Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"
рабочая программа (подготовительная группа)

Прокофьева Ирина Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь" естественно-научной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

«Юный исследователь»

естественно-научной направленности

                                                       возраст детей: 6-7 лет

                                                         срок реализации: 1 год

                                                   автор-составитель:

                                                                            Прокофьева Ирина Анатольевна

воспитатель I квалификационной

категории

 

г. Рыбинск, 2021

Информационная карта:

Возраст детей 6-7 лет

Сроки: Сентябрь-май один раз в неделю

Тип: образовательный

Направленность: естественно-научная

Форма: групповая, подгрупповая

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие

Пояснительная записка

     Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного   стандарта дошкольного   образования   является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому необходимо уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве. Важно развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

    С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

      Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

     На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

     

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

   

Актуальность программы

Исследовательская деятельность в детском саду — результат совместной работы воспитателей, родителей и детей, который позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в подготовительной группе разработана программа кружковой работы «Я - исследователь».

Цель программы: формирование познавательных интересов детей через исследовательскую деятельность.

Задачи:

• создать условия для исследовательской деятельности;

• познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

• упражнять детей проводить элементарные опыты;

• формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, делать выводы;

• развить интерес к изучению нового.

Ожидаемые результаты: дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.

Методы, используемые для реализации работы кружка: Наглядные методы: - наблюдения; - опыты и эксперименты; - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр; Словесные методы: - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровые методы: - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. Практические методы - организация продуктивной деятельности детей; - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; - постановка сказок, отрывков литературных произведений; - изготовление с детьми наглядных пособий.

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной к школе группе

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

«Дерево»

1

«Тонет - не тонет»

Знакомство со свойствами коры дерева

2

«Посадим деревце»

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

3

«Есть ли у растения органы дыхания?»

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

4

«Почему осенью опадают листья?»

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги.

Октябрь

«Горы, камни и песок»

1

«Почему песочные часы называются песочными?»

Воспитывать аккуратность при работе. Выявить свойства песка и глины. Развивать мышление.

2

«Песок – природный фильтр»

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

3

«Камни. Какими бывают камни»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям

4

«Что такое горы»



«Вулкан»

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

Ноябрь

«Воздух»

1

«Прогулки невидимки»

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

2

«Воздух невидим»

Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух

3

«Воздух есть везде»

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

4

«Воздух помогает рыбам плавать»

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Декабрь

«Магнит»

1

«Магниты»

Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием

2

«Притягивание через предметы»

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

3

«Как человек использует магниты»

«Когда магнит вреден»

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

4

«Рисует магнит или нет»

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. 

Январь

«Вода и лед»

1

«Путешествие с капелькой»

Воспитывать бережное отношение к воде. Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность. Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь – доказательство.

2

«Замерзание жидкостей»

Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

3

«Почему снег греет?»

«Лед и соль»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей

4

«Откуда берётся иней?»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

«Вещество. Песок и глина»

1

«Песок и глина»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

2

Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»

Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

3

«Животные и песок»

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

4

«Выращивание растения из морковных верхушек»

Вырастить из морковных верхушек растения.

Март

«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

1

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

2

«Этот загадочный космос»

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

3

«Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом»

Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом.

4

«Звезды светят постоянно»

Показать, что звезды светят постоянно.

Апрель

«В мире электричества»

1

3.«Где живет ток?».

Познакомить со способностью тел, проводить статическое электричество

2

«Электроприборы»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах, вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. Развивать любознательность.

3

«Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров»

Выяснить, почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

4

«Установление способности растения к поиску света»

Установить, как растение ищет свет.

Май

«Разное»

1

«Заплесневелый хлеб»

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия

2

«Живые дрожжи»

Показать, как «растут» дрожжи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

2.     А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

3.     Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»

4.     Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

5.     В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»

6.     Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.

7.     Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.

8.     Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

9.     Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие исследователи»

 На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей подготовительной группы

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой...

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...