свежесть и бодрость. Когда ветерок трогает мяту, по лесу разносится её волшебный запах, который может подарить хорошее настроение!»
Воспитатель. Мята — это ароматный помощник при простуде и усталости. А ещё отличная вкусовая добавка.
Воспитатель. Следующая загадка.
Сильный запах и польза в нем. (Чеснок)
Воспитатель помогает детям найти растущий чеснок.
Кузя: «Чеснок — настоящий защитник здоровью! Он сильный и смелый: отпугивает нечистую болезнь, словно охранник у ворот леса. Если кто заболел, чеснок помогает организму стать сильнее и быстрее выздороветь. Говорят, как только начинаешь есть чеснок, мыши в лесу сразу бегают в страхе!»
Воспитатель. Чеснок – враг микробов. Чеснок защищает наш организм от микробов.
Воспитатель. Послушайте последнюю загадку:
Ярко-желтый цветок на огороде. (Календула)
Воспитатель помогает детям найти растущую календулу лекарственную.
Кузя: «А это — Календула, золотая звездочка лесных полян. Она не только красива, но и умеет лечить ожоги и раны, словно нежные солнечные лучи, которые прибегают на помощь. Календула — волшебница красоты и здоровья! Помните: если хотите помочь своему телу, всегда найдётся место для этого цветка.»
Воспитатель. Правильно, календула растет на клумбе. У нее есть корень, сочный стебель, сочные продолговатые листья и яркий оранжевый цветок.
Кто из вас помнит, как в народе называют это растение?
Ответы детей. Ноготки.
Воспитатель. А почему его так называют?
Ответы детей. Потому что семена, которые созревают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.
Воспитатель. Ноготки применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.
Кузя: А вы знаете, что на каждую болезнь есть своё лекарственное растение.
Плохой аппетит — корень одуванчика.
Заболел желудок — тысячелистник.
Простуда — душица.
Рана на руке — подорожник.
Ангина — мать-и-мачеха.
Ожог ноги — зверобой.
Пятна на коже — чистотел.
Воспитатель. Матушка Природа позаботилась о всех, кто живет на нашей планете. Но необходимо знать, что заготавливая лекарственные растения необходимо знать определённые правила.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо разбираться в лекарственных растениях и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Растения собирать лучше утром в хорошую, сухую погоду, когда высохнет роса.
3. Растения в городе, вблизи дорог собирать нельзя. Почему?
4. Собирать растения аккуратно, не мять, чтобы не выделился сок и не потеряло растение пользу.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
Воспитатель. Если соблюдать все эти правила, то все свои сокровища природа отдает человеку. И за все просит только одного: беречь ее!
- Итог.
Кузя: А сейчас мы посмотрим, кто лучше всех запомнил растения, с которыми мы сегодня с вами познакомились.
Игра «Собери цветок»
Задача детей — собрать из карточек части цветка в правильном порядке, обсуждая, к какому растению они относятся и для чего их можно использовать.
Воспитатель. Молодцы, какие все растения запомнили. А какие это растения?
Ответы детей. Лекарственные.
Воспитатель. Правильно. А кто скажет, где мы с вами сегодня побывали?
Ответы детей. На станции «Зелёная аптека».
Кузя: «Спасибо, что пришли в мои владения и помогли мне узнать, кто какие растения хорошо знает! Теперь вы — настоящие защитники зелёной аптеки.»
Краткая памятка для родителей.
Дорогие родители!
Познакомьте вашего малыша с лекарственными растениями через игру и прогулки.
Вот несколько советов для дома:
Вместе отправляйтесь на прогулки в парк или лес, ищите травы и цветы, рассказывайте детям, что каждая трава — это «зеленая аптека».
Учите отличать полезные растения от ядовитых:
— Можно собрать ромашку, мяту, подорожник, одуванчик — они безопасны в согласованных количествах.
— Не собирайте растения возле дорог и загрязненных мест.
— Не трогайте растения из Красной книги.
Во время сбора напоминайте правила безопасности, аккуратности и бережного отношения к природе.
Сделайте вместе маленькую «зеленую аптечку» — сушите травы дома и используйте при необходимости, консультируясь с взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...

КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)
Цель: формирование экологической культуры у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе. Задачи:- формир...
Конспект экскурсии по экологической тропе для детей старшей группы.
Сообщить детям новые знания о растениях и животных, закрепить и обогатить имеющиеся знания детей; Пополнять словарь детей новыми для них словами. Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитате...

Экскурсия по экологической тропе в зимнее время в старшей группе
Обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней....

Экскурсия по экологической тропе (станция "Лекарственные растения")
Всем педагогам хорошо известно, что экскурсия - это одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возник...

Конспект экскурсии по экологической тропинке ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект экскурсии по экологической тропинке ДОУ для детей старшего дошкольного возраста....

