"Хлеб - всему голова"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Щулькина Ольга Юрьевна

Проект для детей старшей группы "Хлеб всему голова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Хлеб – всему голова»

старшая группа (18.10. – 22.10.2025 г.)

Актуальность

Для современных детей хлеб является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине. У них нет понимания ценности хлеба, как главного продукта питания человека, нет понимания вложенного труда людей разных профессий от хлебороба до пекаря, благодаря которому каждый день на нашем столе присутствует свежий хлеб. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми: дать представление о длительном и сложном процессе появления хлеба на нашем столе от зёрнышка до каравая, способствовать формированию у детей понимания роли труда человека и уважения и бережного отношения к его результатам, ценностного отношения к хлебу, как основному продукту в жизни человека.

Цель: создание условий для формирования представления о процессе выращивания хлеба, ценностного отношения к нему, а также к труду людей, производящих хлеб.

Задачи:

  • познакомить детей с историей возникновения хлеба, со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом, дать представление о процессе появления хлеба на нашем столе, его значении в жизни человека, познакомить с профессиями людей, участвующих в производстве хлеба, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе;
  • развивать познавательный интерес и познавательную активность, внимание, речь, творческие способности, образные представления;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 18.10.25г.- 22.10.25г.

Ожидаемые результаты:

  • у детей сформируются представления о ценности хлеба как результата сложного труда многих людей разных профессий;
  • дети получат знания о том, как выращивали хлеб прежде и теперь;
  • дети получат представление о профессиях пекаря, комбайнера и людей других профессий, участвующих в производстве хлеба;
  • у детей появится бережное отношения к хлебу

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • определение уровня знаний детей о хлебе;
  • постановка целей и задач проекта;
  • подбор дидактического материала, художественной литературы, электронных учебных пособий для проведения деятельности с детьми.

Основной этап:

Перспективно-тематическое планирование

Социально-коммуникативное развитие

С/р игры: «Хлебный магазин», «Хлебозавод», «Семья: печём пироги», «Кулинария»

Беседы: «Труд хлебороба», «От зёрнышка до каравая», «Профессии: кто производит хлеб (агроном, комбайнер, пекарь,

кондитер, продавец)»

Речевое развитие

Чтение: сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», М. Глинская «Хлеб», В. Ремизов «Хлебный голос», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Погореловский «Вот он хлебушек душистый», С. Михалков «Булка», загадки, пословицы, поговорки о хлебе.

Сл/и: «Скажи, какой?», «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Подбери слово», «Составь рассказ»

Познавательное развитие

Занятие: «Откуда хлеб пришёл»

Экскурсия на кухню

Рассматривание дидактических иллюстраций «Выращивание хлеба»; «Прежде и теперь»

Беседы: «Какой бывает хлеб»

Экспериментальная деятельность: «Сравнение зёрен пшеницы и ржи (с использованием лупы)», «Как зерно превращается в муку», «Замешивание теста»

Д/и: «Разложи по порядку (этапы выращивания хлеба)», «Профессии: кому что нужно», «Разрезные картинки: собери каравай»

Просмотр презентации «Как получается хлеб», м/ф «Чудо-мельница», «История про девочку, которая наступила на хлеб», «Золотые колосья»

Художественно-эстетическое развитие

рассматривание картин и иллюстраций о хлебе

Рисование: «Золотые колоски», «Румяный каравай» (раскрашивание изделий из солёного теста)

Лепка из солёного теста: «Хлебобулочные изделия»

Физическое развитие

Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»

Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки»

П/и: «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор» (эстафета), «Вопрос-ответ» (с мячом), «Пирог», «Кто быстрее соберёт колосья», «Дружные зёрна», «Жнецы и пахари»

Работа с родителями

Памятка для родителей о правилах обращения с хлебом.

Создание книжек-малышек «Хлеб – всему голова».

Создание фотоколлажа «Вместе с мамой мы печём, в гости всех друзей мы ждём».

Заключительно-презентационный этап:

  • оформление экспозиции поделок из теста;
  • выставка книжек-малышек «Хлеб – всему голова»
  • оформление фотовыставки «Вместе с мамой мы печём, в гости всех друзей мы ждём»

Приложение 1

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ХЛЕБ

Хлеб — всему голова.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день — будет и хлеб.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горька работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Не хлебом единым жив человек.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб — кормилец.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать — народу голодать.
Хлебом люди не шутят.

Приложение 2

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

Ход:

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

Старинная игра «Пирог»

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного поведения.

Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов»

Материал:

Ход:

1. Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть скоморох)

 2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.

 3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

 4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь!»

5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.

6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.

Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.

Игра с мячом «Вопрос-ответ»

Цель: развивать умение подбирать для ответов однокоренные слова со словом «хлеб».

Игровая задача: при ловле мяча сконцентрироваться и дать правильный ответ на вопрос.

Материал: мяч.

Ход:

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

Назови хлеб ласково (Хлебушек)

Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

Подвижная игра «Кто быстрее соберет колосья?».

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.

Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок.

Материал: колоски, на один меньше, чем игроков.

Ход:

На полу в хаотичном порядке разложены колоски. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному колоску. Кому колоска не досталось - выходит из игры. При повторе игры убираются по 3-4 колоска. Выигрывает игрок, последний оставшийся в игре.

Подвижная игра «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Ход:

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки.  Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

 Старинная русская народная игра «Жнецы и пахари»

Для игры дети разбиваются на две равные команды. Одна команда «жнецов», другая «пахарей». Так же для игры нужен ведущий (взрослый).

На площадке чертится линия, а на расстоянии около 2-3 метром от линии два больших круга – один из них «пашня», другой «нива». Команда «пахарей» встает на ту половину игрового поля, где «пашня. А команда «жнецов», соответственно, где «нива». Водящий стоит чуть в стороне. Команды вступают в «диалог», дразня друг друга:

Пахари:

А мы пашенку пахали, плугом борозды махали!

Борозды широкие, полосы глубокие!

А вы – жнецы худые, серпы у вас тупые!

Жнецы:

Мы жнецы младые, у нас серпы златые!

Мы жито жали, во снопы вязали,

На ток возили, цепом молотили,

Зерно выбивали, стали с пирогами!

После этих слов водящий подбрасывает брусок –жребий, одна сторона которого заклеена желтой («нива»), а другая черной («пашня») бумагой.

Если жребий упадет стороной, обозначающей «ниву», то водящий кричит: «Раз-два-три! На ниву беги!». После чего, все «жнецы» стараются забежать на ниву. Игрок, оказавшейся внутри круга, находиться в безопасности – его нельзя ловить. «Пахари», перебегают на половину «жнецов» и стараются их поймать до того, как те успеют забежать на «ниву». Пойманные «жнецы» переходят в команду «пахарей». Все возвращаются на исходную позицию. Игру повторяют.

Если жребий упадет вверх стороной «пашня», то водящий говорит: «Раз-два-три! На пашню беги!». В этом случае убегают «пахари», а «жнецы» их ловят.

Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в одной команде.

Приложение 3

ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ «ЗОЛОТЫЕ КОЛОСКИ»

Цель: создание условий для формирования умения рисовать колоски краской, передавая особенности их строения.

Задачи:

Обучающие:

закреплять навыки рисования с помощью примакивания ворса кисточки, знания о строении колоса.

Развивающие:

развивать чувство ритма и эстетического восприятия, аккуратность, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с красками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: рассматривание колосков, иллюстраций с их изображением

Демонстрационный материал: репродукции картин с изображением пшеничных полей, пшеничных колосьев, колосья пшеницы.

Материалы и оборудование: альбомные листы формата А 4, гуашь, кисти, подставки для кистей, банки с водой, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: 

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Рассматривание колосков, беседа: из чего состоит колос? Как расположены зёрна в колосе? Какого цвета колос?

Пальчиковая гимнастика

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальчики.)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (Поочередно разгибают пальчики)

Сдобные ватрушки, начиная с мизинца.

Булочки и калачи -

Все мы испечем в печи. (Обе ладошки разворачивая вверх).

Очень вкусно! (Гладят живот).

Воспитатель показывает и объясняет алгоритм рисования колоса: набираем на кисть краску жёлтого цвета и рисуем стебель колоса (кончиком кисти), далее снова набираем краску и путём примакивания ворса кисти рисуем зёрна в колосе.

Дети рисуют колоски, располагая их равномерно по всему листу бумаги

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

Физкультминутка: «Колоски» (рефлексия).

Воспитатель: дети превращаются в маленькие зернышки, зёрнышки «сидят» в земле.

Воспитатель: Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками. (Дети встают, поднимают руки вверх).

Воспитатель: Колоски тянутся к солнышку (Дети протягивают руки вверх).

Воспитатель: Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (Дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).

Воспитатель: И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.

Воспитатель проводит итоговую беседу с детьми, оформляет выставку детских работ.

Приложение 4

Конспект занятия «Хлеб на нашем столе»

 

Цель: создание условий для формирования представления о происхождении и производстве хлеба 
Задачи: 

  • познакомить с процессом выращивания хлеба, о способах производства хлеба прежде (в старину) и теперь, обогащение словарного запаса
  • развивать внимание, познавательный интерес, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы
  • воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.

Ход занятия

Я сегодня к вам пришла, что в корзине принесла?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет. (хлеб)

Как вы думаете, откуда у нас на столе появляется хлеб? (ответы детей)

На самом деле хлеб проделывает долгий и трудный путь от маленького зёрнышка до нашего стола. А как это происходит, и чья в этом заслуга, мы сейчас узнаем: просмотр презентации.

Слайд 1

Весной, когда земля оттает, просохнет, начинается пахота. Поле нужно вспахать.

С помощью чего люди это делают? (с помощью трактора). Для этого к трактору прикрепляется плуг. Вспаханная земля становится рыхлой, мягкой, подходящей для сева.

Слайд 2

Затем начинается сев. Во время сева трактор остается надежным помощником хлеборобов. Только теперь вместо плуга к нему прикрепляется сеялка, которая делает бороздки. В них попадают семена, а затем засыпаются землей. Зерно для посева должно быть тщательно подготовлено. Недаром говорится: «Что посеешь, то и пожнёшь». И погода должна быть подходящая: «Сей в добрую пору - соберешь хлеба гору».

Слайд 3

Через определённое время на поле появляются первые всходы. Чтобы вырос хороший урожай, нужно тепло, свет и питательные вещества и, конечно же, вода. Хлеборобы – люди, выращивающие хлеб – активно трудятся: борются с сорняками, с мелкими грызунами и насекомыми, которые поедают зерновые растения, применяют поливальные машины, если нет дождей. Недаром говорят: «Хлеб не родится, если в поле не трудиться». поливальные машины.

Слайд 4

Самый ответственный момент для хлеборобов – это жатва, пора уборки урожая. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, которые ссыпают в грузовые машины. Затем зерно на элеватор – хранилище для зерна.

Слайд 5

Затем зерно отправляют на мельницу. Там его перемалывают в муку.

Слайд 6

Муку отправляют на хлебозавод, где происходит приготовление теста. Чтобы приготовить тесто, в муку добавляют соль, сахар, воду, дрожжи. А специальные машины вымешивают тесто для хлеба.

Слайд 7

Затем тесто раскладывают в формы, и по специальному конвейеру отправляют в печь.

Слайд 8

После того как хлеб достали из печи, он остывает, и его упаковывают и отправляют в магазины, где каждый из нас может хлеб купить.

Физкультминутка

1. В землю зернышко попало.

(дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают ее руками)

2. Прорастать на солнце стало.

(дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая:

"Золотое солнышко, ты согрей нам зернышко!

Дождик, дождик поливай! Будет хлеба урожай!")

(дети вытягивают руки вперед, ладонями вверх и "брызгают" на себя водой)

3. Дождик землю поливал, и росточек подрастал!

(дети медленно встают)

4. К свету и теплу тянулся (руки в стороны)

5. И красавцем обернулся (руки вперед)

6. Золотые колоски на ветру качаются

(дети встают на носочки, поднимают руки вверх, кисти опущены вниз)

7. Низко наклоняются.

(дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают:

"Поспел урожай! Приезжай, убирай!)

(наклоны вниз)

Хлеб люди выращивали с древних времён. Тогда не было машин, и всё приходилось делать вручную.

Д/и «Прежде и теперь»: детям предлагается найти парные картинки выращивания и производства хлеба в давние времена и в современные дни.

Хлеб – это основной продукт питания для человека. С хлебом любая еда вкуснее. Недаром в пословице говорится: «Плох обед, коли хлеба нет». 

Каждый кусочек хлеба – это огромный труд множества людей разных профессий: трактористов, комбайнеров, рабочие мукомольных заводов, пекарей.

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

А в народе говорится:

«Хлеб – на стол, и стол расцвёл».

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Поэтому относитесь к хлебу бережно, с уважением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....