Проект для детей 4-5 лет «В поисках невидимки»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Участники проекта: дети 4 – 5 лет, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный (октябрь-апрель)
Актуальность темы:
Идея реализации проекта «В поисках невидимки» возникла не только из программных задач, но и в связи с интересом детей. Дети стали задавать вопросы, можно ли воздух услышать, где находится воздух, можно ли его почувствовать?
Воздух является неотъемлемой частью жизни человека. Очень важную работу выполняет – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не замёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.
Все живые организмы дышат воздухом. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Дыхание является одним из признаков живой природы. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.
Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети и воспитатели проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 387 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Карымкарская «СОШ»
Структурное подразделение детский сад
Проект для детей 4-5 лет
«В поисках невидимки»
Воспитатель Зонова Е. В.
2025г.
Участники проекта: дети 4 – 5 лет, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный (октябрь-апрель)
Актуальность темы:
Идея реализации проекта «В поисках невидимки» возникла не только из программных задач, но и в связи с интересом детей. Дети стали задавать вопросы, можно ли воздух услышать, где находится воздух, можно ли его почувствовать?
Воздух является неотъемлемой частью жизни человека. Очень важную работу выполняет – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не замёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.
Все живые организмы дышат воздухом. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Дыхание является одним из признаков живой природы. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.
Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети и воспитатели проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Цель проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире, о воздухе и его свойствах.
Задачи проекта:
1.Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов. 2.Развивать любознательность, наблюдательность.
3. Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.
4.Расширять словарный запас детей. 5. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Тип проекта: исследовательский.
Планируемые результаты: после завершения проекта дошкольники смогут:
- Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
- Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
- Выявление предварительных представлений детей по «модели трех вопросов».
- Консультирование родителей.
- Создание мини-лаборатории. Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов.
- Аналитический:
- Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.
- Подбор материала.
- Практический:
- Реализация проекта в образовательную практику: совместная образовательная деятельность, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественных произведений о воздухе, игровая деятельность.
- Контрольный
- Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».
- Составление картотеки опытов с воздухом.
- Составление альбома «Воздушные загадки».
- Составление картотеки наблюдений по теме «Воздух».
Модель трех вопросов по проекту
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Где мы можем узнать? |
Мы дышим воздухом. | Можно ли воздух слышать? | Наблюдение. |
Воздух вокруг нас. | Можем ли мы воздух осязать? | Спросить у воспитателя. |
Воздух внутри нас. | Может ли воздух двигаться? | Провести опыты. |
Воздух нельзя увидеть. | Спросить у родителей. | |
Воздух не имеет запаха. | Посмотреть в интернете. | |
Воздух нельзя потрогать. | Посмотреть в книгах, энциклопедиях. |
Чтение художественных произведений о воздухе
Чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова. Чтение сказок В. Сухомлинского (перевод О. Ерёминой) «Ласковый ветер и Холодный Ветрище», «Флейта и Ветер», «Весенний Ветер». Чтение сказки Е. Пермяка «Мыльные пузыри», чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»).
Чтение стихотворений
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
Марина Андреева Доглядная.
Нарисую ветер в поле,
Что резвится поутру,
Пенье соловья на воле,
Воздух чистый и зарю.
Е. Ординарцева-Тарасенко
Разучивание стихотворений
***
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
***
С мамой в магазин ходили,
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть.
***
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся.
Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел,
Да за веточку задел,
И лопнул!
Продуктивная деятельность
Рисование :
- «Разноцветные шары для весёлой детворы», «Ветер».
Конструирование (с привлечением родителей):
- изготовление веера.
- бумажный самолетик.
- воздушный змей.
- Вертушки.
Игровая деятельность
- Подвижные игры: «Надуваем шарик» «Волшебный рожок» «Веселые самолетики». «Путешествие на ковре-самолете»
- Игра-упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой).
- Речевая игра «Ветер-ветерок!».
- Дидактическая игра «Какой ветер?».
- Дыхательное упражнение «Ветер».
- Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Отгадывание загадок
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем (Воздух.)
Чем мы дышим???
Что мы не видим??? (Воздух)
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
Без рук, без ног,
А ворота открывает. (Ветер)
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой. (Ветер)
Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)
Картотека наблюдений по теме «Воздух»
ОСЕНЬ | 1. Воздух в начале осени: прохладный, прозрачный. 2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака – высокие или низкие. Дать представление о кучевых (как кучи ваты) и перистых (словно перышки – легкие, полупрозрачные) облаках. |
ЗИМА | 1. Воздух в пасмурный (холодный и влажный) и в ясный день (сухой, «щиплет» нос и щеки). 2. Наблюдения за дымом: во влажную, ветреную погоду дым стелется; в морозную – дым столбом. 3. Наблюдения за поземкой. Объяснить, что это такое. |
ВЕСНА | 1. Весенний ветер: чистый, свежий, теплый. 2. Понаблюдать, как ветер гонит рябь по лужам. Почему бывают волны? |
ЛЕТО | 1. Наблюдение за ветром: теплый, легкий, прохладный. Если сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви – ветер сильный, порывистый. Если чуть колышутся листочки – ветер слабый. Понаблюдать, как перед грозой сильный ветер поднимает и закручивает пыль. 2. Наблюдение за грозой. Объяснить, что чем меньше времени между вспышкой молнии и раскатом грома, тем быстрее начнется дождь. 3. Сравнение облаков и туч. |
Картотека игр-экспериментов с воздухом
«Существование воздуха»
Цель: Доказать существование воздуха
Материал и оборудование: таз с водой, пустой стакан, соломинка
Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Вывод: в воде есть воздух
«Воздух меняет объем»
Цель: показать, что воздух имеет объем
Материал и оборудование: пластиковая бутылка, таз, полиэтиленовый пакет, шарик для пинг-понга, теплая вода, лед
Опыт 1. Подпрыгивающая монета.
С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.
Опыт 2. Воздух охлаждается.
Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух.
Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.
Опыт 3. Исчезающая вмятина.
Сделай вмятину в шарике для пинг-понга. Теперь положи его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.
«Как работает воздух»
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул.
Предложите детям скомкать один лист бумаги. Затем пускай они встанут на стул и с одинаковой высоты бросят одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
«Воздух легче воды»
Цель: доказать, что воздух легче воды
Материал и оборудование: надувные игрушки, таз с водой
Опыт 1. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 2. Движение воздуха – ветер
Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение. (Всё это дети могут продемонстрировать).
«Крепкий спичечный коробок»
Цель: Определить упругость воздуха.
Материал и оборудование: Спичечные коробки.
Взрослый предлагает детям определить, что сделается с пустым спичечным коробком, если с размаху ударить по нему кулаком (возможно, сломается).
Дети под руководством взрослого проводят опыт, доказывая, что спичечный коробок может не сломаться: кладут одну часть пустого коробка на другую часть так, чтобы нижняя лежала на узкой длинной стороне коробка, верхняя с разворотом на 90 градусов — на узкой короткой стороне.
Затем по этому сооружению резко и отрывисто ударяют кулаком. Наблюдают, что произошло (обе части разлетелись в стороны, но остались целыми).
Вывод: Выясняют, что в коробке имеется воздух, он упругий, при резком ударе коробок прогибается, воздух сжимается, и коробок становится упругим, пружинит, но не ломается.
«Большие — маленькие»
Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).
Материал и оборудование: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.
Опыт 1. Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время заносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная), обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь).
Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их).
закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету).
Опыт 3. Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяют, что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его).
«Надувание мыльных пузырей»
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материал и оборудование: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).
Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь.
На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).
Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри.
Вывод: Вместе они рассматривают и обсуждают; почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
«Свечка в банке»
Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.
Материал и оборудование: Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.
Взрослый предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет.
Вывод: Взрослый подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.
Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода).
«Парашют»
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал и оборудование: Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.
Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него. Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях.
Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее, а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта).
Дети запоминают, что при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим, падение — более медленным; при уменьшении купола, сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым.
Взрослый предлагает детям изготовить парашют по алгоритму: вырезать из папиросной бумаги круг поперечником в несколько ладоней; посередине вырезать круг шириной в несколько пальцев; к краям большого круга привязать нитки, продев их через дырочки (концы ниток должны быть одинаковой длины), а затем пускать из окна второго этажа парашюты с грузами разной тяжести.
«Соломенный буравчик»
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал и оборудование: Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребенка).
Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкают ее в картофелину; наблюдают, что случилось с соломинкой (она согнулась, не воткнулась). Вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем; также втыкают резко в картофелину и наблюдают, что случилось с соломинкой (она воткнулась). Дети выясняют, что внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться.
Вывод: в первом случае воздух свободно вышел из соломинки и она согнулась; во втором случае — воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки.
«Сухой из воды» (1 вариант — Салфетка в стакане)
Цель: Определить, что воздух занимает место.
Материал и оборудование: Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.
Взрослый предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.
Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан.
Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.
«Сухой из воды» (2 вариант — Флажок на бруске)
Цель: Определить, что воздух занимает место.
Материал и оборудование: Емкость с водой, деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком).
Взрослый предлагает детям опустить брусок в воду, понаблюдать, как он плавает. Выясняют, почему он не тонет (дерево легче воды), как можно его утопить (опустить на дно), не намочить (опускать в воду, накрыв банкой). Дети самостоятельно выполняют действия. Обсуждают, почему брусок не намок (потому что в банке находится воздух).
«Ветер по морю гуляет»
Цель: Обнаружить воздух.
Материал и оборудование: Таз с водой, модель парусника.
Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).
Вывод: Взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).
«Ветер в комнате (Живая змейка)»
Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер — это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный — опускается вниз.
Материал и оборудование: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
Опыт 1. Взрослый зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть «змейку» ее спиральную конструкцию и демонстрирует Детям вращение «змейки» над свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух).
Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Опыт 2. Взрослый предлагает детям определить направление движения ветра сверху и снизу дверного проема. Дети объясняют, почему направление ветра разное (теплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух). Именно так возникает ветер в природе. Зарисовывают результаты опыта.
«Подводная лодка»
Цель: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
Материал и оборудование: Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух.
В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
«Поиск воздуха»
Цель: Обнаружить воздух.
Материал и оборудование: емкость с водой, воронка, напальчник.
Опыт 1. Дети рассматривают напальчник. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку; объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие напальчник, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклонят, медленно погрузить в воду.
Обсуждает, что случилось с напальчником, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется напальчник (он остается сухим).
Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри напальчник становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.
Опыт 2. Материал и оборудование: Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).
«Как задуть свечу из воронки»
Цель: Выявить особенности воздушного вихря.
Материал и оборудование: Свеча, воронка.
Взрослый утверждает, что дети будут дуть на свечу в воронку и не смогут ее погасить. Затем помещает воронку против пламени свечи и предлагает детям подуть в нее, держа во рту тонкий конец; изменяет положение воронки, дует сам.
Дети замечают, что свеча гаснет, если поместить воронку так, чтобы пламя находилось не на линии оси воронки, а на продолжении ее раструба, таким образом, воздушная струя растекается вдоль стенок раструба, образуя воздушный вихрь. На линии оси воронки воздух разрежается и устанавливается обратное течение воздуха, пламя наклоняется к середине воронки, а находясь у раструба, отклоняется от него и гаснет. В конце занятия дети зарисовывают результаты обоих опытов.
«Что в пакете?»
Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Материал и оборудование: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.
Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр.
Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства — прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом и т.д.).
«Морской бой»
Цель: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Материал и оборудование: емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.
Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).
«Игры с трубочкой»
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материал и оборудование: Трубочки для коктейля, емкость с водой.
Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
«Пузырьки – спасатели»
Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Материал и оборудование: Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает; что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
«Свойства воздуха»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал и оборудование: Ароматизированные салфетки, корки апельсин….
Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
«Воздух повсюду»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Материал и оборудование: воздушные шары, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Опыт 1. «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздух мы не видим, но он везде окружает нас.
Опыт 2. Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Вывод: назовите предметы которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем воздушные шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Альбом
ВОЗДУШНЫЕ ЗАГАДКИ
Море синее над нами.
В море воздух, не вода.
Косяками-облаками
Проплывают в нем суда. (Небо)
Я все это видел сам -
Плыл баран по небесам.
Белым-белым распушился,
А потом дождем пролился. (Облако)
В вышину он может взвиться,
Сам - из алюминия.
Он пронзает быстрой птицей
Это небо синее. (Самолет)
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Жить могу одна и в стае,
Есть и клюв, и перышки.
Я порхаю и летаю,
Склевываю зернышки. (Птица)
Может он подуть, чуть-чуть
Всколыхнув траву.
Если станет сильно дуть -
Вихрем назову. (Ветер)
Дождь прошел, унынье бросьте,
Ведь ненастье минуло!
К нам пришла цветная гостья
И дугу раскинула! (Радуга)
Ночью тихо он спустился,
А к утру совсем сгустился.
Мы как будто тонем в нем,
Выйдя из избушки.
Воздух нынче с молоком -
Подставляйте кружки! (Туман)
Вот цветочек, весь воздушный,
Дуновению послушный.
Только дунь - и разлетится,
Белым облачком умчится. (Одуванчик)
Говорится про меня -
Не бываю без огня.
Вьюсь в морозы над избой,
Ведь дружу с печной трубой.
И туристу я знаком -
Поднимаюсь над костром. (Дым)
Чтобы было веселей,
Я слетаю с тополей.
Над бульваром я кружусь,
Людям под ноги ложусь. (Пух)
Кто я? Мыльнице родня,
Разноцветный, яркий.
Любят выпускать меня
Ребятишки в парке. (Мыльный пузырь)
В нас накачивают гелий,
Чтобы выше мы летели.
Катя, Дима, Ира, Вовка,
Даша и Вадим!
Нас держите за веревку,
А не то взлетим! (Воздушные шарики)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет . (Ветер)
Отстегал по ушам,
Отстегал по щекам,
Шапку с головы сорвал
И…удрал . (Ветер)
Заверчу, закружу,
В небеса улечу. (вертолет)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не може. (Воздух)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)
В тихую погоду
Нет нас нигде.
Ветер подует-Бежим по воде. (Волны)
Они белые, как вата,
По небу плывут куда-то.
Держат путь издалека
Все барашки-… (облака)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В поисках невидимки"
Опытно-экспериментальная работа с воздухом из раздела "Познание" . раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), р...

"Поиски невидимки"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Образовательная область "Познание"...

"В поисках невидимки"
Презентация краткосрочного поисково-исследовательского проекта. Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа «Детство», образователь...
Долгосрочный проект в средней группе "В поисках невидимки"
Детское экспериментирование-это важнейший вид поисковой деятельности и позволяет ребёнку моделировать в своём сознании карту мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвя...
Проект для детей старшей группы «Воздух - невидимка»
Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и р...

Методическая разработка : Конспект образовательной исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста "В поисках невидимки"
Разработка материала будет полезна педагогам старших и подготовительных групп. В занятии используются технологии ИКТ, здоровьесберегающие и игровые....





