Методическая разработка "Грамотный пешеход"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Алхименко Ирина Александровна

Данная методическая разработка представляет собой конспект нестандартного занятия по безопасности дорожного движения для детей старшей группы (5-6 лет).

В увлекательной форме дошкольники знакомятся с правилами дорожного движения, основными знаками и понятиями. В процессе занятия ребята приобретают знания, прививающие навыки правильного поведения на улицах и дорогах, обеспечивающие высокий уровень общей культуры.

Методическая разработка адресована воспитателям детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 12 (МДОАУ д/с № 12)

Тема работы

Конспект занятия по безопасности дорожного движения

на тему «Грамотный пешеход»

Автор:

Алхименко Ирина Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

город Зея

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой конспект нестандартного занятия по безопасности дорожного движения для детей старшей группы (5-6 лет).

В увлекательной форме дошкольники знакомятся с правилами дорожного движения, основными знаками и понятиями. В процессе занятия ребята приобретают знания, прививающие навыки правильного поведения на улицах и дорогах, обеспечивающие высокий уровень общей культуры.

Методическая разработка адресована воспитателям детского сада.

Оглавление

Введение

Основная часть…………………………………..………………..…………...…5

  1. Предварительная работа……………………………………….……………..5
  2. Материалы и оборудование для занятия……………………………….……5
  3. Содержание занятия…………………………………………………………..5

Заключение

Список использованной литературы и источников

Введение

С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта на дорогах России, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит дорогу, перекресток самостоятельно [2].

 Современный человек постоянно находится в социуме. Социум обязывает его выполнять по жизни различные роли: в семье он сын, дочь, внук, мать, отец; в доме — жилец; на улице — пешеход и водитель; в транспорте — водитель и пассажир; в больнице — доктор и пациент; в магазине — продавец и покупатель… Познакомить детей с типичными нормами поведения в различных социальных сферах — одна из задач дошкольной организации [1, С.3].

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

С этой целью был разработан конспект занятия по безопасности дорожного движения «Грамотный пешеход» с детьми старшей группы.

Цель методической разработки: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.

 Задачи:

•        совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении, о роли светофора на дорогах; о видах транспорта; продолжать обучать детей правилам дорожного движения и технике безопасности;

  • развивать речь, мышление, память, внимание, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Основная часть

  1. Предварительная работа
  • Чтение стихов, отгадывание загадок о дорожных знаках, дидактические игры «Собери дорожный знак».
  • Беседа с детьми «Наши помощники - дорожные знаки».
  • Рассматривание иллюстрированных карточек с различными ситуациями на дороге «Азбука дороги».
  • просмотр презентаций по теме «Безопасность на улице и дороге»;

  1. Материалы и оборудование для занятия

Изображение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка».

• Картинки с разными видами транспорта;

• Шкатулка с сюрпризом, эмблемы «Знаток правила дорожного движения»;

• Жезл, бубен, мольберт.

  • Видеообращение от Незнайки, аудиозапись со звуками улицы.

• Конверты с заданиями и ключами;

  1. Содержание занятия

Категория участников: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Продолжительность занятия: 25 минут.

Форма проведения занятия: квест-игра.

Ход занятия:

Организационный момент. Звучат звуки улицы. Воспитатель обращает внимание детей на них. Задает вопрос: что это за звуки? Выясняют, что эго звуки улиц нашего города.

Проблемная ситуация.

Раздаётся стук в двери. Воспитатель вносит посылку, на которой надпись: «Детский сад № 12». Дети открывают, осматривают. В ней шкатулка и флэшка. Пробуют открыть шкатулку, не получается.

Воспитатель. А может нужно посмотреть, что на флэшке? (Смотрят запись, на которой видеообращение Незнайки).

Незнайка. «Здравствуйте, ребята! Это я Незнайка. Я приготовил для вас подарок - шкатулку, которую нужно открыть ключом. Только вот беда, я забыл куда его положил. А сейчас я улетаю на Луну.

До встречи. Желаю удачи.»

Воспитатель. Ребята, вам интересно узнать, что приготовил Незнайка? Что будем делать? Ваши предложения.

Воспитатель. Сейчас я проверю вашу готовность. Ведь нужно будет действовать слаженно и дружно. Чтобы было всё в порядке, поиграем мы в загадки.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья» [3].

Если с нами вы согласны, громко крикнете в ответ:

«Это я, это я, это все мои друзья».

И похлопайте в ладоши дружно - для веселья это нужно!

Если нет, тогда молчите и ногами топочите!»

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья).

Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья).

Чтоб проветриться в автобусе немножко,

Кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат).

Кто бежит вперёд так скоро,

Что не видит светофора? (Дети молчат).

Знает кто, что свет зелёный означает:

По дороге каждый смело пусть шагает? (Это я, это я, это все мои друзья).

Кто вблизи проезжей части

Весело гоняет мячик? (Дети молчат).

Воспитатель: Молодцы! Я увидела, что вы готовы к настоящим испытаниям и уже знакомы с Правилами дорожного движения!

Теперь приступаем к поискам. Нам надо найти конверт с первым задание. Послушайте 1 загадку – подсказку.

У него четыре ножки.

На него разложим ложки.

Ставим вазы, чашки, кружки.

Стулья у него подружки. (Стол).

Воспитатель. Вам нужно найти подсказку, которая спрятана на столе.

Дети находят конверт, который наклеен на одном из столов.

Задание №1 «Дорожные знаки».

Воспитатель достает из конверта картинки с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Велосипедная дорожка». Раздает их детям.

Воспитатель. Вам необходимо отгадать загадку и показать соответствующий дорожный знак.

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак — вот так.

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то. («Дети!»).

Шли из сада мы домой,

Видим, знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет! («Велосипедная дорожка»).

Полосатая дорога –

Пешеходам всем подмога.

Лишь по ней нам осторожно,

Перейти дорогу можно. («Пешеходная переход»).

Дети выполняют первое задание.

Воспитатель. Молодцы! Первое задание выполнено, поэтому берём ключ. (Достает ключ из конверта). 

Это первый ключ. Выполняем следующее задание. Отгадайте 2 загадку – подсказку.

У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Он не прыгает, не скачет,

Не смеётся и не плачет.

Тихо у стены стоит –

Кто устал – присесть велит. (Стул)

Воспитатель. Найдите, конверт с заданием. Конверт приклеен к спинке на одном из стульев.

Задание № 2 «Передай жезл!»

Дети выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передается игроку слева. Передача идёт под бубен. Как только бубен перестает звучать, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и отвечает на вопросы воспитателя.

Вопросы:

- На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

- В каком месте можно переходить улицу?

- Как называются дорожки, по которым идут пешеходы?

- Какой вид транспорта перевозит пассажиров?

Воспитатель. Молодцы ребята, выполнили задание - берём ключ. Он уже второй. Надо найти следующий конверт с заданием. Слушайте и отгадывайте следующую загадку-подсказку.                                                

Меня за ручку ты возьмёшь,

Услышишь, как водичка льётся

И сразу ручки мыть пойдёшь

или возьмёшь расчёску расчесаться. (Дверь).

Воспитатель. Найдите, конверт с заданием. Находят конверт на двери.

Задание № 3 «Сигналы светофора».

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Умное трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор).

Воспитатель. Для чего нужен светофор? (Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение в одном направлении). У меня для вас есть тоже светофор давайте его рассмотрим. Чего здесь не хватает! (Ответ детей).

Воспитатель. Чтобы не сбиться с пути цвета у светофора распредели! (Дети по просьбе воспитателя, подходят к светофору и распределяют последовательность цвета на светофоре). 

Воспитатель. Ещё один ключ нашли.

Следующая загадка – подсказка.

Зимой заклеено оно,

А летом открывается.

Оно заканчивается на «О»

И так же начинается. (Окно)

Воспитатель. Найдите конверт с заданием. Конверт лежит на подоконнике.

Задание № 4 «Летит, плывет, едет» (см. приложение 1).

На столах лежат листы А4 с изображением неба, моря, дороги, и картинки с различным видом транспорта. Дети наклеивают транспорт в соответствии с его видом (небо – самолет, дорога - автобус, корабль – море).

Воспитатель.  Ребята, сколько много ключей мы нашли, а нам нужен только один. Посмотрите, на этом ключе что-то написана. Давайте прочитаем.

«Сундук откроется, если вы к каждому ключу подберете его тень» (см. приложение 2). Дети подходят к мольберту и приклеивают ключики, находя его тень).

Заключительная часть.

Воспитатель. Наконец-то мы открыли шкатулку. А вот и подарок, который для вас приготовил Незнайка. Это эмблемы «Знаток правила дорожного движения».

Оказывается, Незнайка хотел, чтобы вы показали свои знания. Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете Правила дорожного движения!

Рефлексия

Воспитатель: Что нового вы узнали? Что было трудным? (Ответы детей).

Заключение

Одной из форм организации обучения дошкольников правилам дорожного движения являются специально организованные занятия. Для того, чтобы обучение происходила ненавязчиво и интересно, необходимо использовать различные игровые приемы и проблемные ситуации. Организация занятия «Грамотный пешеход» позволяет закрепить знания детей старшей группы о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Специально организованная игровая ситуация стимулирует детей к решению дорожных ситуаций, доведению начатого дела до конца.

Практическая значимость данной методической разработки заключается в том, что с ее помощью педагоги могут самостоятельно подготовить и провести занятие «Грамотный пешеход».

Список использованной литературы и источников

  1. Баринова, Е. В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: пособие для детских садов и школ раннего развития/Е. В. Баринова. — Изд. 2-е, перераб. — Ростов н /Д: Феникс, 2014. — 91, [4] с. — (Сердце отдаю детям).
  2. Кузнецова, Т. Г. Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения / Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, А. Ф. Новикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 343-347. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54751/ (дата обращения: 25.04.2022).
  3. https://gigabaza.ru/doc/93365.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Игровое задание «Найди ключ по тени»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мы пешеходы"

Цель: - формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на улице....

Методическая разработка для детей средней группы"Воспитываем пешехода"

Изучение правил дорожного движения- конечно дело нужное, но главная задача все же не в этом. Суть заключается в том, чтобы "привить" детям устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации. Поэ...

Собственная методическая разработка, проектная деятельность в ДОУ. Презентация проекта, с подробным паспортом "Маленький пешеход"

        В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через специально организованную деятельность (ин...

Методическая разработка для детей средних групп на тему: "Воспитаем пешехода!"

    Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма – в чём проблема?4-х летний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же!?- а мама бежит с...

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Азбука пешехода»

        Данная методическая разработка разработана на основе областной программы для дошкольников «Ребёнок и дорога»....

Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"

Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"...

Методическая разработка конспекта досуга по ПДД в старше-средней группе "Грамотный пешеход"

Цель досуга закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении....