Материал для сообщения на педагогическом совете "Упражнения для снятия эмоционального напряжения"
материал на тему

Тимеркаева Наталья Владимировна

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса зачастую  вызывает сегодня серьезную тревогу. У воспитанников ДОУ все чаще и чаще можно заметить  признаки  неврозов, общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов порой наблюдаются повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживания негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, которые затем могут перейти в депрессивные состояния. Все это побуждает искать новые средства предупреждения подобных негативных эмоций. Одним из эффективных и признанных методов борьбы с негативными эмоциями, стрессами является релаксация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_i_relaksatsiy.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

       Эмоциональное состояние участников образовательного процесса зачастую  вызывает сегодня серьезную тревогу. У воспитанников ДОУ все чаще и чаще можно заметить  признаки  неврозов, общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов порой наблюдаются повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживания негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, которые затем могут перейти в депрессивные состояния. Все это побуждает искать новые средства предупреждения подобных негативных эмоций. Одним из эффективных и признанных методов борьбы с негативными эмоциями, стрессами является релаксация.

     Цель релаксации – снять напряжение, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение. Релаксация представляет собой состояние, противоположное физической деятельности. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Релаксация может быть как непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну), так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник и вызванной принятием спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных  различные виды активности. Релаксация не имеет побочных действий, она может расслабить всего за полминуты.

      Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е. релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Приемы релаксации, связанные с дыханием:

Прием 1

      Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

На следующие четыре счета проводится задержка дыхания

Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6

Прием 2

       Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Прием 3

    Большим пальцем правой руки нужно закрыть правую ноздрю и глубоко вдохнуть через левую (у девочек наоборот – левой рукой закрыть левую ноздрю и вдохнуть через правую). На пике вдоха нужно закрыть левую (правую для девочек) ноздрю безымянным пальцем и выдохнуть.

Упражнения на релаксацию, снятие эмоционального напряжения с сосредоточением на дыхании:

"Задуй свечу"

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

"Ленивая кошечка"

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

       Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полного расслабления всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

       При регулярных занятиях также снимается (и в дальнейшем не накапливается) напряжение, улучшается сон, настроение и работоспособность. Описанные ниже упражнения подходят как взрослым, так и детям. Их можно выполнять вместе с учениками на уроках русского языка и математики. Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом дети могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется 5-6 раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям  крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

 

Упражнение «Лимон»

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой. Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю

– Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

     Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрести уверенность и бодрость.

Мышечная релаксация

Упражнения:

        Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.

        Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.

        Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.

        Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.

        Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.

        Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.

        Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни.

       Сделайте 3-4 повтора комплекса. Каждый раз, когда вы даете отдых только что напряженным мышцам, обращайте внимание то, как это приятно и как вы хорошо себя чувствуете расслабленным. Многим людям это помогает справляться со стрессом и беспокойством.

Саморегуляция

Поза горы

Время: 1 минута. Возраст: 5-7 лет.

Цель: развитие самосознания, улучшение осанки.

1. Встань прямо. Представь гору. Почувствуй, какая она крепкая и твердая. Подними пальцы ног вверх, не отрывая ступни от пола, затем опусти их. Руки можно сложить вместе на уровне груди.

2. Напряги икроножные мышцы. Они стали твердые, как склон горы. Напряги все мышцы ног.

3. Представь, что у тебя растет хвост. Он удлиняет твой позвоночник.

4. Оставаясь на месте, медленно согни спину, опуская голову к земле. Дыши ритмично, воображаемый хвост и дыхание удлиняет твою спину.

5. Глубоко вдохни грудью. Почувствуй, как она расправляется, когда воздух наполняет легкие.

6. Снова напряги ноги, ощути изменения в позвоночнике, шее и голове. Опусти руки вниз.

Упражнение «Приятный сон» - релаксация для педагогов

Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация.

Продолжительность: 10 минут.

Процедура: примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь, медленно мысленно произнесите:

1. Я спокоен, мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю.

2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается. Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокоен.

3. Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслабленна… Руки расслабленны… Плечи расслабленны и опущены…

4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках.

5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…

6. Расслабленны мышцы правой ноги… Расслабленны мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…

7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…

8. Мое тело расслабленно… Расслабленны мышцы спины… Расслабленны мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… мне легко и приятно… Я отдыхаю…

9. Веки опущены… Расслабленны мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю… Я спокоен…

•        Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза… Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж…

      Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию. Возможно и расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления. Наши образы имеют над нами магическую власть. Они могут быть деструктивными (разрушающими) и оказывать негативное влияние на нашу жизнь. Настойчиво лелея их в своем сознании, – например, представляя себя больным, беспомощным, несчастным, – мы действительно увеличиваем вероятность болезней и несчастий. Ведь каждый из нас действует в соответствии с имеющимся «образом себя». И если мы «видим» себя печальным или злым, то большую часть времени будем именно печалиться и злиться.

   Но образы могут быть и позитивными, вызывающими состояние уверенности, спокойствия, радости, силы.

Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело.

• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость.

• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.

       При поиске наиболее близкого для вас образа дайте волю своему воображению. Возможно, к вам придет несколько образов. Не спешите с ними расставаться. Прочувствуйте, каким образом они действуют на ваше состояние. Возможно, вы сможете «соединить» эти образы в единую картинку, или это будет серия картинок.

       Если вам не приходят на ум символические образы, вспомните какие-нибудь ситуации из личного опыта, когда вы испытывали спокойствие, расслабленность и комфорт. Даже мимолетное «погружение» в приятную ситуацию благотворно воздействует на наше самочувствие. Не стоит торопиться выходить из созданного образа. Постарайтесь получше рассмотреть все детали, почувствовать те ощущения, которые этот образ заключает в себе.

     Уважаемые коллеги, берегите себя, поменьше волнуйтесь  и практикуйте  релаксацию – это пойдёт всем  на пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для пеагогов "КАк снять эмоциональное напряжение"

Практические упражнения для педагогов как снять эмоциональное напряжение....

«Мышечное расслабление и снятие эмоционального напряжения» (релаксация).

   Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка ...

«Мышечное расслабление и снятие эмоционального напряжения» (релаксация).

   Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка ...

Тренинг для педагогов ДОУ "Способы снятия эмоционального напряжения"

Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.Задачи:Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выго...

Методическая разработка по теме "Эмоциональное напряжение" Картотека игр на снятие эмоционального напряжения у старших дошкольников.

Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...

«Эмоциональная сфера ребёнка и приёмы снятия эмоционального напряжения».

СОДЕРЖАНИЕ.ВВЕДЕНИЕ.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1.1. ЭМОЦИИ.1.2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЁНКА. ВЛИЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ...