Использование игр и упражнений на снятие эмоционального напряжения: рекомендации по использованию в образовательном процессе
консультация по обж

Подосичная Анна Валерьевна

Рекомендации педагогам и родителям для использовния  в обучении дошкольников правилам безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях террористиического характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr_na_snyatie_emotsionalnogo_napryazheniya.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр и упражнений для снятия эмоционального напряжения: рекомендации по использованию в образовательном процессе

                  В современном мире в педагогической практике все больше внимания уделяется вопросам безопасности: анализируется здоровьесберегающая деятельность и её эффективность, изучаются проблемы охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические аспекты защиты от потенциальных опасностей природного, техногенного и социального генеза, продолжается поиск путей формирования безопасного поведения у детей. Обучение с акцентом на вопросы безопасности должно затрагивать все ступени образования, начиная с дошкольного уровня.  

Для того, чтобы безопасность детей была обеспечена более эффективно, нам необходимо сформировать знания о правильном поведении у детей.

Формирование навыков безопасного поведения лежит в основе формирования личности безопасного типа поведения. Личность «безопасного типа поведения» В настоящее время учёными всего мира признается, что предупреждение как профилактическое явление, является важной функцией педагогики, необходимой для предотвращения или смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и ускорения восстановления после возможного кризиса.

В    процессе    формирования     безопасного    поведения. Следует    учитывать    психологические    особенности     развития    ребенка     старшего дошкольного возраста и придерживаться следующих общих рекомендаций:
              - создавать условия для включения ребенка в деятельность;
              - обеспечивать  ситуацию успеха;
              - отмечать достижения;
              - поощрять.

Принцип психологической устойчивости педагога. Воспитателю следует быть готовым к разговору о терроризме с детьми не только с точки зрения осведомленности о безопасном поведении, но и с позиции моральной и эмоциональной стабильности. Педагог не должен не только высказывать свою личную тревогу относительно чрезвычайных ситуаций, но и не испытывать подобных искренних опасений, так как кондиционное общение путем невербальных средств является более значимым и интуитивно понятным ребёнку, нежели слова. Страх перед терроризмом не должен сковывать педагогические инициативы в данном направлении, а напротив, взрослому сообществу следует вырабатывать, описывать и использовать безопасные и эффективные принципы педагогического процесса для обеспечения безопасности детей в реалиях современного мира.

Принцип поощрения заинтересованности ребёнка в своей безопасности. Взаимодействуя с детьми при формировании представлений о чрезвычайных ситуациях и безопасном поведении, педагогу необходимо учитывать психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста и создавать условия для его включения в деятельность с обеспечением ситуаций успеха, поощрений. Педагог нацеливает детей задавать вопросы обо всем, что им непонятно, что их тревожит, отвечать на эти вопросы развёрнуто и открыто в рамках понимания и с учётом психологической безопасности детей, а процесс взаимодействия с ребенком должен сопровождаться эмоционально позитивным, доброжелательным, понимающим общением. Благоприятными признаками являются те ситуации, в которых обучающиеся задают вопросы, активно оперируют багажом знаний, стремятся поделиться новой информацией, а педагог внимателен к детям.

Принцип эмпатии в разговоре о терроризме. Для того, чтобы не вызвать появление или усиление неблагоприятных эмоциональных реакций, рекомендовано признавать присутствующие у детей тревожные чувства, выразить это принятие опасений ребёнка фразами поддержки и понимания. Кроме того, важно дать понять ребёнку, что испытывать страх за безопасность, в том числе за жизнь и здоровье своё и близких людей, – это нормально для человека любого возраста. Также в работе с детьми педагогу нужно раскрыть значимость безопасного поведения и закрепить психологические особенности правильного восприятия чрезвычайной ситуации.

Принцип самостоятельного целеполагани. Ребёнок сам должен уметь ставить перед собой цели по сохранению жизни и здоровья в ЧС и добиваться их достижения собственными силами, не действуя по принципу «как все» (так как это может быть губительно при панике). Мы стремимся сформировать ответственное отношение ДДВ к своему поведению и способность действовать сознательно и согласно цели выживания в экстремальных условиях, требующих принятия нестандартных решений.  

Принцип  запрета на использование детьми роли террориста или жертвы. Педагогу следует помнить, что решая с детьми ситуационные задачи, иллюстрируя правила безопасного поведения, категорически запрещено ставить детей в роль террориста или жертвы. Ребёнок не должен ассоциировать себя с террористом, экстремистом или же с жертвой. При формировании представлений о безопасности мы делаем акцент на диссоциированном понимании детьми правил поведения, на усвоении здоровьесберегающих стратегий с учётом психологической безопасности.

Принцип достаточности наглядных материалов. Образовательная среда, насыщенная игрушками, предметами, иллюстрациями и другим информационным материалом, соответствующим возрастным и эмоциональным особенностям, приведет к формированию потребности в овладении знаниями о безопасном поведении. На этапе закрепления знаний детям может быть предложен «младший» герой, на вопросы которого они должны ответить, просвещая его в волнующих ранее их самих ситуациях.

Принцип защиты ребёнка от возникновения страха перед терроризмом. В данном случае в педагогической работе по вопросам о чрезвычайных ситуациях террористического харктера, для эмоционального комфорта детей важна ещё и «коммуникативная компетентность педагога как личности, которая проявляется в виде способности осуществлять социально-психологическое управление в коммуникативной ситуации». Коммуникативная активность в рамках педагогического процесса уже сама по себе может являться фактором психологической защиты ребёнка при обсуждении тревожных вопросов.  

Принцип убеждённости ребёнка в обеспечении его безопасности взрослыми. Из перечисленных выше принципов логически следует, что педагог в процессе работы с детьми, должен поддерживать в ребенке чувство защищенности взрослыми и безопасности в целом. Важно убеждать детей в том, что взрослые обязательно сделают (и делают уже) многое для соблюдения необходимых мер предосторожности и обеспечения безопасности: этими задачами занимается правительство, армия, МЧС и взрослое сообщество в целом, которое научилось вести себя безопасно в подобных условиях или заранее распознавать опасность терроризма, не допуская возникновения чрезвычайной ситуации. Педагог должен отследить эмоциональные реакции детей для убеждённости в том, что сами дети уверены в своей личной безопасности, «дети знают, что усиливается охрана, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров, существуют современные технические средства, обеспечивающие безопасность». В данном случае хорошо подойдут творческие задания по созданию детьми новых технических средств для общей безопасности. Этот принцип ярко проявляется на этапе закрепления материала по знаниям систем безопасности: можно предложить детям сюжетно-ролевые игры с участием «охранников», «контролёров», «полицейских» и др.

Принцип приоритета знаниевого компонента перед эмоциональным. В процессе формирования основ знаний о безопасном поведении сами темы занятий (не говоря об устрашающих видео и фотоматериалах) могут произвести на ребёнка тяжелое впечатление и вызвать ряд психологических проблем с включением тревожного и фобического компонентов (включая сильное волнение и переживание страха, растерянность, ощущение беспомощности, эмоциональный дисбаланс). Рекомендуется использовать в обучающем процессе видеоматериалы, фотографии, характеризующие признаки чрезвычайных ситуаций, связанные с терроризмом (например, задымление или пожар), и их последствия без устрашающих сцен гибели или паники людей, без демонстрации увечий. Акцент педагог должен сделать на правильном, адекватном ситуации поведении персонажей, например, на наблюдательности при обнаружении бесхозной сумки, на следовании указаниям взрослых, на осторожность при нахождении рядом с незнакомцами и т.д. Для обучения детей безопасному поведению с учётом рекомендаций МЧС России предлагаются следующие проблемные ситуации для решения детьми совместно с педагогом: «неизвестный предмет», «незнакомые люди», «дым в помещении», «операция по спасению».

Принцип ответственного поведения. Необходимо привить детям стремление к исполнению своего долга перед окружающими – не нанесение вреда и сохранение жизни и здоровья своего и других людей. Стремление к ответственному поведению у дошкольников может являться дополнительным аспектом для осознанного выполнения спасательных действий в рамках стратегии поведения в чрезвычайных ситуациях. Благоприятными признаками являются те ситуации, в которых обучающиеся задают вопросы, активно оперируют багажом знаний, стремятся поделиться новой информацией, а педагог внимателен и чуток к детям.

При освоении детьми конкретных знаний о правилах и стратегиях безопасного поведения акцент ставится на то, чтобы дети получали эти знания естественно и непроизвольно. Главный интерес для детей представляет не обучающая задача, а игровые действия.

Опыт игровых взаимоотношений детей ложится в основу мышления, позволяющего строить свое поведение в зависимости от обстоятельств и от предвидения поведения других людей, что способствует большей вероятности создания обстановки безопасности в условиях террористических актов.

 В игре создаётся двойной аффективный план: ребёнок остерегается потенциально опасного предмета,  но и радуется как играющий.

Поэтому важнейший аспект занятий –  это стратегия поведения детей, то есть такой образ действия (а не только правила поведения), который позволит в подобных, но нешаблонных ситуациях сохранить жизнь и здоровье своё и окружающих.  

Использования стратегий поведения важно для облегчения обучения правилам поведения и для понимания образа действий детей в соответствии с темами занятий в различных ситуациях, связанных с терроризмом. Такие действия (стратегии) для наибольшей понятности и запоминаемости для детей старшего дошкольного возраста представлены на занятиях в виде животных/людей со схожими манерами поведения.

При освоении детьми конкретных знаний о правилах и стратегиях безопасного поведения акцент ставится на то, чтобы дети получали эти знания естественно и непроизвольно. Главный интерес для детей представляет не обучающая задача, а игровые действия и выигрыш. Именно непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ В ДЕТСКОМ САДУ

(Стратегия: ведём себя как ловкие солдаты)

Во время пожара следить за тем, чтобы рядом был воспитатель (дети подбегают к педагогу).

 Не прячься, иначе пожарные могут тебя не найти (все дети машут ручками). Мы как ловкие солдаты не прячемся!

 Сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет вам быстро эвакуироваться из помещения, построит и пересчитает всех детей (педагог строит детей по парам и пересчитывает). Мы как ловкие солдаты выполняем приказы командира!

В определенном порядке с воспитателем, группой идите в безопасную зону (двигаемся к выходу) Мы как ловкие солдаты чётко шагаем, не толкаемся!

Если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или повязкой (дети платочками, кофтами закрывают органы дыхания)/(дети берут приготовленные салфетки, смачивают их водой и прикладывают к органам дыхания). Мы как ловкие солдаты сразу нашли, чем закрыть носики!

Если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком (ползём, не толкаясь, к выходу). Мы как ловкие солдаты умеем быстро ползать!

Ни в коем случае не задерживайся для того, чтобы собрать книги, игрушки, другие вещи или для того, чтобы позвонить. Звонить будем, если только не сможем выйти! Мы как ловкие солдаты не медлим! Если рядом нет взрослого, немедленно выходи через дверь противоположно пожару (имитируется пожар, дети идут к противоположному выходу). Мы как ловкие солдаты всегда найдём выход! Если путь к выходу горит, и ты не можешь выбраться, зови на помощь (кричим: «пожар, пожар, спасите»! и стучим кулаками и подручными средствами по полу и батареям). Мы как ловкие солдаты умеем громко кричать! Можно выйти на балкон, закрыть за собой дверь. Не прыгай! Можно закрыть и уплотнить дверь в помещение любыми тряпками или мебелью (используем ткань и мягкие игрушки для закупорки дверной щели). Мы как ловкие солдаты умеем найти безопасное место! Надо подать сигнал спасателям, что тебе нужна помощь: подойди к окну и размахивай каким-либо предметом или одеждой, чтобы тебя заметили, и кричи (кричим: «пожар, пожар спасите»! и размахиваем из окна яркими предметами). Мы как ловкие солдаты умеем громко кричать и быстро махать!

Звони спасателям по номеру «112» и сообщи: адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона (берём игрушечный телефон и набираем номер 112, сообщаем: «горит детский сад»). Мы как ловкие солдаты умеем пользоваться связью!

Если на улице уже есть люди, и они тебя заметили, то ложись на пол, там меньше дыма, закрой нос и рот влажной тряпкой и жди пожарных. Они тебя обязательно спасут! (дети платочками, кофтами закрывают органы дыхания)/(дети берут приготовленные салфетки, смачивают их водой и прикладывают к органам дыхания). Мы как ловкие солдаты не боимся и ждём спасателей после того, как выполнили все предыдущие действия!  

ОПАСНЫЙ ПРЕДМЕТ

 (Стратегия: ведём себя как умные собачки) Внешний вид опасного предмета может быть разным. На первый взгляд это могут быть самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п. Однако в предмете может скрываться бомба. Любой предмет, найденный на улице, в подъезде или где-то ещё может быть опасным!

Правило: если обнаруженный предмет не должен находиться в этом месте – это опасный предмет!

 Мы наблюдательные, как умные собачки, и мы замечаем странные предметы.  

Мы осторожные, как умные собачки, мы не трогаем странные предметы и не подходим к ним.  

Мы громкие, как умные собачки, мы зовём на помощь взрослых!

  Сумка, коробка, пакет – это подозрительный предмет.

Если ты их найдёшь, – подальше тихонько отойдёшь.

 И чтоб не случилась беда, кричи: «Помощь скорее нужна»!

Умные собачки знают, что в опасных предметах могут быть провода, антенны, изоленты, веревки, скотч, батарейки, проволока.

Умные собачки знают, что опасные предметы могут шуметь, тикать, щелкать, иметь странный запах.

 Не приближайтесь к бесхозным вещам, даже если они красивые.  

Не звоним по телефону около предмета – надо отойти от предмета и позвать на помощь взрослых криком! Немедленно сообщить, что ты заметил странный предмет: зовём на помощь взрослых, полицию, охрану, воспитателя.

Запрещается предпринимать какие-либо действия с обнаруженным предметом!

 Не пинать, не наступать,

 Не кидать, не разбирать,

 Не тянуть и не вскрывать,

 Никуда не двигать!

ИЗБЕЖАТЬ ОПАСНОСТИ ТЕРРОРИЗМА

(Стратегия: ведём себя как тихие мышки)

 Чтобы избежать беды или опасности, нам нужно быть не только внимательными, но и шустрыми, как мышки! Ведь когда опасность увидел, надо от неё уйти! Например, если ты заметил вдалеке бандитов и можешь скрыться от них – делай это сразу, не надо их рассматривать или слушать!

Если видишь ты бандитов или драка завязалась,

Ты не стой как столб на месте, если можешь – убегай!

Но бежим мы осторожно,

Словно маленькие мышки, тихо-тихо, незаметно.  

Ты спасёшься – так и знай!

 Где укрыться от бандитов?

 Где угодно в стороне

За кустом, за магазином, нужно спрятаться тебе!

Ты сейчас как будто мышка, быстро можешь убежать!

 Не попалась мышка кошке, не догнать и не поймать!

ЕСЛИ ТЫ ОКАЗАЛСЯ В ЗАЛОЖНИКАХ

(Стратегия: ведём себя как наблюдательные котики)

 1. Будь рядом со своим воспитателем или с другим твоим знакомым взрослым, постарайся не разлучаться. Котики тоже держатся вместе.

 2. Настройся на долгое ожидание. Спасателям нужно время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть. Если ты оказался в заложниках, знай – ты не один, спасатели спешат к тебе на помощь. Котики тоже умеют долго ждать.

 3. Если есть возможность, держись подальше от дверей и окон. Котики не любят сидеть на проходе.

4. Постарайся помечтать: вспоминай свои любимые книги, мультфильмы, загадки и стихи. Подумай о том, что спасатели уже спешат на помощь. Котики ведь тоже мечтают, например, о …(можно спросить детей: о чём могут мечтать котики?)

5. Будь внимателен, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, шрамы, о чём они разговаривают – всё хорошенько запоминай! Наблюдательные котики умеют очень внимательно следить за всеми.

 6. Не раздражай террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: этим ты спасаешь себя и окружающих. Неожиданное и резкое твоё движение, прыжки или шум могут повлечь жестокость со стороны террористов, а это опасно не только для тебя, но и для других заложников.

 7. Можно кратко сообщить, что тебе нужен врач, что-то у тебя болит.

8. Ничего не используй против террористов, даже игрушечное оружие. Наблюдательные котики сами никогда нападать не станут.  

9. Если тебе угрожают пистолетом, надо выполнять требования террориста и ждать, когда придут спасатели.  

10. Ничего не делай, пока не получишь разрешения от террористов. На любое действие (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивай их разрешение.

 11. Не выделяться из массы других людей. Наблюдательные котики сидят тихо и не выпрыгивают.      

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАЛОЖНИКОВ        (ШТУРМ)/СТРЕЛЬБА/ВЗРЫВ

(Стратегия: ведём себя как извивающиеся змейки)

 Недопустимо показывать оружие (даже игрушечное). Змейки не ползают с игрушками.

Недопустимо брать брошенное террористами оружие! Змейки не ползают с пистолетами.

Недопустимо трогать поврежденные конструкции и оголившиеся провода. Змейки извиваются, но не ползают по проводам.

Недопустимо спускаться по водопроводным трубам, по связанным простыням. Змейки не спускаются из окон.

Недопустимо прыгать из окон здания, начиная с третьего этажа, т.к. неизбежны травмы. Змейки не прыгают.

Недопустимо высовываться из окон и дверных проёмов. Змейки ползут и извиваются, но из окон не высовываются.

 Недопустимо приближаться к террористам. Змейки, наоборот, прячутся от опасных людей.

При штурме могут использоваться свето-шумовые гранаты: яркий свет бьёт в глаза, звук ударяет по ушам или чувствуется резкий запах дыма.

 Что делать:

- немедленно падай на пол лицом вниз и лучше прячься за прикрытие,

- закрой глаза (ни в коем случае не три их),

- накрой голову руками,

- не двигайся (или ползи до безопасного места),

- жди, когда спасатели придут и выведут тебя из помещения.

Педагог-психолог  Подосичная А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для педагогов "Психогимнастические упражнения для снятия эмоционального напряжения"

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится  работа педагога — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работ...

Релаксационные упражнения по снятию эмоционального напряжения

Комплекс  релаксационных упражнений позволяющий детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье....

Релаксационные упражнения для снятия эмоционального напряжения.

Работа воспитателя тяжелый и эмоционально затратный труд. Воспитание детей требует не только сдерживания своих эмоций, но и понимания эмоционального состояния детей и отклик на их проявления. После ра...

КАРТОТЕКА Упражнения на снятие эмоционального напряжения

Упражнения на снятие эмоционального напряжения...

Материал для сообщения на педагогическом совете "Упражнения для снятия эмоционального напряжения"

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса зачастую  вызывает сегодня серьезную тревогу. У воспитанников ДОУ все чаще и чаще можно заметить  признаки  неврозов, общей ...

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей второй младшей группы

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей...

Консультация для родителей «Использование техники Эбру как средства снятия эмоционального напряжения у детей»

Консультация для родителей «Использование техники Эбру как       средства снятия эмоционального напряжения у детей»...