Организация предметно-развивающей среды В ДОУ в свете требований ФГОС ДО.
консультация по обж (подготовительная группа)

Ольга Владимировна Васькина

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. В своей группе старалась организовать  пространственную среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности. Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organiz._prs.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды В ДОУ в свете требований ФГОС ДО.

Васькина Ольга Владимировна, воспитатель МОБУ СОШ № 1 «Дошкольные группы СОШ №1, г. Кудымкар.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Главная задача педагогов – быть готовым к любым вопросам, даже если вам они кажутся совсем не логичными. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС ДО предметно-пространственная среда в дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребенка. Для того чтобы предметно – развивающая среда нашей образовательной организации соответствовала ФГОС ДО была изучена методическая литература, нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. В своей группе старалась организовать  пространственную среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности. Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. При построении предметно-развивающей среды в своей группе соблюдала принцип зонирования. Чтобы помочь реализовать потребности дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою организовала центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки». Особое место в группе  выделила  центру «В мире музыки». Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Центр помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Создав центр «Царица математики» решаю большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры, буквы, узнают и запоминают цвет и форму, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику рук и совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение. Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в моей группе оборудован природный уголок «Мир экологии». В них представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края. В группе оформлен центр речевого творчества «В мире слова», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Особо ценен уголок физической культуры и спорта «Мы со спортом очень дружим». Физкультурный центр гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Дошкольники закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей. В группах расположены и центры строительных игр и конструкторов, они представляют огромное разнообразие различных видов конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет им комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. С целью научить детей безопасному поведению на дороге был создан центр «Мы маленькие пешеходы». Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм подобрала так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей  желание играть. Подобранный игровой материал позволяет дошкольникам комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Большой популярностью у детей пользуется центр «В мире науки», где есть природные материалы для детского исследования: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников. Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Мною было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой, реже ссорятся, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Литература 1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.

2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. – 2010. – С. 5-12.

3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...