Проект Волшебный мир песка"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебный мир песка»
Воспитатель: Смирнова Екатерина Сергеевна
2024
· Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
· Продолжительность: 1 неделя.
· Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
· Цель: развитие познавательной активности и исследовательских умений детей через знакомство со свойствами песка в разных условиях.
· Задачи:
· Познакомить со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, рыхлость, пластичность, способность сохранять форму).
· Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, умение наблюдать, сравнивать, делать простые выводы.
· Обогащать словарь: сыпучий, рыхлый, влажный, плотный, форма, отпечаток.
· Воспитывать интерес к природным материалам, бережное отношение и умение работать в мини-группах.
План реализации проекта
Название | Содержание работы | Материалы |
«Знакомство с песком» | Беседа «Откуда берется песок?» Опыт №1. «Исследование сухого песка» | Контейнеры с сухим песком, сито, воронки, ложки, подносы. |
«Волшебное превращение: сухой/мокрый песок» | Опыт №2. Сравнение. Что происходит, если в песок добавить воду?» Игра-экспериментирование | Сухой песок, вода, формочки, лопатки |
«Следы и секретные знаки» | Творческое экспериментирование «Рисование на мокром песке» Игра «Угадай след?» | Песочница или глубокие подносы с песком, игрушки, палочки, камешки |
«Строители песчаного города» | Конструирование «Замок из песка» Опыт №3. «Что прочнее – высокая горка из песка или низкая и широкая?» | Ведерки, лопатки, формочки, игрушки для обыгрывания |
«Песочные фантазии» | Творческая мастерская «Создание картины из песка» | Цветной песок, клей, картон с контуром, кисточки |
Работа с родителями:
· Информационный уголок: Консультация «Игры с песком дома: развитие и терапия».
Предложить родителям вместе с ребенком собрать небольшую коллекцию разных видов песка/камней (речной, морской, цветной декоративный) или создать простую «песочную бутылочку» (слои цветного песка).
Ожидаемые результаты
· Дети: Познакомятся со свойствами песка, научатся проводить простые опыты, делать выводы. Расширится словарный запас. Повысится интерес к экспериментальной деятельности.
· Педагог: Пополнение развивающей среды (картотека игр с песком). Установление более тесного взаимодействия с родителями по теме познавательного развития.
· Родители: Повысится компетентность в организации простых исследований дома.
Приложение 1.
Конспект беседы «Откуда берется песок?»
Цель: формировать у детей представления о природном материале – песке, его происхождении и свойствах.
Задачи:
Образовательные:
-дать элементарное представление о том, что песок – измельченные горные породы (камни, ракушки);
Развивающие:
- развивать любознательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе тактильных ощущений и наблюдений;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к объектам неживой природы, бережное отношение к материалам.
Материалы: картинки с изображением гор, скал, морского побережья, пустыни, реки; лупа, контейнеры с песком, ракушки, камешки, вода, игрушка-помощник.
Ход беседы:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришел Гномик-почемучка. Он гулял по песочнице и задумался: «Откуда же берется весь этот песок? Его кто-то насыпает?» Он даже немного принес нам в мешочке. Давайте поможем Гномику найти ответ.
(воспитатель достает песок, дает потрогать детям)
Воспитатель: Какой он на ощупь?
Основная часть
Воспитатель: Давайте станем учеными-исследователями! Посмотрите через волшебное стекло (лупу). Что вы видите? На что похожи песчинки?
(показать картинку большой горы)
Воспитатель: Когда-то давно были только огромные, крепкие камни и горы. Но над ними дули сильные ветры, лили дожди, ударяли молнии, зимой в трещины попадал лед. И от этого большие камни начали трескаться рассыпаться на маленькие камушки, а камушки – на совсем мелкие крупинки. Так природа готовила песок.
Воспитатель: А еще песок помогает делать вода. Реки несут камушки, они трутся друг о друга и становятся гладкими. А в море волны перетирают камни и ракушки в мелкую пыль.
Воспитатель: Давайте представим, что мы большие камни в горах.
Физминутка
Дует ветер, каплет дождь (дети покачиваются)
Камушки начинают катиться (перекаты с пятки на носок)
И превращаются в мягкий песок (медленно опускаются на ковер)
Воспитатель: Так что же мы ответим Гномику? Откуда берется песок?
Вывод: Большие камни от ветра, дождя и воды разрушаются и превращаются в мелкие песчинки.
Воспитатель: Давайте подарим Гномику рисунки-подсказки , чтобы о н не забыл. Нарисуйте, как большая гора превращается в песок. (на листе изображена гора, а внизу песок, детям предлагается изобразить между ними дождь, ветер, солнце).
Воспитатель: Вы большие молодцы, Гномик благодарит вас за работу. Что нового и интересного вы узнали?
Приложение 2
Картотека опытов с песком
«Песчаный дождь»
Цель: показать сыпучесть сухого песка.
Вопрос: Можно ли сделать из песка дождь?
Действие: дети сыплют песок через воронку, сито, делают дождь.
Наблюдение: песок легко течет, принимает форму емкости.
«Следы на песке»
Цель: выяснить, что на сухом песке остаются следы и отпечатки.
Вопрос: Что останется, если наступить на песок?
Действие: дети оставляют отпечатки ладошек, палочек, игрушек.
Наблюдение: следы четкие, но легко разрушаются.
«Волшебное превращение»
Цель: сравнить свойства сухого и мокрого песка.
Вопрос: Что будет, если в песок добавить воду?
Действие: дети пробуют слепить куличик из сухого, затем из мокрого песка.
Наблюдение: сухой – рассыпается, мокрый – лепится.
«Цветной песок»
Цель: показать, как можно получить цветной песок.
Вопрос: Можно ли изменить цвет песка?
Действие: смешать в тарелке песок с гуашью, высыпать на бумагу для просушки.
Наблюдение: песок окрасился, стал цветным. После сушки им можно рисовать.
Приложение 3.
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебные картины из песка»
Цель: создание условий для экспериментального освоения новой изобразительной техники на основе изучения материалов.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с техникой создания картины из песка;
- закреплять знания о свойствах сухого песка (сыпучесть, рыхлость);
Развивающие:
- развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, умение действовать по алгоритму;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Материалы: лист бумаги, клей ПВА, кисть, песок, ложка, картон с контуром, влажные салфетки.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло необычное письмо. Его прислала Песочная Фея. Посмотрите, что внутри! (картина из песка). Как вы думаете из чего она сделана?
Воспитатель: Фея спрашивает, сможем ли мы с Вами создать такое же волшебство?
Основная часть
Воспитатель: Но для этого нужно стать исследователями и узнать секрет: как заставить песок прилипнуть к бумаге? У нас есть бумага, песок и клей. Давайте проверим разные способы:
Опыт №1 (без клея)
Воспитатель: Посыпаем песок на сухой лист. Что происходит? (песок осыпается)
Опыт №2 (с клеем)
Воспитатель: А теперь я нанесу клей полоской и быстро посыплю песком. Аккуратно стряхну лишнее… Ой волшебство, песок прилип?
Воспитатель: Так в чем же секрет Феи? Песок прилипает к клею, когда он мокрый. А когда клей высыхает - песок держится крепко.
Практическая часть
Показ алгоритма:
- «Рисуем клеем»: берем кисточку, аккуратно обмакиваем в клей и наносим по контуру рисунка.
- «Посыпаем песком»: быстро, пока клей не высох, посыпаем это место песком с ложки.
- «Стряхиваем лишнее»: аккуратно наклоняем картину над подносом, чтобы лишний песок осыпался обратно.
Воспитатель: А теперь, юные волшебники, за работу! У вас на столах все готово!
(готовые работы крепятся на доску)
Воспитатель: Какая картина получилась самая яркая? У кого песок лег ровно? Какое настроение у вашей картины?
Заключительная часть
Воспитатель: Мы сегодня не просто рисовали, мы экспериментировали. Кто назовет главный секрет песочной картины? Молодцы! теперь мы можем написать ответ Песочной Фее и отправит наши картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...

Проект "Волшебный мир песка"
Цель проекта - обогащение игрового пространства, обеспечивающий развитие и обучение детей посредством игр с песком. ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАДЫМ - МИРАЖ ВОЛШЕБНЫЙ НА ПЕСКЕ"
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА») Утверждаю: Заведующий филиалом МБУК«Надымская РКС « - ЦНК___________О.В. Антипина Утверждаю: ...
Фотоотчет о реализации проекта «Волшебный мир песка».
quot;Фотоотчет о реализации проекта «Волшебный мир песка"Песочная терапия – это интересный и очень важный метод для развития каждого ребёнка. В период адаптации ребенок подвергается ...

Проект «Волшебный мир песка»
Развитие эмоционально-волевой сфер ребенка, его коммуникативных навыков.Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых ...

Творческий проект "Волшебный мир песка"
Данный проект раскрывает системную работу всех специалистов в ДОУ компенсирующей направленности...
Проект "Волшебный мир песка"
Проект "Волшебный мир песка"...

