Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Николаева Кырмызы Жаксагалиевна
Цель:   формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление  к  познавательно - исследовательской  деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_kuda_sneg_ubezhal.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

- детский сад № 61 г. Балаково  Саратовской  области

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию детей

Тема: «Куда снег убежал?»

в старшей группе № 4

в номинации: «Формируем целостную картину мира»

                                                                           Воспитатель:

                                                                           1квалификационной категории

                                                                           Николаева Кырмызы

                                                                           Жаксагалиевна

2013 г.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования:  «Детство»

Возрастная группа: старшая группа № 4

Тема: «Куда снег убежал?»

Цель:   формировать представление о физических свойствах снега и

              льда;

              развивать интерес и стремление  к  познавательно - исследова –

              тельской  деятельности.

             

Интеграция образовательных областей:

Приоритетная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира»)

Интегрируемые области:  «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».

Задачи:

  • подвести детей к пониманию связи между температурой  воздуха  и  

состоянием снега и льда, свойства снега таять от любого источника тепла;

  • развивать умение использовать освоенные  способы  опознания свойств: объяснять связь снега и воды;
  • развивать умение заменять действия символическим изображением;
  • развивать наблюдательность, умение самостоятельно решать

познавательную задачу;

  • воспитывать эстетическое отношение к зимним явлениям, стремление  к здоровому образу жизни.
  • формировать  у детей знания о безопасном поведении на  прогулках;
  • развивать воображение, ритмичность движений и умение сочетать их  с пением слов.

Виды деятельности: познавательно -  исследовательская, коммуникативная,  игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приёмы:

Наглядные: показ, демонстрация.

Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра,  физминутка.

Практические: самостоятельная  исследовательская  деятельность детей, совместная со взрослым деятельность детей., продуктивная деятельность.

Словесные:  беседа, ситуативный разговор, вопросы – ответы.

Формы организации:  подгрупповая,  в парах.

Средства обучения:

       

 Демонстрационный материал:  игрушка – Снеговик, картинки по теме: «Времена года», две миски со снегом и льдом, две пластиковые бутылки с тёплой и холодной водой, свеча, ложка.

Раздаточный материал: прозрачные стаканы  с символическими кружками красного и синего цвета для холодной и тёплой воды,  миски со снегом и льдом, бумага, карандаши, «снежки» для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

  • наблюдения  на прогулке за снегом и льдом;
  • чтение стихотворений, загадок;
  • лепка снеговика на прогулке;
  • рисование снежинок, сюжетных рисунков на тему: «Зима».

 Индивидуальная работа: учить детей называть свойства снега и льда.  

 Словарная работа:  холодный, белый, сверкающий,  пушистый,    

 блестящий,  скользкий.

Ход  НОД:

1 ч.  Д/игра «Чего не хватает?». Загадки о снежинках, снеге, снеговике.

Воспитатель выставляет три картинки и спрашивает детей?

В.  - Какие времена года вы увидели на картинках?

Д. -  Лето, осень и весну.

В. – Какого времени года не хватает?

Д. – Нет времени года – зимы.

Воспитатель добавляет 4-ю картинку с изображением зимы.

В. – Отгадайте загадки о зимних явлениях:

  1. С неба сыплются пушинки,                      2. Одеяло белое

Серебристые … снежинки.                           Не руками сделано.

                                                                         Не ткалось и не кроилось,

                                                                                   С неба на землю свалилось.

                                                                                               (Снег)

  1. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза – угольки, зубы – сучки.                   (Снеговик)

2 ч.   Беседа о зиме.  Игровой момент со Снеговиком. Создание проблемной ситуации.

В. – Ребята, вы любите время года – зиму? Почему вам нравится зима?

Д. – Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках. Можно лепить снежную бабу, снеговика.

В. – Как – то раз на прогулке этой  зимой мы слепили снеговика. Каждый день Снеговик встречает нас на участке. А сегодня утром я  увидела, что наш Снеговик загрустил. Как вы думаете, почему?

Д. -  Он устал стоять, он хочет встретиться с нами, ему скучно одному.

В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что ему грустно одному. Он попросился

погостить у нас в группе. Я его принесла, вот он – наш Снеговик. Вы рады встрече с ним?

Д. – Да.

В. – Посмотрите на Снеговика и скажите, какой он?

Д. – Он белый, холодный, добрый, весёлый.

В. – Почему Снеговик белый?

Д. – Снеговик сделан из снега, а снег  - белый.

В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что однажды к нему на плечо села ворона, клюнула его и сказала, что он совсем не вкусный. Почему так сказала ворона?

Д. – Потому что у снега нет  никакого вкуса.

В. – Да, ребята, хоть Снеговик и обиделся на ворону, но всё же мы знаем, что снег не имеет вкуса: он и не сладкий, и не солёный, он просто без всякого вкуса. Ребята, можно ли вам есть снег?

Д. – Нет.

В. – Почему?

Д. – Он холодный, грязный.

В. – Ребята, какое настроение у Снеговика?

Д. – Радостное, весёлое.

В. – Ребята, предлагаю вам понаблюдать, удастся ли  Снеговику погостить у нас в группе и сохранится ли у него хорошее  настроение.

В. – Ребята, посмотрите, наш Снеговик сделан из трёх снежных комков.

3 ч.  Опыт:  «Вода из снега».

В. – Снеговик  принёс  снега  и  для всех вас. Посмотрите, какой снег?

Д. – Блестящий, сверкающий, холодный, пушистый.

В. - Положите на ладошку немного снега. Что с ним произошло?

Д. – Он растаял.

В. – Во что превратился  снег?

Д. – В воду.

В. – Почему растаял снег на ладошке?

Д. – Ладошка тёплая, снег растаял от тепла.

В. – Мы можем сделать вывод: снег - это вода. А в тепле снег тает быстрее.

Ребята, что же может произойти со Снеговиком в нашей тёплой группе?

Д. – Он может начать таять.

4 ч.  Опыт: «Снег быстрее превращается в воду  на  горячем огне».

В. – Но больше всего  Снеговик боится огня. И сейчас вы увидите, почему.

Посмотрите, во что может превратиться Снеговик на огне.

Воспитатель проделывает опыт: зажигает свечу, набирает ложку снега и начинает держать ложку над огнём горящей свечи.

В. – Теперь вы поняли, во что мог превратиться Снеговик?

Д.  – В воду.

В. – Вывод: от горячего огня  снег начинает  таять быстрее и превращается  в….воду.

5 ч. Физминутка: «Мы танцуем со снежками».

                            Мы танцуем со снежками,

                             Посмотрите все на нас.

                             Вот так топаем ногами:

                             Раз – два, раз – два!

                             А теперь снежки положим

                             Мы к Снеговику сюда.

                              И теперь в ладоши можно

                              Нам похлопать без труда.

                              Осторожно поднимайтесь,

                              Не забудьте взять снежок.

                              Поплясать теперь нам нужно,

                              Попляши и встань в кружок!

6 ч.  Опыт: «Тёплая и холодная вода».

В. -  Ребята, что произошло с нашим Снеговиком?

Д. – Он начал таять.

В. – Как вы это определили?

Д. – От  Снеговика осталось только два комка.

В. – Изменилось ли настроение у Снеговика?

Д. – Да, он стал грустным.

В. – Снеговик очень хочет попить воды, но не знает, из какой бутылки ему попить воды.  Какая вода в бутылках?

Дети определяют наощупь, что в одной бутылке  тёплая вода, а в другой – холодная.

В. – Какой же водой мы угостим Снеговика: тёплой или холодной?

Д. – Холодной.

В. -  Почему Снеговику нельзя пить тёплую воду?

Д. – Он растает от тёплой воды.

7 ч. Опыт: « Лёд – это тоже вода».

В. – Ребята, что происходит с нашим Снеговиком?

Д. – Он продолжает таять.

В. – Ребята, как выглядит наш Снеговик теперь?

Д. – У него остался только один комок.

В. – Ребята, посмотрите, что вместо носа у Снеговика?

Д. – Сосулька.

В.  -  Сосулька – это лёд. Какой бывает лёд?

Д. – Холодный, прозрачный, хрупкий, блестящий, скользкий.

В. – Лёд – это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Лёд, как и снег,  боится тепла. Почему?

Д. – Потому что лёд тоже тает в тепле.

В. – Снеговик принёс сосулек, льдинок. Что произошло с сосульками в тепле?

Д. – Они тают.

В. – У вас на столах  стоят стаканы с водой. В одном стакане  тёплая вода, а в другом – холодная. На стакане с тёплой водой  красный кружок, а на стакане с холодной водой – синий кружок. Возьмите льдинки и положите в  холодную и тёплую воду. Понаблюдайте, в какой воде лёд растает быстрее: в тёплой или холодной?

Д. – Лёд растаял быстрее в стакане с тёплой водой.

В. – Представьте себе, что мы занесли в группу две сосульки: большую и маленькую. Как вы думаете, какая сосулька растает быстрее, а какая будет таять дольше?

Д. – Большая сосулька тает долго, а маленькая -  быстрее.

В. – Ребята, мы можем сделать вывод: лёд – это тоже вода.

В. – Ребята, можно ли брать в рот сосульки? Почему?

Д. – Можно заболеть.

В. – А ещё вы любите кататься на коньках на льду, на ледяной дорожке. Как нужно вести себя там?

Д. – На льду надо быть осторожными.

8 ч. Зарисовывание  результатов опытов на листе бумаги.

В. – Ребята, а куда делся наш Снеговик?

Д. – Он растаял.

В. -  А что осталось вместо Снеговика?

Д. – Одна вода.

В. – Почему так произошло?

Д. –Потому снег – это вода. Снеговик  растаял в тепле и превратился в воду.

В. – Сумел ли Снеговик погостить у нас в группе?

Д. – Нет.

В. – Скажите, где Снеговику было бы лучше и  где бы он сохранился и остался целым?

Д. – На улице.

В. – Давайте нарисуем на листе бумаги то, что произошло со Снеговиком.

В. – Сначала  Снеговик был из трёх снежных комков,  но он начал таять и осталось только два снежных комка, потом – один комок, а  потом и вовсе Снеговик исчез и превратился в воду.

Воспитатель вместе с детьми зарисовывают результаты опытов на бумаге,

заменяя действия символическими изображениями.

9 ч.  Итог занятия.

В. -  Что мы сегодня делали?

Д. – Наблюдали за Снеговиком, снегом и льдом, за тем, что происходит со снегом и льдом в тепле.

В. – Что же такое снег и лёд?

Д. – Это вода.

В.  –  Молодцы, ребята! Хотя Снеговику и не удалось погостить у нас в группе, мы с вами сделаем нового Снеговика на прогулке и будем продолжать наблюдать за снегом, льдом, снежинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы

Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снег и лёд. Их свойства».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для детского экспериментирования, формирование у ребенка пот...

Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Снег-снежок"

Цель проекта - развитие познавательной и творческой активности детей в процессе исследовательской деятельности. Обогатить и расширить представление детей о снеге и его свойствах....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Снег. Какой он?"

В данном конспекте рассказывается о том, как дети знакомятся со свойствами снега посредством экспериментирования....

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности :Тема: «От куда берётся снег?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности :Тема: «От куда берётся снег?»  Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.З...