Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снег и лёд. Их свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Радыгина Елена Николаевна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для детского экспериментирования, формирование у ребенка потребности в саморазвитии, разностороннем развитии, реализации его потенциальных возможностей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_poznavat._issled.deyat-ti.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снег и лёд. Их свойства».

Программные задачи.

Познакомить со свойствами льда и снега.

Формировать представления о свойствах льда и снега.

Развивать умение сравнивать, анализировать, находить ответы на вопросы в результате исследовательской деятельности.

Воспитывать уважительное отношение к воде как удивительному веществу на Земле.

Закрепить правила поведения на водоёмах в зимнее время.

Материалы, инструменты, оборудование.

Кусочки льда разного размера (толстые и тонкие), стаканы с тёплой, прохладной и холодной водой, снег.

Предварительная работа.

Наблюдения и опыты на прогулках и в группе. Чтение художественных произведений. Рассматривание картин и иллюстраций о водоёмах.

Содержание занятия.

В начале занятия воспитатель загадывает загадки:

Дед Мороз подарки шлёт

Мягкий снег и крепкий…(лёд).

На дворе – горой,

А в избе – водой (снег).

 Воспитатель. Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим о снеге и льде. Проведём опыты, которые помогут нам узнать их некоторые свойства. Предлагаю вам провести первый опыт.

ОПЫТ 1. «Лёд  и снег – это вода».

Воспитатель. Перед вами лежит снег и льдинки разной толщины. Какие они?

Дети. Холодные. Лёд твёрдый, а снег рыхлый.

Воспитатель. А теперь положите их и посмотрите на свои ладошки. Какие они?

Дети. Мокрые.

Воспитатель. Почему? Что происходит со снегом и льдинками в тёплом помещении?

Дети. Они тают.

Воспитатель. Рассмотрите, видно ли что-нибудь через льдинку? А через комочек снега?

(Ответы детей).

Воспитатель. Чем отличается лёд от снега?

Дети. Лёд твёрдый, прозрачный и бесцветный. Снег белый, пушистый, рыхлый.

Воспитатель. А чем они похожи?

Дети. После таяния снега и таяния льда остаётся вода.

Воспитатель. Так что же такое снег и лёд?

Дети. Это замёрзшая вода.

ОПЫТ 2. «Лёд хрупкий».

Воспитатель. Вспомните, как лужи осенью покрывались ледяной корочкой. Нам было очень интересно. И мы, конечно, сразу же хотели проверить её прочность – ходили и бегали по замёрзшей воде. Что же происходило с этой ледяной корочкой?

(Ответы детей).

Воспитатель. Но сейчас зима в самом разгаре. Лёд очень толстый. А прочный ли он? Давайте проведём следующий опыт. Возьмите тонкие кусочки льда и попробуйте сломать его. Получилось? А теперь возьмите льдинки потолще и тоже попробуйте их сломать. Что произошло?

(Ответы детей).

Воспитатель. Ребята. Подумайте, можно ли подходить к проруби на водоёмах?

Дети. Нельзя. Потому что лёд очень хрупкий, легко ломается.

Воспитатель. Правильно. Это ещё одно свойство льда.

А сейчас я предлагаю вам немного отвлечься от нашего занятия. Давайте вспомним стихотворение «Рыбка в озере жила» и выполним к  нему движения.

(дети читают стихотворение и выполняют движения).

          Рыбка в озере жила,

          Рыбка к берегу плыла.

(ноги ставим на ширину плеч, руки на поясе; наклоны в стороны)

          Хвостиком виляла,

          Корм себе искала.

(прыгаем: ноги в стороны, вместе)

          Возле берега червяк

          Извивается – вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бёдрами влево, вправо)

          Рыбка подплывает,

          Червяка хватает.

(соединяем запястья кистей рук ( раскрытая пасть) и соединяем их (закрытая пасть)

           Дёрнул леску рыбачок,

           Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

           Рыбка не попалась,

          С червяком умчалась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

Воспитатель. Продолжим проводить опыты.

ОПЫТ 3. «Тонет ли снег (лёд)?

Воспитатель. Сейчас мы с вами выясним, будет ли плавать в воде снег и лёд?

(Дети высказывают свои предположения по этому поводу).

Воспитатель. Возьмите два  стаканчика с прохладной водой. В один стаканчик поместите комочек снега, а в другой – кусочек льда. Что произошло?

Дети. Снег растаял, а лёд плавает на поверхности воды.

Воспитатель. Почему так произошло?

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель. Всё дело в том, ребята, что снег тяжелее воды, а лёд – легче воды.

ОПЫТ 4. «В какой воде снег (лёд) растает быстрее?»

Воспитатель. А теперь мы проверим, в какой воде быстрее растает снег (лёд)? Возьмите по два стаканчика тёплой и холодной воды. Поместите снег в стаканчики с тёплой и холодной водой. То же сделайте со льдом. Обратите внимание, в стаканчиках с какой водой быстрее тают  и снег, и лёд?

(Ответы детей).

Воспитатель. Правильно. В стаканчиках с высокой температурой лёд и снег тают быстрее.

Вот мы и провели опыты, которые помогли нам узнать некоторые свойства льда и снега. Перечислите их.

(Дети называют  свойства льда и снега).

Воспитатель. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?

(Ответы детей).

Воспитатель. Молодцы, ребята! Все вы были внимательными, активными. Спасибо вам!

После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Снег, снежок, белые снежинки!» (о свойствах снега)

Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлет...

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Снег-снежок»

В условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеге....

Открытое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: « Воздух и его свойства»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад «Солнышко»      Открытое занятие по познавательно- исследовательской ...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе « Снег и его свойства»

Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонет в воде; тает в тепле.  Развивать познав...