Проект «Что такое микроскоп»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект, реализуемый в МБОУ Крюковская СОШ, направлен на познавательное и исследовательское изучение микроскопа детьми подготовительной к школе группы совместно с воспитателем и родителями. В течение короткого срока (с 09.01.2023 по 23.01.2023) участники знакомятся с историей создания микроскопа, его устройством и разнообразием, а также проводят простые опыты для практического изучения возможностей прибора.
Цель проекта – исследовать возможности микроскопа при наблюдении объектов живой и неживой природы, развивая у детей любознательность, навыки наблюдения и экспериментирования. Проект реализуется в три этапа: теоретический, практический и заключительный, с активным вовлечением родителей.
Актуальность проекта обусловлена природной жаждой познания у дошкольников и важностью наглядного опыта для формирования научного мышления. Работа с микроскопом помогает детям видеть скрытый мир вокруг, стимулирует вопросы и поиски ответов, что создает прочную основу для дальнейшего обучения.
В итоге дети узнают, как работает микроскоп, что можно изучать с его помощью, осваивают методы исследования и получают мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крюковская средняя общеобразовательная школа (дошкольное отделение)
городского округа Чехов Московской области
Проектная работа
(секция «Мир маленьких открытий»)
Тема:
«Что такое микроскоп?»
Выполнила: Ивлева Дарина,
воспитанница подготовительной
к школе группы
МБОУ Крюковской СОШ
Научный руководитель работы:
Тарасова Светлана Николаевна
воспитатель МБОУ Крюковской СОШ
г.о. Чехов, 2023 г.
Содержание:
1.Введение………………………………………………………………………………………3
2.Описание проекта………………………………………………………...........................4 – 6
3.Выводы………………………………………………………………………………………..6
4.Используемая литература……………………………………………………………………7
Тема проекта: «Что такое микроскоп?».
Образовательное учреждение: МБОУ Крюковская СОШ.
Участники проекта: ребенок подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (с 09.01.2023 по 23.01.2023 года).
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Объект исследования: изучение микроскопа.
Предмет проекта: возможности микроскопа
Методы исследования: сбор информации из книг, ресурсов Интернета, просмотр телепередач, мультфильмов, беседа со взрослыми; наблюдение, эксперимент.
Цель:
Исследовать возможности микроскопа для объектов живой и неживой природы
Задачи:
1. Узнать историю создания микроскопа.
2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.
3. Провести опыты с элементами исследования.
Выполнение проекта и решение поставленных задач: вхождение в проблемную ситуацию, формирующие оценивание по проблеме (ведущая роль родителей), активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с родителями), формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические исследования совместно с родителями).
Этапы проекта:
1этап – теоретический (основной), подготовительный
2 этап – практический, исследовательский
3 этап - заключительный
Проблема: Из чего состоят животные и растения, почему листочки зеленые, зачем нужно мыть руки и чистить зубы.
Актуальность: Детей всегда привлекает то, что их окружает. Дошкольники — прирожденные исследователи, и тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень непросто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных дошколят интересует определенно все. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские «почему». Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Занятия с микроскопом помогут ребенку расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У дошкольника будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.
Планируемые результаты:
-Как работает микроскоп.
-Что можно изучить с помощью микроскопа.
-Подобрать и изготовить материал для исследований.
-Разработать список тем, в рамках которых можно использовать микроскоп.
-Заинтересовать детей исследовательской деятельностью.
Что такое микроскоп.
Микроскоп (от греч. — малый и смотрю) — оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.
История появления микроскопа.
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Было у него двое детей — два мальчика. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал ругать их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.
Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны.
Как устроен микроскоп.
Все микроскопы состоят из следующих деталей:
-окуляр, увеличивает изображение, которое получено от объектива;
-объектив, обеспечивает увеличение мелкого предмета;
-тубус, зрительная трубка, соединяет объектив и окуляр;
-винт настройки, поднимает и опускает тубус, позволяет приближать и отдалять предмет исследования
-предметный столик, на нём размещается предмет рассмотрения
-зеркало помогает направлять свет в отверстии на предметном столике.
В этом чудесном приборе нет не нужных деталей. Каждая деталька очень важна.
Есть ещё подсветка и зажимы.
Виды микроскопов.
Какие же бывают микроскопы?
1. Учебные микроскопы.
2. Цифровые микроскопы.
3. Лабораторные микроскопы.
4. Рентгеновские микроскопы.
Профессии, в которых используются микроскопы.
Химики используют микроскоп для изучения молекул. Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.
Эксперименты с микроскопом.
Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно.
Название опыта: Тайны бутылочной пробки.
Цель: Знакомство с понятием «клетка», ее видом под микроскопом.
Материалы и оборудование: Микроскоп, тонкий срез пробки от бутылки
Ход опыта: Берем очень тонкий-тонкий срез пробки от бутылки (можно взять из набора препарат «Пробка»), рассмотрим его под микроскопом на малом и среднем увеличении, используя верхний свет.
Вывод: Мелкие пустые ямки – это и есть клетки. Стенки у них толстые, что не пропускает свет внутрь и не позволяет клеткам взаимодействовать между собой. Поэтому клетки пробки отмирают и выглядят под микроскопом как пустые ячейки. Зато образованная ими ткань благодаря толстым клеточным стенкам получается очень прочной и отлично защищает растение от повреждений.
Название опыта: Клетки лука.
Цель: Создание условий для рассмотрения клеток лука
Материалы и оборудование: Микроскоп, предметное стекло, пинцет, покровное стекло, игла, йод, кипяченая вода
Ход опыта: Нужно разрезать луковицу на части и отделить один слой. От этого слоя отрезать маленький кусочек, а затем с вогнутой стороны этого кусочка луковицы при помощи пинцета отделить тонкую пленочку. Затем на предметное стекло капнуть кипяченой воды, опустить в нее пленочку и аккуратно расправить иголкой. После чего капнуть на препарат водного раствора йода (для окрашивания бесцветных клеток лука). Накрыть покровным стеклом и промокнуть выступившую воду. И теперь можно приступать к исследованию растения.
Вывод: Всё живое в природе состоит из клеток.
Название опыта: Листок фиалки.
Цель: Создание условий для знакомства детей с микроорганизмом – клеткой.
Материалы и оборудование: Микроскоп, кусочек листа фиалки, предметное стекло, покровное стекло.
Ход опыта: Положите кусочек среза листа на предметное стекло и рассмотрите на среднем и большом увеличении при нижнем или верхнем свете. Дети видят клетки. внутри клеток фиалки есть особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они дают листьям зеленый цвет.
Вывод: Всё живое в природе состоит из клеток.
Название опыта: Вот такой мой волос.
Цель: Установление внешнего вида волоса.
Материалы и оборудование: Микроскоп, кусочек волоса, предметное стекло, клей, покровное стекло.
Ход опыта: Положить кусочек своего волоса на предметное стекло и рассмотрите на среднем и большом увеличении при нижнем или верхнем свете. (Чтобы волос не двигался, что можно смазать клеем и прижать покровным стеклом). Чем покрыт волос? Погладьте волос руками, тканью и посмотрите, как изменятся чешуйки.
Вывод: Волосы покрыты крохотными чешуйками. Если чешуйки прижаты, то волосы выглядят блестящими и гладкими, если – взъерошены, то тусклые и неухоженные
Название опыта: Что за жители у нас на зубах.
Цель: Создание условий для установления вредных микробов на зубах.
Материалы и оборудование: Зубочистка, микроскоп, капля воды, предметное стекло
Ход опыта: Зубочисткой осторожно берем с зуба зубной налет, размешиваем в капле воды на предметном стекле, прижимаем покровным стеклом и изучим на среднем и большом увеличении под нижним светом.
Вывод: На наших зубах, живут микроорганизмы. Они питаются остатками пищи (очень любят сахар), «покушали» и выделили кислоту (вредное для зубов веществе), она разрушает зубную эмаль. Из-за этого начинается кариес или зуб совсем разрушается. Поэтому мы чистим зубы, удаляем эту кислоту и вредные микробы. Животные не чистят зубы, потому что они не едят сахар и у них зубы не разрушаются.
Название опыта: Пыль.
Цель: Создание условий для определения состава пыли из игровой комнаты.
Материалы и оборудование: Предметное стекло, пыль, микроскоп, покровное стекло.
Ход опыта: Положите предметное стекло в горизонтальном положении на видное место на полку в игровой комнате. Через три –четыре дня накройте покровным стеклом и рассмотрите на среднем и большом увеличении под нижним светом. Что же мы видим?
Вывод: Мы увидели много разнообразных частичек. Некоторые имеют клеточное строение – это волокна хлопка и льна, отшелушившиеся частички кожи. В других вы узнаете тоненькие волоски и шерстинки животных. Третьи будут представлять зерна пыли, а другие и вообще невозможно установить принадлежность. Совокупность всего этого и есть пыль.
Выводы:
Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Выполняя этот проект, мы узнали историю создания первого микроскопа, и какие теперь использует человек в современной жизни.
Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие — рассматривать что – либо в микроскоп.
Литература
1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы»– 3еизд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
2.«Мои первые научные опыты», издательская группа «Контент», Москва, 2003 г.
3.Удивительный микроскоп: иллюстрированный путеводитель / Оксана Мазур. – Москва : Эксмо, 2019 – 96 с. : ил. – (Новая занимательная энциклопедия).
4.http://mirbiologii.ru/mikroskop-pribor-otkryvayushhij-nevidimoe
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД Знакомство с микроскопом
В процессе НОД дети знакомятся с микроскопом, учатся элементарным навыкам обращения с прибором.Дети сравнивают разные объекты, рассматриваемые под...
Как пользоваться микроскопом.
Шпаргалка для тех, кто хочет научиться пользоваться микроскопом....

Мастер класс «Познавательная экспериментальная деятельность дошкольников с использованием интерактивного микроскопа»
Работа с интерактивным микроскопом в детском саду...

Проект «Волшебный мир микроскопа».
Вид проекта:познавательно-исследовательский, долгосрочный ( 1.09. 2015 г. – 26.02. 2016г.).Руководитель проекта: воспитатель Усольцева Г. В.Учебный предмет: экспериментирование, эколог...

Исследовательская работа "Что такое микроскоп?"
Исследовательская работа воспитаницы подготовительной логопедической группы...

Беседа "Что такое микроскоп?"
познакомить детей с прибором - микроскоп;- формировать навыки пользования с микроскопом...

