Тематическое планирование образовательной деятельности «Безопасность»
календарно-тематическое планирование по обж

Хисамова Гульфия Минехановна

Тематическое планирование  образовательной  деятельности     «Безопасность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Детский сад «Бабочка»  с. Елбулактамак  - филиал МБДОУ детский сад «Ляйсан» села Аитово

                       муниципального района     Бижбулякский район     Республики  Башкортостана  

                  Тематическое планирование  образовательной  деятельности     «Безопасность»

                                                                                                                                                                      Воспитатель: Хисамова Г.М

                                                                        с. Елбулактамак,2023-2024гг.

               

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 2
  2. Комплексно - тематический план по теме «Безопасность ребенка»……. 4
  • Содержание образовательной работы

по теме «Безопасность ребенка»………………………………… …10

  1. Список литературы …………………………………………………………13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплексно – тематическое планирование по теме «Безопасность ребенка» разработано по основным направлениям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - это формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также основ безопасности окружающего мира.

Этот процесс происходит через решение следующих задач:

 формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;

 формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;

 приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;

 формирование знаний о правилах дорожного движения.

Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:

 Игрушки и игровое оборудование

 Наглядно-дидактические пособия

 Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

 Дидактические игры

 Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.

Содержание образовательного блока «Безопасность» представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ: дети – педагог – родители.

К концу года дети могут:

 владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;

 пользоваться спортивным и садовым инвентарём с учётом правил безопасности;

 знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.

Работа по взаимодействию с родителями по данной теме  происходит через использование таких форм и методов работы, как:

1.Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.

2.Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,

3.Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).

4.Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

5.Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

6.Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

                   

                                       ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    по теме «Безопасность ребенка»  

Месяц и недели

События, праздники, традиции

       Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности  детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми

Взаимодействие с семьей

Сентябрь

1 неделя

Веселый светофорчик

«Наш друг светофор».  

Иллюстрации
с изображением проезжей части, светофора, пешеходов, дорожные знаки, листы бумаги, краски

Игра  «Приключения светофорика» 

Художественное творчество: выполнить рисунок или аппликацию «Разноцветный светофорик».

Чтение: прочитать и выучить стихотворение
А. Усачева «Домик у перехода».

Физическая культура: учить соблюдать правила дорожного движения во время подвижной игры «Цветные автомобили» на транспортной площадке

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.).

2 неделя

«Знакомство с улицей»

Игрушки-машины, картинки с изображением транспорта разного вида

Познание: организовать экскурсию по улице микрорайона.

Познание: проводить игру-имитацию «Как правильно перейти проезжую часть».

Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности

3 неделя

«Дорожные знаки».   

Пластилин, иллюстрации по теме (светофор, дорога, пешеходный переход, регулировщик, дорожные знаки)

Дидактическая игра «Подбери по цвету».

Игры-имитации «Я шофер», «Я машина»Чтение: читать стихи
про транспорт В. И. Мирясовой.

Художественное творчество: выполнить рисунок «Машины на дорогах».

Рассматривание дорожных знаков на улице

Запоминание их названий

4 неделя

«Три цвета светофора». 

Чтение художественной литературы

Сюжетно-ролевая игра « Дорога»

Дидактическая игра «Пешеходы и транспорт» Коммуникация: учить составлять рассказ на тему «Как правильно себя вести на дороге»; поощрять высказывания детей.

Музыка: учить распознавать звуки транспорта во время музыкально-дидактической игры «Слушаем улицу».

Чтение: прочитать
и выучить стихотворение С. Маршака «Светофор».

Заучивание стихотворения о светофоре

Октябрь

1 неделя

«Будь осторожен»

«Источники опасности дома

Беседа с детьми об источниках опасности в квартире

Рассматривание иллюстраций

Коммуникация: рассуждать и обмениваться мнениями на темы «Один дома», «Один на улице», учить анализировать конкретные ситуации и составлять небольшой рассказ по картинке.

Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче.

2 неделя

«Неожиданная встреча»

Обыгрывание проблемных ситуаций рассматривание иллюстраций по данной теме

Социализация: учить противостоять трудностям и взаимодействовать с детьми во время игры «Правильно – не-правильно».

Коммуникация: учить детей убеждать и объяснять свою позицию в спорных вопросах и конфликтных ситуациях со сверстниками
и взрослыми

Беседа с родителями о правилах поведения ребенка при встрече с незнакомыми людьми

3 неделя

«Если ты потерялся на улице»

Игровые обучающие ситуации

Дидактические игры «Назови свой адрес»

 «Позови на помощь»

Рассматривание иллюстраций

Коммуникация: побудить детей к высказываниям на тему «Если я потерялся» и всем вместе придумать небольшой сюжет для игры.

Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).

3 неделя

«Дорога домой. Препятствия и опасности».

Сюжетно-ролевые игры с крупным строителем «Наша улица»

Рисование маршрутов передвижения от детского сада до дома

Дидактическая игра «Прогулка по улицам микрорайона» 

Художественное творчество: выполнить рисунок «Как я иду в детский сад»; организовать выставку «Светофор своими руками».

Изготовление плана «Дорога домой от детского сада»

Ноябрь

1 неделя

Советы Доктора Айболита

«Если хочешь быть здоров…»

Динамические паузы

Гимнастика в кроватках

Подвижные игры на улице

Здоровье: рассказывать
о пользе утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом, вводить понятие «Здоровый образ жизни»; учить обращаться за помощью к взрослым в случае получения травмы

Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

2 неделя

Уроки Айболита

Рисование героев сказки про Айболита

Подвижные игры

Чтение художественной литературы

Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ и обмениваться мнениями на тему 
«К нам едет „скорая”».

Чтение: прочитать сказку К. Чуковского «Айболит», выучить отрывки.

Информировать родителей о соблюдении  техники  безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.

Декабрь

1 неделя

Будь осторожен зимой.

«Осторожно: зимняя дорога».

Беседа о поведении на дороге

Рассматривание иллюстраций «Где катаются дети»

Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период 

Художественное творчество: выполнить рисунок «По дороге с мамой» и аппликацию

«Отгадай, вырежи и наклей грузовик».

Предупреждение родителей о том, где можно кататься детям с горки

2 неделя

«На реке зимой»

Проведение опытов с водой и льдом

Обыгрывание ситуаций «Как себя вести»

Коммуникация: рассуждать и обмениваться мнением на тему «Как правильно себя вести зимой на озере, реке»; проводить игры по словообразованию (словарик ПДД).

Предупреждение родителей о поведении детей около реки зимой

3 неделя

«Осторожно, гололёд!»

Экспериментирование на участке детского сада

Наблюдение за поведением людей на скользкой дороге

Познание: организовать наблюдение за движением машин по зимней дороге.

Труд: учить посыпать дорожки песком во время гололёда 

Папка – раскладушка «Оказание первой помощи при травме»

Февраль

1 неделя

“Поведение детей на улице”

«Путешествие на улице».

Экскурсия по улицам

Изготовление макетов зданий

Загадки о правилах дорожного движения

Дидактическая игра «Знай и выполняй правила движения» 

Художественное творчество: формировать умение использовать строительные детали во время конструирования «Гараж для моей машины».

Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими  на дороге и способами поведения в них.

2 неделя

«Поведение в транспорте».

Пластилин, картинки с изображением транспорта

разного вида

Дидактическая игра «Правила поведения

Режиссёрская игра «Мы едем, едем, едем…..» Социализация: учить правилам поведения
в транспорте во время игры-имитации «Мы
в автобусе».
 

Музыка: учить выполнять движения, соответствующие характеру музыки в музыкальной  игре-имитации «Я машина»

Экскурсия по городу на различных видах трансорта.

3 неделя

«Помощники на дороге»

Картинки с изображением водного, воздушного, наземного транспорта

Художественное творчество: аппликация «Автобус на нашей улице».

Чтение: прочитать и выучить стихотворение  А. Усачева «Дорожная песня»

Конкурс рисунков «Дорожные знаки»

4 неделя

«Мой микрорайон»

Игра «Кто самый лучший пешеход?»

Чтение:  прочитать и пересказать стихотворение В. Головко «Правила движения».

Социализация: режиссерская игра «Приключения Светофорика на перекрёстке»

Поделки из бросового материала «Мой двор»

Март

1 неделя

Грамотный пешеход

«Пешеходы и водители».

Картинки с изображением дорожных знаков

«Дорожные знаки».

Сюжетно-ролевая игра «Я шофер» Дидактическая игра  «Расположи правильно дорожные знаки» 

Чтение: прочитать стихотворение А. Дороховой «Зеленый, желтый, красный».

 Социализация: формировать навык ролевого соподчинения и умение вести диалоги в спектакле

пальчикового театра «Светофор», «В гостях
у Светофорика».

Показать детям своим примером где и как необходимо переходить улицу

2 неделя

«Я грамотный пешеход».  

Игра «Мы переходим улицу»

«Домик у дороги»

Игра «Мы переходим улицу» 

Художественное творчество: выполнить аппликацию «Колеса для машины». 

Чтение: прочитать
и выучить стихотворение Т. Александровой «Светофорчик».

Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации

3 неделя

«Водители и пешеходы».  

Знакомство с разметкой дороги

Беседа «Что такое тротуар»

Сюжетно-ролевая игра «Шофер» 

Художественное творчество: выполнить рисунок «Дорога и тротуар» или аппликацию «Мой любимый вид транспорта».

Конкурс рисунков   «Письмо водителю»

Май

1 неделя

Безопасное поведение в природе

«Бездомные животные»

Рассматривание картинок животных

Беседа «Животные на улице»

 Чтение художественной литературы

Социализация: провести сюжетно-ролевые игры на тему «Пешеходы и водители» на транспортной площадке.

Акция «Помоги бездомному животному»

2 неделя

«Как вести себя в лесу»

Обыгрывание различных ситуаций

Беседа «Если я потерялся в лесу»

Музыка:  подготовить и провести развлечение «На лесном перекрестке», «Дети в лесу».

Папка раскладушка Безопасность в лесу

3 неделя

«Опасные растения»

Отгадывание загадок о растениях и грибах

Альбомы «Ядовитые растения» «Ядовитые грибы»

Здоровье: рассказать о ядовитых грибах и ягодах и о том, какой они наносят вред для здоровья человека

Консультация врача «Первая помощь при отравлении»

         Содержание образовательной работы  по теме «Безопасность ребенка»

«Наш друг светофор».  

Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов.

Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар
и проезжую часть.

Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора

 «Знакомство с улицей»

Расширять представления об улицах.

Дополнить представление об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т. д.

 «Дорожные знаки».   

Закреплять знания о назначении дорожного знака.

Формировать понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией.

Дать представление о таком знаке, как «Подземный переход»

«Три цвета светофора». 

Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов.

Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге

 «Источники опасности дома»

Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность.

Закреплять знания о безопасном поведении в быту

«Неожиданная встреча»

Объяснять правила взаимодействия с незнакомыми детьми и подростками.

Закрепить знания пользования телефоном 01, 02, 03

«Если ты потерялся на улице»

Объяснить детям порядок действий в том случае, если они потерялись.

Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах города

«Дорога домой. Препятствия и опасности».

Развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать
за движением машин по проезжей части города.

Продолжать работу по ориентировке на макете микрорайона

«Если хочешь быть здоров…»

Знакомить с понятием «здоровье».

Объяснять, что значит быть здоровым, как беречь здоровье

 «Уроки Айболита

Ввести понятия: «вирусы, микробы».

Рассказать, как предупредить болезни и что нужно делать, если заболел.

Закрепить знания о пользе витаминов и закаливания

 «Осторожно: зимняя дорога». 

Знакомить детей с правилами передвижения пешеходов во время гололёда.

Дать представления об особенностях передвижения машин по зимней дороге

«На реке зимой»

Рассказать об особенностях состояния водоёмов зимой.

Знакомить с правилами безопасного поведения у водоёма зимой.

Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций

«Осторожно, гололёд!»

Формировать навык безопасного поведения на дороге во время гололёда.

Учить оказывать первую помощь человеку, который поскользнулся
и упал

«Путешествие по улицы».

Знакомить с особенностями  передвижения на транспорте

Закреплять:

– знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе,  трамвае, маршрутном такси

 «Поведение в транспорте».

Знакомить с «островком безопасности» и его назначением на дороге.

Формировать навыки правильного поведения в общественном транспорте

 «Помощники на дороге»

Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».

Закреплять знания о работе светофора

«Мой микрорайон»

Учить ориентироваться на макете микрорайона и «островка безопасности».

Учить ориентироваться на макете микрорайона.

Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике

«Пешеходы и водители».

Формировать знания о труде водителей.

Продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения

«Я грамотный пешеход»

Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге.

Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге.

Закреплять знания о работе светофора

«Водители и пешеходы».  

Развивать навык ориентировки в окружающем пространстве. Закреплять умение наблюдать за движением машин по зимней дороге.

Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике

«Бездомные животные»

Рассказать детям о бездомных животных. Объяснить правила безопасного поведения при встрече с ними.

Побуждать детей к обсуждению темы, анализу конкретных ситуаций.

Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду

«Как вести себя в лесу»

Формировать навыки безопасного поведения в лесу.

Объяснить причины возникновения лесного пожара

«Опасные растения»

Ввести понятие «опасные растения».

Знакомить детей с ядовитыми грибами и ягодами.  

Закреплять навыки безопасного поведения в лесу

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М. : ООО «АСТ–ЛТД», 1997.

2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. – М. : Просвещение, 2008.

3. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

4. Дети и дорога : метод. комплект для воспитателей дет. садов. – М., 1999.

5. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М. : ДОСААФ, 1991

7. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

8. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. – М. : Просвещение, 2003

10. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

11. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. – М. : Малыш, 1994

12. Маландин, Н. Г. Внимание – дети / Н. Г. Маландин. – М. : Педагогика, 2005.

13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

14. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения : метод. разраб. / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. – Волгоград : Перемена, 2008.

15. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения : пособие для воспитателей дет. сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. – М. : Просвещение, 2009.

16.. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план "Безопасный пешеход"

Материал тематической недели "Безопасный пешеход" младший и старший возраст...

Тематическая неделя безопасности "Как избежать неприятностей"

Фото, названи, форма проведения мероприятий с детьми старшего возраста....

тематическая неделя "Безопасные каникулы"

Цель: -Уточнить знания детьми правил поведения пешеходов при движении по тротуару. - Познакомить детей с понятием «перекресток ». - Учить распознавать сигналы светофора, закреплять умен...

«Примерный план – конспект непрерывно - непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации тематической недели: «Безопасность на дороге» тема: «Наша улица»

Тема: «Наша улица»Возрастная группа: старшаяОбразовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстет...

проект по тематическому дню "безопасность в быту"

Проект с детьми 4-5 лет по тематическому дню "Безопасность в быту"...

Тематическое занятие "Безопасность на водоемах"

Материал по безопасности детей младшего возраста...

Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».

Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....