ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по обж

Петрова Надежда Николаевна

Аннотация: в статье описана проблема формирования основ безопасности дошкольников. В связи с тем, что на улицах города увеличивается число автомобилей, а дети недостаточно знают правила дорожного движения, проблема формирования основ безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста приобретает всё большее значение [3, с. 11].

Поэтому сегодня этот вопрос стал еще более актуальным и острым. А значит, ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Она связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. [6, с. 355].

Ключевые слова: безопасное поведение на дорогах, основы безопасного поведения, дорожное движение, дети дошкольного возраста,

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта по дошкольному образованию обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении относится к образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие детей», которое направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе. В программе воспитания ребенка-дошкольника, большое внимание уделяется формированию представлений о безопасном поведении дошкольников в окружающей среде. В то же время, мало уделено внимания ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дорогах [2, с. 84].  

К.Ю.Белая уделяет много внимания теме безопасности, считая ее всегда актуальной [1, с. 3]. 

Правила безопасного поведения на дороге — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения [5, с. 12].

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия [4, с. 25]. 

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения [7, с. 48].  Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке [8, с. 15].   

Целесообразно начинать работу с детьми с диагностики уровня их знаний и интересов, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей на дорогах между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД. С детьми в процессе формирования основ безопасного поведения на дорогах используются такие формы работы как: занятия и развлечения по правилам дорожного движения, конкурсы, выставки детских рисунков, экскурсии, наблюдения, игры, викторины и др. Знания, полученные на занятиях, дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Для успешного формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах необходимо создание соответствующей материальной базы: уголков, посвящённых правилам дорожного движения в группах детского сада. Ведущей тенденцией целостного, системного подхода к формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах должно стать взаимодействие всех видов деятельности, а также работа с родителями. Ведь только совместными усилиями родителей и воспитателей можно научить детей элементарным правилам безопасного поведения на дорогах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасностиу дошкольников

расрываются формы работы по формированию основ безопасности у дошкольников...

Перспективный план по социальному воспитанию и формированию основ безопасности дошкольников (подготовительная группа 6-7 лет)

     В наш современный век одной из главных задач образования дошкольников является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения....

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

Конспект занятия по формированию основ безопасности дошкольников в младшей группе «Правила поведения в общественном транспорте».

Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.Задачи:      -Познакомить со знаком автобусной остановки;-Закрепить с детьми понятия «водитель&ra...

Доклад по формированию основ безопасности дошкольников.

Основы безопасности для деток старшего дошкольного возраста...