Познавательно-исследовательский проект "Мир под микроскопом"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Копьева Галина Ивановна

 

С самого раннего возраста ребёнок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойств, действия с ними, а также природу и природные явления. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме опытно-экспериментальной  деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления и развитие познавательного интереса. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались. В связи с этим, очевидна актуальность использования микроскопа в образовательном процессе ДОУ. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx76.46 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта.


Название проекта: «Мир под микроскопом»;

Руководители проектавоспитатели Булатецкая Ю.А., Копьева Г.И.;

Состав проектной группы: дети, родители и педагоги группы «Светлячок»;

Возраст детей, на которых рассчитан проект: дети подготовительной к школе группы (6-7лет);

Тип проекта: опытно-экспериментальный, познавательно-исследовательский, долгосрочный.

Цель проекта: внедрение информационно-коммуникационных технологий, в частности цифрового микроскопа, в образовательный процесс ДОУ для развития познавательного интереса у старших дошкольников;

Задачи проекта

Для педагогов:

  • изучить функциональные возможности цифрового микроскопа Eva, программное обеспечение данного микроскопа.
  • исследовать возможности использования цифрового микроскопа в освоении дошкольниками различных лексических тем.

Для детей:

  • развивать познавательно-исследовательский интерес путём опытно-экспериментальной деятельности с помощью микроскопа;
  • создать условия для формирования научного мировоззрения;
  • удивить дошкольников микромиром, окружающим нас;
  • обогащать словарный запас, развивать речь детей;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Актуальность проекта.

С самого раннего возраста ребёнок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойств, действия с ними, а также природу и природные явления. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме опытно-экспериментальной  деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления и развитие познавательного интереса. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались. В связи с этим, очевидна актуальность использования микроскопа в образовательном процессе ДОУ. Так же, использование цифрового микроскопа имеет ряд преимуществ:

- возможность передачи в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцессов, его хранения, отображения на экране, распечатка;

-возможность более качественно и интересно проводить опытно-исследовательскую деятельность;

-возможность изучать объект ни одному ребенку, а группе детей одновременно;

- изучать объект в динамике, то есть проводить видеосъемку для отображения промежуточных стадий превращений (например: процесс прорастания семян);

-создавать видеофильмы, фотоальбомы по изучаемой лексической теме.

Предполагаемый результат:

  • педагоги освоят работу с микроскопом;
  • будет подобран материал для исследований;
  • разработан список лексических тем, в рамках которых можно использовать микроскоп;
  • дети заинтересуются исследовательской деятельностью.

План  работы над проектом:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1этап

Подготовительный

2 недели 

Определяет цель, задачи.

Сбор информации, материалов

Принимают цель и задачи, предложенные воспитателем, дополняют поставленные задачи.

2 этап

Практическая деятельность по решению проблемы

Организует работу через виды деятельности, осуществляют  практическое изучение лексических тем. Формирует знания, умения, навыки.

  • Беседы
  • НОД
  • Опыты, исследования, выводы,
  • Просмотр презентаций,
  • Рассматривание книг, иллюстраций
  • Дидактические игры
  • Чтение художественной литературы
  • Оформление творческих работ 

3 этап

Анализ проектной деятельности и оценка

1 неделя

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами

Участвуют в оформлении альбома и картотек;

4 этап

Презентация проекта «Мир под микроскопом»

Организует презентацию проекта через:

  • оформление альбома наблюдений;
  • оформление мультимедийной презентации;

оформление картотеки материалов для исследований по лексическим темам.

Просмотр презентации

Содержание проекта:

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Подготовительный этап.

Изучение цифрового микроскопа, подбор лексических тем для изучения, подготовка препаратов, подбор художественной литературы, иллюстраций и т. д.

Цифровой микроскоп

Воспитатели

2 недели

Беседы

«Какие бывают увеличительные приборы»

«История микроскопа»

«Электронный микроскоп»

«Как прекрасен микромир»

Тематические беседы по лексическим темам:

-Фрукты;

-Овощи;

-Ткани

-Почва; и т. д.

Иллюстрации, презентация, слайды

воспитатель, дети

В течение проекта

Просмотр видеофильмов, мультфильмов

Мультфильмы:

  •  «Приключения Карика и Вали»
  •  «Биология для малышей»

Путешествие Нильса с дикими гусями

Музыкальные клипы

«Мир под микроскопом»,

Мультфильм

воспитатель, дети

В течение проекта

Познание

НОД «Знакомство с микроскопом»

НОД « Клетка  и микроскоп»

Опыт 1 «Фрукты» «Чем покрыты фрукты»; «Что внутри?»

Опыт 2 «Овощи» «Что снаружи, что внутри овощей?»

Опыт 3 «Ткань»

Опыт 4 «Насекомые»

Опыт 5 «Наше тело»

Опыт 6 «Комнатные растения»

Опыт 7 "Плесень"

Опыт 8 «Предметы вокруг нас»

НОД «Куда исчезают опавшие листья. Что такое почва, её состав, свойства и значение»

Микроскоп, ноутбук, образцы для исследований

воспитатель, дети

В процессе изучения лексических тем

Информационный материал для родителей

Консультации: «Микроскоп для дошкольника»

Творческие работы  детей

Альбом «Проект «Мир под микроскопом»

Ноутбук, работы детей.

воспитатель, дети

3-я неделя проекта

В течении проекта

Последняя неделя проекта

Творческое задание

«Экспедиции»

Поиск образцов для исследований

Родители, дети

В течение проекта

Используемая литература:

Look-at-Your-Chocolate.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Познавательно - исследовательский проект по теме «Микроскоп»

Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп»автор: Осипова Татьяна  Михайловна,  воспитатель МАДОУ "Детский сад № 16 «Петушок»"Тип проекта: краткосрочный исследовательскийПродолжител...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Методическая разработка по Познавательно-исследовательской деятельности "Чудный мир под микроскопом"

Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Мир во круг нас меняется. Как педагогам, родителям, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш о...

Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп»

Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп»Сроки реализации: краткосрочный, с 26.09-07.10.2022 Актуальность проектаСреди дошкольников отыскать тех, кого не интер...

Проект «Использование информационных технологий (электронный микроскоп), как средство развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников»

В детстве каждый маленький человек хочет исследовать окружающий мир как можно тщательней: рассмотреть каждую пылинку на мамином серванте, понять какие узоры находятся на тельцах насекомых, разглядеть ...

Цифровой микроскоп, как инновационная форма в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

инновационное оборудование, которое позволило расширить возможности традиционного средства обучения....