Семинар-тренинг для педагогов «Способы снятия психоэмоционального напряжения»
консультация по психологии

Галина Сергеевна Свинцова

Знакомство со способами снятия эмоционального напряжения у педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг для педагогов
«Способы снятия психоэмоционального напряжения»

Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.

Задачи:

- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;

- познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;

- научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».

Организация тренинга: группа педагогов от 10 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.

Продолжительность – 1 час.

Психолог: «Здравствуйте Уважаемые коллеги!» 

Наша жизнь скоротечна. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

Форма семинара-тренинга предполагает получение новых знаний или их актуализация и закрепление полученной информации практически.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли у Вас скрытый стресс, я предлагаю Вам пройти небольшой, но весьма показательный тест-опросник «Умеете ли вы справляться со стрессом?» 


Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.

Затем посчитайте количество баллов.

0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.

4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Психоэмоциональное истощение не должно  достигать критических значений! Что происходит с педагогом во время длительного стресса и напряжения?

Деперсонализация педагога может выражаться в том, что педагог перестает воспринимать детей как личность. Он рассматривает все поступки других с худшей точки зрения. Это может проявляться в нежелании контактировать с людьми, стремлении унижать, игнорировать просьбы.

Сворачивание личных достижений Может проявляться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов.

Ослабление защиты организма - частое недомогание, заболевания.

Потеря трудоспособности

Существуют естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека.

Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе. Поэтому нас больше интересуют способы саморегуляции и самовоздействия, которыми мы можем воспользоваться здесь и сейчас.

Так что же такое саморегуляция? Это умение управлять своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Предлагаю начать с первого упражнения «Улыбка».

Японская пословица гласит«Сильнейший тот, кто улыбается».

Улыбка - это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. 

Улыбнитесь. Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что-то все же «происходит». Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая.

Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например массаж активных точек. Некоторые приемы такого массажа предлагаю Вам протереть руки влажными салфетками и попробовать:

- массаж мочек ушей

- надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком

- массаж переносицы и области «третьего глаза»

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Предлагаю вам попробовать!

Упражнение «Противострессовое дыхание»

Медленно выполнить глубокий вдох через нос (на счет 1-2-3); на пике вдоха на мгновение задержать дыхание (4-5), после чего сделать через рот выдох как можно медленнее на 6 счетов (6-7-8-9-10-11).

Повторять данное упражнение следует  не более трех раз, так как  в противном случае  может  возникнуть  головокружение.

Предлагаю Вам упражнение активной релаксации «Лимон».

Необходимо опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой.

         Далее попробуем выполнить упражнение «Комок»

Свое напряжение  можно вложить  в комканье газетного листа, который затем выбросить  ведро или разорвать газету на очень мелкие кусочки.

Давайте попробуем!

А затем нужно комками из газет попасть в корзину, что помогает нам отвлечься от негативных мыслей.

Аутотренинг и ароматерапия.

Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

Например Эфирное масло «Роза» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости, для лечения неврозов и бессонницы.

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера»(такая поза способствует глубокому расслаблению позвоночного столба.), закрывают глаза и слушают слова Аутотренинга.

Аутотренинг

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил!

Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

Выводы: ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ!

НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!

Хотелось бы услышать Ваше мнение о нашей сегодняшней встрече?

Желаю вам успеха!

Хотелось бы вручить Вам пожелания на сегодняшний день «Как преодолеть стресс?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей

В статье представлены рекомендации для педагогов и родителей по снятию психоэмоционального напряжения у детей....

Памятка для педагогов " Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Существуют разные релаксационные игры:·  игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильно­го напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;·  игры, помогающие д...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.

Психологическая безопасность сегодня рассматривается какодно из требований безопасности образовательного процесса. Маленькие дети нередко находят...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

Игрыдля детей раннего возраста на основе нервно-мышечной релаксации. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой. Игры с прищепками. Игры - «усып...

Мандалатерапия как как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов

Цель:    познакомить с техникой мандала – терапии, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов.Задачи: ØОзнакомить с историей возникновения манда...

Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку с...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста ...