Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения «ЮИДД»
рабочая программа по обж (старшая группа)

Шарипова Ирина Валерьевна

Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, а жить им придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuid.docx177.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северная сказка»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

Решением педагогического

совета ДОУ

Протокол № ___ от _________2022___

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

ДОУ

Бурцева Т.В.

«__» ______ 2022_

Рабочая программа кружка 

по обучению детей правилам дорожного движения

«ЮИДД»

http://detskiy-sad.com/wp-content/uploads/2017/08/svetofor-dla-dou1.png

г. Новый Уренгой

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Актуальность
  2. Цель и задачи рабочей программы
  3. Принципы организации кружковой работы
  4. Ожидаемые результаты
  1. Содержательный раздел
  1. Формы организации кружковой работы
  2. План реализации программы
  3. Календарно-тематический план
  1. Список литературы

Пояснительная записка

  1. Актуальность

Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, а жить им придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.  

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

В детском саду правила дорожного движения отражены в направлении «Социально-коммуникативное развитие», это позволяет осуществлять целенаправленное, планомерное и систематическое воспитание и обучение ребёнка с самого раннего возраста во избежание выше перечисленных опасностей. Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и негативные последствия, главное из которых - аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней. Гибнут, дети, что особенно тяжело, в общем числе пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей и подростков 29 % - это дети до 7 лет. Это происходят из-за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих Правилами. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.  

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения, несомненно. Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения» формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Бесспорно одно: дошкольника никогда не следует оставлять на дороге одного!  

 Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД) разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» и реализует программу дополнительного образования социально-педагогической направленности.

 

  1. Цель и задачи рабочей программы

Цель 

Создание условия для формирования у дошкольников основ осознанного безопасного поведения на дорогах, соблюдения законов движения автотранспорта и пешеходов

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.  
  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
  • Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности

Развивающие:

  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей
  • Расширять словарный запас

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.  
  • формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;
  • Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

  1. Принципы организации образовательного процесса

В основу программы положены принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Этот принцип предполагает, чтоб изложение учебного материала педагогом доводится до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого - к сложному, от близкого - к далекому, от конкретного - к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход)

В организации непосредственно-образовательной деятельности необходимо стремится подходить к каждому ребенку, как к личности.

Каждое мероприятие строится в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывается тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп. Уровень сложности определяется строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Стиль взаимодействия педагога и детей – демократический, партнёрский.

Общение – на уровне глаз ребёнка. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет (в старшем возрасте совместно с детьми) задачи образовательной деятельности, темп. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию, как ученика, так и учителя.

7. Принцип связи с жизнью.

Педагог с детьми должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; уметь применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

  1. Ожидаемые результаты:

Ожидаемый результат:

 

Образовательный:

  • Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
  • Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса.  

Воспитательный:

  • Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.  

Социальный:

  • Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
  • Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

 

Содержательный раздел

2.1.        Форма организации кружковой деятельности

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста

Сроки реализации: 1 год

Кружковая работа  рассчитана на 2 занятия в месяц. Всего в год – 18 занятий. Занятия проводятся в группах (10 человек) по 20-25 минут.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение художественной литературы);
  • наглядный (наблюдения конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (опыт хозяйственно-бытового труда, экспериментирование с различными материалами);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации);
  • метод поэтапных открытий (постепенное ознакомление с новыми правилами);
  • частично поисковый, эвристический (самостоятельный поиск информации).
  • метод коллективных и групповых работ.

Формы организации:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • парная

2.2. План реализации программы

I этап (диагностический) – сентябрь

Задачи:

  • Выявление проблемы, обоснование актуальности и разработка программы.  
  • Постановка цели и задач.
  • Составление перспективного планирования по данной теме для детей младшего и среднего дошкольного возраста.  
  • Составление перспективного планирования по работе с родителями.
  • Изучение особенностей детей дошкольного возраста данной теме.
  • Изучение научно-педагогической литературы.

II этап (практический) – конец сентября – начало мая

Задачи:

  • Апробация программы. Включение в образовательный процесс комплекс мероприятий с детьми и родителями

III этап (итогово-аналитический) – май 2023

Задачи:

  • осуществление мониторинга эффективности Программы.
  • систематизация методических и практических материалов Программы

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

2.3. Календарно-тематический план

месяц

тема

Цель

Сентябрь

«Кто такие юные инспектора дорожного движения»

Знакомство детей с обязанностями юных инспекторов дорожного движения.

«Три сигнала светофора»

Расширить знания детей о правилах поведения водителя и пешехода в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить детей различать дорожные знаки  

Октябрь

«Я шагаю по улице»

Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта; познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара.

«Знакомимся со знаками дорожного движения»  

Учить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» - предупреждающие;

«Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» - запрещающие; «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка»

Ноябрь

«Как транспорт людям помогает».

познакомить детей со специализированным транспортом (пожарная, скорая, полиция и т. д); формировать у детей представление о том, как машины помогают людям.

«Путешествие в прошлое транспорта»

Развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.

Декабрь

«Путешествие в прошлое автомобиля»

Познакомить детей с историей автомобиля; закрепить знания о частях автомобиля и их функциях; побудить детей сравнивать разные виды и марки автомобилей.

«Светоотражатели»

Выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тёмное время суток.

Январь

Викторина «Безопасная дорога»

Закреплять у детей знания ПДД. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода.

«История правил дорожного движения»

Учить детей правилам поведения на улице, с целью не потеряться, а если это произойдет, что делать, как себя вести.

Февраль

«История появления светофора»

Знакомство со способами регулирования дорожного движения: светофор, регулировщик. Знакомство с историей появления и видами светофора.

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи

Март

Изготовление книжки-малышки «Дорожные знаки».

Закреплять знания детей о дорожных знаках. Развивать мелкую моторику рук во время практической деятельности.

Экскурсия по близлежащим улицам

Продолжать знакомить с дорожной разметкой и ее назначении; продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.

Апрель

Мы – пешеходы. Мы – водители (в автогородке на улице)

Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире.

Вождение на велосипеде (в автогородке на улице)

Закреплять у детей умение соблюдать правила езды на велосипеде на улице, при скоплении людей, при переходе через дорогу.

Май

КВН «Зелёная улица»

Привлечение родителей и детей группы с целью закрепления знаний и создания чувства уверенности и знаний правил дорожного движения.

Участие в конкурсе агитбригад по ПДД

формировать у детей сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на улице.

3.Список литературы

  1. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009
  2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
  3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
  5. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
  6. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г.
  7. Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 -
  8. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008
  9. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
  10.  Периодический издания и Интернет

Приложение 1

 Диагностика по выявлению уровня знаний правил дорожного движения детей дошкольного возраста.

Улица

3 балла: ориентируется в пространстве; знает цвета, элементы дороги, улицы; свободно ориентируется на местности вокруг детского сада, относительно дорог и транспортных средств.

2 балла: показывая и называя элементы дороги, улицы, допускает незначительные ошибки; путает понятия «слева справа»; ориентируется на местности вокруг детского сада с помощью воспитателя.

1 балл: не различает левую и правую стороны; путает названия элементов дороги; затрудняется в ориентировке на местности вокруг детского сада

Водитель

3 балла: знает дорожные знаки, объясняет их значение; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД; безошибочно показывает и называет виды транспорта, части машин, классифицирует транспорт по назначению, знает значение предупредительных сигналов автомобилей.

2 балла: знает значение сигналов светофора, дорожных знаков, но допускает ошибки в их классификации; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД; допускает незначительные ошибки в различении видов транспорта, его классификации, в объяснении значений предупредительных сигналов автомобиля.

1 балл: знает значение сигналов светофора, но путает названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет представление о работе сотрудников ГИБДД; затрудняется в различении видов транспорта, его классификации, не знает значения предупредительных сигналов автомобиля  

Пешеходы

3 балла: знает правила безопасного поведения на улице.

2 балла: допускает неточности в объяснении последовательности правил перехода через дорогу; знает, где можно и где нельзя играть, особенности поведения в различных погодных условиях.

1 балл: рассказывает о правилах безопасного поведения на улице только с помощью воспитателя  

Пассажиры

3 балла: знает правила поведения в общественном транспорте.

2 балла: допускает неточности в объяснении правил поведения в общественном транспорте.

1 балл: рассказывает о правилах поведения в общественном транспорте только с помощью воспитателя  

Для групп раннего возраста (с 2 до 3 лет) шкала оценивания :  

0 – 3 балла – низкий уровень

4 – 7 баллов – средний уровень

8 – 12 баллов – высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения

К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретае...

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"...

Программа по обучению детей правилам дорожного движения

Программа по обучению детей правилам дорожного движения, содержащая тесты на выявление знаний у докольников, анкеты для родителей и педагогов, а так же загадки и игры...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Программа для групп общеразвивающей направленности по обучению детей правилам дорожного движения "Юные инспектры движения" для детей от 2 до 7 лет

Программа "Юные инспекторы дорожного движения" разработана в соответствии с ФГОС ДО. В ней представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 2  до 7 лет...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....