Память о защитниках земли Рязанской
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Заокская средняя школа ДГ «Коростово»
Конспект занятия
по социально-коммуникативному развитию
в подготовительной к школе группе
на тему
«Память о защитниках земли Рязанской»
Конспект разработала
воспитатель Заносова Н.В.
2025г.
Цель: создание условий для формирования у детей чувства сопричастности героическому прошлому родного края через углубление знаний о сохранении памяти о подвигах земляков.
Задачи:
- обучающие:
- расширить и углубить представления детей о сохранения памяти о прошлом и передачи истории от одного поколения к другому;
- сформировать у детей преставление о сохранении для потомков памяти о великих подвигах в истории родного края в памятных знаках и памятниках рязанским воинам.
- развивающие:
- способствовать формированию у детей познавательного интереса к самостоятельному открытию новых знаний, к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к её прошлому и настоящему;
- развивать у детей память, внимание, воображение, умение анализировать, сопоставлять;
- продолжать развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.
- воспитательные:
- способствовать формированию гражданской позиции растущего человека, воспитанию любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Рязанская земля и Россия;
- формировать уважительное отношение к землякам, внесшим вклад в защиту Отечества.
Словарная работа: защитники, Отечество, память, памятник, экспедиция.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный: сумочка, письмо-треугольник, коробка с песком и «заданиями» (баночки с водой, колючкой; 2 контейнера с заданием);
- раздаточный: карта, состоящая из частей; разрезные картинки с изображением памятника; конверт с буквами; заготовки для макетов памятников;
- технические средства: мультимедийное оборудование (проектор, экран), компьютер.
Предварительная работа: беседы о Родине и ее защитниках; чтение рассказов, заучивание стихов, песен по теме.
Ход деятельности:
1. Вводная часть.
Дети входят в группу, педагог приветствует детей.
Мотивация общения – создание положительного эмоционального настроя.
- Здравствуйте, мои дорогие юные исследователи! Поднимите руки те, кто любит узнавать что-то новенькое! Отлично! А теперь скажите, что больше всего вас привлекает в новых открытиях: сам процесс поиска, полученные знания или возможность поделиться ими с другими? Ответы детей.
Воспитатель:
- Меня зовут Наталья Владимировна, и я очень люблю историю, особенно историю родного края. Я к вам так торопилась, и, кажется, что-то потеряла (задумалась, нахожу в сумочке письмо-треугольник).
Мотивация личной заинтересованности.
- Ах, вот оно! (показываю письмо) Посмотрите, какая удивительная находка! (Показываю письмо) Это письмо... но разве вы когда-нибудь видели что-то подобное? Кажется, оно хранит в себе какую-то тайну! Как думаете, от кого оно? (Подвожу детей к столу, там старая сумка, находим в ней три баночки: с песком, колючкой и водой).
Достаем из сумки баночки.
- Друзья мои, это загадка, которую нам надо отгадать: от кого письмо?
Дети рассуждают, приходят к выводу, что это верблюд(ы).
Воспитатель читает загадку про верблюда, закрепляя ответ детей:
Из сухих колючек блюдо
Мы готовим для (верблюда).
Расставляю баночки по порядку со стороны детей: песок, колючка, вода.
Дети присаживаются на стульчики.
Раскрываю письмо и начинаю читать, используя прием чтения с остановками.
«Здравствуйте, юные следопыты, мы - верблюды. Мы потомки тех верблюдов, которые помогали нашим солдатам защищать Родину от врага. Наш дедушка верблюд служил вместе с солдатами, рожденными на Рязанской земле. Поэтому мы решили послать это письмо вам – детям из рязанского детского сада. Мы очень хотим узнать, как вы храните память о героях Рязанской земли.
Времена меняются, и многое из истории забывается. Нам нужна ваша помощь, чтобы найти и сохранить эти страницы истории для будущих поколений. Ваша задача – отправиться в «Экспедицию Памяти».
- Друзья, а что такое экспедиция?
Ответы детей. (Экспедиция – это поход, поездка с целью поиска, исследования, получения новых знаний.)
- Что такое память? Как мы храним, сохраняем память?
Ответы детей.
- Как сохранить память о чем-то или о ком-то, о важных страницах истории нашей страны?
Ответы детей.
- Как мы сохраняем память о Вов?
(Важно сохранить память для будущих поколений.)
- Ребята, как же мы отправимся в «Экспедицию Памяти»? Нам нужен план или маршрут. Где может быть указан маршрут движения?
Ответы детей. (Карта)
- Юные исследователи, эти баночки – подсказки от верблюдов, где могут быть спрятаны загадки и задания. Кто догадается, где нам искать карту?
Ответы детей.
Предлагаю детям поискать в песке.
На карте изображения песчаной горы, колючки, оазиса, верблюда. Все картинки связаны стрелкой со следами верблюдов. Карта на магнитах. Крепим на мольберт.
2. Основная часть.
- Друзья, карта есть, давайте изучим маршрут… Маршрут изучили, начинаем выполнять задания. Где может быть спрятано следующее задание?
Ответы детей. (Там, где колючка)
Идем по следам верблюдов, находим колючку (изображение на подставке). С обратной стороны задание – ребус со словом «улица». Разгадываем ребус.
- Итак, юные исследователи, мы отгадали слово «улица». Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?
Ответы детей. (На улицу.)
- Да, мы попадем на улицу, но сначала узнаем, чье имя носит (в честь кого она названа).
Дети присаживаются на стульчики.
Достаю из сумки портрет Федора Полетаева. Показываю.
- Ребята, имя этого человека – защитника нашей Родины – Федор Полетаев.
Прошу одного ребенка прикрепить портрет на мольберт.
Слайд №1 – Изображение памятника Федору Полетаеву, улицы Полетаева.
Смотрим на экран.
- Ровными шеренгами замерли в строю красавцы-дома. Приветливо поблескивают стекла окон. Летом в них заглядывают деревья, что-то нашептывая широкими, отливающими изумрудом листьями. Ребята, это улица имени Федора Полетаева.
- Ребята, это улица имени Федора Полетаева, а это памятник герою. Что вы видите? Как здесь изображен солдат?
Ответы детей. (Лицо солдата, ружье/винтовка/автомат, …)
Дополняю ответы детей.
- Федор Андрианович Полетаев - герой двух народов – России и Италии.
- Есть и другие памятники нашему герою – защитнику Отечества. Они установлены в других городах и странах.
Достаю из сумки и показываю плакат с изображением памятников Ф.Полетаеву, рассказываю, какой памятник и где установлен.
- Как вы считаете, ребята, увековечена память о солдате, мы храним ее? (…)
- Ребята, скажите, защитники – это кто? Что защищают? Что такое Отечество?
Ответы детей.
(Защитники – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.)
(Отечество - родина, место, где родился твой отец, где родился ты сам.)
- Молодцы! Все ответили правильно.
- Друзья, продолжим «Экспедицию Памяти» и выполним следующее задание. Посмотрите на карту, где мы найдем задание? Посмотрите на баночки-подсказки…
Ответы детей. (В воде)
- Где найти воду? Куда ведут следы верблюдов?
Идем по следам верблюдов, находим цветную воду в емкости и «чистый» белый лист бумаги. Закрашиваем, проявляется словосочетание «Вечный огонь», просушиваем салфеткой, читаем.
- Что такое Вечный огонь? Где мы можем его увидеть?
Под емкостью с водой конверт с паззлами, собираем изображение Вечного огня. Я ставлю свой паззл последним.
- Ребята, мы работаем вместе, дружно, и от работы команды зависит результат.
Рассматриваем изображение.
- Вам знакомо это изображение?
Ответы детей.
Дети присаживаются на стульчики.
Слайд № 2 – Площадь Победы
- На площади Победы в г.Рязани находится памятник, сооруженный в честь победы в Великой Отечественной войне. Это главный памятник в нашей Рязанской области – это память всем, кто приближал победу. Здесь обелиск – каменное сооружение в виде столба, чаще четырехгранного, и стела с надписью - стена, скульптура и Вечный огонь, памятные доски героям – участникам войны.
- Ребята, скажите, какой праздник скоро будет отмечать вся страна?
Ответы детей: 9 мая – День Победы.
- Как в ваших семьях хранят память о героях?
Ответы детей. … …
Слайд № 3 – Бессмертный полк.
Многие люди в День Победы участвуют в шествии Бессмертного полка в память о своих предках.
- Что ж, мои юные исследователи, мы продолжаем «Экспедицию памяти», но скажите, кто нас отправил в экспедицию? (Верблюды)
- Может ли храниться память верблюдам?
Ответы детей.
- Пожалуй, я вернусь к письму. Читаю письмо.
«…Мы - верблюды – очень выносливые животные. И мы легко заменяли на фронте лошадей. Наша густая шерсть спасает от сильной жары и от трескучего мороза. Мы можем пить любую воду: и горькую, и соленую. Но самое главное наш слух! Дедушка верблюд рассказывал, что во время войны он легко отличал звук вражеского самолета от нашего.»
- А теперь, как вы думаете, как сохраняется память о тех верблюдах, которые помогали во время войны солдатам? Может ли существовать памятник верблюдам?
Ответы детей. (предположительно, о памятнике.)
Достаю из старой сумки фото. Показываю изображение памятника верблюдам (фото формата А3).
- Что вы видите? (Наводящие вопросы; максимум информации от детей).
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, наша экспедиция была просто замечательной! Мы узнали много интересного. Скажите, а что вы сегодня узнали, о чем бы вы рассказали своим друзьям и близким?
Ответы детей.
Если дети затрудняются ответить, задаю вопросы:
- Кто прислал письмо и отправил нас в «Экспедицию Памяти»?
- Улица какого героя? С кем он сражался?
(В подарок буклетики о Федоре Полетаеве??)
Воспитатель:
- Друзья, для вас есть сюрприз от меня и наших верблюдов.
Достаю из сумки книгу.
Благодарю детей за знакомство и занятие.
- Ребята, мне очень приятно было с вами познакомиться и интересно с вами работать. Я желаю вам быть любознательными, любить и уважать историю нашего края. Спасибо вам и до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"
Занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской" Цель, задачи:l воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам...

Презентация "Евпатий Коловрат - герой земли Рязанской"
Презентация в доступной для детей форме рассказывает о жизни и подвигах Евпатия Коловрата....

Методическая разработка сценария "Защитники земли русской" посвященная празднику Дню Защитника Отечества.
Может быть использована как досуг,в котором взаимодействуют музыкальный руководитель и воспитатель, решая общие задачи воспитания и развития детей. Мероприятие интересно как для детей старшего д...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Композиторы земли рязанской»
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе«Композиторы земли рязанской»...
презентация на тему: "Герои земли Рязанской"
Презентация на тему герои земли рязанской ....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Композиторы земли рязанской"
Знакомство воспитанников с композиторами земли Рязанской....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Певцы земли рязанской"
Знакомство воспитанников со знаменитыми земляками...
