Память о защитниках земли Рязанской
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Заносова Наталья Владимировна
Детям бывает сложно понять такие слова, как память, защитники, герои. Познакомиться с героическим прошлым родного края помогут необычные животные - верблюды!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vg.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Заокская средняя школа ДГ «Коростово»

Конспект занятия
по социально-коммуникативному развитию
в подготовительной к школе группе
на тему
«Память о защитниках земли Рязанской»

Конспект разработала
воспитатель Заносова Н.В.

2025г.


Цель: создание условий для формирования у детей чувства сопричастности героическому прошлому родного края через углубление знаний о сохранении памяти о подвигах земляков.

Задачи:

  • обучающие:
  • расширить и углубить представления детей о сохранения памяти о прошлом и передачи истории от одного поколения к другому;
  • сформировать у детей преставление о сохранении для потомков памяти о великих подвигах в истории родного края в памятных знаках и памятниках рязанским воинам.
  • развивающие:
  • способствовать формированию у детей познавательного интереса к самостоятельному открытию новых знаний, к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к её прошлому и настоящему;
  • развивать у детей память, внимание, воображение, умение анализировать, сопоставлять;
  • продолжать развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.
  • воспитательные:
  • способствовать формированию гражданской позиции растущего человека, воспитанию любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Рязанская земля и Россия;
  • формировать уважительное отношение к землякам, внесшим вклад в защиту Отечества.

Словарная работа: защитники, Отечество, память, памятник, экспедиция.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный: сумочка, письмо-треугольник, коробка с песком и «заданиями» (баночки с водой, колючкой; 2 контейнера с заданием);
  • раздаточный: карта, состоящая из частей; разрезные картинки с изображением памятника; конверт с буквами; заготовки для макетов памятников;
  • технические средства: мультимедийное оборудование (проектор, экран), компьютер.

Предварительная работа: беседы о Родине и ее защитниках; чтение рассказов, заучивание стихов, песен по теме.

Ход деятельности:

1. Вводная часть.

Дети входят в группу, педагог приветствует детей.

Мотивация общения – создание положительного эмоционального настроя.

- Здравствуйте, мои дорогие юные исследователи! Поднимите руки те, кто любит узнавать что-то новенькое! Отлично! А теперь скажите, что больше всего вас привлекает в новых открытиях: сам процесс поиска, полученные знания или возможность поделиться ими с другими? Ответы детей.

Воспитатель:

- Меня зовут Наталья Владимировна, и я очень люблю историю, особенно историю родного края. Я к вам так торопилась, и, кажется, что-то потеряла (задумалась, нахожу в сумочке письмо-треугольник).

Мотивация личной заинтересованности.

- Ах, вот оно! (показываю письмо) Посмотрите, какая удивительная находка! (Показываю письмо) Это письмо... но разве вы когда-нибудь видели что-то подобное? Кажется, оно хранит в себе какую-то тайну! Как думаете, от кого оно? (Подвожу детей к столу, там старая сумка, находим в ней три баночки: с песком, колючкой и водой).

Достаем из сумки баночки.

- Друзья мои, это загадка, которую нам надо отгадать: от кого письмо?

Дети рассуждают, приходят к выводу, что это верблюд(ы).

Воспитатель читает загадку про верблюда, закрепляя ответ детей:

Из сухих колючек блюдо
Мы готовим для
(верблюда).

Расставляю баночки по порядку со стороны детей: песок, колючка, вода.

Дети присаживаются на стульчики.

Раскрываю письмо и начинаю читать, используя прием чтения с остановками.

«Здравствуйте, юные следопыты, мы - верблюды. Мы потомки тех верблюдов, которые помогали нашим солдатам защищать Родину от врага. Наш дедушка верблюд служил вместе с солдатами, рожденными на Рязанской земле. Поэтому мы решили послать это письмо вам – детям из рязанского детского сада. Мы очень хотим узнать, как вы храните память о героях Рязанской земли.

Времена меняются, и многое из истории забывается. Нам нужна ваша помощь, чтобы найти и сохранить эти страницы истории для будущих поколений. Ваша задача – отправиться в «Экспедицию Памяти».

- Друзья, а что такое экспедиция?

Ответы детей. (Экспедиция – это поход, поездка с целью поиска, исследования, получения новых знаний.)

- Что такое память? Как мы храним, сохраняем память?

Ответы детей.

- Как сохранить память о чем-то или о ком-то, о важных страницах истории нашей страны?

Ответы детей.

- Как мы сохраняем память о Вов?

(Важно сохранить память для будущих поколений.)

- Ребята, как же мы отправимся в «Экспедицию Памяти»? Нам нужен план или маршрут. Где может быть указан маршрут движения?

Ответы детей. (Карта)

- Юные исследователи, эти баночки – подсказки от верблюдов, где могут быть спрятаны загадки и задания. Кто догадается, где нам искать карту?

Ответы детей.

Предлагаю детям поискать в песке.

На карте изображения песчаной горы, колючки, оазиса, верблюда. Все картинки связаны стрелкой со следами верблюдов. Карта на магнитах. Крепим на мольберт.

2. Основная часть.

- Друзья, карта есть, давайте изучим маршрут… Маршрут изучили, начинаем выполнять задания. Где может быть спрятано следующее задание?

Ответы детей. (Там, где колючка)

Идем по следам верблюдов, находим колючку (изображение на подставке). С обратной стороны задание – ребус со словом «улица». Разгадываем ребус.

- Итак, юные исследователи, мы отгадали слово «улица». Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?

Ответы детей. (На улицу.)

- Да, мы попадем на улицу, но сначала узнаем, чье имя носит (в честь кого она названа).

Дети присаживаются на стульчики.

Достаю из сумки портрет Федора Полетаева. Показываю.

- Ребята, имя этого человека – защитника нашей Родины – Федор Полетаев.

Прошу одного ребенка прикрепить портрет на мольберт.

Слайд №1 – Изображение памятника Федору Полетаеву, улицы Полетаева.

Смотрим на экран.

- Ровными шеренгами замерли в строю красавцы-дома. Приветливо поблескивают стекла окон. Летом в них заглядывают деревья, что-то нашептывая широкими, отливающими изумрудом листьями. Ребята, это улица имени Федора Полетаева.

- Ребята, это улица имени Федора Полетаева, а это памятник герою. Что вы видите? Как здесь изображен солдат?

Ответы детей. (Лицо солдата, ружье/винтовка/автомат, …)

Дополняю ответы детей.

- Федор Андрианович Полетаев - герой двух народов – России и Италии.

- Есть и другие памятники нашему герою – защитнику Отечества. Они установлены в других городах и странах.

Достаю из сумки и показываю плакат с изображением памятников Ф.Полетаеву, рассказываю, какой памятник и где установлен.

- Как вы считаете, ребята, увековечена память о солдате, мы храним ее? (…)

- Ребята, скажите, защитники – это кто? Что защищают? Что такое Отечество?

Ответы детей.

(Защитники – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.)

(Отечество - родина, место, где родился твой отец, где родился ты сам.)

- Молодцы! Все ответили правильно.

- Друзья, продолжим «Экспедицию Памяти» и выполним следующее задание. Посмотрите на карту, где мы найдем задание? Посмотрите на баночки-подсказки…

Ответы детей. (В воде)

- Где найти воду? Куда ведут следы верблюдов?

Идем по следам верблюдов, находим цветную воду в емкости и «чистый» белый лист бумаги. Закрашиваем, проявляется словосочетание «Вечный огонь», просушиваем салфеткой, читаем.

- Что такое Вечный огонь? Где мы можем его увидеть?

Под емкостью с водой конверт с паззлами, собираем изображение Вечного огня. Я ставлю свой паззл последним.

- Ребята, мы работаем вместе, дружно, и от работы команды зависит результат.

Рассматриваем изображение.

- Вам знакомо это изображение?

Ответы детей.

Дети присаживаются на стульчики.

Слайд № 2 – Площадь Победы

- На площади Победы в г.Рязани находится памятник, сооруженный в честь победы в Великой Отечественной войне. Это главный памятник в нашей Рязанской области – это память всем, кто приближал победу. Здесь обелиск – каменное сооружение в виде столба, чаще четырехгранного, и стела с надписью - стена, скульптура и Вечный огонь, памятные доски героям – участникам войны.

- Ребята, скажите, какой праздник скоро будет отмечать вся страна?

Ответы детей: 9 мая – День Победы.

- Как в ваших семьях хранят память о героях?

Ответы детей. … …

Слайд № 3 – Бессмертный полк.

Многие люди в День Победы участвуют в шествии Бессмертного полка в память о своих предках.

- Что ж, мои юные исследователи, мы продолжаем «Экспедицию памяти», но скажите, кто нас отправил в экспедицию? (Верблюды)

- Может ли храниться память верблюдам?

Ответы детей.

- Пожалуй, я вернусь к письму. Читаю письмо.

«…Мы - верблюды – очень выносливые животные. И мы легко заменяли на фронте лошадей. Наша густая шерсть спасает от сильной жары и от трескучего мороза. Мы можем пить любую воду: и горькую, и соленую. Но самое главное наш слух! Дедушка верблюд рассказывал, что во время войны он легко отличал звук вражеского самолета от нашего.»

- А теперь, как вы думаете, как сохраняется память о тех верблюдах, которые помогали во время войны солдатам? Может ли существовать памятник верблюдам?

Ответы детей. (предположительно, о памятнике.)

Достаю из старой сумки фото. Показываю изображение памятника верблюдам (фото формата А3).

- Что вы видите? (Наводящие вопросы; максимум информации от детей).

3. Заключительная часть. Рефлексия.

- Ребята, наша экспедиция была просто замечательной! Мы узнали много интересного. Скажите, а что вы сегодня узнали, о чем бы вы рассказали своим друзьям и близким?

Ответы детей.

Если дети затрудняются ответить, задаю вопросы:

- Кто прислал письмо и отправил нас в «Экспедицию Памяти»?

- Улица какого героя? С кем он сражался?

(В подарок буклетики о Федоре Полетаеве??)

Воспитатель:

- Друзья, для вас есть сюрприз от меня и наших верблюдов.

Достаю из сумки книгу.

Благодарю детей за знакомство и занятие.

- Ребята, мне очень приятно было с вами познакомиться и интересно с вами работать. Я желаю вам быть любознательными, любить и уважать историю нашего края. Спасибо вам и до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"

Занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"  Цель, задачи:l  воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам...

Презентация "Евпатий Коловрат - герой земли Рязанской"

Презентация в доступной для детей форме рассказывает о жизни и подвигах Евпатия Коловрата....

Методическая разработка сценария "Защитники земли русской" посвященная празднику Дню Защитника Отечества.

Может быть использована как досуг,в котором взаимодействуют музыкальный руководитель и воспитатель, решая общие задачи воспитания и развития детей. Мероприятие интересно как для детей старшего д...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Композиторы земли рязанской»

Конспект  НОД  по познавательному развитию в подготовительной к школе  группе«Композиторы земли рязанской»...

презентация на тему: "Герои земли Рязанской"

Презентация на тему герои земли рязанской ....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Композиторы земли рязанской"

Знакомство воспитанников с композиторами земли Рязанской....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Певцы земли рязанской"

Знакомство воспитанников со знаменитыми земляками...