Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста " Изучаем правила дорожного движения вместе с Мальвиной и Буратино"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста

«Изучаем правила дорожного движения вместе с Мальвиной и Буратино»

 

Цели: Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста и предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с основными правилами дорожного движения;

- обеспечить ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на дорогах. Воспитательные:

- содействовать формированию установки на безопасное поведение на дорогах;

- воспитать личность безопасного типа.

Развивающие:

- развивать мотивацию к безопасному поведению;

- развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

Оборудование: мнемотаблицы, руль, дорожные знаки на веревочках. 

Ход НОД:

Воспитатель:

 - Здравствуйте, мои друзья! Рада встрече с вами я!

Давайте за руки возьмемся, в круг скорее соберемся и   поздороваемся.

У друга мягкая ладошка, погладим ее немножко.

А теперь погладим друг друга взглядом, мягким взглядом.

Мы друг друга видеть рады! (расходятся на полукруг).

Мальвина (входит под музыку): Здравствуйте, ребята! Вы попали в волшебную страну. Дети, совсем скоро вы станете школьниками, будете сами переходить дорогу, а для этого нужно знать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами научимся выбирать наиболее безопасный путь в детский сад, познакомимся с тем, что такое световозвращающий элемент и вспомним, какие дорожные знаки вы знаете.

 (входит Буратино, весь в слезах).

Мальвина: Что случилось? Почему ты плачешь?

Буратино: Здравствуйте, дети! Я шел в ваш детский сад, но…

Попав в большой и шумный город, я растерялся и пропал…

Не зная знаков светофора, чуть под автомобиль я не попал!

Кругом автомобили, вот троллейбус, и вдруг автобус на пути. Признаться, честно, я не знаю: где мне дорогу перейти?

Ребята, вы мне помогите и, если можно, расскажите,

Дорогу как переходить, чтоб под транспортное средство не угодить!

Воспитатель: Ребята, мы поможем Буратино?

Мальвина вешает на доску карту схему поселка.

Мальвина: Ребята, Буратино, посмотрите, пожалуйста, какая красивая карта – схема нашего поселка. Буратино, покажи на карте, где ты живешь.

Буратино: Я живу на улице Ленина, дом 10. Когда я шел к вам в детский сад, чуть не угодил под автомобиль. Подскажите, ребята, как правильно мне добраться до детского сада.

Дети: Выходя из подъезда первым делом нужно убедиться в безопасности движения, так как во дворе дома автомобили передвигаются с небольшой скоростью, но не все водители соблюдают это правило. По тротуару идем не спеша, не отвлекаясь на посторонние ситуации. Доходим до пешеходного перехода. Сначала следует посмотреть налево. Убедится, что автомобиль остановился и уступает дорогу. Затем – посмотреть направо и убедится, что с этой стороны также ничего не препятствует движению. Затем – еще раз посмотреть налево, убедится, что ситуация не изменилась – и только тогда выходить на переход. Идем по тротуару и приходим в детский сад. 

Воспитатель: Ребята, Буратино, вблизи этого пешеходного перехода есть светофор? Как называется пешеходный переход вблизи, которого нет светофора?

Дети: Нерегулируемый.

Буратино: Ребята, а если есть светофор? Как мне перейти дорогу?

Дети: Ждем, когда загорится зеленый сигнал светофора, убеждаемся, что автомобили остановились и переходим дорогу, не отвлекаясь.

Буратино: А в этом месте автомобили проезжают редко, я же могу перебежать через дорогу?

Дети: нет.

Воспитатель: Правильно, ни в коем случае! Автомобили едут очень быстро и не могут мгновенно остановиться.

Мальвина: Чтобы понять, что не стоит перебегать перед движущимся автомобилем, я предлагаю вам игру «Автомобиль едет, едет, стоп!»

«Автомобиль едет, едет, стоп!» (4 мин)

Мальвина объясняет правила: вы выстраиваетесь в линию, перед вами спиной стою я. Ваша задача — до меня добраться, но двигаться можно, только когда я стою спиной. Как только повернусь, надо замирать!

 

(Дети выстраиваются в линию и отвечают на вопросы, если такие возникли…)

 

Мальвина: «Автомобиль едет, едет, едет, едет, едет, едет……..»

В неожиданный момент она говорит: «…едет, стоп, красный!»

и поворачивается лицом к игрокам (окончания меняются — «впереди пешеходы», «яма!», «впереди – школа!», «на дороге гололед!»).

Мальвина: Ребята, вы молодцы! Вы запомнили, что нельзя выбегать на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить автомобиль сразу.  Помните, что правильный пешеход ходит только по тротуару, а выходит на дорогу, только убедившись в отсутствии автомобиля. Мяч полетел под колеса? Не беги за ним. Потеря игрушки — не самая большая проблема, намного хуже получить травму и долгое время вообще не играть — из-за лечения. Кстати, играться нужно только на площадке и подальше от дороги.

Буратино: Ребята, Мальвина,  посмотрите у дороги сломанный фонарьКак вы думаете, ребята, если я окажусь в темное время суток на улице, меня будет хорошо видно? что нужно сделать, чтобы стать заметнее?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Воспитатель комментирует высказанные варианты, вносит коррективы по ошибочным действиям, объясняя возможные последствия, сам моделирует ситуации и меняет условия.

Воспитатель: В темное время суток не нужно носить темное и черное — в нем дети будут сливаться с дорогой. Надевать следует яркие куртки – желтые, оранжевые, красные ­– так водители смогут увидеть детей издалека. А еще лучше  — иметь световозвращатели на одежде. Световозвращающие элементы бывают очень красивыми, в виде брелоков, значков, браслетов.

Мальвина: Буратино теперь ты понял, как безопасно передвигаться по дороге, соблюдая правила дорожного движения?

Буратино: Да.

Мальвина: Повтори, пожалуйста, правила поведения на дороге, которым тебя научили дети.

Буратино: Правило перехода: остановись и осмотрись (не выходи на дорогу, пока не убедишься, что это безопасно); подумай – обернись (вспомни правила, посмотри, нет ли автомобиля); послушай – убедись (убедись, что нет шума приближающегося автомобиля); иди – не торопись (никогда не беги на дороге – ты можешь упасть, переходи аккуратно).

Воспитатель: (Мальвина в это время готовит мнемотаблицы) Ребята, Буратино, на дороге и на тротуаре у нас есть помощники, которые нам подсказывают правила дорожного движения. Как вы думаете, что это?

Дети: Дорожные знаки.

Воспитатель: Правильно. А на какие группы подразделяются дорожные знаки?

Дети: Запрещающие, разрешающие, информационные и предписывающие.

Мальвина: Ребята, Буратино, я предлагаю вам угадать по мнемотаблице какой дорожный знак зашифрован.

 Игра «Найди свой знак» (загадки - мнемотаблицы)

Мальвина:

По дороге я иду, и на знаки я гляжу

Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот так:

Мальвина показывает мнемотаблицу, где изображено:

Форма знака.   Цвет знака.   Расположение.   Назначение

Дети делятся на 2 команды вместе с Буратино. Каждая команда описывает знак. Например: этот знак круглой формы, синего цвета. Внутри знака нарисован человек. Стоит знак около дороги. Этот знак означает пешеходная дорожка.

Мальвина: Молодцы! Справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, Буратино, я предлагаю вам пройти к экрану.

Буратино: (глядя на экран) Ой, ребята, мама тянет сына перейти проезжую часть, а ребенок не соглашается и показывает на знак пешеходный переход!

Воспитатель: Ребята, прокомментируйте это фото.

  1.  Торопится мама, спешит на работу

С ребенком скорее дорогу пройти.

Но вот на пути у них перекресток

Постойте, вам дальше нельзя здесь идти!

  1. Надо помнить, пешеходы всегда по переходу должны переходить.

Полосатый переход пешеходов разных ждет.

Буратино: (глядя на вторую ситуацию испуганно)

Посмотрите, дети играют в мяч вблизи проезжей части, а мамы даже не смотрят на детей, ведут беседу!

Воспитатель: Ребята, прокомментируйте это фото.

  1. Заболтались две мамаши и забыли все на свете,

           Оглянитесь! Это ваши на дорогу лезут дети?

  1.  В догонялки, куклы, прятки ты играй лишь на площадке.

Мальвина: Буратино, а ты запомнил наших главных помощников на дороге?

Буратино: Спасибо, вам, ребята, я теперь знаю, что главные помощники на дороге  это дорожные знаки, светофор, пешеходный переход.

Буратино: Ребята, Мальвина, а путешествуя в автомобиле с родителями, нужно ли соблюдать правила?

Мальвина: Конечно! Ребята, поднимите руки те, чьи родители всегда пристегивают ремень безопасности? А у кого есть собственное автокресло? Я вижу, что не у всех. А кто мне расскажет до какого возраста нужно обязательно ездить в автокресле?

Дети: До 12 лет. И пока не дорастете до 140 сантиметров.

Воспитатель: Ребята, Буратино, взгляните на экран. Если на переднем сидении сидит взрослый, то при столкновении ремень безопасности ему поможет. Но если это ребенок без кресла, все будет по другому: ремень создан под рост взрослого, а ребенку он может причинить травмы при резком торможении. Вот поэтому сидеть в кресле гораздо безопаснее. (Показывает на экран)

Буратино: Ребята, а какие основные правила поведения в автомобиле?

Дети: (воспитатель и Мальвина добавляют при необходимости) 

- открывать двери или окна машины можно только после разрешения родителей;

- ремень безопасности можно отстегнуть только после остановки автомобиля;

- не мешать родителям управлять автомобилем;

- не трогай кнопки и рычаги управления автомобиля

- во время движения не вставай с сиденья — ты можешь получить сильный удар во время резкого торможения или ускорения автомобиля.

- не высовывай руки из окна. Можно получить серьёзную травму, если проезжающий мимо автомобиль заденет тебя.

- выходи из автомобиля только со стороны тротуара — с другой стороны тебя могут сбить проезжающие мимо автомобили.

Буратино: Спасибо, ребята! Теперь я буду знать, что путешествуя в автомобиле, нужно соблюдать все эти правила!

 Мальвина: Ребята, Буратино, я предлагаю немного поиграть (встают на полукруг). Давайте мимикой покажем выражение лица человека, который нарушил ПДД, человека, который играет на проезжей части, человека, который не знает правила дорожного движения, человека, который не уступает место пожилым людям в общественном транспорте.

Буратино: Ребята, Мальвина, спасибо, вам большое, что помогли мне выучить правила дорожной азбуки. Я теперь смогу без опаски, соблюдая все правила, передвигаться по дороге и приходить к вам в гости в детский сад.

Мальвина: А сейчас мы с Буратино прощаемся с вами. Нам нужно рассказать эти правила другим жителям волшебной страны! До свидания!

 Воспитатель: Ребята, я предлагаю исполнить песню «Правила дорожного движения».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Правила дорожного движения".

Предварительная работа: 1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару. 2. Непосредстве...

Конспект прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Правила дорожного движения".

Предварительная работа: 1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару. 2. Непосредстве...

Конспект ОО «Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекресток с детьми старшего дошкольного возраста «Юные участники дорожного движения»

Участники: дошкольники 5 лет.Количество: 15 детей.Длительность: 30 минут. Педагогический замысел:Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:Расширять пред...

Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Шагаем вместе по безопасной дороге в безопасный мир»

Тренинг был проведен с детьми подготовительной к школе группы в рамках городской акции "Зелёный огонёк". По результатам оценки материалов акции коллектив дошкольной образовательной организац...

Картотека «Минутки безопасности дорожного движения» с детьми старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения

Картотека «Минутки безопасности дорожного движения» с детьми старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения...

Конспект «Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекресток с детьми старшего дошкольного возраста «Юные участники дорожного движения»

Конспект«Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекрестокс детьми старшего дошкольного возраста«Юные участники дорожного движения»...