Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми "Волшебная капля"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 комбинированного вида

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности «Волшебная капля»

(старший дошкольный возраст)

Составитель:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Барашкова Анна Владимировна

Санкт-Петербург

2018г


Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов.

Задачи:

Обучающие:

  • Систематизировать представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.
  • формировать умение выполнять задания, проводить несложные опыты с водой, чётко следуя рекомендациям воспитателя.

Развивающие:

  • развивать внимание, воображение, фантазию, умение наблюдать;
  • развивать свободное общение с взрослым и сверстниками, умение высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Воспитательные:

  • воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, желание помогать оказавшемуся в беде;
  • воспитывать интерес к исследованию;
  •  воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Оздоровительные:

  • укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии.

Используемые педагогические технологии:

  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • проблемно-игровая технология:
  • технология сотрудничества;
  • здоровьесберегающая технология.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование:

интерактивная доска SMART; ноутбук; презентация «Волшебная капля», срезанная заранее веточка хризантемы в стакане с цветной водой, инвентарь для опытов: зеркальца, стаканы с водой, ложечки, шприцы (без игл) (по количеству детей), гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с сахарным песком, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории.

Ход НОД:

Организационный момент:

Мы – умные,

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы – отлично учимся,

Все у нас получится!

В группе раздается сообщение о поступлении электронного письма. Воспитатель предлагает детям подойти к экрану компьютера. Просмотр письма – видеообращения.

Воспитатель: Ребята, о чем нам говорит планета? Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода (ответы детей).

Верно, о воде еще говорят - водица-живица, то есть вода - это жизнь. Всё живое на Земле произошло из воды. Много лет назад, когда на нашей планете еще не было жизни, почти всю ее поверхность занимал океан. И именно в океане появились первые живые существа.

А вы бережно относитесь к воде? (У воспитателя ведро с водой.) Это вода, которая накапала за время тихого часа из приоткрытого крана. Как вода попадает к нам в дома? (по трубам, из реки.) Где еще на нашей планете есть вода? (Озера, моря, океаны и др.) Нашу планету называют голубой. Почему? (ответы) Вся ли вода пригодна для питья? (Нет, соленая, грязная.)

На нашей планете много воды, но пригодна растительному, животному миру и человеку только пресная вода. Жить в соленой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно. Что нужно сделать с водой, чтобы ее можно было пить? (Очистить.) Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей.

Куда мы денем эту воду? (Польем цветы.)

Верно, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт.

Подходим к столу.

В.: Хризантема была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет. Что вы заметили? (Ответы детей) Цветы окрасились. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.

В.: Скажите, а есть ли жидкость в человеке? (ответы детей.)

Как же доказать, что в нас есть вода? (предположения детей.) Давайте посмотрим, что у нас для этого есть. На столе лежат зеркальца.

В.: Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.

Тело человека на 2/3 состоит из воды. Без воды жизнь человека была бы невозможна. Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды-3-4 дня, затем он погибает.

Вода удивительное вещество, дающее жизнь. Ее изучают в лабораториях. Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей). Лаборатория - это место, где работают учёные. Там они проводят опыты и эксперименты и делают свои открытия. У нас тоже есть маленькая лаборатория. Но прежде разомнемся.

Физкультминутка.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Ноги надо нам размять. Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Напоследок вместе, проведем ходьбу на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Но пора за стол нам сесть.

Садятся за столы. На столах все необходимое для опытов.

В.: Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

В.: А имеет ли форму вода? Для этого перельем воду из стакана в баночку и обратно. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Какой можно сделать вывод? (Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.) Вода – жидкость.

Опыт 2. Какого цвета вода?

В.: Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей).

Какой можно сделать вывод? (Через воду рисунок виден, значит, вода прозрачная жидкость.)

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Опыт 3. Вода – растворитель.

В.: А есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.) А теперь добавьте в воду сахар. Дети сидят в парах. Первая пара кладет четыре ложки сахара в стаканы, вторая – три, третья – две, четвертая – одну.

В.: Размешайте, попробуйте. Что изменилось? (У воды появился вкус.)

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.

Снова работа в парах. У первой пары баночка с синей краской, у второй с зеленой, у третей с желтой, у четвертой с красной.

В.: Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость без вкуса и запаха. Всегда ли вода жидкая? (ответы детей.)

Опыт «Плотность воды».

В.: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

Когда на небе видна радуга? (Летом после дождя.)

Хотите сделать радугу из воды? Наберем воду из стаканчиков в шприцы. (Дети выполняют).

А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара, жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара).

В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с того, где сахара больше всего. Старается лить по краю стенки стакана. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются.

В.: Смотрите, что получилось! В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная). Вам понравилось быть исследователями? Давайте вспомним, какая бывает вода.

Игра «Какая бывает вода»

Дети встают в круг. Передают друг другу «волшебную капельку», при этом называя, какая бывает вода. (Холодная, горячая, соленая и т.д.)

Вода на земле распределена неравномерно, где-то есть большие озера с пресной водой, а где-то люди умирают от жажды. Мы должны помнить об этом. Как надо относиться с водой? (Бережно.)

А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.


https://www.shareicon.net/download/2016/03/03/728141_tool_512x512.png


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»

Цель:   формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление  к  познавательно - исследовательской  деятельности...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Методическая разработка по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада

Методическая разработка по познавательно- исследовательской деятельности ("Познавательное развитие") "Воздух"...

Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Магнит и его удивительные свойства»

Формировать у детей представления о магните. Познакомить с магнитом и его особенностями и свойствами.Развивать способности детей вести целенаправленную деятельность....

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...