Формирование у детей старшей группы представлений о правилах дорожного движения через использование дидактических игр
методическая разработка по обж (старшая группа)

Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Доронина Влада Александровна

Студент, специальность дошкольное образование, Дзержинский педагогический колледж, Р.Ф, город  

Дзержинск

E-mail: dvlada03@mail.ru

FORMATION IN CHILDREN OF THE OLDER GROUP OF REPRESENTATIONS ABOUT THE RULES OF THE TRAFFIC THROUGH THE USE OF DIDACTIC GAMES

Doronina Vlada Alexandrovna

Student, specialty preschool education, Dzerzhinsky Pedagogical College, R.F, city

Dzerzhinsk

АННОТАЦИЯ

Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.

ANNOTATION

The importance of the formation in preschool children of ideas about the rules of the road (hereinafter referred to as SDA) in our time is beyond doubt. This problem is due to the fact that children of this age do not have that protective psychological reaction to the traffic situation, which is characteristic of adults.

Ключевые слова: Правила дорожного движения, дидактические игры, дети

Keywords: Rules of the road, didactic games, children

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих дорожно-транспортных происшествий чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в детских садах разработана и реализуется основная образовательная программа. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на формирование основ безопасности, на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. В ФГОС ДО также утверждены требования к условиям реализации Программы. Организация предметно – пространственной среды является одним из основных условий эффективности проводимой работы в детских садах   по обучению безопасному поведению на дорогах.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна. Её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Воспитывает ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей, потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Проблема формирования навыков безопасного поведения детей на дороге изучалась многими зарубежными и отечественными учёными и педагогами. Среди них большая заслуга в решении данного вопроса принадлежит Р.Ш. Ахмадиевой, К.Ю. Белой, С.Н. Пидручной и другим. В своих работах они подчёркивали важность осуществления работы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников на дороге.

Среди отечественных учёных большая заслуга в изучение данной проблемы принадлежит В.М. Федяевской. В своей работе она впервые выделила причины несчастных случаев с дошкольниками на дороге: невнимательность, неумение владеть собой, отсутствие осознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения дошкольников уличной безопасности, в том числе и на дороге.

Так же следует отметить заслугу ещё одного отечественного исследователя А.М. Якупова. В своих работах он продолжил исследования В.М. Федяевской и обратил особое внимание на то, что в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание изучению правил дорожного движения с детьми. Он подчёркивал важность работы всех педагогов детского сада в изучении правил безопасного поведения на дороге.

Игры помогают познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности, сформировать умения и навыки безопасного поведения на дорогах.

Дидактические игры- это обучающие игры, созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Разработку вопроса применения дидактической игры начал Я.А. Каменский. Ф.Фребель разработал систему дидактических игр, в которую вошли дидактические игра с различными игрушками, материалами. Так же им создавались пособия с подробным описанием дидактических игр, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим последовательность игровых действий с текстовыми нотами словесного и песенного сопровождения. Е.И. Тихеевой принадлежит ряд дидактических игр, созданных с целью обучения детей цвету, форме размеру и формированию элементарных математических представлений, создан последовательный дидактический материал для игр, в основном направленный на развитие органов чувств у детей.

Дидактические игры – это оптимальный материал, совмещающий в себе два ведущих вида деятельности – игру и учебную деятельность. Именно в дидактической игре происходит непреднамеренное обучение, которое является эффективным при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения. Но в настоящее время отмечается, что несмотря на явную актуальность проблемы безопасности дорожного движения, дидактических игр по этой тематике используется немного. В этом состоит противоречие теории и практики в дошкольном образовании в рамках изучаемой темы. Исходя из противоречий, можно сформулировать проблему исследования: при каких условиях дидактические игры будут способствовать успешному ознакомлению детей с правилами дорожного движения?

 Список литературы:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155.- Москва : Сфера, 2016. – 52с. – ISBN 978-5-534-00952-1. – Текст : непосредственный.

2.         Ахмадиева, Р.Ш. Формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста / Р.Ш.Ахмадиева. – Казань : ГБУ «НЦБЖД»,2013. –548с. – ISBN 968-5-421-00352-3. – Текст : непосредственный.

3.        Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю Белая. – Москва : Просвещение,2006. – 94с. – ISBN 5-09-015533-X. – Текст : непосредственный.

4.        Гаврилаш, Е.А. Лекция "Дидактические игры в ДОУ" / Е.А. Гаврилаш. - Текст: электронный // Дошкольное воспитание. - 2018. - URL:   https://infourok.ru/lekciya-didakticheskie-igri-v-dou-2742835.html.

5.         Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И.Ю. Глебова. – Санкт-Петербург : Реноме,2014. – 210с. – ISBN 789-5-654-01452-1. – Текст : непосредственный.

6.        Дзбоева, А.А. Наблюдательское дело по профилактике ДДТТ / А.А. Дзбоева. – Текст : электронный // Дошкольное воспитание. - 2016. - URL:  https://www.maam.ru/detskijsad/nablyudatelnoe-delo-po-profilaktike-dt.html.

7.        Калачина, А.П. Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. / А.П. Калачина. – Текст : электронный // Дошкольное воспитание. – 2015 - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/16/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-vospitaniya-i.

8.        Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А.Коменский. – Москва : Педагогика,1989. – 416с. – ISBN 5-7155-0164-4. – Текст : непосредственный.

9.        Кудря, О.В. Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольников»  / О.В.Кудря. – Текст : электронный // Дошкольное воспитание. – 2020. – URL: https://crr1tn.mskobr.ru/elektronnye_servisy/blog/O-KUDRYA/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu-rol-didakticheskih-igr-v-razvitii-doshkolnikov/.  

10.        Куликова, Т.А. Проблема формирования навыков безопасного поведения дошкольников  на дороге / Т.А.Куликова. – Текст: электронный // Дошкольное воспитание. – 2019. – URL:  https://scipress.ru/pedagogy/articles/problema-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeniya-doshkolnikov-na-doroge.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

опыт работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения через игры и игровые ситуации"

Воспитание культуры поведения на улице -актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованность пребывания на улице и дороге, в общественном транспорте необходимо начин...

AПО " Формирование у детей дошкольного возраста знания и представления о правилах дорожного движения посредством использования технологии проблемного обучения."

  Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без инновационных технологий. Ребенок нового века совершенно другой! Он с раннего детства сталкивается с таким потоком...

План по самообразованию Тема: «Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения через игру»

Основные задачи: 1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентаци...

Конспект спортивного развлечения по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Путешествие в страну дорожного движения»

Цель: продолжать формировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.Задачи:Образовательные: закреплять знания о правилах перехода пешеходами через дорогу, знания с...