Дополнительная общеразвивающая программа платных образовательных услуг естественнонаучной направленности «Я исследователь»
проект (подготовительная группа)

Надагова Галимат Исмаиловна

Дополнительная общеразвивающая

программа

платных образовательных услуг

естественнонаучной

направленности «Я исследователь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани

«Детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 2

«14» сентября 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«16» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.09.21 г.

232

Дополнительная общеразвивающая

программа

платных образовательных услуг

естественнонаучной

направленности «Я исследователь»

Возраст воспитанников: 6-7 лет (2 корпус)

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Надагова Галимат Исмаиловна,

воспитатель

г. Нягань, 2024

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

        Особое место в формировании познавательной активности занимает экспериментирование дошкольников. Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивать смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Цель и задачи

Цель: способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3.Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: познавательно - исследовательская

Категория воспитанников

Воспитанники:6-7 лет.

Объем и срок освоения программы

Количество занятий для данной возрастной категории: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форму обучения: очная.

Особенности: использование лаборатории ДОУ

Отличительные особенности

Рабочая программа платной образовательной услуги «Я исследователь» составлена на основе программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» под. ред. О.В. Дыбиной.

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН.  Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Ребенок умеет:

- проводить поисково-исследовательскую деятельность;

- выделить и поставить, проблему, которую необходимо разрешить;

- предложить возможные решения;

- проверить эти возможные решения;

- сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

- применить выводы к новым данным.

Раздел 2. Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Правила по ТБ.

Детская лаборатория

1

1

Наблюдение

2.

Необычные кораблики

1

1

Наблюдение

3.

Свойства песка и глины

1

1

Наблюдение

4.

Такой разный песок

1

1

Наблюдение

5.

Какими бывают камни

1

1

Наблюдение

6.

Почему все звучит?

1

1

Наблюдение

7.

Что такое горы

1

1

Наблюдение

8.

Дымящие горы

1

1

Наблюдение

9.

Почва

1

1

Наблюдение

10.

Соль. Сахар

1

1

Наблюдение

11.

Солнечный свет и рост

1

1

Наблюдение

12.

Дерево

1

1

Наблюдение

13.

Бумага

1

1

Наблюдение

14.

Сколько может выпить растение?

1

1

Наблюдение

15.

Строение, значение, функции и видоизменения частей растения

1

1

Наблюдение

16.

Плавление парафина

1

1

Наблюдение

17.

Мыло-фокусник

1

1

Наблюдение

18.

«Магниты, магнитные силы»

1

1

Наблюдение

19.

Кое-что о кислороде

1

1

Наблюдение

20.

Чем питаются семена?

1

1

Наблюдение

21.

Что такое гелиотропизм?

1

1

Наблюдение

22.

Солнечная система

1

1

Наблюдение

23.

Звезды – это интересно!

1

1

Наблюдение

24.

Земля – это шар

1

1

Наблюдение

25.

Освоение космоса

1

1

Наблюдение

26.

Все по кругу

1

1

Наблюдение

27.

Земля – наш общий дом

1

1

Наблюдение

28.

Диагностика

1

1

Самостоятельная работа

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

07

10

2024

17.00 - 17.30

Беседа

1

Введение. Правила по ТБ.

Детская лаборатория

Лаборатория

Теория

2.

14

10

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Необычные кораблики

Лаборатория

Наблюдение

3.

21

10

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Свойства песка и глины

Лаборатория

Наблюдение

4.

28

10

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Такой разный песок

Лаборатория

Наблюдение

5.

04

11

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Какими бывают камни

Лаборатория

Наблюдение

6.

11

11

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Почему все звучит?

Лаборатория

Наблюдение

7.

18

11

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Что такое горы

Лаборатория

Наблюдение

8.

28

11

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Дымящие горы

Лаборатория

Наблюдение

9.

02

12

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Почва

Лаборатория

Наблюдение

10.

09

12

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Соль. Сахар

Лаборатория

Наблюдение

11.

16

12

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Солнечный свет и рост

Лаборатория

Наблюдение

12.

23

12

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Дерево

Лаборатория

Наблюдение

13.

30

12

2024

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Бумага

Лаборатория

Наблюдение

14.

13

01

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Сколько может выпить растение?

Лаборатория

Наблюдение

15.

20

01

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Строение, значение, функции и видоизменения частей растения

Лаборатория

Наблюдение

16.

27

01

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Плавление парафина

Лаборатория

Наблюдение

17.

03

02

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Мыло-фокусник

Лаборатория

Наблюдение

18.

10

02

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

«Магниты, магнитные силы»

Лаборатория

Наблюдение

19.

17

02

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Кое-что о кислороде.

Лаборатория

Наблюдение

20.

24

02

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Чем питаются семена?

Лаборатория

Наблюдение

21.

03

03

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Что такое гелиотропизм?

Лаборатория

Наблюдение

22.

10

03

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Солнечная система.

Лаборатория

Наблюдение

23.

17

03

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Звезды – это интересно!

Лаборатория

Наблюдение

24.

24

03

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Земля – это шар.

Лаборатория

Наблюдение

25.

31

03

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Освоение космоса.

Лаборатория

Наблюдение

26.

07

04

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Все по кругу.

Лаборатория

Наблюдение

27.

14

04

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Земля – наш общий дом.

Лаборатория

Наблюдение

28.

21

04

2025

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Диагностика

Лаборатория

Самостоятельная работа

Раздел 3. Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж: 23 лет.

Педагогический стаж: 14 лет.

Категория: высшая категория

Материально-технические условия

Помещение: лаборатория ДОУ

Основное оборудование:

- приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);

- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

- разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);

- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

- песок, глина, почва;

- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

- специальная одежда (халаты, головные уборы);

- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

- карточки-схемы проведения эксперимента;

- индивидуальные дневники экспериментов;

- правила работы с материалом.

Дидактические пособия:

- плакат «Космос и солнечная система»;

- плакат «Космос»;

- плакат «Звездное небо»;

- плакат «Природные явления»;

- набор «Планеты солнечной системы»

Пособия для опытов:

- юный биолог (растения);

- коллекция «Полезные ископаемые 1»;

- коллекция «Полезные ископаемые 2»;

- чудеса погоды;

- вулканы;

- волшебный кристалл.

Учебно-методические условия

Нет


Раздел 4. Оценка качества

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по диагностике А.И. Ивановой.


Список литературы

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»: Воронеж. «Учитель», 2002.
  2. Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет.-СПб.: речь, 2007.
  3. Нищаева Н.В. Беседа «Звезда, созвездия Большая Медведица, Полярная звезда»: из цикла занятий «Раз планета, два комета…»./ ж. Дошкольная педагогика // Июнь/2008.
  4. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов: Научно-популярная лит-ра. – М.:Дет.лит.,1988.
  5. Шорыгина Т.А. О космосе: Педагогические беседы – М.: Книголюб, 2005.

Содержание теоретических и практических занятий (6-7 лет)

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1

Введение. Правила по ТБ.

Ознакомление с приборами лаборатории

Дать детям элементарные представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство); о способе познания мира - экспериментировании (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории, технике безопасности.

Познакомить детей с приборами для наблюдения: лупой микроскопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

2

Песок и глина

Познакомить детей с такими компонентами неживой природы как песок и глина, и их свойствами; показать чем они похожи и чем отличаются.

3

Свойства песка и глины

Учить детей выделять свойства песка и глины.

4

Такой разный песок

Дать знания об образовании песка в природе. Познакомить с различными видами песка (речной, морской, пустынный).

5

Какими бывают камни

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

6

Волшебный кристалл

Познакомить детей с природой кристаллов. Научить детей выращивать кристаллы в условиях лаборатории.

7

Что такое горы

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить создать модель гор из различных камней.

8

Дымящие горы

Сформировать первоначальные представления о вулканах (на модели показать действующий вулкан)

9

Почва

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина)

10

Зеленая жизнь под солнцем

Познакомить детей как солнечный свет влияет на рост и развитие растений.

11

Солнечный свет и рост

Опытном путем проверить как солнечный свет влияет на рост растений.

12

Потеют ли растения?

Познакомить детей с таким явлением как «Транспирация» (испарение воды в результате нагревания).  Провести эксперимент с растениями и выяснить, что

у растений тоже может проходить  процесс транспирации – растения потеют через крошечные отверстия в листьях, которые называются устьице.

13

Внутри зернышка?

Познакомить детей со строением зерен (на примере боба/фасоли).

14

Сколько может выпить растение?

Дать представление детям о том, как полив влияет на жизнь растений.

15

Огород без семян

Сформировать у детей представление о корне растений как основной части растений, и какие важные функции они выполняют.

16

Замечательные клубни

Познакомить детей с клубнем. Дать понятие, что клубень это видоизменённый подземный побег с коротким утолщенным стеблем.

17

Строим террариум

Познакомить детей с террариумом, что это простая система, в которой соблюдены все необходимые условия для жизни животных и растений, и представляет собой маленькую самостоятельную экосистему.

18

Что такое гидропоника?

Дать представление детям о новом способе выращивания растений как гидропоника. Гидропоника – это способ выращивание растений без применения воды.

19

Кое-что о кислороде.

Сформировать представления у детей о таком важном элементе как кислород для растений.

20

Чем питаются семена?

Дать представление детям о питании растений. Провести  опыт по выявлению крахмала в созревших семенах растений и что он является основным питательным веществом, которое они  запасают в прок.

21

Что такое гелиотропизм?

Познакомить детей с гелиотропизмом как необходимым процессом для питания растений.

22

Солнечная система.

Сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная», объяснить, что представляет собой Вселенная. Ввести понятия «звезды», « галактика».Объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия « спутник», « кометы», « планеты», «метеор», « орбита».Обогатить и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система.

23

Звезды – это интересно!

Расширить представление о звездном небе, сформировать понятие о созвездиях. Познакомить с символикой некоторых созвездий, развить у детей интерес к научному познанию космического пространства.

24

Земля – это шар.

Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара. Познакомить с представлениями древних людей о форме Земли.

25

Освоение космоса.

Расширить представление детей о космических полетах. Познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковским, С. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин, подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитать в детях гордость за свою страну.

26

Все по кругу.

Подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи, формировать временные представления.

27

Земля – наш общий дом.

Закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу. Закрепить представление детей об океанах и материках планеты Земля.

28

Диагностика

Выявить уровень знаний и умений воспитанников в экспериментальной деятельности.

Диагностика

Цель: выявление уровня знаний и умений в экспериментальной деятельности.

Критерии:

- высокий –ребенок выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя; умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам; использует несколько графических способов фиксации опытов;

- средний–ребенок выполняет инструкции, содержащие 2-3поручения одновременно; начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки; находит и отмечает различия между объектами; называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов;

- низкий – ребенок к концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу; самостоятельно наблюдает простые опыты.

Фамилия, имя ребенка

высокий

средний

низкий



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани

 детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1

«09» сентября 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«26» сентября 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.09.22 г.

№241

Дополнительная общеразвивающая программа

платных образовательных услуг

художественно-эстетической направленности

 «Волшебная бумага»

Возраст воспитанников: 4-5 лет (2 корпус)

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Надагова Галимат Исмаиловна,

воспитатель

г. Нягань, 2022

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Занятия кружка «Волшебная бумага» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Цель и задачи

Цель:всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи:

  • 1.Формировать умения следовать устным инструкциям,
  • обучать различным приемам работы с бумагой,
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами,
  • создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
  • 2.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
  •  - развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • - развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • - развивать пространственное воображение.
  • 3.Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
  • - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • -учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем и бумагой.

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: художественно-эстетическая

Категория воспитанников

Воспитанники:4-5 лет.

Объем и срок освоения программы

Количество занятий дляданной возрастной категории: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форма обучения: очная.

Нет

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является то, что ни в одной из реализуемых программ в детском саду не используются нетрадиционные техники работы с бумагой(техника мозаики, объемная аппликация, бумажная пластика).

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Ребенок:

- владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем.;

- проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики);

- самостоятельно определяет последовательность выполнения работы;

-использует свои конструктивные решения в процессе работы;

- показывает уровень воображения и фантазии.;

- выполняет работу по замыслу.

Раздел 2.Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Волшебная бумага

1

1

Наблюдение

2.

Ветка рябины

1

1

Наблюдение

3.

Зонтик

1

1

Наблюдение

4.

Ежик

1

1

Наблюдение

5.

Осенний лист

1

1

Наблюдение

6.

Флаг моей страны

1

1

Наблюдение

7.

Забавный кролик

1

1

Наблюдение

8.

Медвежонок

1

1

Наблюдение

9.

Гроздь винограда

1

1

Наблюдение

10.

Яблочко

1

1

Наблюдение

11.

Мышиный хоровод

1

1

Наблюдение

12.

Грибок

1

1

Наблюдение

13.

Домик

1

1

Наблюдение

14.

Мы слепили снеговика

1

1

Наблюдение

15.

В лесу родилась елочка

1

1

Наблюдение

16.

Игрушка на елку

1

1

Наблюдение

17.

Снежинка

1

1

Наблюдение

18.

Украсим рукавичку

1

1

Наблюдение

19.

Светофор

1

1

Наблюдение

20.

Кружка

1

1

Наблюдение

21.

Самолет

1

1

Наблюдение

22.

Цветок

1

1

Наблюдение

23.

Тапочки

1

1

Наблюдение

24.

Аквариум

1

1

Наблюдение

25.

Воздушный шар

1

1

Наблюдение

26.

Ромашка на лугу

1

1

Наблюдение

27.

Космос

1

1

Наблюдение

28.

Диагностика

1

1

Самостоятельная работа

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

03

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Беседа

1

Волшебная бумага

Теория

2.

10

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Ветка рябины

Наблюдение

3.

17

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Зонтик

Наблюдение

4.

24

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Ежик

Наблюдение

5.

31

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Осенний лист

Наблюдение

6.

07

11

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Флаг моей страны

Наблюдение

7.

14

11

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Забавный кролик

Наблюдение

8.

21

11

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Медвежонок

Наблюдение

9.

28

11

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Гроздь винограда

Наблюдение

10.

05

12

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Яблочко

Наблюдение

11.

12

12

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Мышиный хоровод

Наблюдение

12.

19

12

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Грибок

Наблюдение

13.

26

12

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Домик

Наблюдение

14.

09

01

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Мы слепили снеговика

Наблюдение

15.

16

01

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

В лесу родилась елочка

Наблюдение

16.

23

01

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Игрушка на елку

Наблюдение

17.

30

01

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Снежинка

Наблюдение

18.

06

02

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Украсим рукавичку

Наблюдение

19.

13

02

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Светофор

Наблюдение

20.

20

02

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Кружка

Наблюдение

21.

27

02

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Самолет

Наблюдение

22.

06

03

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Цветок

Наблюдение

23.

13

03

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Тапочки

Наблюдение

24.

20

03

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Аквариум

Наблюдение

25.

27

03

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Воздушный шар

Наблюдение

26.

03

04

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Ромашка на лугу

Наблюдение

27.

10

04

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Космос

Наблюдение

28.

17

04

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Диагностика

Самостоятельная работа

Раздел 3.Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж: 24 лет.

Педагогический стаж: 15 лет.

Категория: высшая категория

Материально-технические условия

Помещение: группа ДОУ

Основное оборудование:

- столы;

- стулья;

- доска;

- мольберт;

Дополнительное оборудование:

- интерактивный стол

Материалы:

- бумага;

- ножницы;

- клей.

Дидактические материалы:

- альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций;

- образцы работ взрослых и старших детей;

- дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет», « Выложи по светлоте», «Собери картинку» .

Учебно-методические условия

Нет


Раздел 4. Оценка качества

Достижения детей, приобретаемые в результате образовательной работы, отслеживаются по диагностике Е.Н.Удиной.


Список литературы

  1. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
  2. А.Н.Малышева, Н.В. Ермолаева, З.М. Поварченкова «Аппликация в детском саду».
  3. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.- СПб: «Детство – пресс»; 2015.
  4. Удина, Е. Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста / Е. Н. Удина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 645-650. — URL:

Содержание теоретических и практических занятий (4-5 лет)

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1

Волшебная бумага

Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д;

2

Ветка рябины

Формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины.

3

Зонтик

Изготовление зонтика способом объемной аппликации.

4

Ежик

Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости.

5

Осенний лист

Формировать умение детей создавать форму плетеного листа. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги.

6

Флаг моей страны

Закрепить знания детей о символе России – государственном флаге, познакомить с нетрадиционным методом наклеивания изображения флага -обрывной аппликации, частично создавая иллюзию передачи объема, воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину. Это хороший способ для развития мелкой моторики детей, координации глаз и рук. Развивать навык обрывания бумаги; воспитывать эстетический вкус.

7

Забавный кролик

Формировать умение детей выполнять объемную аппликацию из салфеток; обрывать салфетку, сминать каждый кусочек и скатывать его в комок.

8

Медвежонок

Формировать умение детей создавать и вырезать детали медвежонка рациональным способом: из прямоугольника вырезать овал (туловище, делить прямоугольник на четыре равные части (ноги медвежонка).

9

Гроздь винограда

Создать гроздь винограда. Развивать мелкую моторику рук; развивать навыки работы с ножницами.

10

Яблочко

Продолжить обучение технике – объемная аппликация.

11

Мышиный хоровод

Продолжать работать с бумагой, практиковать умение склеивать конус из бумаги; приклеивать другие элементы.

12

Грибок

Формировать умение изображать грибы в технике мозаичной аппликации.

13

Домик

Формировать умение конструировать из бумаги; формировать и развивать навыки ручного труда.

14

Мы слепили снеговика

Закреплять технику наклеивания мелких бумажных комочков
на силуэт снеговика на картоне.

15

В лесу родилась елочка

Изготовление объемной елочки из бумаги.

16

Игрушка на елку

Продолжить обучение конструированию из бумаги.

17

Снежинка

В ходе конструирования научить создавать образ снежинки.

18

Украсим рукавичку

Формировать умение вырезыванию мелких деталей и аккуратной работе с клеем.

19

Светофор

Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой формы из бумаги в виде квадратов, срезая углы способом закругления. Учить составлять изображения из частей. Закреплять умение аккуратно приклеивать изображение.

20

Кружка

Закрепить умение вырезать фигуру  овальной формы из других геометрических фигур, создавая сюжетную композицию к празднику.

21

Самолет

Закреплять у детей полученные навыки работы с бумагой, ножницами и клеем.

22

Цветок

Закрепить навык работы с ножницами, совершенствование работы с бумагой.

23

Тапочки

Выполнить поделку с использованием картона и бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, логическое мышление, творческие способности.

24

Аквариум

Составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

25

Воздушный шар

Выполнить объёмную аппликацию. Закреплять практические навыки аппликации, развивать умение фантазировать и оформлять свой замысел.

26

Ромашка на лугу

Развивать воображение по составлению композиции, мелкую моторику в процессе изготовления аппликации;
воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, аккуратность.

27

Космос

Обобщение знаний детей о космосе, создание интересной космической композиции.

28

Диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.


Диагностика

Цель:выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Критерии:

- высокий –ребёнок самостоятельновладеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем;проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики); самостоятельно определяет последовательность выполнения работы; показывает уровень воображения и фантазии. Самостоятельно выполняет работу по замыслу.

- средний– ребёнок с помощью воспитателявладеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем; после наводящих вопросов проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики); с помощью воспитателя определяет последовательность выполнения работы; с затруднением показывает уровень воображения и фантазии. С помощью воспитателя выполняет работу по замыслу.

- низкий – ребёнок с помощью воспитателявладеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем; не проявляет интерес к практической деятельности, не совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики); с помощью воспитателя определяет последовательность выполнения работы.

Фамилия, имя ребенка

высокий

средний

низкий



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

города Нягани

«Детский сад №4 «Веснянка»

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«25» сентября 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 29.09.23г.

№151

Дополнительная общеразвивающая программа

платных образовательных услуг

познавательной направленности «Знайка»

                                 Возраст воспитанников: 6-7 лет (2 корпус)

                                                      Срок реализации: 1 год

 

Автор-составитель:

Надагова Галимат Исмаиловна

воспитатель

г. Нягань, 2024

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. Учитывая, важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка надо начинать с детского сада. Данная программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. 

Цель и задачи

Цель: формирование графических навыков, подготовка руки к письму, развитие познавательной активности.

Задачи:

- знакомить детей с ориентировкой на листе в клетку;

- дать понятие о симметрии: симметрично повторять и рисовать с правой или с левой стороны рисунка;

-формировать умение ориентироваться на образец, точно его копировать;

- развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;

- формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида;

- развивать сенсомоторную координацию и тонкую моторику руки;

- развивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость, уверенность в себе, адекватную самооценку; зрительное внимание, память, устойчивость и усидчивость.

-соблюдать во время работы правила письма (положение корпуса, тетради, руки).

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: интеллектуальная, графические навыки.

Категория воспитанников

Воспитанники: 6-7 лет.

Объем и срок освоения программы

Количество занятий: 32.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форму обучения: очная.

Особенности: использование в практической деятельности проектной деятельности, работу с интерактивным столом,  способствует формированию у детей графических навыков и умений.

Отличительные особенности

1. Дети выполняют практические задания.

2. Воспитанники, выполняют теоретические задания.

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей (законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Ребенок умеет:

- ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;

- ориентироваться на образец и точно его копировать;

- умеет сохранять правильную посадку и положение рук при письме;

- выполнять задания по словесной и зрительной инструкции;

У ребенка будут развиты:

- мелкая моторика и координация движений;

- сенсомоторная координация и тонкая моторика руки;

- зрительное восприятие и внимание;

- абстрактное мышление и воображение;

- навыки сосредоточения на конкретном задании;

- одновременная работа фонетического, визуального и графического восприятия;

- ориентировка в пространстве и быстрая реакция на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево»)

Раздел 2. Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Диагностика

1

1

Работа в тетрадях

2

«Знакомство с клеткой и точкой»

Игра с клеткой

1

1

1

Работа в тетрадях

3

Вертикальные и горизонтальные палочки в двух клетках в двух клетках

1

1

Работа в тетрадях

4

Рисование квадратов

1

1

Работа в тетрадях

5

Вертикальные прямые линии

1

1

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

6

Рисование флажка» ( штриховка)

1

1

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

7

Учимся писать графический диктант

(первый уровень сложности)

«Маленькая собачка»

1

1

Работа в тетрадях

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

8

Графический диктант «Щенок»

Повтори рисунок (в клеточку)

1

1

Работа в тетрадях

Лист бумаги в клеточку с образцом

9

Графический диктант «Змея»

Повтори рисунок (в клеточку)

1

1

Работа в тетрадях

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

10

Графический диктант «Ракета»

 Повтори рисунок (в клеточку)

1

Работа в тетрадях

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

11

Графический диктант «Ключик»

 Повтори рисунок (в клеточку)

1

Работа в тетрадях

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

12

Графический диктант «Машина» 

Повтори рисунок (в клеточку)

1

Работа в тетрадях

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

13

Графический диктант «Летящая птица» Повтори рисунок (в клеточку)

1

Работа в тетрадях

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

14

Графический диктант «Зайчик»

Дорисовка рисунка «Бабочка»

1

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

15

Графический диктант «Слон»

Дорисовка рисунка «Игрушки»

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

16

Графический диктант «Игрушечный заяц»

Дорисовка рисунка «Мороженое»

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

17

Графический диктант «Ёлочка»

Дорисовка рисунка «Зайчик»

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

18

Графический диктант «Робот»

Дорисовка рисунка «Пингвин»

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

19

Графический диктант «Грибок»

Дорисовка рисунка «Человечек»

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

20

Учимся писать графический диктант

(второй уровень сложности) «Ёжик»

Дорисовка рисунка «Солнышко»

1

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку)

21

Графический диктант «Парусник»

Дорисовка рисунка «Ёлочка»

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

22

Графический диктант «Сидящий зайчик»

Дорисовка рисунка «Домик»

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

23

Графический диктант «Медведь»

Дорисовка рисунка «Машина»

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

24

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Бабочка»

Дорисовка рисунка «Человек»

1

1

1

Работа на альбомном листе

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

25

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Кораблик»

1

1

Работа на альбомном листе

Работа в тетрадях

26

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Олень»

Дорисовка рисунка «Груша»

1

1

Работа на альбомном листе

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

27

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Поросенок»

1

1

Работа на альбомном листе

Работа в тетрадях

28

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Ключ»

Дорисовка рисунка «Бабочка»

1

1

Работа на альбомном листе

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

29

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Кораблик»

1

1

Работа на альбомном листе

Работа в тетрадях

30

Графический диктант «Кукла»

Дорисовка рисунка «Пчёлка»

1

1

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

31

Срисовывание рисунка по образцу

Дорисовка рисунка «Божья коровка»

1

1

Работа на альбомном листе

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

32

Диагностика

1

1

1

Работа в тетрадях

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график (подготовительная к школе группа №13)

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Вводное

1

Диагностика

Группа

Работа в тетрадях

2

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

Теоретическая

деятельность

1

«Знакомство с клеткой и точкой»

Игра с клеткой

Группа

Работа в тетрадях

3

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

Теоретическая

деятельность

1

Вертикальные и горизонтальные палочки в двух клетках в двух клетках

Группа

Работа в тетрадях

4

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

Теоретическая

деятельность

1

Рисование квадратов

Группа

Работа в тетрадях

5

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

Теоретическая

деятельность

1

Вертикальные прямые линии

Группа

Работа в тетрадях

в клеточку с образцом

6

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Рисование флажка»

( штриховка)

Группа

Работа в тетрадях

в клеточку с образцом

7

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Учимся писать графический диктант

(первый уровень сложности)

«Маленькая собачка»

Группа

Работа в тетрадях

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

8

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Щенок»

Повтори рисунок (в клеточку)

Группа

Работа в тетрадях

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

9

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

 Графический диктант «Змея»

Повтори рисунок

(в клеточку)

Группа

Работа в тетрадях

Работа на листе бумаги в клеточку с образцом

10

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

Теоретическая

деятельность

1

Графический диктант «Ракета»

 Повтори рисунок

(в клеточку)

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

11

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Ключик»

 Повтори рисунок

(в клеточку)

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

12

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Машина»

Повтори рисунок (в клеточку)

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

13

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Летящая птица»

 Повтори рисунок (в клеточку)

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

14

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Зайчик»

Дорисовка рисунка «Бабочка»

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

15

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Слон»

Дорисовка рисунка «Игрушки»

рисунка «Человечек»

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(на обычном листе бумаги)

16

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

Теоретическая

деятельность

1

Графический диктант «Игрушечный заяц»

Дорисовка рисунка «Мороженое»

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку)

17

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Ёлочка»

Дорисовка рисунка «Зайчик»

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

18

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Робот»

Дорисовка рисунка «Пингвин»

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

19

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Грибок»

Дорисовка рисунка «Человечек»

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

20

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

Теоретическая

деятельность

1

Учимся писать графический диктант

(второй уровень сложности) «Ёжик»

Дорисовка рисунка «Солнышко»

Группа

Работа на альбомном

листе

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

21

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Парусник»

Дорисовка рисунка «Ёлочка»

Группа

Работа на альбомном

листе

Работа в тетрадях

22

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Сидящий зайчик»

Дорисовка рисунка «Домик»

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

23

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Медведь»

Дорисовка рисунка «Машина»

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

24

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Бабочка»

Дорисовка рисунка «Человек»

Группа

Работа на альбомном

листе

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

25

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Кораблик»

Группа

Работа на альбомном

листе

Работа в тетрадях

26

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Олень»

Дорисовка рисунка «Груша»

Группа

Работа на альбомном

листе

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

27

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Поросенок»

Группа

Работа на альбомном

листе

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

28

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Ключ»

Дорисовка рисунка «Бабочка»

Группа

Работа на альбомном

листе

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

29

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Кораблик»

Группа

Работа на альбомном

листе

Работа в тетрадях

30

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Кукла»

Дорисовка рисунка «Пчёлка»

Группа

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

31

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Срисовывание рисунка по образцу

Дорисовка рисунка «Божья коровка»

Группа

Работа на альбомном листе

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку)

32

17.00-17.30 – 1 подгруппа

17.40-18.10 – 2 подгруппа

18.20-18.50 – 3 подгруппа

19.00-19.30 – 4 подгруппа

Практическая деятельность

1

Диагностика

Группа

Работа на альбомном

листе

Работа в тетрадях

Дорисовка рисунка в зеркальном отображении

(в клеточку

Раздел 3. Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж:44 года.

Педагогический стаж:43 года.

Категория: высшая категория

Материально-технические условия

Помещение: группа

1. Технические средства:

- интерактивный стол.

2. Оборудование для занятий:

- тетради в крупную клетку;

- раздаточный материал;

- карандаши;

- ластик;

- фломастеры;

- ручки;

- готовые варианты диктантов;

- альбомные листы;

- бланки с образцами для срисовывания рисунков;

- карточки с незаконченным узором или с ломаной линией;

- карточки с незавершенными рисунками, выполненными с одной стороны (в клеточку и на обычном листе бумаги) для дорисовки.

Учебно-методические условия

Нет

Раздел 4. Оценка качества

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по экспресс - диагностике в детском саду под редакцией Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко.

Список литературы

1.Сунцова А. В., Курдюкова С. В. Изучаем пространство: лево - право, верх-низ,

близко - далеко. – М.: Эксмо, 2010

2.Тригер Р. Д.Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XX I век», 1998

3.Голубина Т.С. «Чему научит клеточка» Методическое пособие, Мозаика – Синтез, 2004.

4.Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» - М.:

Генезис, 2008. -80с.

5.В.Т.Голубь «Графические диктанты»

                                                                                                                                    Приложение

Рабочая программа

Содержание теоретических и практических занятий (6-7 лет)

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1.

Диагностика

1. Выявить у детей уровень развития мелкой моторики, используя дидактический материал.

2.Определить уровень подготовленности детей.

2.

Знакомство с тетрадью в клетку

Игра с клеткой

1. Познакомить детей с тетрадью, формировать знание, из каких частей состоит тетрадь (обложка, листы, страница), что можно в ней делать.

2. Учить правильно, держать карандаш, аккуратно обводить предметы.

3. Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы.

3.

Продолжи начатый узор

Повтори ломаную линию

Формировать способность продолжать начатый узор или ломаную линию до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

1.Формировать способность продолжать начатый узор или ломаную линию до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

2.Развивать абстрактное мышление и воображение.

3. Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы.

4.

Учимся писать графический диктант

(первый уровень сложности)

«Маленькая собачка»

Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

1. Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку;

3.Воспитывать усидчивость, терпение.

5.

Графический диктант «Тюльпан»

Повтори рисунок

(в клеточку)

Учить рисовать по клеточкам, повторяя  несложные рисунки, ориентироваться на листе бумаги.

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Учить рисовать по клеточкам, повторяя  несложные рисунки, ориентироваться на листе бумаги.

3.Развивать абстрактное мышление и воображение.

4.Воспитывать усидчивость, терпение.

6.

Графический диктант

 «Собака»

Повтори рисунок

(в клеточку)

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Учить рисовать по клеточкам, повторяя  несложные рисунки, ориентироваться на листе бумаги.

3.Развивать абстрактное мышление и воображение.

4.Воспитывать усидчивость, терпение.

7.

Графический диктант «Петушок»

Повтори рисунок

(в клеточку)

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Учить рисовать по клеточкам, повторяя  несложные рисунки, ориентироваться на листе бумаги.

3.Развивать абстрактное мышление и воображение.

4.Воспитывать усидчивость, терпение.

8.

Графический диктант «Щенок»

Повтори рисунок

(в клеточку)

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Учить рисовать по клеточкам, повторяя  несложные рисунки, ориентироваться на листе бумаги.

3.Развивать абстрактное мышление и воображение.

4.Воспитывать усидчивость, терпение.

9.

 Графический диктант «Змея»

Повтори рисунок

(в клеточку)

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить рисовать по клеточкам, повторяя  несложные рисунки, ориентироваться на листе бумаги.

3.Развивать абстрактное мышление и воображение.

4.Воспитывать усидчивость, терпение.

10.

Графический диктант «Зайчик»

Дорисовка рисунка «Бабочка»

Дать понятие о симметрии: познакомить с техникой дорисовки симметричного рисунка на обычном листе бумаги  в зеркальном отображении.

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги  в зеркальном отображении.

3.Формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида.

4.Развивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость.

5.Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы.

11.

Графический диктант «Слон»

Дорисовка рисунка «Игрушки»

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги  в зеркальном отображении.

3.Формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида.

4.Развивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость.

5.Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы.

12.

Графический диктант «Игрушечный заяц»

Дорисовка рисунка «Мороженое»

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги  в зеркальном отображении.

3.Формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида.

4.Развивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость.

5.Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы.

13.

Графический диктант «Ёлочка»

Дорисовка рисунка «Зайчик»

учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных

видов штриховки; развивать мелкую моторику рук  в процессе овладения техникой

штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы

(мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратност

учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных

видов штриховки; развивать мелкую моторику рук  в процессе овладения техникой

штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы

(мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратност

учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных

видов штриховки; развивать мелкую моторику рук  в процессе овладения техникой

штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы

(мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратност

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги  в зеркальном отображении.

3.Формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида.

4.Развивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость.

14

Графический диктант «Робот»

Дорисовка рисунка «Пингвин»

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги  в зеркальном отображении.

3. Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

4.Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы.

15

Графический диктант «Грибок

Дорисовка рисунка «Человечек»

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги  в зеркальном отображении.

3.Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

4.Воспитывать усидчивость и терпение.

16

Учимся писать графический диктант

(второй уровень сложности)

«Ёжик»

Дорисовка рисунка «Солнышко»

Познакомить с техникой дорисовки симметричного рисунка по клеточкам в зеркальном отображении

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам  в зеркальном отображении.

3. Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

4.Воспитывать усидчивость и терпение.

17

Графический диктант «Парусник»

Дорисовка рисунка «Ёлочка»

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении.

3.Развивать навыки сосредоточения на конкретном задании.

4.Воспитывать усидчивость и терпение.

18

Графический диктант: «Сидящий зайчик»

Дорисовка рисунка «Домик»

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении.

3.Развивать навыки сосредоточения на конкретном задании.

4.Воспитывать усидчивость и терпение.

19

Графический диктант «Медведь»

Дорисовка рисунка «Машина»

1.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении.

3.Развивать зрительное восприятие и внимание.

4.Воспитывать усидчивость и терпение.

20

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Бабочка»

Дорисовка рисунка «Человек»

Учить ориентироваться на образец и точно его копировать.

1.Учить ориентироваться на образец и точно его копировать.

2.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3.Учить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении.

4.Развивать:

- одновременно работу фонетического, визуального и графического восприятия;

 - ориентировку в пространстве и быструю реакцию на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево»)

21

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Кораблик»

1.Учить ориентироваться на образец и точно его копировать.

2.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3. Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

4.Воспитывать усидчивость и терпение.

22

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Олень»

Дорисовка рисунка «Груша»

1.Учить ориентироваться на образец и точно его копировать.

2.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3.Учить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении.

4.Развивать:

- одновременно работу фонетического, визуального и графического восприятия;

 - ориентировку в пространстве и быструю реакцию на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево»)

23

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Поросёнок»

1.Учить ориентироваться на образец и точно его копировать.

2.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3. Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

4.Воспитывать усидчивость и терпение. 

24

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Ключ»

Дорисовка рисунка «Бабочка»

1.Учить ориентироваться на образец и точно его копировать.

2.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3.Учить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении.

4.Развивать:

- одновременно работу фонетического, визуального и графического восприятия;

 - ориентировку в пространстве и быструю реакцию на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево»)

25

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Кораблик»

 

1.Учить ориентироваться на образец и точно его копировать.

2.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3. Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

4.Воспитывать усидчивость и терпение.

26

Срисовывание рисунка по образцу

Графический диктант «Кукла»

Дорисовка рисунка «Пчёлка»

1.Учить ориентироваться на образец и точно его копировать.

2.Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3.Учить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении.

4.Развивать:

- одновременно работу фонетического, визуального и графического восприятия;

 - ориентировку в пространстве и быструю реакцию на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево»)

27

Срисовывание рисунка по образцу

Дорисовка рисунка «Божья коровка»

1.Учить ориентироваться на образец и точно его копировать.

2.Учить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении.

3.Развивать зрительное восприятие и внимание.

4.Воспитывать усидчивость и терпение.

28

Диагностика

Выявить уровень

графо - моторного развития детей, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

Диагностика

Цель: выявление уровня графо - моторного развития детей

используются критерии оценки формирования мелкой моторики по экспресс - диагностике в детском саду под редакцией Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Ориентировка на листе бумаги в клетку

Цель: оценка сформированности  умения ориентироваться на листе бумаги.

Критерии: 

Высокий уровень: четко выполняет все задания без помощи взрослого (2 балла);

Средний уровень: частично справляется с заданиями; допускает незначительные ошибки, иногда прибегает к помощи взрослого (1 балл);

Низкий уровень: испытывает трудности при выполнении заданий; постоянно прибегает к помощи взрослого (0 баллов)

Графические диктанты

Цель: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Критерии: 

высокий уровень: ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры

(в одном из них допускаются отдельные ошибки) (2 балла);

средний  уровень: оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому (1 балл);

низкий уровень: ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому (0 баллов)

       

Срисовывание  рисунка по образцу (домик)

Критерии:

Цель: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Критерии: 

высокий  уровень: образец скопирован, верно, без ошибок (2 балла);

средний  уровень: ребенок допускает 3 ошибки (1 балл);

низкий уровень: ребенок допускает более 3 ошибок (0 баллов)

Общий уровень усвоения программы:

2, 5 – 3 балла – высокий уровень

1,5 – 2,4 – средний уровень

1,4 и ниже – низкий уровень

Результат.

Фамилия, имя ребенка

Ориентировка на листе бумаги в клетку

Графические диктанты

Срисовывание

рисунка по образцу

Итог

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)

Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем спос...

Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"

Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"...

«Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи» на 2019-2020 учебный год»

Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи»на 2019-2020 учебный год...

«Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи» на 2020-2021 учебный год»

Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи»на 2020-2021 учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие исследователи»

 На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь" естественно-научной направленности...

дополнительная образовательная программа " Малыш исследователь" 2022-2023гг

Рабочая парограмм разработана в соответствии с ФГОС для детей 5-7 лет.  На сегодняшний день особую популярность  приобретает детское экспериментирование.Экспериментирование дает р...