Конспект экскурсии: «Экологическая тропа на территории детского сада»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект представляет собой методическую разработку экскурсии по экологической тропе, организованной на территории детского сада. Основная цель — экологическое воспитание детей дошкольного возраста через прямое взаимодействие с природными объектами в доступной и безопасной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ

Тема «__Экологическая тропа на территории детского сада_»

Возрастная группа___ старшая______________

Образовательная область_ «Познавательное развитие» ______________

Цель: уточнение знаний детей о растениях экологической тропы на территории детского сада.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».

I. ЗАДАЧИ:

А) Образовательные задачи (познавательные): закрепить знания об особенностях внешнего вида растений; умение называть и называть знакомые деревья и растения.

Б) Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе.

В) Развивающие задачи: развивать умение видеть разницу между хвойными и лиственными деревьями, садовыми и дикорастущими растениями.

#1057;ЛОВАРНАЯ РАБОТА

  1. Обогащение словаря: экологические знаки, тысячелистник, резные листья, цветник.
  2. Активизация словаря: деревья, кустарники, ствол, ветви, клумба, корни, ухаживать.

III. ПОДГОТОВКА К ЭКСКУРСИИ:

  1. Подготовка воспитателя: подготовка материала для занятия, разработка конспекта.
  2. Предварительная работа с детьми: беседы о природе, о правилах поведения в лесу и парке; чтение произведений о природе; дидактические игры; рассматривание иллюстраций, энциклопедий; подготовка экологической тропы (оформление станций, таблички).

Оборудование и материалы: письмо от «Лесовичка», схема маршрута экологической тропы; экологические знаки «не рубите деревья»; «не разводите костры»; «не оставлять мусор»; «не разорять гнёзда птиц»; «не губить муравейники»; «не ловить насекомых»; «не шуметь в лесу»; картинки для д/игры «Угадай растение».

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

по ФГОС ДОО

игровая

д/и «Угадай растение», Игра «Угадай по запаху», Игра «Правила леса».

двигательная

физминутка

познавательно-исследовательская

Картинки с изображением растений; экологические знаки «не рубите деревья»; «не разводите костры»; «не оставлять мусор»; «не разорять гнёзда птиц»; «не губить муравейники»; «не ловить насекомых»; «не шуметь в лесу».

коммуникативная

Беседы о цветнике, розе, «Зелёная аптека», о свойствах лекарственных растений, тысячелистнике.

Логика образовательной деятельности

Части занятия

Деятельность воспитателя[1]

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям одеться и выйти на прогулку. На веранде находят конверт.

Воспитатель: «Ребята, интересно что лежит в конверте. Давайте посмотрим. Воспитатель достаёт из конверта письмо. «Посмотрите это письмо от «Лесовичка». Давайте прочитаем: «Здравствуйте ребята! Я прислал вам схему маршрута, по которому нужно пройти и разгадать загадки о деревьях и цветах. Ребята, которые справятся с заданиями будут награждены мною медалями знатоков природы. Желаю вам успехов!»

Воспитатель: «Ребята, совершим путешествие по экологической тропе?

Дети выходят на прогулку.

Дети слушают.

Дети отвечают.

Дети положительно настроены на предстоящую деятельность.

Основная часть

Объект наблюдения – ель.

Воспитатель: дети отгадайте загадку.

«Что же это за девица: ни швея, ни мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?»

Воспитатель:

• Что это за дерево, кто знает?

• Почему вы думаете, что елка?

• Какая она: большая и маленькая, высокая или низкая, старая или молодая?

• Какого она цвета?

• Какой у нее ствол: толстый, тонкий, какого цвета?

• Какие ветви, как они расположены?

• А есть у нее листья, покажите их

• Как они называются? (иголочки, хвоинки)

• А что еще бывает на елочке? (шишки)

• Давайте полюбуемся ею.

Воспитатель: Пойдёмте дальше.

Объект наблюдения – береза.

Загадка.

«Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан»

Воспитатель:

• Что это за дерево, кто знает?

• Почему вы думаете, что береза?

• Какая она: большая и маленькая, высокая или маленькая, старая или молодая?

• Какого она цвета?

• Какой у нее ствол: толстый, тонкий, какого цвета?

• Какие ветви, как они расположены?

• Покажите листочки, все ли они одинакового размера

• Давайте полюбуемся ею.

Сравнение ели и березы.

Воспитатель:

• Какие они? (цвет, высота, толщина)

• Почему про елку говорят: «Зимой и летом одним цветом»

• А есть ли зимой листья на лиственных деревьях? Почему нет?

• Когда дует ветер, как ведут себя листочки и хвоинки.

Воспитатель: Ребята, а теперь сделаем разминку.

Физ. минутка:

На лугу растут цветы небывалой красоты. (потягивания – руки в стороны).

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (потягивания – руки вверх).

Ветер дует иногда, только это не беда. (дети машут руками изображая ветер). Наклоняются цветочки, опускают лепесточки (наклоны).

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

Воспитатель:

А впереди нас ждут новые испытания.

Объект наблюдения - Цветник
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько красивых цветов на нашей клумбе. Давайте полюбуемся ими. Скажите, чем дышат растения? Для чего им нужны корни? Почему мы любим цветы? Давайте поиграем в игру «Что за цветок?». Я буду загадывать вам загадки, а вы - отгадывать и показывать цветок.

Вырос во поле цветочек:

- Сверху — синий огонечек,

Снизу — тонкий стебелек.

Что за цветик? (Василек)

- Цветики — корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша... (ромашка).

- Выросли звоночки в ряд,

Жалко только — не звенят.

Синие бутончики —

Это... (колокольчики).

- Хоть не зверь я и не птица,

Но сумею защититься!

Растопырю коготки -

Только тронь мои цветки! (Роза).

- На стебле держит колокола

Легко, без видимого усилия.

Она душиста, она мила,

И называется нежно … (лилия).

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в еще одну игру «Угадай по запаху» (ТРИЗ).

Я завяжу вам глаза платком и подводу к какому-нибудь цветку. Вы должны постараться по запаху определить какой это цветок.

Воспитать: Мы хорошо поиграли и угадали все цветы. Не будем больше задерживаться, идем дальше.

Объект наблюдения – тысячелистник (уголок нетронутой природы)

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

Каждый лист разбит на дольки.

Посчитай-ка долек сколько,

Восемь, десять, двадцать, тридцать…

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть дольки снова перечесть.

(В. Кожевников)

Воспитатель: посмотрите на это растение. Это тысячелистник. Называется оно так потому, что листья его рассечены на множество мелких частей, как бы на тысячу листочков. Он растет на лугах и полянах. Цветет с июня и до конца лета. Тысячелистник используют для корма домашним животным (для кролика).

Вопросы:

• Почему растение называют тысячелистником?

• На что похожи его листья и цветы?

• Какой у растения стебель?

• Где растет тысячелистник и когда цветет?

• Как используется тысячелистник?

Объект наблюдения – роза. (клумба с розами)

Загадка. «Лик пахучий, а хвост колючий»

Воспитатель: Роза – самый любимый цветок наших садов и парков, не зря ее называют «царицей цветов». Выведено много сортов этого удивительного цветка. Розы имеют множество лепестков. Их количество и цвет зависят от сорта. У розы прямой стебель с шипами. Но есть сорта и без шипов, как у нас на клумбе. (дети рассматривают розы, вдыхают аромат, высказывают свое мнение).

Вопросы:

• Как называется растение?

• Какие у него цветы, листья, стебель?

• Где растет роза?

• Как используется человеком?

Сравнение розы и тысячелистника. (дикорастущие и садовые растения)

• Какие они? (внешний вид)

• Чем отличается роза и тысячелистник (за кем из них ухаживает человек, как использует)

Игра «Угадай растение». Детям показывают карточки с изображением деревьев лиственных и хвойных, дикорастущих и садовых растений.

Объект наблюдения – «Зеленая аптека»

Воспитатель: посмотрите, сколько разных растений на этой клумбе. А вы знаете, что это за растения? Какие растения называют лекарственными? Почему? Какие вы знаете лекарственные растения?

Отгадайте загадки.

Во рту холодок от ее аромата: в конфетах и пасте — душистая ... (мята).

Лечит раны, порезы, ожоги. Он обычно растет у дороги. (Подорожник.)

На стебле держит колокола легко, без видимого усилия. Она душиста, она мила, и называется нежно ... (лилия).

То, что желтыми было газонами, блекло все — у цветка седина. Парашютиками невесомыми разлетаются семена. (Одуванчик.)

Думал я, что на лугу о любви узнать смогу. Вышла жуткая промашка — солгала тогда ... (ромашка).

Воспитатель: Какие целебные свойства лекарственных растений вы знаете? У вас дома есть лекарственные растения? Какие? Как вы их применяете?

Воспитатель: Я хочу рассказать и о других свойствах лекарственных растений. Одуванчик используют как средство, повышающее аппетит и улучшающее пищеварение. Чистые листья подорожника прикладывают к ране, чтобы остановить кровь, снять боль. Белую лилию используют при нарывах. В народной медицине листья мяты используют при мигрени (свежие – прикладывают ко лбу), а также для лечения кожных заболеваний. Мятный настой обладает слабым успокаивающим действием.

Воспитатель: Ребята, чтобы по-настоящему любить свою природу надо знать её правила. Игра «Правила леса»

Воспитатель: «Ребята, сейчас вы выберите любой экологический знак и самостоятельно объясните его значение.

- «не рубите деревья»;

- «не разводите костры»;

- «не оставлять мусор»;

- «не разорять гнёзда птиц»;

- «не губить муравейники»;

- «не ловить насекомых»;

- «не шуметь в лесу»;

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно прочитали экологические знаки. И если мы будем соблюдать эти правила, то природа станет чище.

Воспитатель: «Ребята, вот и подошла к концу наша экскурсия по экологической тропе.

Активное вовлечение детей в деятельность

Ответы детей на заданные вопросы

Дети отвечают.

Дети внимательно слушают.

Отгадывают загадку.

Дети отвечают на заданные вопросы.

Дети отвечают.

Дети выполняют физминутку.

Дети отвечают.

Дети отгадывают загадки.

Ребенок по запаху угадывает цветок и открывает глаза. Игру проводят 3 – 4 раза.)

Дети отвечают

Дети слушают.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети внимательно слушают.

Дети отгадывают загадки.

Дети отвечают на вопросы.

Дети слушают.

Дети слушают.

Дети объясняют значение экологических знаков.

Дети слушают.

Развито умение видеть разницу между хвойными и лиственными деревьями, садовыми и дикорастущими растениями.

Сформированы знания об особенностях внешнего вида растений. Умеют узнавать и называть знакомые деревья и растения.

Сформировано бережное отношение к природе.

Заключительная часть

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Ребята, какие деревья и растения мы сегодня рассматривали?

Как они называются?

Узнали ли вы что –то новое на занятии?

Вы все были молодцы, со всеми заданиями справились и поэтому вручаем вам медали «Знатоки природы»

Детям раздаются медали «Знатоки природы».

Воспитатель: А теперь ребята предлагаю собрать красивые листья и растения для последующих работ с природным материалом.

Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Дети активно во влечены в сбор листьев и растений.

Закреплены знания детей о растениях экологической тропы на территории детского сада.

Послеэкскурсионная работа

Воспитатель: - Ребята, помните мы с вами на экскурсии по «Экологической тропе» собрали листья и растения и засушили их.

Вот сегодня из них мы будем делать аппликацию «Ежик».

Дети делают аппликацию из листьев и растений.


[1]деятельность воспитателя прописывается в прямой речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Экологической тропы на территории детского сада

Представлен материал по созданию на территории дошкольной образовательной организации пространства для экологического воспитания и образования дошкольников - а именно, Экологической тропы....

Метеостанция как объект экологической тропы на территории детского сада.

Описание метеостанции,её роль в экологическом воспитании.Мастар класс по изготовлению улечного термометра....

Экологическая тропа на территории детского сада.

Статья по экологическому воспитанию дошкольников...

Экологическая тропинка на территории детского сада

Обследование объектов природы в процессе следования по экологической тропинке на территории детского сада, с детьми младшего, среднего и старшего ворзраста. Составление карт-схем тропинки с нанесением...

"Экологическая тропа на территории детского сада"

quot;Экологическая тропа на территории детского сада"...

«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».

Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....