ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Представлен опыт работы по формированию естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности. Основной целью опыта является развитие у детей познавательных интересов, наблюдательности, способности устанавливать связи между объектами и явлениями природы, осознавая важность научных знаний для понимания окружающего мира. Описывается система педагогических приемов, обеспечивающих активное включение детей в исследовательскую деятельность, формируются представления о взаимосвязях и закономерностях окружающего мира, развиваются навыки самостоятельной постановки проблем и их разрешения. Опыт демонстрирует высокие результаты в развитии любознательности, творческих способностей и социальной активности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Плавский район
«Центр развития ребёнка – детский сад «Берёзка»
ОПЫТ РАБОТЫ
воспитателя
Рибчинской Марины Валентиновны
Тема: «Формирование естественно-научных представлений у детей старшего
дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
Актуальность. Дошкольник — прирожденный исследователь окружающей среды. Его знакомство с миром основано на личном опыте чувств, поступков и эмоций. Как подчеркивал известный психолог Лев Семёнович Выготский, «чем богаче детский опыт наблюдений, впечатлений и эмоциональных реакций, тем шире кругозор ребёнка, глубже его знания и разнообразнее элементы реальности, которыми он владеет, следовательно, тем активнее и эффективнее становятся его творческие и познавательные способности». Исследовательская деятельность играет ключевую роль в воспитании и развитии личности детей. Современная быстро меняющаяся реальность требует переосмысления роли исследовательской активности в жизни каждого человека и методологии исследований в образовательной практике. В XXI столетии становится ясно, что умение вести самостоятельный поиск и анализировать информацию важно не только будущим ученым, но и любому современному человеку независимо от профессии. Эти универсальные компетенции востребованы практически во всех областях жизнедеятельности. Их формирование полезно начинать уже в детстве. Ведь ребенок с рождения проявляет интерес к познанию, обладая врожденной склонностью к поиску нового, благодаря чему весь процесс психического становления протекает именно как путь самостоятельного познания себя и мира вокруг. Для дошкольников исследование — основной способ освоения окружающего пространства.
Этапы накопления и систематизации опыта
Диагностический этап:
Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделив актуальность изучения данной проблемы
Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд вариативных программ и методик:
- Программу по экологическому образованию дошкольников «Юный эколог» С.Н. Николаевой;
- Занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О.В. Дыбиной;
Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой.
Прогностический этап: определение целей и задач работы над темой.
На данном этапе была выполнена следующая работа:
Разработана методическая система: сформирована и упорядочена совокупность педагогических методов и приемов, нацеленных на эффективное разрешение выявленных проблем.
Определены целевые ориентиры: обозначены планируемые результаты и критерии оценки эффективности предстоящей деятельности, позволяющие отслеживать достижение поставленных целей.
Практический этап: выступления на педагогических советах и методических объединениях МБДОУ, районных и региональных методических объединениях, родительских собраниях, заседаниях творческих групп, педагогических мастерских.; посещение семинаров, проведение семинаров-практикумов и открытых занятий для педагогов ДОУ.
Обобщающий этап: обобщение и самоанализ проведённой работы, оформление и подробное описание её этапов и достигнутых результатов.
Внедренческий этап: опыт успешно применяется педагогами МБДОУ в ежедневной работе с воспитанниками.
Провела диагностику по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью:
1.Отношение детей к экспериментальной деятельности (Методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Предлагала детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?»).
Результаты диагностики показали, что при выборе деятельности 10% детей выбрали чтение книг; 15 % - изо деятельность; 55% - игровая деятельность; и только 20 % детей выбрали экспериментирование.
2.Уровни сформированности экспериментальной деятельности по методике А.И. Ивановой (отношение к экспериментальной деятельности, целеполагание, планирование, реализация). Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?
Результаты диагностики показали: 30% – потребность выражена сильно;
55% – потребность выражена умеренно; 15% – потребность выражена слабо.
3. «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это? Что можно с ним сделать чтобы определить его свойства, качества, признаки?», т. е. диагностировалась ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы.
Результаты диагностики показали:
25% - дети, которые активно задают разнообразные вопросы, ориентируясь на получение максимального количества информации о спрятанном предмете, способны выстраивать последовательные гипотезы.
60% - дети, активность которых проявляется эпизодично, некоторые предпочитают ограничиваться стандартными вопросами, гипотезы формируются медленно.
15% - дети, которые проявили скованность и пассивность при постановке вопросов,
ограниченность диапазона используемых вопросов, отсутствие попыток перейти от поверхностных признаков к глубинным характеристикам предметов, недостаточную вовлечённость в игровой процесс, частые паузы и отказ продолжать попытки.
Данные диагностики показали, что у детей нет устойчивого интереса к исследовательской деятельности. Несмотря на наличие уголка экспериментирования в группе, предпочтение отдается другим видам деятельности (игровой, изобразительной, чтению книг); Большинство детей демонстрируют умеренную потребность в занятиях экспериментальным развитием, что отражает необходимость дополнительной стимуляции и поддержки; только четверть детей демонстрирует высокую степень инициативности и стремления решать поставленную задачу, создавая и проверяя гипотезы. Большая часть детей испытывает сложности с заданием, редко переходят от стандартных вопросов к глубокому анализу.
Анкетирование родителей старших дошкольников было направлено на выяснение двух основных аспектов:
-отношение самих родителей к совместному экспериментированию с детьми.
-осведомленность родителей о заинтересованности детей в экспериментах и исследованиях.
По итогам обработки анкет родители были разделены на три основные группы:
35% - родители с активным участием и пониманием ценности экспериментов; 55% - родители, проявляющие умеренный интерес и частично осознающие важность таких видов деятельности; 10% - родители с низким интересом и слабой мотивацией вовлекаться в эксперименты с детьми.
В результате была выявлена необходимость целенаправленной работы по развитию исследовательской деятельности, созданию условий, стимулирующих этот вид деятельности: расширение тематики экспериментов, привлечение внимания к опыту с природными объектами, усиление роли семьи в формировании позитивного отношения к научному поиску.
Чтобы решить существующую проблему и достичь желаемых результатов, мною была определена главная цель - формирование естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию элементарных опытов.
Для достижения цели определила следующие задачи:
- расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- вызывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы;
- развитие способностей воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;
- развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии, воображения;
- обучать решению прогнозных исследовательских задач, развивать навыки диалектического мышления.
Теоретическое обоснование опыта.
Самое лучшее открытие – то,
которое ребёнок делает сам.
Ральф У. Эмерсон, философ.
Я.А. Коменский, 1658 г. писал: «Основной предпосылкой для того (для успешного обучения) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального»
Дж. Локк, 1693 г. указывал: «Они (дети) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение»
М.М. Манасеина, 1880 г.: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты»
В. Роттенберг, 1984 г.: писал «... прежде всего школьное обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации. Пока таких методов немного, но они есть. В основе таких методов лежит не изучение абстрактных физических формул с последующей экспериментальной демонстрацией ... а, напротив, постановка красивого и увлекательного эксперимента, на основе которого дети сами выводят физический закон».
А.В. Запорожец отмечал: «В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека».
Новизна педагогического опыта заключается в ряде уникальных подходов и нововведений, внедренных в образовательный процесс:
Применение метода экспериментирования. Экспериментирование рассматривается здесь не просто как форма развлечения, а как творческий метод познания природы и законов окружающего мира. Данный подход стимулирует активную позицию ребенка в изучении мира, развивает его пытливость и любознательность. Опыт, полученный ребенком в ходе собственных открытий, приобретает особую значимость, потому что знание, добытое самостоятельно, воспринимается значительно лучше и сохраняется дольше.
Последовательное развитие интеллектуальных способностей. Важно отметить, что предложенный опыт направлен на постепенное освоение детьми необходимых навыков и способов экспериментальной деятельности. Дошкольники последовательно проходят этапы накопления базовых знаний, закрепляют навыки наблюдения, выдвижения гипотез и проверки их обоснованности. Такая пошаговая методика обеспечивает устойчивый рост интеллектуальных компетенций и повышает эффективность дальнейшего обучения.
Вооружение детей методами самостоятельного приобретения знаний. Детей целенаправленно обучают специальным приемам и техникам проведения элементарных экспериментов. Этот процесс помогает сформировать основы исследовательского мышления, привычку искать ответы самостоятельно, а также развивает независимость мышления и уверенность в себе.
Организация специализированной развивающей среды. Большое внимание уделяется созданию комфортной и привлекательной обстановки, располагающей детей к проведению экспериментов. Специально подобранные игрушки, инструменты и материалы способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу открытия нового, помогают поддерживать любопытство и увлеченность исследованиями.
Совокупность перечисленных факторов делает представленный опыт уникальным и эффективным, открывающим новые перспективы для качественного повышения уровня подготовки старших дошкольников к школьному обучению и будущему профессиональному росту.
Технология опыта.
Для решения указанных задач мною был разработан план исследовательской деятельности. В данном плане представлены познавательные разделы с соответствующими темами, направленными на изучение объектов живой и неживой природы посредством специально подобранных форм и методов работы с детьми и их родителями.
Согласно данного плана была проведена следующая работа:
Разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности;
Составлена картотека опытов и экспериментов для детей старшей и подготовительной к школе групп;
Организована работа с родителями по развитию опыта экспериментирования у дошкольников;
Исследовательская деятельность, направленная на формирование естественно-научных представлений об окружающем мире у старших дошкольников, основана на следующих принципах:
-Принцип развития ориентирует всю работу на личностное развитие ребёнка.
-Принцип дифференциации и индивидуализации подразумевает создание условий для раскрытия потенциала каждого ребёнка и проведение педагогической работы с учётом его индивидуальных особенностей.
-Принцип природосообразности подчёркивает необходимость соответствия образовательного процесса внутренним особенностям ребёнка и окружающим его условиям.
-Принцип диалогического общения является обязательным условием эффективного взаимодействия участников педагогического процесса, обеспечивая открытость, искренность и взаимопонимание между воспитателем и ребёнком.
-Принцип доступности учитывает возрастные особенности, уровень подготовки и индивидуальные характеристики детей при организации опытно-экспериментальных занятий.
-Принцип системности обеспечивает достижение целей через комплекс мероприятий, направленных на здоровье, образование и воспитание, что гарантирует получение запланированного результата.
-Принцип последовательности реализуется путём постепенного повышения уровня сложности заданий в ходе исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность с детьми в рамках образовательной деятельности осуществляется с применением следующих форм и методов:
-наблюдения;
-игры-путешествия;
-опыты и эксперименты
-трудовая деятельность в природе;
- экскурсии;
-экологические сказки;
-экологические праздники, досуги, викторины;
-природоохранные акции;
-моделирование (создание моделей);
-проекты;
-дидактические игры.
Наблюдение как метод экспериментально-исследовательской деятельности неразрывно связан с проведением непосредственно эксперимента. В процессе проведения опыта мои воспитанники наблюдают за изменением состояния веществ, их взаимодействием друг с другом. В результате проведения серии наблюдений дети фиксируют результаты эксперимента и делают выводы о полученных результатах. Это помогает детям научиться внимательно рассматривать окружающий мир, подмечать его уникальные черты и развивать наблюдательность. Таким образом, решается одна из ключевых задач умственного воспитания. Наблюдая за сменой времен года, природными явлениями, изменением длины светового дня, жизнью растений и насекомых, а также за тем, как распространяются семена и плоды, дети приобретают навыки отвечать на вопросы и сравнивать различные объекты. Это, в свою очередь, позволяет им глубже понять свойства и качества предметов, их строение, а также причины изменений, происходящих с растениями и животными.
В экспериментально - исследовательской деятельности игры-путешествия эффективны при ознакомлении детей старшего возраста с физическими процессами в мире неживой природы, со свойствами веществ. Они позволяют детям «погрузиться» в интересный для них мир, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В форме путешествий дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в ситуацию, специально мною организованную: например, превращаются в «путешественников», «капельку воды», «огонёк», «песчинку» и т.д. Организация и проведение путешествий напоминает подготовку театрального спектакля, но с существенным отличием: зрители отсутствуют, а число участников неограниченно.
Основу исследовательской деятельности составляют опыты и эксперименты. Планируя свою работу по опытно-экспериментальной деятельности, я разделила весь материал на несколько тематических блоков:
-«Юные экологи» - цель: формирование основ экологической культуры.
-«Юные физики» - цель: формирование знаний о свойствах и качествах материалов.
-«Юные химики» - цель: формирование знаний о свойствах и качествах веществ.
-«Юные географы» - цель: изучение природы родного края, воспитание экологической культуры. В процессе экспериментирования дети познают окружающий мир, знакомятся с объектами живой и неживой природы, познают физические законы существования материи. Для выполнения этих целей мною была разработана картотека опытов и экспериментов и конспекты образовательной деятельности по экспериментированию детей для старшей и подготовительной к школе группы. Детям доставляет огромное удовольствие проведение экспериментов с элементами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и прочими материалами. К примеру, я предлагаю детям вылепить фигуру из влажного и сухого песка, стимулируя их размышления о различиях в свойствах песка и причинах, объясняющих эти различия. Через увеличительное стекло рассматриваем структуру песка, наблюдая мелкие частицы-кристаллы, что помогает объяснить такое свойство сухого песка, как сыпучесть. Изучая тему «Чудеса воды», организовывали опыты типа «Исчезновение снежинки на ладони», «Замерзание воды» и другие. Во всех экспериментах активное участие принимает каждый ребенок. Подобные занятия похожи на волшебные трюки, удивляют своей оригинальностью и особенно привлекательны тем, что дети выполняют их самостоятельно. В ходе занятий дошкольники осваивают умение формулировать вопросы («Как это сделать?»), выражать пожелания («Давайте попробуем») и предлагать гипотезы («А что произойдет, если...»). Известно, что малыши лучше всего воспринимают новую информацию через игровую деятельность. Именно поэтому изучение окружающей среды осуществляется посредством игровых форм экспериментов: игры-исследования с песком («Волшебное ситечко», «Разноцветный песок», «Песчаная радуга», «Рисунки на песке»), игры-эксперименты с водой («Почему возникают волны?», «Волшебные струи», «Что плавает, что тонет», «Водяная мельница», «Как выйти сухим из воды»), игры-исследования с магнитами («Художественное рисование с помощью магнита», «Волшебные фигурки», «Летающий самолетик»). Все игровые эксперименты мы проводим в специально оборудованной лаборатории, оснащенной всеми необходимыми инструментами и материалами для осуществления запланированных исследований. Наши опыты всегда строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, всегда напоминаю детям о том, что он должен проводиться без нанесения вреда растениям и животным. Перед экспериментированием повторяем с ребятами правила безопасного поведения в лаборатории.
Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной). Способы фиксации зависят от возраста воспитанников. Так фиксацию результатов при помощи готовых форм (карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения) применяю в экспериментировании с детьми 3–4 лет, с воспитанниками средней группы использую простые графические схемы или мнемокарты; ментальный способ, при котором для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей, я применяю в работе со старшими дошкольниками; а с ребятами подготовительной группы мы пользуемся практическим способом, который заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием условными символами.
Нередко возникает необходимость на основе ощущений создать в своем сознании абстрактное, обобщенное понимание объекта или природного явления, сформировать мысленную картину исследуемого процесса. Для успешного решения таких задач я использую моделирование как эффективный способ знакомства детей с природными объектами и процессами. Метод основан на замене настоящих объектов условными предметами, символическими рисунками или специальными обозначениями. Я применяю разные типы моделей: материальные модели воссоздают строение и характерные черты объектов реального мира, включая их внутренние и внешние взаимосвязи. Это могут быть конкретные объекты или макеты конструкций, вроде аквариума, представляющего уменьшенную копию водоема. Предметно-схематичные модели показывают главные свойства, взаимоотношения и характеристики объектов. Так, цветовую гамму листьев растений можно передать полосками бумаги различной окраски, форму листьев — изображением геометрических фигур, характер поверхности растения (листьев, стебля) — полосками бумаги с разными поверхностями (гладкими, рельефными). Графические модели, представляют природные объекты и процессы в обобщенном и упрощённом виде. Пример графической модели — календарь погоды, мнемотаблица для составления рассказов о растениях, животных, временах года, запоминания стихов и придумывания загадок.
Трудовые поручения и действия — один из методов организации исследовательской деятельности дошкольников, который предполагает практическое взаимодействие с изучаемыми объектами. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, а практические действия выполняют познавательную функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание объекта. Практические действия помогают детям находить ответы на вопросы «как?» и «почему?» и решать проблему. В процессе исследовательской деятельности ребёнок выполняет трудовые действия, ищет новую информацию и видит, как работают другие дети и взрослые. Например, создавая «Огород на окне» мы обсуждаем, какие овощи и цветы будем сажать, и высаживаем их. Здесь же организуется наблюдение за растениями и их исследование: одни и те же растения помещают в разные условия, дети наблюдают изменения, определяют наиболее оптимальные условия для роста растений, результаты фиксируют в специально созданные дневники.
В развитии исследовательской деятельности дошкольников использую разнообразные игры. Во время дидактических игр дошкольники углубляют, укрепляют и дополняют свои знания о природных объектах, представителях флоры и фауны. Такие занятия позволяют детям самостоятельно изучать природу, сопоставлять её элементы, выявляя изменения внешних характеристик. Большинство игр способствуют развитию умения обобщать и систематизировать информацию, одновременно пробуждая интерес и положительные эмоции к окружающему миру. Мною составлена картотека дидактических игр по экологии: («Природа и человек» - закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа; «Что из чего сделано?» - учить детей определять материал, из которого сделан предмет; «Четвертый лишний» - закреплять знания детей о насекомых; «Что было бы, если из леса исчезли…» - закреплять знания о взаимосвязи в природе; «Ходят капельки по кругу» - закреплять знания о круговороте воды в природе и т.д.)
Настольно-печатные игры помогают детальному изучению, упорядочиванию и группировке детьми сведений о растительном мире, животном царстве и явлениях окружающей среды. К ним относятся лото, домино, разрезные картинки, игры-ходилки («Когда это бывает?», «Что где растёт?», «Лес, поле, сад, огород», «Ботаническое лото», «Предметы и материалы» и т.д.)
Словесные игры, содержание которых включает разнообразную информацию, которой владеют дети, и сами слова. Использую их для укрепления детских представлений о характеристиках и особенностях различных предметов. Например "Угадай животное": ведущий описывает животное, не называя его - дети должны угадать, о ком идет речь; "Экологические ассоциации": один ребенок называет слово, связанное с природой, а следующий должен назвать слово, ассоциирующееся с предыдущим (лес – деревья – птицы – гнезда). "Экологические загадки": ведущий загадывает загадки на тему природы и экологии ("Зимой спит, летом шумит" - река).
Подвижные игры, направленные на изучение природы, включают воспроизведение поведения животных и особенностей их существования. Дети повторяют движения и звукоподражают животным, таким образом закрепляя полученные знания. Положительные эмоции, возникающие в процессе игры, усиливают интерес ребёнка к познанию окружающего мира («Волк во рву», «Перелёт птиц», «Караси и щуки» и т.д.)
Мои воспитанники с большим интересом участвуют в играх-соревнованиях, таких как «Следопыты», «Экологическая викторина», «Войди в природу другом», «Джунгли зовут!»
Свой опыт в исследовательской деятельности мои воспитанники переносят в самостоятельную игровую деятельность, организовывая сюжетно-ролевые игры: «Поход в лес», «Больница для животных», «Семья на пикнике».
Словесные методы. Проводя беседы, преследую различные образовательные цели: возбуждение любопытства перед предстоящими мероприятиями (например, перед экскурсиями или наблюдениями); уточнение, расширение, обобщение и структурирование знаний детей о природе, развитие осознанного и бережливого отношения к окружающей среде. Примерами тематических бесед могут быть: «Охраняй и береги природу!» — направленная на привитие любви и заботы о природе; «Мы с корзинками идём» — систематизирует знания о сельскохозяйственном труде; «Источник жизни» — формирует ответственное отношение к ресурсам пресной воды.
Эвристические беседы, в ходе которых я не сообщаю детям готовые знания, а специально подобранными вопросами побуждаю их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений и личного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам. Например, обращаю внимание детей на одуванчики, растущие на участке, и предлагаю побеседовать по вопросам: «Как выглядят одуванчики?», «Почему на открытом месте у этих цветов образуются семена, а в тени, за верандой, — ещё только бутоны?».
Постановка и решение вопросов проблемного характера. Предлагаю детям найти пути решения проблемной ситуации, решить её самостоятельно или с небольшой помощью с моей стороны. Например, ситуация «Фрукты» - «Представьте: жаркий день, дети играют на природе, и вдруг им захотелось пить. Но запасы исчерпались, остались только фрукты. Вопрос: можно ли утолить жажду, съев фрукты?»; ситуация «Бабочки» - «Все мы видели бабочек. Но давайте задумаемся: они приносят пользу или вред? Ведь бабочки откладывают яйца, из которых вылупляются гусеницы, а гусеницы известны своей любовью к растениям». Ситуация «Свойства бумаги» - «Незнайка планирует отправиться в плавание по реке. Он задумался: выдержит ли его бумажный кораблик такое путешествие?». Стараюсь, чтобы проблемная ситуация, с одной стороны, вызывала затруднения у ребёнка и была ориентирована на проявление им максимальной самостоятельности и творчества, а с другой стороны, была посильной для самостоятельного нахождения ответа.
На занятиях, экскурсиях, прогулках и в повседневной беседе с детьми я активно использую рассказы о природе. Главная задача такого подхода — формирование у ребят ясного и конкретного образа текущего наблюдения либо ранее увиденного предмета или природного явления. Тематика историй определяется образовательной программой дошкольного учреждения и сопровождается показом наглядных материалов, таких как иллюстрации или слайды. Примеры тем: «Приключения капельки», «Все живое зависит от воды», «История семечка», «Источник жизни».
Чтение художественной литературы о природе оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Погружаясь в сюжет произведения, дети сопереживают героям, мысленно участвуют в событиях и проживают ситуацию вместе с ними. Такой опыт способствует формированию нравственных качеств, таких как заботливое и уважительное отношение к природе (В. Бианки «Анюткина утка», К. Ушинский «Весна», М. Пришвин «Лесной доктор», В. Чаплина «Крылатый будильник», А. Усачёв «Мусорная фантазия). После чтения обязательно обсуждаем прочитанное.
В своей работе использую экологические сказки. Это, например, сказки о маленьком лесном жителе Хвойке и его друзьях. Дети переживают за героев сказок, следят за их действиями, встречами с их друзьями и врагами, охотно подключаются к рассуждениям о Хвойке, который попадает в различные ситуации, и предлагают варианты выходов из них. Детям очень нравятся имена героев этих сказок, они их придумывают сами, с удовольствием их рисуют, лепят. Сказки помогают моим воспитанникам узнать много нового об обитателях леса, расширить экологические представления о лесном сообществе. Вместе мы придумали множество других экологических сказок с целью ознакомления детей с миром неживой природы. Составляя такие сказки, я старалась соблюдать следующие принципы:
- Основное содержание сказки составляют экологические знания, а не развлечение; в сюжет включены настоящие природные объекты и предметы, которым приписываются человеческие качества (речь, мысли, поступки); цель произведения — пробудить у малышей чувство любви, интереса и позитивного отношения к персонажам сказки, поскольку если ребенок почувствует симпатию к герою, то быстрее освоит всё, что с ним связано.
- Характерная черта таких сказок состоит в том, что события и испытания персонажей основаны на изучении реального окружения: вещей, природных явлений и законов. После прочтения дети стремятся увидеть описанные сюжеты в реальности — на прогулке, экскурсиях, поделиться впечатлениями с близкими людьми, самостоятельно творчески подойти к заботе о природе. Дети часто проявляют инициативу создавать собственные сказки, в которых выражают личные интересы и стремление узнавать новое.
Использование проектного метода позволяет детям получать собственный жизненный опыт, вовлекает их в образовательный процесс и способствует самостоятельному освоению знаний об окружающем мире. Мы реализовали такие проекты, как «Жалобная книга природы», «Зелёный подоконник», «Экологическая сказка», «Чистый мир». Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Создаю условия для проблемного обучения, чтобы дети систематически включались в поиск решения новых для них вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, таким образом происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка. Активное включение детей в исследовательский и творческий виды деятельности побуждают к сотрудничеству, поддерживают их стремление контактировать с педагогом. Дети активно участвуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы, при этом внутри проекта, на каких-то этапах могут осуществлять исследовательскую, продуктивную, игровую деятельности, но все они являются связанными между собой компонентами единого плана, исполнение которого ведет к созданию общего продукта. Появление материального социально-значимого продукта является обязательным условием проектной деятельности с детьми. Так мы вместе с ребятами оформили графический план «Экологической тропы» нашего ДОУ, создали постоянно пополняемую «Жалобную книгу природы», лэпбук «Чистый мир», дидактическое пособие на основе кругов Эйлера «Деревья, листья, плоды», «Кто чем питается?», «Животное, жилище, следы, питание», «Этажи леса».
Организовываю экологические праздники и развлечения, сценарии которых содержат знакомые детям сюжеты и образы, помогая укрепить связь с окружающим миром природы, способствуют закреплению и систематизации полученных в ходе экспериментально-исследовательской деятельности знаний, создают у дошкольников положительный эмоциональный настрой. Это, например, такие праздники, как «Здравствуй, зимушка-зима», «В гостях у королевы Воды», «На лесной полянке», «Зелёный патруль», «Путешествие в королевство природы», «Синичкин календарь», «Знатоки природы».
Природоохранные акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в нашем ДОУ его сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Например, нами проводились следующие акции: природоохранная акция «Берегите воду!»; «Посади дерево»; «Сделаем лес чистым», «Скворечник», «Кормушка», «Четыре лапы», «Миска добра», к участию в которых я привлекаю моих воспитанников и их родителей. В ходе проведения данных акций дети совместно с родителями участвовали в экспериментальной деятельности, связанной с тематикой акции, а именно: изучение свойств воды, фиксацией роста дерева. В результате проведения этих акций у детей формируется созидательное, бережное отношение к природе. развивается экологически грамотное поведение и формирование активной жизненной позиции.
В опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста ИКТ. В век информатизации дети с увлечением знакомятся с миром природы и её объектами с помощью современных технологий, что, безусловно, способствует более глубокому пониманию материала. Мною была разработана серия презентаций по ознакомлению моих воспитанников с миром живой и неживой природы, её объектами и явлениями. Мультимедийные презентации: «Ходит капелька по кругу», «Экономия воды», «Нефть в океане», «Почва», «Вулканы», «Откуда берутся горы», «Удивительный мир насекомых», «Увеличительные приборы», «Деревья, листья, плоды», «Кто как к зиме готовится?» «Животный мир морей и океанов», «Лекарственные растения».
SMART-игры: «Времена года», «Сутки», «Этажи леса», «Мимикрия», «Вторая жизнь предметов», «Сортировка мусора», «Зимующие и перелётные птицы», «Дикие и домашние животные», «Кто где живёт?»
Работа по повышению познавательного интереса детей с помощью исследовательской деятельности я строю на обязательном сотрудничестве с родителями воспитанников.
Работа с родителями ведётся в следующих формах: индивидуальные рекомендации и консультации по проведению опытно-поисковой работы в домашних условиях;
оформление стендов «Юный учёный»; семейный клуб «Мы - юные исследователи» с ведением дискуссий, круглых столов и т.п.; интерактивная игра; проведение тематических родительских собраний; совместные экологические акции; совместные собрания и конференции; совместные досуги, КВН и экологические праздники; совместная работа по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и на его участках; открытая непосредственно-образовательная деятельность по экспериментированию с привлечением родителей.
Результативность опыта.
Проведённая мной работа по формированию естественно-научных представлений в исследовательской деятельности продемонстрировала высокую эффективность и выразилось в ряде значимых результатов:
Значительное повышение уровня познавательного интереса: Наблюдалось увеличение числа детских вопросов, инициативных предложений и стремления самостоятельно исследовать природу и окружающие явления. Дети стали проявлять большую активность в занятиях, чаще инициировали новые исследования и наблюдения (85% воспитанников).
Формирование и закрепление базовых исследовательских навыков: Дети приобрели умения планировать простейшие эксперименты, проводить систематические наблюдения, сравнивать, обобщать и интерпретировать результаты наблюдений. Регулярные занятия позволили сформировать устойчивые привычки самостоятельного изучения природного окружения (90% воспитанников).
Обогащение естественнонаучных знаний: Детям стала доступна разнообразная информация о живых организмах, особенностях неживой природы, физических и химических явлениях. Повысилась осведомлённость в вопросах экологии, биологии, физики и химии.
Развитие критического мышления и способности рассуждать: Возросла способность выделять существенные признаки изучаемых объектов и процессов, выстраивать логичные цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально.
Укрепление связей теории и практики: Теоретические знания начали активно использоваться детьми в повседневной жизни. Например, понимание принципов сохранения тепла позволило детям предложить способы утепления помещений зимой, а знание свойств воды стимулировало творческие проекты по созданию моделей водоёмов.
Становление основ экологической культуры: Развитие чувства ответственности перед природой привело к сознательному отношению к животным и растениям, желанию бережно относиться к окружающей среде.
Активация социальных компетенций: Занятия способствовали улучшению навыков сотрудничества, коммуникации и коллективного принятия решений. Ребята научились согласовывать свои идеи с товарищами, совместно решать поставленные задачи и демонстрировать уважение друг к другу.
Создание положительного эмоционального фона: Участие в исследовательской деятельности доставляло детям радость, удовлетворение от собственных достижений и удовольствие от совместных открытий.
Готовность к школьному обучению: Исследовательская деятельность позволила развить важные учебные компетенции, необходимые для успешного освоения школьной программы: умение внимательно слушать инструкции, концентрироваться на задаче, соблюдать правила эксперимента и записывать результаты.
Таким образом, использование разработанного подхода существенно обогатило детский интеллектуальный багаж, улучшило психологическое состояние воспитанников и обеспечило подготовку детей к успешной адаптации в условиях школьного образования.
Практическая значимость опыта
В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Познавательный интерес дошкольников неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природы. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В процессе работы я выяснила, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Технологичность
Для того чтобы работа в данном направлении была качественной, эффективной, приносила максимальный результат, и могла бы использоваться коллегами, для работы с детьми, я разработала следующую систему.
- Разделила опытно-экспериментальную деятельность по направлениям объектов изучения.
- Определила критерии необходимые при выборе темы опытно-экспериментальной деятельности. Тема должна быть: интересная, по возрасту, доступная, реально полезная.
- По каждому направлению составила тематическое планирование.
- Объединила тематическое планирование в перспективный план на год.
- Создала предметно-развивающую среду, отвечающую всем основным требованиям к её созданию. В нашей группе появилась детская научная лаборатория – безопасная, гуманистически направленная, педагогически целесообразная и что очень важно – доступная для каждого ребёнка.
- Работа с родителями: Информирование о проведённых НОД (через интернет публикации, на личном сайте, через стенгазету «Мы - юные исследователи»); брошюры и папки-передвижки по опытно-экспериментальной деятельности; мастер-классы; выступление на родительских собраниях; индивидуальные консультации; вовлечение родителей в оформление и сбор коллекций;
Востребованность
Распространение опыта на уровне образовательной организации
- Выступление на педагогическом совете ДОУ “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду”
- Консультация для молодых специалистов “Научите ребёнка любить живую природу”
- Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Содержание опытно-экспериментальной деятельности»
- Выступление на региональном педагогическом марафоне «Делимся опытом» на тему:
«Исследовательская деятельность, как форма воспитания экологической культуры».
Список используемой литературы
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. ред.) М. ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 - 7лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2012. – 159 с.
4. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/сост. О. А. Воронкевич. - СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-336 с.
5. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников /сост. З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, – СПБ: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012 – 160 с.
6. Римашевская Л. Экспериментирование как основной вид деятельности //Дошкольное воспитание, 2011 - №6.с.13.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика, 2011. — № 1.
8. Интернет ресурсы. (МААМ для воспитателей, инфоурок).
9. Савенков А.И. «Маленький исследователь» 2006 Издательство: Астрель - 34.с
10. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Проектно – исследовательская деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»...

опыт работы по формированию навыков соблюдения ПДД у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
презентация...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»
Основные тезисы к презентации по теме "Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"...

