Программа по пожарной безопасности "Огонёк".
рабочая программа по обж

Елена Викторовна Крисман

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много фактов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно-образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.

Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pozharnoy_bezopasnosti_.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на                                                                                              

Педагогическом совете

Протокол №   от

«29» 05.2020г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детски сад комбинированного вида №56»

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«29» 05 .2020г.

________________И.В.Овчинникова

ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«ОГОНЁК».

Автор программы:

Милешкина А.В

Крисман Е.В

Бугаева О.А.

Ачинск 2020г.

Актуальность

        Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много фактов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно-образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.

                Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения.

Цель: формирование правил о пожарной безопасности.

Задачи:

  • Познакомить с правилами пожарной безопасности;
  • Формировать представления о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.
  • Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
  • Развивать способность адекватно действовать в пожароопасных ситуациях,
  • Воспитывать навыки безопасного поведения.


Программа создана на основе принципов:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях по правилам пожарной безопасности.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

В каждой возрастной группе должен быть организован центр безопасности, в котором размещены материалы по пожарной безопасности.

Во время формирования центра безопасности необходимо опираться на следующие принципы:

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Вся образовательная работа строится по трем направлениям:

  1. Работа с педагогами
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется:

В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.

В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

  • В группе должен быть создан центр пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами;

Должен быть создан информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар»

Реализация программы осуществляется через совместную деятельность воспитателя с детьми.

Перспективный план работы

Вторая младшая группа

  • Формировать представление о необходимости соблюдения правил безопасности.

Месяц

Взаимодействие с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь  

Октябрь

Ноябрь  

«Пожар в доме»

Консультации «Правила эвакуации»

Пополнение центра безопасности.

 

Чтение К. Чуковского. «Путаница».

Продуктивнаярисование «Колеса для пожарной машины».

Речевая ситуация «Опасные предметы дома».

Памятка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Декабрь

Январь

Февраль

«Огонь-друг или враг?»

Инструктаж «Правила поведения на новогодних праздниках»

Акция «Нет огню!»

 Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную

Театр К. Чуковский. «Путаница»,

Дидактическая игра «Покажи опасные предметы».

Речевая ситуация «Спички не тронь в спичках огонь».

Инструктаж «Правила поведения на новогодних праздниках».

Консультация «Осторожно фейерверк».

Март

Апрель

Май

«Пожар в лесу»

Выставка плакатов «Берегите лес»

 Драматизация «Путаница»

Дидактическая игра «Чем тушат пожар» закрепить представления детей о предметах, с помощью которых можно потушить пожар.

Продуктивная лепка «Пожарная лестница».                                                                        

Консультация «Правила поведения во время пожара в лесу».

Средняя группа

  • Формировать представление о причинах возникновения пожаров и о работе пожарных.

Месяц

Взаимодействие с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь  

Октябрь

Ноябрь  

«Пожар в доме»

 Консультации «Правила эвакуации»

Пополнение центра безопасности.

Речевая ситуация «Какие опасности нас подстерегают в помещении» формировать представления о пожаре, причинах его возникновения.

Дидактическая игра: «Пожароопасные предметы»

Продуктивная рисование «Пожарная машина».

Памятка «Безопасность наших детей- в наших руках»

Декабрь

Январь

Февраль

«Огонь-друг или враг?»

Инструктаж «Правила поведения на новогодних праздниках»

Акция «Нет огню!» 

 Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную

Рассматривание иллюстраций

«Ёлочка – иголочка» рассмотреть причины возникновения пожара от электрических гирлянд и легко воспламеняющихся ёлочных украшений.

Речевая ситуация «правила поведения при пожаре»

Дидактическая игра «Что необходимо пожарному»

Инструктаж «Правила поведения на новогодних праздниках».

Консультация «Осторожно фейерверк».

Март

Апрель

Май

«Пожар в лесу»

Выставка плакатов «Берегите лес»

 Речевая ситуация «Огонь и огонёк» познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Развивать умение соблюдать правила поведения в лесу.

Спортивное развлечение «Мы пожарные»

Дидактическая игра «Собери картинку».

Консультация «Не жгите траву»

Старшая группа

Задачи:

  • Расширять представления об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.), навыков безопасного пользования бытовыми предметами.
  • Уточнять представления детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
  • Знакомить с работой службы спасения — МЧС.
  • Закреплять представления о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103».

Месяц

Взаимодействие с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь  

«Пожар в доме»

 Консультации «Правила эвакуации»

Пополнение центра безопасности.

Инструктаж «Правила поведения при пожаре».

Речевая ситуация «Ни ночью, ни днём, не балуйся с огнём» систематизировать представления о причинах пожара.

Памятка «Учим ребёнка правилам пожарной безопасности»

Изготовление альбомов «Что мы знаем про огонь» (Рисунки детей).

Октябрь

«Спички детям - не игрушка»

Рассматривание альбома по пожарной безопасности -

формировать у детей представление о том, что спички - это не игрушка.

Продуктивная деятельность аппликация «Пожарная машина»

Ноябрь  

«Осторожно-электроприборы»

Речевая ситуация Обобщение представлений о правилах обращения с электроприборами.

Чтение А. Толстой «Пожарные собаки».

Декабрь

«Детские шалости с огнем»

Инструктаж «Правила поведения на новогодних праздниках»

Акция «Нет огню!» 

 Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную

Речевая ситуация «Осторожно – пиротехника» «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»

воспитывать аккуратное отношение при использовании пиротехнических средств и только в присутствии взрослых.

Инструктаж «Правила поведения во время утренника»

Инструктаж «Правила поведения на новогодних праздниках».

Консультация «Осторожно фейерверк».

Январь

«Огонь-друг или враг?»

Речевая ситуация систематизировать представления о функциях огня. Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Пожар мы быстро победим Коль позвоним по ... (101)

У пожарных не напрасно Цвет машины ярко ... (красный)

Вдоль по улице, как птица, На пожар машина ... (мчится)

Чтоб огонь нам одолеть, Нужно вовремя ... (успеть)

При пожаре не зевай, Огонь водою ... (заливай)

На пожаре ждет беда, Если кончится ... (вода)

Знать обязан каждый житель Где висит (огнетушитель)

Февраль

«Кухня-не место для игр»

Речевая ситуация обобщить представление детей о соблюдении правил поведения на кухне.

Речевая ситуация «Чем можно потушить огонь?»

Март

«Пожар в лесу»

Выставка плакатов «Берегите лес»

«Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по пожарной безопасности»

Речевая ситуация расширять представления детей о причинах возникновения пожаров в лесу, о правилах поведения в лесу.

Развлечение «Правила, пожарные без запинки знайте, правила, пожарные строго выполняйте»

Консультация

«Правила пожарной безопасности в лесу»

Апрель

«Службы спасения»

Эстафеты «Юный пожарный»

Речевая ситуация расширять представления о службах спасения. Знакомить с номерами служб.

Май

 Речевая ситуация «Последствие лесных пожаров» формировать представления о вреде огня в лесных массивах и его последствии; закрепить навыки правильного и безопасного поведения в лесу.

Продуктивная деятельность рисование «Знаки пожарной безопасности»

(на природе).

Подготовительная к школе группа

  • Расширять представления детей о работе МЧС, пожарной службы.
  • Уточнять представления о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
  • Закреплять представления о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «101».

Месяц

Взаимодействие с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь  

«Пожар в доме»

Консультации «Правила эвакуации»

Пополнение центра безопасности.

Речевая ситуация «Если возник пожар» «Опасный огонь»

Познакомить с правилами поведения при пожаре, набирать номер телефона пожарной службы; Познакомить со средствами пожаротушения (вода, песок, огнетушители); техникой, помогающей тушить пожар.

Чтение Маршак. «Кошкин дом».

Дидактическая игра «Горит - не горит»

Памятка «Безопасность наших детей- в наших руках»

Октябрь

«Спички детям - не игрушка»

Речевая ситуация «Огонь – друг или враг» закрепить правила пожарной безопасности и умение вести себя при возникновении пожара, формировать у детей элементарные представления об опасных шалостях с огнём (спички, зажигалка, электроприборы), об опасных последствиях пожаров в доме.

Чтение С. Маршак «Пожар»

Ноябрь  

«Осторожно-электроприборы»

Речевая ситуация закрепить представление детей об основных функциях, назначении и особенностях работы электроприборов, правильно пользоваться ими.

Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Декабрь

«Огонь-друг или враг?»

Инструктаж «Правила поведения на новогодних праздниках»

Акция «Нет огню!» 

 Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную

«Осторожно – пиротехника» «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»

Воспитывать аккуратное отношение при использовании пиротехнических средств и только в присутствии взрослых.

Систематизировать представления о легковоспламеняющихся предметах.

Театрализация сказки “Кошкин дом”;

Инструктаж «Правила поведения на новогодних праздниках».

Консультация «Осторожно фейерверк».

Конкурс-выставка рисунков, плакатов на тему: «Огонь и огонёк»

Январь

«Детские шалости с огнем»

Речевая ситуация «Чем опасен дым» познакомить детей с материалами, которые выделяют при горении дым, и сформировать у детей элементарные представления о мерах безопасности при выделении ядовитого дыма.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Февраль

«Кухня-не место для игр»

Речевая ситуация «Опасный огонь» Закрепить представления детей о соблюдении правил поведения на кухне.

Решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить белье над плитой». 

Март

«Пожар в лесу»

Выставка плакатов «Берегите лес»

«Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по пожарной безопасности»

Речевая ситуация «Огонь в природе» познакомить детей со страшным бедствием — лесным пожаром.

Решение проблемных ситуаций: «Папа оставил кастрюлю на плите», «В доме зажгли бенгальские огни».

Консультация «Не жгите траву»

Развлечение «Правила, пожарные без запинки знайте, правила, пожарные строго выполняйте»

Апрель

«Службы спасения»

Речевая ситуация «Что такое МЧС, служба пожарной безопасности» закрепить представления у детей о службах спасения.

Продуктивная деятельность рисование «Пожарный».

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»

 

Май

 Чтение: «Правила пожарной безопасности в стихах». 

Речевая ситуация «Последствие лесных пожаров» формировать представление детей о вреде огня в лесных массивах и его последствии; закрепить навыки правильного и безопасного поведения в лесу.

Речевая ситуация практические занятия по эвакуации из помещения группы, детского сада; знакомство с планом эвакуации.

Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:

  • Экскурсии в пожарную часть.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Игровая деятельность.
  • Чтение художественной литературы.
  • Развлечения, досуги.
  • Наставничество (планета талантов).
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Театрализация сказки “Кошкин дом”;
  • Сюжетно-ролевая игра “Мы пожарные”;
  • Развлечения, соревнования;
  • Выставки детских работ;
  • Конкурсы плакатов;

Взаимодействие с родителями:

  • консультации
  • памятки
  • родительские собрания
  • совместные развлечения
  • оформление информационных стендов;
  • Изготовление атрибутов по пожарной безопасности.

Большое внимание по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

Следует учитывать тот факт, что в силу своих возрастных особенностей для детей дошкольного возраста играет большую роль пример родителей. Поэтому родителям необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, не нарушать и своим поведением подчеркивать важность соблюдения правил в быту.

Взрослые должны, общаясь с ребенком постоянно объяснять правила поведения детей дома, во время эксплуатации электроприборов и бытовой техники.  Разбирать ситуации, когда происходит пожар, объяснять важность соблюдения правил безопасности и учить вести во время чрезвычайных ситуаций.

В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, рассказывает об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены стенды.

Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей

Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросе пожарной безопасности в детском саду является: беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.

        Результаты оцениваются в трех бальной системе.

3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.

2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.

1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.

        Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:

Низкий уровень - когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.

Средний уровень - справляется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень- ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.

3. Показатели эффективности программы

Основными показателями можно считать:

  1. Сформированные у детей умения и навыки, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
  2. Сформированная компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
  3. Созданная материально-техническая база группы.

Литература:

 Программа здоровье сберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План программа по пожарной безопасности дошольников во всех возрастных группах дошкольного учереждения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ    План занятий с детьми всех возрастных групп по противопожарной безопасности ( по блокам)...

Учебная программа "Юный пожарный"

Данная программа «Юный пожарный» формирует культуру безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе и в быту. Программа построена с учетом психологических особенностей детей дошкольно...

Программа по пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность темы1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ.2. раздел. Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей группы МБДОУ №...

Программа по пожарной безопасности "Огнеборик"

Программа «Огнеборик» имеет познавательный характер, рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста самым простым и необходимым мерам пожарной безопасности: осторожности в обращении со спи...

Программа по пожарной безопасности для ДОУ

Программа разработана с учетом ФГОС. В программу входит паспорт, пояснительная записка,  перспективный план для всех возрастных групп, практический материал для работы....

Программа по пожарной безопасности «Огонь–друг, огонь-враг»

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности...

Сценарий познавательно-конкурсной программы "Правила пожарной безопасности" для детей подготовительной группы

Задачи: закреплять: умение набирать номер 01 на телефонном аппарате; знание у детей домашнего адреса и т.д....