Проект сюжетно – ролевая игра «Шофёры»
проект по обж (старшая группа)

Сыченко Валентина Анатольевна

Сюжетно-ролевая игра «Шофёр» предназначена для мальчиков. Мальчики предпочитают технические и общественные игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, мужские интересы и взаимоотношения в мужских профессиях и деятельности. Мальчики отличаются подвижностью и динамичностью, им нравятся игры с активными действиями и перемещениями, а также предметные игры.

Цель: создание организационно-содержательных условий для формирования игрового умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

Задачи:

1) образовательные: расширять и обогащать представления детей о профессии шофёр;

2) развивающие: развивать память, воображение, образное мышление детей, диалогическую форму речи.

3) воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать, ответственность, доброжелательность.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 187 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Проектная деятельность

 сюжетно – ролевая игра «Шофёры»

Выполнила

 воспитатель I квалификационной категории

 старшей группы «Альбатрос»

Сыченко Валентина Анатольевна

г. Омск 2019г.

Проект сюжетно-ролевой игры «Шофёр»


Актуальность проекта

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребёнка дошкольного возраста.

Педагоги К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко говорили о влиянии игры на формирование личности ребёнка. Оно заключается в том, что через игру ребёнок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребёнка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн подчёркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память.

Д. Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно - потребностной сферы ребёнка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребёнка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли.

Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой. Также в игре зарождаются элементы учебной деятельности.

Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребёнка в целом дало основание учёным считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Учёт гендерных особенностей

Сюжетно-ролевая игра «Шофёр» предназначена для мальчиков. Мальчики предпочитают технические и общественные игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, мужские интересы и взаимоотношения в мужских профессиях и деятельности. Мальчики отличаются подвижностью и динамичностью, им нравятся игры с активными действиями и перемещениями, а также предметные игры.

Цель: создание организационно-содержательных условий для формирования игрового умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

Задачи:

1) образовательные: расширять и обогащать представления детей о профессии шофёр;

2) развивающие: развивать память, воображение, образное мышление детей, диалогическую форму речи.

3) воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать, ответственность, доброжелательность.

Предполагаемые результаты реализации проекта: у детей расширятся и обогатятся представления о трудовых действиях, о значимости профессии шофёр; будут созданы предпосылки для развития познавательных процессов и личностных качеств ребёнка, для формирования новых игровых умений; родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированы в вопросе проведения игр.

Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.

Оборудование и атрибуты: игровые модули «Гараж» и «Автосервис», машинки-грузовики, игрушечный телефон, игровой набор инструментов, дорожные знаки, жезл полицейского, крупный и мелкий конструктор, пластиковые муляжи овощей и фруктов, игрушечная мебель, скакалки, игровой коврик «Дорога», бумага, цветные карандаши.

Атрибуты, требующие изготовления: техпаспорта на машины, водительские права, деньги.

I. Подготовительный этап

Формы работы Содержание

Выявление игровых предпочтений, интересов, игровых умений. 1. Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

Показатели:

• замысел игры, постановка игровых целей и задач;

• содержание игры;

• сюжет игры;

• выполнение роли и взаимодействие детей в игре;

• игровые действия и игровые предметы;

• игровые правила;

• достижение результата игры;

• особенности конфликтов в игре;

• игровая среда;

• роль взрослого в руководстве игрой.

2. Беседа «Изучение игровых предпочтений»

(проводится в форме индивидуальной беседы; ответы детей сопоставляют с результатами наблюдения)

Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

В какие игры ты играешь? В какие игры ты больше всего любишь играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?

Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх? Почему? Что бы ты хотел делать в играх?

Кем ты бываешь в играх? Почему? Кем бы ты хотел быть в играх?

Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как бы ты с ними играл?

С кем ты чаще всего играешь и почему?

1. Непосредственно образовательная деятельность. 1. Социально-коммуникативное развитие.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе. Знакомство с профессиями.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. Знакомство со светофором, знаками дорожного движения.

2. Познавательное развитие.

Расширение представлений о профессии.

Расширение знаний детей о транспорте; знакомство с материалами, из которых сделаны предметы.

3. Речевое развитие

Совершенствование связной речи.

Упражнение в составлении рассказа по картине. Приобщение к художественной литературе.

Чтение литературы (стихотворение «Шофёр» Б. Заходера).

4. Художественно-эстетическое развитие.

Рисование«Грузовая машина».

Аппликация«Машины едут по улице».

5. Физическое развитие.

Подвижные игры «Цветные автомобили»«Улица» (Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр»).

Физкультминутка«Едем, едем на машине…»

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах. 1. Игровая деятельность: ситуации игрового взаимодействия «Строим гараж»«Починка автомобиля»«Полицейский на перекрёстке».

2. Дидактические и настольные игры: развивающая игра «Профессии»«Собери машину», домино «Транспорт».

3. Наблюдение на прогулке: в детский сад привезли продукты, знакомство с шофёром, осмотр машины целиком и кабины шофёра.

4. Чтение: стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», И. Муравейка «Самосвал», В. Степанова «Шофёр»; сказка Н. Павловой «На машине».

5. Создание предметно-игровой среды:

игровой материал (машинки-грузовики, игрушечный телефон, игровой набор инструментов, дорожные знаки, жезл полицейского, крупный и мелкий конструктор, пластиковые муляжи овощей и фруктов, игрушечная мебель, скакалки);

изготовление атрибутов к игре (гараж для машин, техпаспорт на машину, деньги за бензин).

3. Самостоятельная деятельность. 1. Раскрашивание раскрасок«Машины»«Правила дорожного движения».

2. Дидактические и настольные игры: развивающая игра «Профессии»«Собери машину», домино «Транспорт».

4. Взаимодействие с семьёй. 1. Организация мастер-класса для родителей по проведению игр с детьми.

2. Изготовление атрибутов к игре: водительские права с фотографиями детей, модель приборной доски автомобиля.

3. Наблюдение с детьми на улице: машины, движение на дорогах, гараж.

4. Закрепление правил дорожного движения.

II. Основной этап

Роли Ролевые действия

Шофёр Проверяет готовность машины, при необходимости заезжает в автосервис для ремонта машины, отправляется в рейс; заезжает на заправочную станцию, заправляет машину, платит за бензин; доставляет груз по назначению; останавливает машину по требованию полицейского, показывает свои документы; помогает товарищу-шофёру заменить лопнувшее колесо; помогает маме, купившей кроватку для дочки, доставить кроватку до дома; возвращается в гараж; приводит машину в порядок.

Диспетчер гаража Разговаривает по телефону; выдаёт путевые листы водителям (отвезти кирпичи на стройку, продукты в магазин, щебень на строительство новой дороги) и деньги на бензин; напоминает об осторожности на дороге (не превышать скорость, пропускать пешеходов).

Полицейский Останавливает машину, проверяет документы; выписывает штраф за превышение скорости.

Авто слесарь Осматривает машину и ремонтирует ее; берет деньги за ремонт.

Бензо -заправщик Спрашивает, сколько нужно бензина; вставляет шланг; берёт деньги за бензин.

Шофёр, у которого лопнуло на дороге колесо Останавливает машину; рассказывает, что у него лопнуло колесо; просит о помощи; благодарит; едет дальше.

Продавец Принимает продукты, благодарит.

Мама, купившая кроватку для дочки Останавливает машину; рассказывает о покупке; просит о помощи; доезжают до дома; благодарит.

Методические приёмы, используемые в игре:

• Подготовка атрибутов вместе с детьми.

• Включение воспитателя в игру, принятие на себя второстепенной роли.

• Создание проблемной ситуации.

• Словесное обозначение своей роли и роли партнёра.

• .Использование многоперсонажного сюжета, где один персонаж взаимодействует с остальными.

• Смена роли воспитателем.

• Включение в содержание игры различных ситуаций, требующих изменения ролевого поведения, а также проблемных ситуаций.

• Постепенное введение новых персонажей, новых событий.

• Принятие возникающих в ходе игры предложений ребёнка и включение их в общую схему сюжета.

• Вовлечение детей в ролевой диалог.

• Привлечение в игру малоактивных детей.

• Инициирование детей к поиску предметов-заместителей.

• Предупреждение конфликтных ситуаций между детьми.

III. Заключительный этап

1. Анализ результатов проекта:

- у детей расширились и обогатились представления о профессии шофёр;

- улучшились память, воображение, образное мышление детей, диалогическая форма речи;

- дети умеют взаимодействовать в игре, проявляют ответственность, доброжелательность.

2. Ориентация детей на использование полученных навыков в других сюжетно-ролевых играх.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 187 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Выполнили Воспитатели старшей группы «Альбатрос» Сыченко Валентина Анатольевна Проектная деятельность сюжетно – ролевая игра «Шофёры» г . Омск 2019г.

Слайд 2

Цель : создание организационно-содержательных условий для формирования игрового умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Задачи : образовательные : расширять и обогащать представления детей о профессии шофёр ; развивающие : развивать память, воображение, образное мышление детей, диалогическую форму речи. воспитательные : воспитывать умение взаимодействовать, ответственность, доброжелательность. Сюжетно-ролевая игра « Шофёр » предназначена для мальчиков. Мальчики предпочитают технические и общественные игровые сюжеты , отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, мужские интересы и взаимоотношения в мужских профессиях и деятельности. Мальчики отличаются подвижностью и динамичностью, им нравятся игры с активными действиями и перемещениями, а также предметные игры .

Слайд 3

I. Подготовительный этап Наблюдение за детьми, чем больше всего увлекаются мальчики Беседы «Изучение игровых предпочтений»

Слайд 4

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. Знакомство со светофором, знаками дорожного движения.

Слайд 5

Борис Заходер Чтение художественной литературы.

Слайд 6

Раскрашивание, рисование, аппликация .

Слайд 7

Дидактическая игра «Дорожные знаки»

Слайд 8

Изготовление атрибутов: права для мальчиков и паспорт транспортного средства II. Основной этап

Слайд 9

Авто - Слесарь Распределение ролей Заправщик Авто - мойщик

Слайд 10

III. Заключительный этап Анализ результатов проекта : - у детей расширились и обогатились представления о профессии шофёр ; - улучшились память, воображение, образное мышление детей, диалогическая форма речи; - дети умеют взаимодействовать в игре, проявляют ответственность, доброжелательность. Ориентация детей на использование полученных навыков в других сюжетно-ролевых играх .

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....