Методическая разработка по Познавательно-исследовательской деятельности "Чудный мир под микроскопом"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Ведерникова Юлия Владимировна

Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Мир во круг нас меняется. Как педагогам, родителям, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад.

   Мы все  должны добросовестно соблюдать здоровьезберегающие рекомендации по недопущению распространения короновируса  других заболеваний вирусного и биологического характера. Так как мышление у ребенка наглядно-образное, поэтому показываем, рассказываем, объясняем доступным языком с помощью сказок и картинок, что такое микробы и вирусы и как защититься от них. Взрослые это хорошо понимают. В окружающем мире огромное количество вредоносных вирусов и бактерий, способных вызвать различные заболевания. Но дети-то этого не знают. Они не видят микробов, а значит, их не существует.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.

 «Чудный мир под микроскопом»

воспитатель ГБДОУ № 31 Красносельского района СПБ

Ведерникова Юлия Владимировна

   Технологическая карта темы: Чудный мир под микроскопом.

Ф.И.О. педагога

 (она же Баба – Яга)

Медицинский работник сада

Ведерникова Юлия Владимировна

Елена Анатольевна

Место работы

ГБДОУ д/с №31,

Красносельского района

группа №5

Логотип

Картинки воспитатель: распечатать или скачать бесплатно | Printonic.ru

Тема

«Чудный мир под микроскопом»

Возрастная группа

Дети 4-5 лет. Средняя группа ( 24 воспитанника +2 взрослых)

Срок реализации

Учебное занятие в течение 30 минут

Оборудование

Гуашь или акварельные краски, стаканчики с водой, кисти, трубочки, альбомные листы, салфетки, пластилин, мелки для рисования на асфальте, плакат с изображением микробов, микроскоп, различные препараты и атрибуты

Цель

Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Закрепить названия цветов, формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья

Развивать творческое воображение, связанную речь, желание действовать самостоятельно, мелкую моторику и координацию движения рук. Стимулировать  познавательный интерес, и  творческую деятельность ребенка;

Воспитывать интерес к творчеству, новым техникам исполнения, усидчивость и целеустремленность. Соблюдать простые способы борьбы с болезнетворными бактериями.

Образовательные результаты

Образовательная область

Планируемые результаты

Познавательное развитие

Познание спектра новых тактильных ощущений и восприятий, расширение кругозора в области мира микробов и бактерий. Экспериментирование в результате смешивания разных цветов красок.

Ребенок  интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Развитие речи

Обогащение словарного запаса, умение выражать свои мысли полным предложением, формирование объёмного ответа на вопрос.

Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек.

Социально-коммуникативное развитие

Умение общаться в позитивном ключе со сверстниками, делится эмоциями в ходе выполнения коллективной работы, проявлять уважение к взрослым и сверстникам.

Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в  движениях и действиях; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование элементарных представлений о микробах и бактериях; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)

Ребенок интересуется стихами, песнями и сказками, рассматриванием картинок, стремится самостоятельно изобразить что - либо в рисунке, проявляет эмоциональный  отклик на различные произведения культуры и искусства

Планируемые результаты

Сформированы навыки гигиены: умываться, мыть руки с мылом. Сформированы представления о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде и элементарных способах борьбы. Проявляет устойчивый интерес к способам борьбы с болезнетворными бактериями, подведён к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью.

Предварительная работа

  1. Беседа о микробах,  здоровом образе жизни.
  2. Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб»
  3. Чтение Янины сказки "Лимончик и микроб или зачем мыть руки"
  4. Знакомство с микроскопом, лупой.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская, восприятие  художественной литературы, продуктивная.

Подготовка к образовательной деятельности: расстановка мебели,  проветривание, влажная уборка, подготовка раздаточных материалов.

Ход занятия.

  1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Дети с медицинским работником находятся в группе, рассматривают плакат с изображением микробов,  знакомятся с микроскопом и лупой.  В группу влетает  Баба-Яга, по пути следования роняет баранки  и сушки…негодует,…поднимает их с пола и уже направляет их в рот.

Медицинский работник:   Бабушка-Яга, что ты делаешь? Не бери упавшие на пол сушки в рот, да и руки грязные.

Баба-Яга вытирает руки о юбку, берет сушки:

- А на них грязи не видно 

Медицинский работник:  Оно покрыто микробами.

Баба-Яга:  Микробы? хм…микробы.  А кто это такие?

Медицинский работник:   Дети, а вы знаете, что такое микробы? Хотите узнать о них? Ответы детей: …


Медицинский работник: Ребята, чтобы узнать больше о микробах, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете? Ответы детей…

2. Познавательный рассказ
Микробы или бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.
По форме микробы делят на шаровидные, палочковидные и извитые.  Микробы  бывают полезные («хорошие») и вредные («плохие») . С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и сметану. А также с помощью некоторых бактерий производят лекарства, например, пробиотики – живые микроорганизмы, которые способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых. Хлеб, пироги, булочки невозможно испечь без дрожжей, в которых работают полезные бактерии.


Вредные микробы живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается целая колония микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Как думаете, почему?

Предполагаемый ответ детей: Там тепло, много еды, много влаги.

Медицинский работник: А вы хотите узнать, как это происходит?

Предполагаемый ответ детей: Да.

Медицинский работник: Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились два  новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая. Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто они выросли.

Дети выполняют задание.

Медицинский работник: Что теперь с ними произойдет дальше?

Ответы детей: ….

Медицинский работник, обобщая ответы:  Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию еще пополам. Сколько стало?

Предполагаемый ответ детей: Четыре.

Медицинский работник: И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. Что будет дальше?

Ответы детей: ….

Медицинский работник : Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.


3. Физкультминутка


Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два – туда
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.


4. Проведение опытов
Опыт 1: показать, как передаются микробы от человека к человеку.
(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь цветной мел). Баба-Яга  здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого она «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы мела.
Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.

Медицинский работник: А  когда человек чихает или кашляет, бактерии разлетаются вокруг и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям, заразить их.

Как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы?

Предполагаемый ответ детей: на слабых, кто переохладился, пил холодную воду, съел немытые фрукты, не мыл руки, не делал гимнастику, не закалял себя.

Медицинский работник: Ребята, а давайте мы с вами подумаем, чего вредные микробы бояться больше всего? 
Загадка:
Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится! (МЫЛО)

Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
— Помылся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня.
Испачкаешь меня. (ПОЛОТЕНЦЕ)

Опыт 2: показать, что микробы боятся мыла.
Медицинский работник предлагает детям пройти к раковинам и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом).
Медицинский работник: Ребята, а теперь проверьте, остались ли следы мела - «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?
(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).
 

5. Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Так ли уж опасны микробы?

Ответы детей: ….

Медицинский работник, обобщая ответы:  Конечно, нет, потому что человек научился с ними бороться. Поэтому, несмотря на то, что вокруг много микробов, люди побеждают их.

Медицинский работник : Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей: ….

Медицинский работник :  Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм?

Ответы детей: ….

Медицинский работник :  Что делать, чтобы проникнув в организм, они не размножались, а погибли?

Ответы детей: ….

После слов благодарности Елене Анатольевне и ее уходу в свой кабинет,дети приступают к выдуванию через трубочки форм микробов из капель красок, а пока сохнут капли-микробы (для последующего дополнения мордашками всех микробов) дети заняты лепкой  причудливых микробов из пластилина о которых узнали из встречи с Еленой Анатольевной и Бабой-Ягой.

После завершения творческих работ, дети делятся впечатлениями и своими результатами,…а воспитатель организует микробную выставку.

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование.

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Какие решения вы для себя приняли.

 О каком опыте вы расскажете  дома маме и папе?  

Я хочу сказать вам всем, что сегодня вы были  смелым экспериментаторами и не побоялись   испачкать руки.

Для того чтобы вы запомнили еще лучше что такое  микроб  предлагаю вам дома нарисовать разных микробов с мамой и папой. И рисунок можно принести в группу, мы изготовим наш личный журнал и будем его рассматривать.  И я думаю, что узнаем еще много интересного.

А вам, ребята я приготовила вкусные чистые сушки!  

Быть исследователем – это интересно.



Предварительный просмотр:

План- конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.

 «Чудный мир под микроскопом»

воспитатель ГБДОУ № 31 Красносельского района СПБ

Ведерникова Юлия Владимировна

   Технологическая карта темы: Чудный мир под микроскопом.

Ф.И.О. педагога

 (она же Баба – Яга)

Медицинский работник сада

Ведерникова Юлия Владимировна

Елена Анатольевна

Место работы

ГБДОУ д/с №31,

Красносельского района

группа №5

Логотип

Картинки воспитатель: распечатать или скачать бесплатно | Printonic.ru

Тема

«Чудный мир под микроскопом»

Возрастная группа

Дети 4-5 лет. Средняя группа ( 24 воспитанника +2 взрослых)

Срок реализации

Учебное занятие в течение 30 минут

Оборудование

Гуашь или акварельные краски, стаканчики с водой, кисти, трубочки, альбомные листы, салфетки, пластилин, мелки для рисования на асфальте, плакат с изображением микробов, микроскоп, различные препараты и атрибуты

Цель

Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Закрепить названия цветов, формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья

Развивать творческое воображение, связанную речь, желание действовать самостоятельно, мелкую моторику и координацию движения рук. Стимулировать  познавательный интерес, и  творческую деятельность ребенка;

Воспитывать интерес к творчеству, новым техникам исполнения, усидчивость и целеустремленность. Соблюдать простые способы борьбы с болезнетворными бактериями.

Образовательные результаты

Образовательная область

Планируемые результаты

Познавательное развитие

Познание спектра новых тактильных ощущений и восприятий, расширение кругозора в области мира микробов и бактерий. Экспериментирование в результате смешивания разных цветов красок.

Ребенок  интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Развитие речи

Обогащение словарного запаса, умение выражать свои мысли полным предложением, формирование объёмного ответа на вопрос.

Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек.

Социально-коммуникативное развитие

Умение общаться в позитивном ключе со сверстниками, делится эмоциями в ходе выполнения коллективной работы, проявлять уважение к взрослым и сверстникам.

Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в  движениях и действиях; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование элементарных представлений о микробах и бактериях; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)

Ребенок интересуется стихами, песнями и сказками, рассматриванием картинок, стремится самостоятельно изобразить что - либо в рисунке, проявляет эмоциональный  отклик на различные произведения культуры и искусства

Планируемые результаты

Сформированы навыки гигиены: умываться, мыть руки с мылом. Сформированы представления о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде и элементарных способах борьбы. Проявляет устойчивый интерес к способам борьбы с болезнетворными бактериями, подведён к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью.

Предварительная работа

  1. Беседа о микробах,  здоровом образе жизни.
  2. Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб»
  3. Чтение Янины сказки "Лимончик и микроб или зачем мыть руки"
  4. Знакомство с микроскопом, лупой.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская, восприятие  художественной литературы, продуктивная.

Подготовка к образовательной деятельности: расстановка мебели,  проветривание, влажная уборка, подготовка раздаточных материалов.

Ход занятия.

  1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Дети с медицинским работником находятся в группе, рассматривают плакат с изображением микробов,  знакомятся с микроскопом и лупой.  В группу влетает  Баба-Яга, по пути следования роняет баранки  и сушки…негодует,…поднимает их с пола и уже направляет их в рот.

Медицинский работник:   Бабушка-Яга, что ты делаешь? Не бери упавшие на пол сушки в рот, да и руки грязные.

Баба-Яга вытирает руки о юбку, берет сушки:

- А на них грязи не видно 

Медицинский работник:  Оно покрыто микробами.

Баба-Яга:  Микробы? хм…микробы.  А кто это такие?

Медицинский работник:   Дети, а вы знаете, что такое микробы? Хотите узнать о них? Ответы детей: …


Медицинский работник: Ребята, чтобы узнать больше о микробах, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете? Ответы детей…

2. Познавательный рассказ
Микробы или бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.
По форме микробы делят на шаровидные, палочковидные и извитые.  Микробы  бывают полезные («хорошие») и вредные («плохие») . С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и сметану. А также с помощью некоторых бактерий производят лекарства, например, пробиотики – живые микроорганизмы, которые способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых. Хлеб, пироги, булочки невозможно испечь без дрожжей, в которых работают полезные бактерии.


Вредные микробы живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается целая колония микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Как думаете, почему?

Предполагаемый ответ детей: Там тепло, много еды, много влаги.

Медицинский работник: А вы хотите узнать, как это происходит?

Предполагаемый ответ детей: Да.

Медицинский работник: Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились два  новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая. Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто они выросли.

Дети выполняют задание.

Медицинский работник: Что теперь с ними произойдет дальше?

Ответы детей: ….

Медицинский работник, обобщая ответы:  Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию еще пополам. Сколько стало?

Предполагаемый ответ детей: Четыре.

Медицинский работник: И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. Что будет дальше?

Ответы детей: ….

Медицинский работник : Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.


3. Физкультминутка


Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два – туда
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.


4. Проведение опытов
Опыт 1: показать, как передаются микробы от человека к человеку.
(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь цветной мел). Баба-Яга  здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого она «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы мела.
Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.

Медицинский работник: А  когда человек чихает или кашляет, бактерии разлетаются вокруг и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям, заразить их.

Как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы?

Предполагаемый ответ детей: на слабых, кто переохладился, пил холодную воду, съел немытые фрукты, не мыл руки, не делал гимнастику, не закалял себя.

Медицинский работник: Ребята, а давайте мы с вами подумаем, чего вредные микробы бояться больше всего? 
Загадка:
Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится! (МЫЛО)

Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
— Помылся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня.
Испачкаешь меня. (ПОЛОТЕНЦЕ)

Опыт 2: показать, что микробы боятся мыла.
Медицинский работник предлагает детям пройти к раковинам и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом).
Медицинский работник: Ребята, а теперь проверьте, остались ли следы мела - «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?
(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).
 

5. Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Так ли уж опасны микробы?

Ответы детей: ….

Медицинский работник, обобщая ответы:  Конечно, нет, потому что человек научился с ними бороться. Поэтому, несмотря на то, что вокруг много микробов, люди побеждают их.

Медицинский работник : Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей: ….

Медицинский работник :  Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм?

Ответы детей: ….

Медицинский работник :  Что делать, чтобы проникнув в организм, они не размножались, а погибли?

Ответы детей: ….

После слов благодарности Елене Анатольевне и ее уходу в свой кабинет,дети приступают к выдуванию через трубочки форм микробов из капель красок, а пока сохнут капли-микробы (для последующего дополнения мордашками всех микробов) дети заняты лепкой  причудливых микробов из пластилина о которых узнали из встречи с Еленой Анатольевной и Бабой-Ягой.

После завершения творческих работ, дети делятся впечатлениями и своими результатами,…а воспитатель организует микробную выставку.

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование.

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Какие решения вы для себя приняли.

 О каком опыте вы расскажете  дома маме и папе?  

Я хочу сказать вам всем, что сегодня вы были  смелым экспериментаторами и не побоялись   испачкать руки.

Для того чтобы вы запомнили еще лучше что такое  микроб  предлагаю вам дома нарисовать разных микробов с мамой и папой. И рисунок можно принести в группу, мы изготовим наш личный журнал и будем его рассматривать.  И я думаю, что узнаем еще много интересного.

А вам, ребята я приготовила вкусные чистые сушки!  

Быть исследователем – это интересно.



Предварительный просмотр:

План- конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.

 «Чудный мир под микроскопом»

воспитатель ГБДОУ № 31 Красносельского района СПБ

Ведерникова Юлия Владимировна

   Технологическая карта темы: Чудный мир под микроскопом.

Ф.И.О. педагога

 (она же Баба – Яга)

Медицинский работник сада

Ведерникова Юлия Владимировна

Елена Анатольевна

Место работы

ГБДОУ д/с №31,

Красносельского района

группа №5

Логотип

Картинки воспитатель: распечатать или скачать бесплатно | Printonic.ru

Тема

«Чудный мир под микроскопом»

Возрастная группа

Дети 4-5 лет. Средняя группа ( 24 воспитанника +2 взрослых)

Срок реализации

Учебное занятие в течение 30 минут

Оборудование

Гуашь или акварельные краски, стаканчики с водой, кисти, трубочки, альбомные листы, салфетки, пластилин, мелки для рисования на асфальте, плакат с изображением микробов, микроскоп, различные препараты и атрибуты

Цель

Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Закрепить названия цветов, формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья

Развивать творческое воображение, связанную речь, желание действовать самостоятельно, мелкую моторику и координацию движения рук. Стимулировать  познавательный интерес, и  творческую деятельность ребенка;

Воспитывать интерес к творчеству, новым техникам исполнения, усидчивость и целеустремленность. Соблюдать простые способы борьбы с болезнетворными бактериями.

Образовательные результаты

Образовательная область

Планируемые результаты

Познавательное развитие

Познание спектра новых тактильных ощущений и восприятий, расширение кругозора в области мира микробов и бактерий. Экспериментирование в результате смешивания разных цветов красок.

Ребенок  интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Развитие речи

Обогащение словарного запаса, умение выражать свои мысли полным предложением, формирование объёмного ответа на вопрос.

Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек.

Социально-коммуникативное развитие

Умение общаться в позитивном ключе со сверстниками, делится эмоциями в ходе выполнения коллективной работы, проявлять уважение к взрослым и сверстникам.

Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в  движениях и действиях; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование элементарных представлений о микробах и бактериях; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)

Ребенок интересуется стихами, песнями и сказками, рассматриванием картинок, стремится самостоятельно изобразить что - либо в рисунке, проявляет эмоциональный  отклик на различные произведения культуры и искусства

Планируемые результаты

Сформированы навыки гигиены: умываться, мыть руки с мылом. Сформированы представления о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде и элементарных способах борьбы. Проявляет устойчивый интерес к способам борьбы с болезнетворными бактериями, подведён к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью.

Предварительная работа

  1. Беседа о микробах,  здоровом образе жизни.
  2. Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб»
  3. Чтение Янины сказки "Лимончик и микроб или зачем мыть руки"
  4. Знакомство с микроскопом, лупой.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская, восприятие  художественной литературы, продуктивная.

Подготовка к образовательной деятельности: расстановка мебели,  проветривание, влажная уборка, подготовка раздаточных материалов.

Ход занятия.

  1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Дети с медицинским работником находятся в группе, рассматривают плакат с изображением микробов,  знакомятся с микроскопом и лупой.  В группу влетает  Баба-Яга, по пути следования роняет баранки  и сушки…негодует,…поднимает их с пола и уже направляет их в рот.

Медицинский работник:   Бабушка-Яга, что ты делаешь? Не бери упавшие на пол сушки в рот, да и руки грязные.

Баба-Яга вытирает руки о юбку, берет сушки:

- А на них грязи не видно 

Медицинский работник:  Оно покрыто микробами.

Баба-Яга:  Микробы? хм…микробы.  А кто это такие?

Медицинский работник:   Дети, а вы знаете, что такое микробы? Хотите узнать о них? Ответы детей: …


Медицинский работник: Ребята, чтобы узнать больше о микробах, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете? Ответы детей…

2. Познавательный рассказ
Микробы или бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.
По форме микробы делят на шаровидные, палочковидные и извитые.  Микробы  бывают полезные («хорошие») и вредные («плохие») . С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и сметану. А также с помощью некоторых бактерий производят лекарства, например, пробиотики – живые микроорганизмы, которые способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых. Хлеб, пироги, булочки невозможно испечь без дрожжей, в которых работают полезные бактерии.


Вредные микробы живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается целая колония микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Как думаете, почему?

Предполагаемый ответ детей: Там тепло, много еды, много влаги.

Медицинский работник: А вы хотите узнать, как это происходит?

Предполагаемый ответ детей: Да.

Медицинский работник: Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились два  новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая. Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто они выросли.

Дети выполняют задание.

Медицинский работник: Что теперь с ними произойдет дальше?

Ответы детей: ….

Медицинский работник, обобщая ответы:  Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию еще пополам. Сколько стало?

Предполагаемый ответ детей: Четыре.

Медицинский работник: И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. Что будет дальше?

Ответы детей: ….

Медицинский работник : Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.


3. Физкультминутка


Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два – туда
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.


4. Проведение опытов
Опыт 1: показать, как передаются микробы от человека к человеку.
(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь цветной мел). Баба-Яга  здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого она «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы мела.
Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.

Медицинский работник: А  когда человек чихает или кашляет, бактерии разлетаются вокруг и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям, заразить их.

Как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы?

Предполагаемый ответ детей: на слабых, кто переохладился, пил холодную воду, съел немытые фрукты, не мыл руки, не делал гимнастику, не закалял себя.

Медицинский работник: Ребята, а давайте мы с вами подумаем, чего вредные микробы бояться больше всего? 
Загадка:
Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится! (МЫЛО)

Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
— Помылся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня.
Испачкаешь меня. (ПОЛОТЕНЦЕ)

Опыт 2: показать, что микробы боятся мыла.
Медицинский работник предлагает детям пройти к раковинам и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом).
Медицинский работник: Ребята, а теперь проверьте, остались ли следы мела - «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?
(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).
 

5. Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Так ли уж опасны микробы?

Ответы детей: ….

Медицинский работник, обобщая ответы:  Конечно, нет, потому что человек научился с ними бороться. Поэтому, несмотря на то, что вокруг много микробов, люди побеждают их.

Медицинский работник : Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей: ….

Медицинский работник :  Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм?

Ответы детей: ….

Медицинский работник :  Что делать, чтобы проникнув в организм, они не размножались, а погибли?

Ответы детей: ….

После слов благодарности Елене Анатольевне и ее уходу в свой кабинет,дети приступают к выдуванию через трубочки форм микробов из капель красок, а пока сохнут капли-микробы (для последующего дополнения мордашками всех микробов) дети заняты лепкой  причудливых микробов из пластилина о которых узнали из встречи с Еленой Анатольевной и Бабой-Ягой.

После завершения творческих работ, дети делятся впечатлениями и своими результатами,…а воспитатель организует микробную выставку.

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование.

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Какие решения вы для себя приняли.

 О каком опыте вы расскажете  дома маме и папе?  

Я хочу сказать вам всем, что сегодня вы были  смелым экспериментаторами и не побоялись   испачкать руки.

Для того чтобы вы запомнили еще лучше что такое  микроб  предлагаю вам дома нарисовать разных микробов с мамой и папой. И рисунок можно принести в группу, мы изготовим наш личный журнал и будем его рассматривать.  И я думаю, что узнаем еще много интересного.

А вам, ребята я приготовила вкусные чистые сушки!  

Быть исследователем – это интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»

Цель:   формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление  к  познавательно - исследовательской  деятельности...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада

Методическая разработка по познавательно- исследовательской деятельности ("Познавательное развитие") "Воздух"...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми "Волшебная капля"

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов....

Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Магнит и его удивительные свойства»

Формировать у детей представления о магните. Познакомить с магнитом и его особенностями и свойствами.Развивать способности детей вести целенаправленную деятельность....