Рабочая программа по безопасности
рабочая программа по обж (старшая группа)

Программа по воспитанию у ребенка адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_bezopasnosti.docx87.89 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка ……………………………………………….

3

2.

Рабочая программа для детей старшей группы ……………………..

6

3.

Рабочая программа для детей подготовительной группы…………..

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, мною разработана Программа занятий по ОБЖ " Страна безопасности" для детей 5-7 лет.

Проанализировав литературу: Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», пришла к выводу, что необходимо помочь ребёнку сформировать модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации. Программа «Страна безопасности» является рабочей программой социально – коммуникативной направленности. Содержание данной программы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности. Программа рассчитана на 2 года обучения.

В программе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.

НОД

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Длительность

25 мин

30 мин

Количество в год

36

36

Всего: за 2 года

36

Рабочая программа имеет цель - сформировать у ребенка навыки разумного поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни, и способствует решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки.

Особенности организации образовательного процесса

Программа адресована воспитателям старших и подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из трех разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности», «О правилах безопасности дорожного движения», «Формирование предпосылок экологического сознания».

Первый раздел - касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту об этом ребёнок узнаёт в учебном комплекте

«Формирование основ безопасности».

Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Второй раздел поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГИБДД и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

«Формирование предпосылок экологического сознания» - всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации,

несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

Содержание программы оставляет право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально- экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской местности, сезонности, возрастной адресованности.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

  • соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  • понимает, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  • знает явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе
  • знает правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых
  • знает об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
  • знает название ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • знает дорожные знаки: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
  • знает правила поведения в общественном транспорте.
  • знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)
  • знает об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
  • применяет навыки безопасного пользования бытовыми приборами.
  • знает о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
  • знает службы спасения – МЧС, «Скорая помощь - 03», «Пожарная часть – 01», «Полиция – 02».
  • умеет обратиться за помощью к взрослым.
  • знает и называет своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

  • соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  • понимает, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  • знает явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган), знает правила поведения человека в этих условиях
  • знает правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых
  • знает об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
  • знает дорожные знаки и умеет различать – предупреждающие, запрещающие и информационно- указательные
  • имеет представление о работе ГИБДД
  • знает название ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • соблюдает культуру поведения на улице и общественном транспорте
  • умеет находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности
  • знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • знает дорожные знаки: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
  • знает правила поведения в общественном транспорте.
  • знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)
  • знает об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
  • применяет навыки безопасного пользования бытовыми приборами.
  • знает о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
  • знает службы спасения – МЧС, «Скорая помощь - 03», «Пожарная часть – 01», «Полиция – 02».
  • умеет обратиться за помощью к взрослым.
  • знает и называет своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности

                                                «Формирование основ безопасности у дошкольников» для детей старшей группы с 5 до 6 лет

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование основ безопасности у дошкольников» для детей старшей группы общеразвивающей направленности (5 – 6 лет), составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Крепыш»

Основной целью рабочей программы является формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Для достижения поставленной цели рабочей программы решаются следующие задачи: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности:

Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.

Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться шишками, песком и другими твердыми материалами.

Закреплять правила безопасного передвижения в помещении (спокойно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).

Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми (не разговаривать с незнакомцами, не брать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю).

Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.

О правилах безопасности дорожного движения:

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). Познакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.

Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с метро, с правилами безопасного поведения в нем.

Продолжать объяснять детям, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого. Объяснять детям, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим.

Формирование предпосылок экологического сознания:

Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т.д.). Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред; кормить животных только вместе со взрослым; чужих животных не гладить; без разрешения взрослого не приносить в дом животных; не брать на руки бездомных животных.

Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарством для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).

Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя — они могут быть ядовитыми. Рассказать о сборе ягод и растений.

Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

«Формирование основ безопасности у дошкольников» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

К концу года воспитанник:

  • соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  • понимает, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  • знает явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе
  • знает правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых
  • знает об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
  • знает название ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • знает дорожные знаки: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
  • знает правила поведения в общественном транспорте.
  • знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)
  • знает об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
  • применяет навыки безопасного пользования бытовыми приборами.
  • знает о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
  • знает службы спасения – МЧС, «Скорая помощь - 03», «Пожарная часть – 01», «Полиция – 02».
  • умеет обратиться за помощью к взрослым.
  • знает и называет своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема (раздел)

Количество

НОД

В том числе: практическая часть НОД

1

«Я – пешеход»

1

1

2

«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром»

1

1

3

«Правила поведения при общении с животными»

1

1

4

«Поведение ребёнка на детской площадке»

1

1

5

«Соблюдаем режим дня»

1

1

6

«Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко»

1

1

7

«Я пешеход»

1

1

8

«О правильном питании и пользе витаминов

1

1

9

«Не все грибы съедобные»

1

1

10

«Опасные ситуации дома»

1

1

11

«Опасные предметы»

1

1

12

«Знакомство с городским транспортом»

1

1

13

«На улице - не в комнате. О том, ребята помните!»

1

1

14

«Небезопасные зимние забавы»

1

1

15

«Если ребенок потерялся»

1

1

16

«Поведение ребенка на детской площадке зимой»

1

1

17

«В гости к крокодилу Гене»

1

1

18

«Правила безопасного поведения на каникулах»

1

1

19

«Бережем свое здоровье или Правила доктора Неболейко»

1

1

20

«О правилах поведения в транспорте»

1

1

21

«Врачебная помощь»

1

1

22

«Правила поведения при пожаре»

1

1

23

«В стране дорожных знаков»

1

1

24

«Я потерялся» (игра – тренинг)

1

1

25

«Улица полна неожиданностей»

1

1

26

«Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья

дорогу переходили»

1

1

27

«Опасные ситуации на улице»

1

1

28

«Как устроен мой организм»

1

1

29

«Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто»

1

1

30

«Правила поведение при грозе»

1

1

31

«Целевая прогулка»

1

1

32

«Огонь - наш друг, огонь - наш враг!»

1

1

33

«Правила безопасного поведения в общественных местах и

местах массового скопления»

1

1

34

«Опасные шалости»

1

1

35

«Помощь при укусах»

1

1

36

«Правила поведения на воде»

1

1

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема (раздел)

Программное содержание

1

Безопасное поведение в природе

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи

при ушибах и укусах насекомых.

2

Безопасность на

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая

дорогах

часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса»,

«Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания».

3

Безопасность собственной жизнедеятельности

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах). Расширение знаний об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения – МЧС,

«Скорая медицинская помощь 03», «Полиция 02»,

«Пожарная служба 01». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Структура организации непосредственной образовательной деятельности:

Формирование основ безопасности у

дошкольников

Кол-во компонентов

Неделя

Месяц

Год

1

4

36

Длительность НОД составляет 25 минут

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).

Методика проведения диагностики:

  1. Тема: «Безопасность собственной жизнедеятельности».

Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»; обсуждение конкретных ситуаций;

дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

  1. Тема: «Безопасное поведение в природе».

Беседы по картинкам, плакатам;

наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий; дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где

живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).

  1. Тема: «Ребёнок один дома».

Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,

«Скорая помощь», «Помогите милиция!».

  1. Тема: «Здоровье ребёнка».

Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),

«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ);

Занятия, беседы, наблюдения.

  1. Тема: «Безопасность на дорогах». Занятие-практикум «Мы пешеходы»;

сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;

дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,

«Найди ошибку».

Ответы детей оцениваются в баллах (процентах):

высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

средний уровень - (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

низкий уровень - (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Методическая литература

  1. Программа «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.). – М.: «Мозаика – синтез», 2014. – 368 с.
  2. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». – М.: «Мозаика – Синтез», 2015. - 60 с.
  3. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». – М.: «Мозаика – Синтез», 2015. - 112 с.
  4. Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева

Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б – СПб.: «Детство – Пресс», 2009. – 144 с.

Технические средства обучения:

  • Магнитофон;
  • Телевизор;
  • Средства мультимедиа;

Протокол обследования уровня освоения детьми 5-6 лет программного материала образовательного компонента

«Формирование основ безопасности»

Старшая группа № « » МБДОУ детский сад № 2 Дата проведения: начало года

Воспитатели конец года ___________

Ф.И. ребенка

«Безопасность собственной жизнедеятельности»

«Безопасное поведение в природе»

«Ребёнок один дома»

«Здоровье ребёнка»

«Безопасность на дорогах»

1

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

2

3

4

5

6

7

Высокий

Средний

Низкий

Уровень усвоения программы:

ВЫВОДЫ: РЕКОМЕНДАЦИИ:

Дата проведения диагностики: « »  г.

Кто проводил

Календарно-тематическое планирование НОД «Формирование основ безопасности у дошкольников» для детей старшей группы

(от 5 до 6 лет)

Дата проведения

Тема Литература

Цели и задачи

Содержание

Средства обучения

Планируемая

дата

Фактическ

ая дата

1

Сентябрь 1 неделя

«Я – пешеход» Т.Ф.Саулина

«Знакомим дошкольников с правилами дорожного

движения», стр.25

Знакомство с названиями ближайшими к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Художественное слово

(Я. Пишумов «Азбука города», С Михалков «Шагая осторожно»). Беседа с инспектором ГИБДД. Игра «Зеленый, желтый, красный» Работа с плакатом.

Инсценировка «Айболит»

Плакат, на котором изображены улицы города; 3 флажка: желтый, зелёный, красный.

2

Сентябрь 2 неделя

«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» Т.Ф.Саулина

«Знакомим дошкольников с правилами

дорожного движения», стр.26

Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Воспитание культуры поведения в общественном транспорте.

Познакомить с понятиями

«пешеход», «пассажир».

Рассматривание и обсуждение ситуаций на дорогах.

Загадки.

Подвижная игра «Засветись!» Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Слайды «Дети на улицах города изображением различных дорожных ситуаций.

Макет светофора. Значки - фликеры

3

Сентябрь 3 неделя

«Правила поведения при общении с животными» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 56

Знакомство с мерами предосторожности, которые нужно соблюдать при встречи с животными.

Рассказы детей о домашних питомцах.

Словарная работа «Бездомное животное», «ветеринар».

Составление правил безопасного общения с животными.

Изо деятельность «Друзья человека»

Презентация «Дикие животные», фото домашних питомцев, бумага, карандаши

4

сентябрь

«Поведение

Закрепить с детьми правила

Беседа «Мои любимые игры на

Схема прогулочного

4 неделя

ребёнка на детской площадке» К.Ю.Белая«Форм ирование основ безопасности у дошкольников», стр. 26

безопасности на детской площадке.

детской площадке»

Обсуждение опасных ситуаций из опыта детей.

Дидактическая игра «Правильно- неправильно».

Составление правил безопасности на детской площадке.

участка, карандаши красный, зеленый. Картинки с изображением ситуаций.

5

Октябрь 1 неделя

«Соблюдаем режим дня» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 32

Формировать привычку соблюдать режим дня. Закреплять культурно- гигиенические навыки.

Подбор иллюстраций к изменению часовой стрелки по времени, в том числе картинок блюд (завтрак, 2 завтрак, обед, полдник, ужин) Игровые действия в соответствии с временем суток.

Просмотр видео сюжета: закрываются лепестки цветов.

Макет часов, картинки с действиями людей, блюд.

видеосюжет

6

Октябрь 2 неделя

«Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 33

Формирование здорового образа жизни. Закрепление знаний о профилактике заболеваний, соблюдении культурно- гигиенических навыков.

Для укрепления иммунитета выполнять правила доктора Неболейко; стихи и загадки; Игры и пособия по теме – Сказка К.Чуковского «Доктор Айболит». Игра «вылечи свою любимую игрушку»

Презентация «Правила гигиены», микроскоп, лупа.

7

Октябрь 3 неделя

«Я пешеход» Т.Ф.Саулина

«Знакомим дошкольников с правилами

дорожного движения», стр.26

Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов.

Закрепить знания о сигналах светофора

Беседа с детьми о правилах дорожного движения, знакомство с профессией- инспектора ГИБДД. Знакомство с понятием - фликеры.

Плакат, на котором изображены улицы города; дорожные знаки; 3 флажка (Желтый, зеленый, красный)

8

Октябрь 4 неделя

«О правильном питании и пользе витаминов»

Формирование здорового образа жизни. Закреплять культурно- гигиенические навыки, культура

Знакомство с понятием

«Правильное питание», объяснить разницу между «полезное» и

Картинки, муляжи с овощами и фруктами;

К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 35

приема пищи.

«вкусное». Дидактические игры

«Витамины», «Составляем меню»

9

Ноябрь 1 неделя

«Не все грибы съедобные» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 52

Дать представление о съедобных и ядовитых грибах, правилах сбора их в лесу.

Д/И «Найди по описанию», беседа о съедобных и несъедобных грибах, рассмотреть картинки с грибами, загадки по теме.

Картинки с грибами, муляжи грибов для игры «Съедобные - несъедобные»

10

Ноябрь 1 неделя

«Опасные ситуации дома» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 13

Формировать представление о безопасности дома, закрепить знания о номерах телефона 01, 02, 03.

Беседа с детьми о ситуациях , которые могут быть опасны (открытое окно, балкон, электрическая плита)

Телефон с номерами служб, карточки для проблемной ситуации. Презентация

«Опасные ситуации дома»

11

Ноябрь 2 неделя

«Опасные предметы» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 11

Закрепление правил обращение с предметами в доме (электроприборы)

Беседа с детьми и создание проблемных задач по теме: Чем опасны электроприборы, столовые приборы, домашняя аптечка, инструменты)

Д/И «Сигнальная фишка»

Фишки красного цвета, картинки по теме

12

Ноябрь 3 неделя

«Знакомство с городским транспортом» Т.Ф.Саулина

«Знакомим дошкольников с

правилами

Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам

Познакомить детей с автомобилями спец служб (демонстрация картинок). Загадывание загадок, просмотр видеофильма «Транспорт города»

Картинки с изображением различных видов транспорта, видеофильм

«Транспорт города»

дорожного

движения», стр.31

13

Ноябрь 4 неделя

«На улице - не в комнате. О том, ребята помните!»

Закрепление правил безопасности на улице. Формировать умение соблюдать правила поведение на дороге и в общественных местах

Тематическая игра- презентация

«На улице - не в комнате. О том, ребята помните!»

презентация

«На улице - не в комнате. О том, ребята помните!», дорожные знаки, сигналы

светофора

14

Декабрь 1 неделя

«Небезопасные зимние забавы» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 25

Формировать представление о безопасных играх зимой.

Закрепление правил безопасного катания с горки, правил игры в снежки.

Предложить детям проблемные ситуации по теме и обсудить.

Рассматривание сюжетных картинок, дидактические игры

«Выбери правильный»

Сюжетные картинки, загадки, подвижные игры «Снежки».

Пословицы, поговорки

15

Декабрь 1 неделя

«Если ребенок потерялся» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 16

Познакомить детей с правилами поведения в чрезвычайной ситуации.

Чтение сказки «Кто сказал мяу?» рассказ Л.Толстого «Дети в роще». Беседа с детьми о прочитанном, создание проблемной ситуации

«Потерялся», закрепить знания детей об домашним адресе, название города

Произведения Л.Толстого «Дети в роще», предметные картинки по теме

16

Декабрь 2 неделя

«Поведение ребенка на детской площадке зимой» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 26

Закрепить с детьми правила безопасности на детской площадке зимой.

Беседа «Мои любимые игры на детской площадке зимой» Обсуждение опасных ситуаций из опыта детей.

Дидактическая игра «Правильно- неправильно».

Составление правил безопасности на детской площадке.

Схема прогулочного участка, карандаши красный, зеленый.

Картинки с изображением ситуаций.

17

Декабрь

3 неделя

«В гости к

крокодилу Гене»

Закрепление с правилами

дорожного движения, правилами

Театрализованное представление

«В гости к крокодилу Гене»

Плакат, на котором

изображены улицы

передвижения пешеходов. Закрепить знания о сигналах светофора

города; дорожные знаки; 3 флажка (Желтый, зеленый,

красный)

18

Декабрь 4 неделя

«Правила безопасного поведения на каникулах»

Формирование и соблюдение детьми правил безопасности на каникулах, соблюдения режима дня.

Провести беседы о безопасном поведении в дни новогодних каникул. Осторожное обращение с бенгальскими огнями, хлопушками. Рассмотрение

проблемных ситуаций.

Д/И «Говорящие знаки», сигнальные карточки

19

Январь 3 неделя

«Бережем свое здоровье или Правила доктора Неболейка» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 33

Формирование здорового образа жизни. Закрепление знаний о профилактике заболеваний, соблюдении культурно- гигиенических навыков.

Для укрепления иммунитета выполнять правила доктора Неболейко; стихи и загадки; Игры и пособия по теме.

Презентация «Правила гигиены», микроскоп, лупа.

20

Январь 4 неделя

«О правилах поведения в транспорте» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 45

Воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения в транспорте, формирование умений правильно вести себя на улице, на дороге.

Беседа с детьми о видах транспорта, игры – задания, решения кроссвордов, разгадывание загадок

Кроссворд, загадки

21

Февраль 1 неделя

«Врачебная помощь» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 38

Познакомить детей с понятие врачебная помощь, учить уметь оказывать первую помощь себе и человеку попавшему в беду.

Сюжетно-ролевая игра

«Больница», Д/и «Окажи помощь,

«Кому что нужно?»

Телефон 03, игрушки (зайчик, мишка, куклы).

22

Февраль 2 неделя

«Правила поведения при пожаре» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 22

Познакомить с элементарными правилами поведения при возникновении пожара, запомнить, что нужно и чего нельзя делать

Сюжетно-ролевая игра

«Пожарники», Д/И «С огнем не играй, пожар не затевай»; Разобрать с детьми проблемные ситуации по теме

Телефон 01, спички, одеяло, огнетушитель

23

Февраль 3 неделя

«В стране дорожных знаков»

Закрепление с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов.

Закрепить знания о сигналах светофора

Беседа с детьми о правилах дорожного движения, знакомство с профессий- инспектор ГИБДД. Знакомство с понятием - фликеры.

Плакат, на котором изображены улицы города; дорожные знаки; 3 флажка (Желтый, зеленый,

красный)

24

Февраль 4 неделя

«Я потерялся» (игра – тренинг)

Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не

теряться в этой ситуации

Создание проблемной ситуации, обсуждение, разработка правил при чрезвычайной ситуации.

25

Март

1 неделя

«Улица полна неожиданностей»

Расширять представление о правилах поведения во дворе, на улице. Учить видеть все то, что

представляет опасность для жизни и здоровья

Рассказать детям об опасности, которая может встретиться детям во дворе, на площадке с

использованием велосипеда, роликов, самокатов.

Велосипед, ролики, самокат. Дорожные знаки

26

Март

2 неделя

«Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу

переходили»

На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций

Д/И «Светофор», «Мы пешеходы», использование мультимедийных презентаций

Книга А. Иванова

«Как неразлучные друзья дорогу переходили»,

предметные картинки

27

Март

3 неделя

«Опасные ситуации на улице»

Формировать представление о безопасности дома, закрепить знания о номерах телефона 01, 02, 03.

Беседа с детьми о ситуациях , которые могут быть опасны на улице (незнакомый человек, неопознанные предметы)

Телефон с номерами служб, карточки для проблемной ситуации. Презентация

«Опасные ситуации на улице»

28

Март

4 неделя

«Как устроен мой

организм»

Познакомить детей с тем, как

устроено тело человека. Дать

Рассказать детям о строение тела

человека. Провести беседу «наше

Настольно-печатные

игры «Предметы

К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 30

первоначальные представления об устройстве организма для того чтобы осознанно заботиться о своем здоровье, бережно

относиться к себе, соблюдать гигиену.

тело хрупкое или прочное? Почему его нужно беречь?

гигиены, «Гигиена и здоровье», презентация по теме

29

Апрель 1 неделя

«Просмотр видеофильма

«Пассажиром быть не просто»

Знакомить детей с безопасным поведением в транспорте

Беседа о просмотренном видеофильме, разыгрывание проблемных ситуаций

Видеофильм

«Пассажиром быть не просто»

30

Апрель 2 неделя

«Правила поведение при грозе» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 53

Познакомить с природными явлениями которые опасны для жизни человека; познакомить с правилами поведения во время грозы.

Необходимо дать ребенку элементарные знания о том, что такое гром, молния, радуга.

Беседы, игры, чтение художественной литературы на эту тему стимулирование развития у ребенка самостоятельности в чрезвычайных ситуациях

Игры малой подвижности «Гроза», стихи, загадки, демонстрационные плакаты, картинки с чрезвычайными ситуациями.

31

Апрель 3 неделя

«Целевая прогулка»

Наблюдать с детьми реальные ситуации на дороге; учить их узнавать знакомые дорожные знаки. Закреплять навыки

соблюдения правил дорожного движения

Обсуждение с детьми ситуаций на дороге.

Сигнальные флажки

32

Апрель 4 неделя

«Огонь - наш друг, огонь - наш враг!» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 18

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, и с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно обращаться с огнем.

Обсудить с детьми, когда огонь можно назвать «Огонь – наш друг?» «Огонь – наш враг?»

Пословицы, поговорки, загадки Презентация «Огонь - наш друг, огонь - наш враг!»

33

Май

1 неделя

«Правила безопасного

поведения в

Формирование и соблюдение детьми правил безопасности

праздничные дни, соблюдения

Провести беседы о безопасном поведении в праздничные дни.

Рассмотрение проблемных

Д/И «Говорящие знаки», сигнальные

карточки

общественных местах и местах массового

скопления»

режима дня.

ситуаций.

34

Май

2 неделя

«Опасные шалости»

Закрепление знаний детей о безопасном поведении в

транспорте, на улице, на дороге

Беседы с детьми о правилах поведения в транспорте, на улице,

на дороге.

35

Май

3 неделя

«Помощь при укусах» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 59

Познакомить детей правилами безопасного поведения с животными и последствиями неосторожного обращения с ними (укусами медоносной пчелы, собаки, кошки, , мыши, белки)

Рассказать детям о правилах безопасного обращения с животными, оказание первой помощи пострадавшему, рассмотреть картинки, просмотр презентаций

Презентация, картинки животных, бинт, вата.

36

Май

4 неделя

«Правила поведения на воде» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 24

Познакомить детей с правилами безопасности на воде.

Рассмотреть с детьми проблемные ситуации об играх на воде, правилах безопасного пребывания на водоёмах.

Загадки, пословицы, Предметные картинки

Рабочая программа

по непрерывной образовательной деятельности

«Формирование основ безопасности у дошкольников»

для детей подготовительной к школе группы с 6 до 7 лет образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование основ безопасности у дошкольников» для детей старшей группы общеразвивающей направленности (6 – 7 лет), составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ

детский сад «Крепыш»

Основной целью рабочей программы является формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Для достижения поставленной цели рабочей программы решаются следующие задачи:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности:

Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.

Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться шишками, песком и другими твердыми материалами.

Закреплять правила безопасного передвижения в помещении (спокойно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).

Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми (не разговаривать с незнакомцами, не брать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю).

Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.

О правилах безопасности дорожного движения:

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). Познакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.

Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с метро, с правилами безопасного поведения в нем.

Продолжать объяснять детям, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого. Объяснять детям, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим.

Формирование предпосылок экологического сознания:

Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т.д.). Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред; кормить животных только вместе со взрослым; чужих животных не гладить; без разрешения взрослого не приносить в дом животных; не брать на руки бездомных животных.

Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарством для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).

Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя — они могут быть ядовитыми. Рассказать о сборе ягод и растений.

Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

«Формирование основ безопасности у дошкольников» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

К концу года воспитанник:

  • соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  • понимает, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  • знает явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган), знает правила поведения человека в этих условиях
  • знает правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых
  • знает об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
  • знает дорожные знаки и умеет различать – предупреждающие, запрещающие и информационно- указательные
  • имеет представление о работе ГИБДД
  • знает название ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • соблюдает культуру поведения на улице и общественном транспорте
  • умеет находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности
  • знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • знает дорожные знаки: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
  • знает правила поведения в общественном транспорте.
  • знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)
  • знает об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
  • применяет навыки безопасного пользования бытовыми приборами.
  • знает о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
  • знает службы спасения – МЧС, «Скорая помощь - 03», «Пожарная часть – 01», «Полиция – 02».
  • умеет обратиться за помощью к взрослым.
  • знает и называет своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема (раздел)

Количество НОД

В том числе: практическая часть НОД

1

«Я – пешеход»

1

1

2

«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром»

1

1

3

«Будь здоров, как Макс Орлов!» – здоровый образ жизни

1

1

4

«Поведение ребёнка на детской площадке»

1

1

5

«Соблюдаем режим дня»

1

1

6

«Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко»

1

1

7

«Я пешеход»

1

1

8

«О правильном питании и пользе витаминов

1

1

9

Первая тайна Максима Орлова – полезные привычки. «Не

ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»

1

1

10

«Опасные ситуации дома»

1

1

11

«Опасные предметы»

1

1

12

«Знакомство с городским транспортом»

1

1

13

Третья тайна Максима Орлова. «Чтобы крепким быть и сильным,

ешь морковь и апельсины!»

1

1

14

«Небезопасные зимние забавы»

1

1

15

«Если ребенок потерялся»

1

1

16

«Поведение ребенка на детской площадке зимой»

1

1

17

Четвёртая тайна Макса Орлова. «Фастфуд нам не друг»

1

1

18

«Правила безопасного поведения на каникулах»

1

1

19

Правильное питание – главная тайна здоровья.

«Будь здоров, как Макс Орлов».

1

1

20

«О правилах поведения в транспорте»

1

1

21

«Врачебная помощь»

1

1

22

«Правила поведения при пожаре»

1

1

23

«В стране дорожных знаков»

1

1

24

«Я потерялся» (игра – тренинг)

1

1

25

Вредные привычки Коли Булкина.

«Виртуальная сеть Человека-паука»

1

1

26

«Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья

дорогу переходили»

1

1

27

«Опасные ситуации на улице»

1

1

28

«Как устроен мой организм»

1

1

29

Шестая тайна Максима Орлова.

«Не ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»

1

1

30

«Правила поведение при грозе»

1

1

31

«Целевая прогулка»

1

1

32

«Огонь - наш друг, огонь - наш враг!»

1

1

33

«Я – спортсмен, как Силачов, я здоров, как Макс Орлов».

1

1

34

«Опасные шалости»

1

1

35

«Помощь при укусах»

1

1

36

«Правила поведения на воде»

1

1

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Тема (раздел)

Программное содержание

1

Безопасное поведение в природе

Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с красной книгой, отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в лес. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, ураган, знакомить с правилами

поведения человека в этих условиях.

2

Безопасность на дорогах

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями

«площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреж-дающими, запрещающими и информационно – указательными. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представление детей о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме

местности.

3

Безопасность собственной жизнедеятельности

Формировать у детей представление о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. Закрепить правила безопасного обращения с бытовыми предметами. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах). Расширение знаний об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения – МЧС, «Скорая медицинская помощь 03», «Полиция 02», «Пожарная служба 01». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию,

возраст, домашний адрес, телефон.

Структура организации непосредственной образовательной деятельности:

Формирование основ безопасности у

Кол-во компонентов

дошкольников

Неделя

Месяц

Год

1

4

36

https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-vospitatelia-po-formirovanii-1.html

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).

Методика проведения диагностики:

  1. Тема: «Безопасность собственной жизнедеятельности».

Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»; обсуждение конкретных ситуаций;

дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

  1. Тема: «Безопасное поведение в природе».

Беседы по картинкам, плакатам;

наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий; дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).

  1. Тема: «Ребёнок один дома».

Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,

«Скорая помощь», «Помогите милиция!».

  1. Тема: «Здоровье ребёнка».

Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),

«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ);

Занятия, беседы, наблюдения.

  1. Тема: «Безопасность на дорогах». Занятие-практикум «Мы пешеходы»;

сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;

дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,

«Найди ошибку».

Ответы детей оцениваются в баллах (процентах):

высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

средний уровень - (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

низкий уровень- (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Методическая литература

  1. Программа «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.). – М.: «Мозайка – синтез», 2014. – 304 с.
  2. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». – М.: «Мозаика – Синтез», 2015. - 60 с.
  3. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». – М.: «Мозаика – Синтез», 2015. - 112 с.
  4. Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н.,

Князева О. Л., Стёркина Р. Б – СПб.: «Детство – Пресс», 2009. – 144 с.

  1. Аристова Юлия Владимировна «Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»

Технические средства обучения:

  • Магнитофон;
  • Телевизор;
  • Средства мультимедиа;

Календарно-тематическое планирование НОД «Формирование основ безопасности у дошкольников» для детей подготовительной к школе группы

(от 6 до 7лет)

Дата проведения

Тема Литература

Цели и задачи

Содержание

Средства обучения

Планируемая

дата

Фактическ

ая дата

1

Сентябрь 1 неделя

«Я – пешеход» Т.Ф.Саулина

«Знакомим дошкольников с правилами дорожного

движения», стр.25

Знакомство с названиями ближайшими к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Художественное слово

(Я. Пишумов «Азбука города», С Михалков «Шагая осторожно»). Беседа с инспектором ГИБДД. Игра «Зеленый, желтый, красный» Работа с плакатом.

Инсценировка «Айболит»

Плакат, на котором изображены улицы города; 3 флажка: желтый, зелёный, красный.

2

Сентябрь 2 неделя

«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» Т.Ф.Саулина

«Знакомим дошкольников с правилами

дорожного движения», стр.26

Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Воспитание культуры поведения в общественном транспорте.

Познакомить с понятиями

«пешеход», «пассажир».

Рассматривание и обсуждение ситуаций на дорогах.

Загадки.

Подвижная игра «Засветись!» Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Слайды «Дети на улицах города изображением различных дорожных ситуаций.

Макет светофора. Значки - фликеры

3

Сентябрь 3 неделя

«Будь здоров, как Макс Орлов!» –

здоровый образ жизни

формировать представления о здоровье, его ценности, полезных

привычках, мерах профилактики и охране здоровья.

Чтение поэмы, обсуждение, ответы на вопросы

Дидактическое пособие – поэма «Будь

здоров, как Макс Орлов»

4

сентябрь 4 неделя

«Поведение ребёнка на детской площадке» К.Ю.Белая

«Формирование основ

Закрепить с детьми правила безопасности на детской площадке.

Беседа «Мои любимые игры на детской площадке»

Обсуждение опасных ситуаций из опыта детей.

Дидактическая игра «Правильно- неправильно».

Составление правил безопасности

Схема прогулочного участка, карандаши красный, зеленый.

Картинки с изображением ситуаций.

безопасности у дошкольников», стр. 26

на детской площадке.

5

Октябрь 1 неделя

«Соблюдаем режим дня» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 32

Формировать привычку соблюдать режим дня. Закреплять культурно- гигиенические навыки.

Подбор иллюстраций к изменению часовой стрелки по времени, в том числе картинок блюд (завтрак, 2 завтрак, обед, полдник, ужин) Игровые действия в соответствии с временем суток.

Просмотр видео сюжета: закрываются лепестки цветов.

Макет часов, картинки с действиями людей, блюд.

видеосюжет

6

Октябрь

2 неделя

«Бережем свое

здоровье, или Правила доктора Неболейко» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 33

Формирование здорового образа

жизни. Закрепление знаний о профилактике заболеваний, соблюдении культурно- гигиенических навыков.

Для укрепления иммунитета

выполнять правила доктора Неболейко; стихи и загадки; Игры и пособия по теме – Сказка К.Чуковского «Доктор Айболит». Игра «вылечи свою любимую игрушку»

Презентация «Правила

гигиены», микроскоп, лупа.

7

Октябрь 3 неделя

«Я пешеход» Т.Ф.Саулина

«Знакомим дошкольников с правилами дорожного

движения», стр.26

Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов.

Закрепить знания о сигналах светофора

Беседа с детьми о правилах дорожного движения, знакомство с профессий- инспектор ГИБДД. Знакомство с понятием - фликеры.

Плакат, на котором изображены улицы города; дорожные знаки; 3 флажка (Желтый, зеленый, красный)

8

Октябрь 4 неделя

«О правильном питании и пользе витаминов» К.Ю.Белая

«Формирование основ

Формирование здорового образа жизни. Закреплять культурно- гигиенические навыки, культура приема пищи.

Знакомство с понятием

«Правильное питание», объяснить разницу между «полезное» и

«вкусное». Дидактические игры

«Витамины», «Составляем меню»

Картинки, муляжи с овощами и фруктами;

безопасности у

дошкольников», стр. 35

9

Ноябрь 1 неделя

Первая тайна Максима Орлова

– полезные привычки. «Не ленись,как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»»,

формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охране здоровья.

Рассматривание иллюстрации, Дидактическая игра «Угадай предмет». Беседа «Закалка».

Оборудование: ноутбук.

Материал: иллюстрация с изображением Коли Булкина и Макса Орлова, иллюстрация с изображением микроба и грязных рук (см.: Приложение 6,

иллюстрации).

10

Ноябрь 1 неделя

«Опасные ситуации дома» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 13

Формировать представление о безопасности дома, закрепить знания о номерах телефона 01, 02, 03.

Беседа с детьми о ситуациях , которые могут быть опасны (открытое окно, балкон, электрическая плита)

Телефон с номерами служб, карточки для проблемной ситуации. Презентация

«Опасные ситуации дома»

11

Ноябрь 2 неделя

«Опасные предметы» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 11

Закрепление правил обращение с предметами в доме (электроприборы)

Беседа с детьми и создание проблемных задач по теме: Чем опасны электроприборы, столовые приборы, домашняя аптечка, инструменты)

Д/И «Сигнальная фишка»

Фишки красного цвета, картинки по теме

12

Ноябрь 3 неделя

«Знакомство с городским транспортом» Т.Ф.Саулина

«Знакомим дошкольников с

Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам

Познакомить детей с автомобилями спец служб (демонстрация картинок). Загадывание загадок, просмотр видеофильма «Транспорт города»

Картинки с изображением различных видов транспорта, видеофильм

«Транспорт города»

правилами

дорожного движения», стр.31

13

Ноябрь 4 неделя

Третья тайна Максима Орлова.

«Чтобы крепким быть и сильным, ешь морковь и апельсины!»

создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания

Беседа «Пирамида питания». Рассматривание иллюстраций. Рассматривание иллюстрации

«Белки, жиры, углеводы и продукты, их содержащие».

Дидактическая игра «Полезный продукт».

Оборудование: ноутбук.

Материал: иллюстрации

«Пирамида питания»,

«Белки, жиры, углеводы и продукты, их содержащие», мяч.

14

Декабрь 1 неделя

«Небезопасные зимние забавы» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 25

Формировать представление о безопасных играх зимой.

Закрепление правил безопасного катания с горки, правил игры в снежки.

Предложить детям проблемные ситуации по теме и обсудить.

Рассматривание сюжетных картинок, дидактические игры

«Выбери правильный»

Сюжетные картинки, загадки, подвижные игры «Снежки».

Пословицы, поговорки

15

Декабрь 1 неделя

«Если ребенок потерялся» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 16

Познакомить детей с правилами поведения в чрезвычайной ситуации.

Чтение сказки «Кто сказал мяу?» рассказ Л.Толстого «Дети в роще». Беседа с детьми о прочитанном, создание проблемной ситуации

«Потерялся», закрепить знания детей об домашним адресе, название города

Произведения Л.Толстого «Дети в роще», предметные картинки по теме

16

Декабрь 2 неделя

«Поведение ребенка на детской площадке зимой» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 26

Закрепить с детьми правила безопасности на детской площадке зимой.

Беседа «Мои любимые игры на детской площадке зимой» Обсуждение опасных ситуаций из опыта детей.

Дидактическая игра «Правильно- неправильно».

Составление правил безопасности на детской площадке.

Схема прогулочного участка, карандаши красный, зеленый.

Картинки с изображением ситуаций.

17

Декабрь 3 неделя

Четвёртая тайна Макса Орлова.

«Фастфуд нам не друг»

вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье через ознакомление с основами рационального питания.

Беседа «Витамины в продуктах». Презентация «Полезные продукты».

Дидактическая игра «Найди витамин».

Дидактическая игра «Узнай на вкус».

Дидактическое задание «Что можно приготовить из фруктов?» Динамическая пауза «Компот»

Оборудование: ноутбук.

Материал:

Овощи и фрукты в корзинке. Муляжи для эстафеты. Листы бумаги с изображением овощей и фруктов.

Фломастеры. Альбомы.

18

Декабрь 4 неделя

«Правила безопасного поведения на каникулах»

Формирование и соблюдение детьми правил безопасности на каникулах, соблюдения режима дня.

Провести беседы о безопасном поведении в дни новогодних каникул. Осторожное обращение с бенгальскими огнями, хлопушками. Рассмотрение

проблемных ситуаций.

Д/И «Говорящие знаки», сигнальные карточки

19

Январь 3 неделя

Правильное питание – главная тайна здоровья.

«Будь здоров, как Макс Орлов».

создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.

Беседа о пользе воды для организма.

Дидактическая игра с подвижными элементами «Съедобный – несъедобный продукт».

Оборудование: ноутбук, мяч. Материал: иллюстрация «Коля Булкин и Макс

Орлов».

20

Январь 4 неделя

«О правилах поведения в транспорте» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 45

Воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения в транспорте, формирование умений правильно вести себя на улице, на дороге.

Беседа с детьми о видах транспорта, игры – задания, решения кроссвордов, разгадывание загадок

Кроссворд, загадки

21

Февраль

1 неделя

«Врачебная

помощь»

Познакомить детей с понятие

врачебная помощь, учить уметь

Сюжетно-ролевая игра

«Больница», Д/и «Окажи помощь,

Телефон 03, игрушки

(зайчик, мишка,

К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 38

оказывать первую помощь себе и человеку попавшему в беду.

«Кому что нужно?»

куклы).

22

Февраль 2 неделя

«Правила поведения при пожаре» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 22

Познакомить с элементарными правилами поведения при возникновении пожара, запомнить, что нужно и чего нельзя делать

Сюжетно-ролевая игра

«Пожарники», Д/И «С огнем не играй, пожар не затевай»; Разобрать с детьми проблемные ситуации по теме

Телефон 01, спички, одеяло, огнетушитель

23

Февраль 3 неделя

«В стране дорожных знаков»

Закрепление с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов.

Закрепить знания о сигналах светофора

Беседа с детьми о правилах дорожного движения, знакомство с профессий- инспектор ГИБДД. Знакомство с понятием - фликеры.

Плакат, на котором изображены улицы города; дорожные знаки; 3 флажка (Желтый, зеленый,

красный)

24

Февраль 4 неделя

«Я потерялся» (игра – тренинг)

Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не

теряться в этой ситуации

Создание проблемной ситуации, обсуждение, разработка правил при чрезвычайной ситуации.

25

Март

1 неделя

Вредные привычки Коли Булкина.

«Виртуальная сеть Человека- паука»

формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охране здоровья

Беседа об опасности интернет- зависимости

Беседа о рекламе Обсуждение результатов

творческого труда. Придумывание названий

антигероям

Материал: иллюстрации с изображением Коли Булкина и Максима Орлова,

Человека-паука. Оборудование: ноутбук, фломастеры, альбомы, цветные карандаши, пластилин, коврики

для лепки.

26

Март

2 неделя

«Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу

переходили»

На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций

Д/И «Светофор», «Мы пешеходы», использование мультимедийных презентаций

Книга А. Иванова

«Как неразлучные друзья дорогу переходили»,

предметные картинки

27

Март

3 неделя

«Опасные ситуации на улице»

Формировать представление о безопасности дома, закрепить знания о номерах телефона 01, 02, 03.

Беседа с детьми о ситуациях , которые могут быть опасны на улице (незнакомый человек, неопознанные предметы)

Телефон с номерами служб, карточки для проблемной ситуации. Презентация

«Опасные ситуации на улице»

28

Март

4 неделя

«Как устроен мой организм» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 30

Познакомить детей с тем, как устроено тело человека. Дать первоначальные представления об устройстве организма для того чтобы осознанно заботиться о своем здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать

гигиену.

Рассказать детям о строение тела человека. Провести беседу «наше тело хрупкое или прочное?

Почему его нужно беречь?

Настольно-печатные игры «Предметы гигиены, «Гигиена и здоровье», презентация по теме

29

Апрель 1 неделя

Шестая тайна Максима Орлова.

«Не ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»

Формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни.

  1. Формирование приверженности к активному образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.
  2. Формирование гражданского патриотизма

Демонстрация картинок с видами спорта.

Дидактическая игра «Что делает спортсмен?»

Дидактическая игра «Спортсмен какого вида спорта?

Динамическая пауза. Подвижная игра «Физкультминутка».

Загадки про спорт.

Оборудование: ноутбук.

Материал: Иллюстрации с изображением Коли Булкина и Макса Орлова, спортивный инвентарь на карточках: теннисные ракетки, рапира, футбольный

мяч, гимнастический обруч, брусья, лыжи, коньки, клюшка, гимнастическая

лента.

30

Апрель

2 неделя

«Правила

поведение при

Познакомить с природными

явлениями которые опасны для

Необходимо дать ребенку

элементарные знания о том, что

Игры малой

подвижности «Гроза»,

грозе» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 53

жизни человека; познакомить с правилами поведения во время грозы.

такое гром, молния, радуга. Беседы, игры, чтение художественной литературы на эту тему стимулирование развития у ребенка самостоятельности в чрезвычайных ситуациях

стихи, загадки, демонстрационные плакаты, картинки с чрезвычайными ситуациями.

31

Апрель 3 неделя

«Целевая прогулка»

Наблюдать с детьми реальные ситуации на дороге; учить их узнавать знакомые дорожные знаки. Закреплять навыки

соблюдения правил дорожного движения

Обсуждение с детьми ситуаций на дороге.

Сигнальные флажки

32

Апрель 4 неделя

«Огонь - наш друг, огонь - наш враг!» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 18

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, и с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно обращаться с огнем.

Обсудить с детьми, когда огонь можно назвать «Огонь – наш друг?» «Огонь – наш враг?»

Пословицы, поговорки, загадки Презентация «Огонь - наш друг, огонь - наш враг!»

33

Май

1 неделя

«Я – спортсмен, как Силачов, я здоров, как Макс Орлов».

формировать приверженность активному образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.

Словарная работа: футболист, хоккеист, гимнаст(ка), лыжник, лыжница,

теннисист(ка). Предварительная работа: рассматривание изображений спортсменов, спортинвентаря.

Дидактическая игра «Что кому принадлежит?»

Оборудование: ноутбук.

Материалы: Изображения спортсменов различных видов спорта, изображение пошагового рисования мальчика и девочки, карточки

«Спортивный инвентарь», альбомы, цветные карандаши,

ластики.

34

Май

2 неделя

«Опасные шалости»

Закрепление знаний детей о

безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге

Беседы с детьми о правилах

поведения в транспорте, на улице, на дороге.

35

Май

3 неделя

«Помощь при укусах» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у дошкольников»,

стр. 59

Познакомить детей правилами безопасного поведения с животными и последствиями неосторожного обращения с ними (укусами медоносной пчелы, собаки, кошки, , мыши, белки)

Рассказать детям о правилах безопасного обращения с животными, оказание первой помощи пострадавшему, рассмотреть картинки, просмотр презентаций

Презентация, картинки животных, бинт, вата.

36

Май

4 неделя

«Правила поведения на воде» К.Ю.Белая

«Формирование основ безопасности у

дошкольников», стр. 24

Познакомить детей с правилами безопасности на воде.

Рассмотреть с детьми проблемные ситуации об играх на воде, правилах безопасного пребывания на водоёмах.

Загадки, пословицы, Предметные картинки

Протокол обследования уровня освоения детьми 6-7лет программного материала образовательного компонента

«Формирование основ безопасности»

Старшая группа № « » МБДОУ детский сад № 2 Дата проведения: начало года

Воспитатели конец года

Ф.И. ребенка

«Безопасность собственной жизнедеятельности»

«Безопасное поведение в природе»

«Ребёнок один дома»

«Здоровье ребёнка»

«Безопасность на дорогах»

1

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

2

3

4

5

6

7

Высокий

Средний

Низкий

Уровень усвоения программы:

ВЫВОДЫ: РЕКОМЕНДАЦИИ:

Дата проведения диагностики: « » г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа безопасности" для подготовительной группы

Программа занятий по основам безопасности жизнедеятельности...

Рабочая программа "Школа безопасности" для подготовительной группы

Программа занятий по основам безопасности жизнедеятельности...

рабочая программа «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

Программа  направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, пр...

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

Рабочая программа"Страна безопасности"

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы, взрослые, испытываем за самых беззащитных граждан &nd...

Рабочая программа по безопасности

Рабочая программа по созданию безопастных условий при организации образовательного процесса "Будь здоров!"...