Главные вкладки

    Тренинг для педагогов ДОУ "Способы снятия эмоционального напряжения"
    методическая разработка по теме

    Лущикова Людмила Сергеевна

    image 

    Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

    Задачи:

    1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания”
    2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.
    3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trening_dlya_seminara.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

    Задачи:

    1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания”
    2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.
    3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

    Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть вас на нашем  семинаре. И надеемся что вы сегодня увидели и ещё увидите пригодится вам в вашем нелегком труде.

    Зовут меня ЛС и я педагог-психолог, сегодня у нас пройдет занятие с элементами тренинга, теме «Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе. Тема на мой взгляд очень актуальная и многие педагоги нуждаются в своевременной помощи, но в связи с отсутствием в детских садах психологов их миссию берет на себя руководитель.

    Цель данного занятия: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов, о каких то техниках я расскажу, а некоторые мы с вами попробуем на себе.

    - Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

    В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как  профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.

    Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится  синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания

    Виды стресса - психологический, физиологический, эмоциональный, информационный

     Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие  признаки. Симптомы профессионального “выгорания”

    Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

    1.  истощение, усталость;
    2. бессонница;
    3. негативные установки;
    4. пренебрежение исполнением своих обязанностей;
    5. увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
    6. уменьшение аппетита или переедание;
    7. усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
    8. усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
    9. чувство вины;
    10. переживание несправедливости.

    Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

    Этому  феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.  При  «выгорании» происходит  психоэнергетическая  опустошенность» человека.

    (Тест «Индекс психоэнергетической опусташённосчти»)

    Я предлагаю вам ответить  на вопросы теста и свой узнать уровень опустошенности.

    - А теперь я попрошу вас представиться  и на первую букву своего имени  назвать какое-либо качество, характеристику

    Упражнение «Имя как ассоциация»

    Цель: знакомство.

     «Давайте поздороваемся»

    Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

       Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

    1. 1 хлопок – здороваемся за руки;
    2. 2 хлопка – здороваемся плечами;
    3. 3 хлопка – здороваемся спинами.

    Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

    Для того чтоб наша работа была продуктивной нам нужно ознакомиться и выполнять правила.

    Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов  управления своим внутренним состоянием.  Начнем с простейших.

    «ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»

    Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Вдох состоят из  трёх  фаз  вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.  

            Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнём…

    На слайде показано несколько серий дыхания

    1 выполняем вместе, а остальные самостоятельно в своем ритме

    Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь  максимального расслабления нужно напрячься  максимально сильно.

    Для этого подходит   ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Лимон» и др.

       Упражнение «Лимон»

    (включить музыку)

                  Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

                  Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

    Еще один из приемов – это аромотерапия.

    Аро́матерапи́я  — разновидность альтернативной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений.

    КИНОТЕРАПИЯ

    Кинотерапия — это современное направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста. В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений и др.

    Кино отображает нашу жизнь и очень часто в героях, событиях и ситуациях фильмов мы узнаем себя и своих близких. Каждый участник найдет для себя ответ именно на свой вопрос, так как видение и интерпретация столь же неповторимо, как и индивидуальность.

            Увидеть поступки со стороны. Услышать не от друзей и родных, а от чужих людей.

    КЛИП ПРО УЧИТЕЛЬНИЦУ

    Выключить музыку

    Аутотренинг

    Все мы знаем, что «слово лечит, слово калечит». В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. «Фу» (на вдохе) - помогает быстро сбросить негативную энергию. «И-и-и-и» (на задержке дыхания) - общее очищение организма. «По-о-о-хс-о-о» (на выдохе) - бодрит организм после сна. Повторяйте каждый звук не более 3-4 раз.

    Я предлагаю нам всем вместе произнести заповедь

    Я такая лапочка!

    Я такая цаца!
    На меня красавицу

    не налюбоваться!
    Я такая умница!

    Я такая краля!
    Вы такой красавицы

     сроду не видали!
    Я себя любимую холю и лелею!
    Ах, какие плечики!

    Ах, какая шея!
    Талия осиная,

     бархатная кожа,
    С каждым днем красивее,
    С каждым днем моложе!
    Зубки, как жемчужинки –
    С каждым днем прочнее!
    Ножки – загляденье!

     С каждым днем стройнее!!!
    Волосы шикарные –

    Вам и не мечталось!
    На троих готовили –

     Мне одной досталось!
    Никого не слушаю,

     коль стыдят и хают!

    ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!

     ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ!!!

    Аура-Сома –цветоэнерготерапия

    При помощи цветовых комбинаций дает представление каждому об особенностях электромагнитного поля человека, дает возможность принять решение самостоятельно. Знакомит человека с самим собой с точки зрения цветов, которые в нем присутствуют: Вы – те цвета, которые выбираете. Когда  человек не знает своего места в жизни или назначения этой жизни, это заканчивается сопротивлением, стрессом и физическими болями

    Слово Аура-подразумевает электромагнитное поле, сома – древнегреческое слово, обозначающее тело создана фармацевтом, терапевтом  ясновидящей Вики Уолл 1984 году основу составляют балансовые масла(эквилибриумы, памандеры. Они наносятся непосредственно на физическое тело

     Наносить на точки, добавлять в косметические средства, в ванну, использовать при выполнении дыхательных упражнений

    №1 Физическое спасение. Помогает понять и принять духовность повседневной жизни.

    Приносит чувство глубокова спокойствия.

    По всей линии волос, вокруг горла, шеи. Ушей.

    Я люблю жизнь. Жизнь любит меня.

     

    Волшебный голос. С помощью голоса снимается напряжение. Не случайно первая реакция на плохую весть - крик. Пойте и под караоке, и а капелла, хором и соло, а также в ванной, во время готовки, во время уборки - вы скоро убедитесь, что ваша жизнь изменится кардинально.

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ

    Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Ученые определяют музыкотерапию как:

    Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы

    Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

    1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения
    1. Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение[
    1. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

    Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

     (ПОКАЗАТЬ КЛИП Ты знаешь как хочется жить

    МЕДИТАЦИЯ

    Слово «медитация» означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи».

    Медита́ция  — тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние «памятования» традиционный термин; альтернативный перевод — «осознанности»

    Существует множество техник медитации. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, иногда применяются чётки и другие вспомогательные предметы. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.

    Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.

    Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

    Рефлексия.

    Узнал ли я сегодня что-то новое, воспользуюсь ли я хотя бы одним из приемов? Уходя я прошу вас выбрать бусинку из коробочки и надеть ее на веревочку.

    Учитесь управлять собой.

    Во всем ищите добрые начала.

    И, споря с трудною судьбой,

    Умейте начинать сначала,

    Споткнувшись, самому вставать,

    В себе самом искать опору

    При быстром продвиженье в гору

    Друзей в пути не растерять…

    Не злобствуйте, не исходите ядом,

    Не радуйтесь чужой беде,

    Ищите лишь добро везде,

    Особенно упорно в тех, кто рядом.

    Не умирайте, пока живы!

    Поверьте, беды все уйдут:

    Несчастья тоже устают,

    И завтра будет день счастливый!  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг для педагогов на снятие психоэмоционального напряжения

    Данный треннинг адресован педагогам-психологам и старшим воспитателям. Приложено к конспекту атрибуты....

    Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения».

    Тренинг для педагогов«Снятие эмоционального напряжения».Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.Задачи:1....

    Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения

    Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

    Тренинг по снятию эмоционального напряжения у педагогов

    Тренинг помогает снять эмоциональное напряжение, способствует улучшению эмоцинального состояния, знакомит с упражнениями, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела....

    Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!»

    Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

    Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения

    Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что...