Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
рабочая программа по обж (старшая группа)

Хоршева Юлия Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности по формированиюоснов безопасности у дошкольников "Азбука безопасности". Возраст воспитанников : 5- 6 лет. Срок релизации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_b.docx266.59 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                 

C:\Users\user\Pictures\2021-05-26\005.jpg

Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………… 3

Учебно-тематический план…………….…………………………. 4

Содержание программы.……………………….… ……………….8

Методическое обеспечение……………………….……………… 18

Список литературы………………………………………………. 21

Пояснительная записка

Введение

  • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Направленность

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, мною разработана Программа занятий по ОБЖ " Страна безопасности" для детей 5-6 лет.

Проанализировав литературу: Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», пришла к выводу, что необходимо помочь ребёнку сформировать модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации. Программа «Страна безопасности» является рабочей программой социально – коммуникативной направленности. Содержание данной программы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности.

В программе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.

Новизной и отличительной особенностью программы

           Является познавательное, социально-коммуникативное развитие у детей, развитие исследовательского характера, пространственных представлений, физических и психических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Актуальность программы

           Ни для кого не секрет, что сложившая социальная  и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных  граждан-маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать  и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть  осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных  и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье  и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему будет понятен его смысл. 

Педагогическая целесообразность

Программа состоит в идее сочетания оздоровительных и воспитательных методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях. Она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но самое главное профилактике асоциального поведения. Значительное внимание уделяется профилактике вредных привычек.

В процессе программы «Азбука безопасности» обучающиеся получат дополнительные знания в области личной, социальной безопасности. Знания правил дорожного движения, пожарной безопасности, здорового образа жизни, действия в чрезвычайных ситуациях.

Цель данной программы - формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.

Исходя из поставленной цели, сформированы задачи реализации программы:

  • создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
  • познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (с незнакомыми людьми, в быту, в окружающей природе, на улице и дороге);
  • сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
  • активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;
  • воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.

Принципы реализации программы

Реализация поставленной цели и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
  • наглядность;
  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Формы организации по формированию основ безопасного поведения.

  • Познавательные занятия
  • Беседы
  • Рассказы (рассказ – объяснение)
  • Работа с наглядным материалом
  • Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
  • Игровые ситуации – загадки
  • Моделирование ситуаций
  • Просмотр мультфильмов
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
  • Праздники, развлечения
  • Экскурсии и т.д.

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление        дисциплинированности, самостоятельности, выдержки в соблюдении правил поведения;
  • знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.


                                 Содержательный раздел

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

всего

теория

практика

1.

Ребенок и другие люди

5

1,25

3,75

Групповая

Начальная диагностика

1.1.

Введение в образовательную программу

1

0,25

0,75

Групповая

1.2.

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

1.3.

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

1.4.

Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

1.5.

Если «чужой» приходит в дом.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.

 «Ребенок и природа.

7

1,75

5,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

2.1.

В природе все взаимосвязано.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.2.

Загрязнение окружающей среды.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.3.

Ухудшение экологической ситуации.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.4.

Бережное отношение к живой природе.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.5.

Ядовитые растения.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.6.

Контакты с животными.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

2.7.

Восстановление окружающей среды.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

3.

 Ребенок дома.

3

0,75

2,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

3.1.

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

3.2.

Открытое окно, балкон как источник опасности. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

3.3.

Экстремальные ситуации в быту. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.

Здоровье ребенка

11

2,75

8,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

4.1.

Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.2.

Изучаем свой организм. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.3.

О ценности здорового образа жизни. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.4.

О профилактике заболеваний. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.5.

О навыках личной гигиены. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.6.

Забота о здоровье окружающих. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.7.

Поговорим о болезнях. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.8.

Инфекционные болезни. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.9.

Врачи — наши друзья. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.10.

О роли лекарств и витаминов. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

4.11.

Правила оказания первой помощи. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

5.

Эмоциональное благополучие ребенка.

3

0,75

2,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

5.1.

Психическое здоровье. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

5.2.

Детские страхи. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

5.3.

Конфликты и ссоры между детьми. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.

Ребенок на улице.

7

1,75

5,25

Групповая

Беседа. Промежуточная диагностика

6.1.

«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.2.

Дорожные знаки для водителей и пешеходов. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.3.

Правила езды на велосипеде. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.4.

О работе ГИБДД. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.5.

Милиционер-регулировщик. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.6.

Правила поведения в транспорте

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

6.7.

Если ребенок потерялся на улице. 

1

0,25

0,75

Групповая

Беседа. Игры по безопасности

Итого

36

9

27

-

-

                                         Содержание блоков

 Раздел № 1: «Ребенок и другие люди».

Тема № 1: «Введение в образовательную программу».

Теория. Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности.

Практика. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Тема № 2: О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. 

Теория. Рассказать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными.

Практика. Беседа, просмотр презентации. 

Тема № 3: Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.    

Теория.  Рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 4: Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

Теория.  Объяснить детям, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 5: Если «чужой» приходит в дом.

Теория. Разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Раздел № 2. Ребенок и природа.

Тема № 1: В природе все взаимосвязано.

Теория. Рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов.

Практика. Беседа, просмотр презентации. Экспериментальная деятельность.

Тема № 2: Загрязнение окружающей среды.

Теория. Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе, рассказать о том, что человек, считая себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, недра, животных и птиц), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву.

Практика. Беседа, просмотр презентации. Экспериментальная деятельность.

Тема № 3: Ухудшение экологической ситуации.

Теория.  Объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 4: Бережное отношение к живой природе.

Теория.  Научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 5: Ядовитые растения.

Теория. Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 6: Контакты с животными.

Теория. Объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 7: Восстановление окружающей среды.

Теория. Создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, в лесу). Необходимо объяснить детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, состоянии растений.

Практика. Беседа, просмотр презентации, наблюдения в природе.

Раздел 3. Ребенок дома.

Тема № 1: Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. 

Теория. Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
  • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 2: Открытое окно, балкон как источник опасности.

Теория.  Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 3: Экстремальные ситуации в быту. 

Теория. Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Раздел 4. Здоровье ребенка

Тема № 1: Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Теория. Объяснить детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни.

Практика. Беседа, просмотр презентации, мультфильмов

Тема № 2: Изучаем свой организм. 

Теория. Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 3: О ценности здорового образа жизни. 

Теория. Способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Педагог поддерживает у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости».

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 4: О профилактике заболеваний. 

Теория. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 5: О навыках личной гигиены. 

Теория. Формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 6: Забота о здоровье окружающих. 

Теория. Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 7: Поговорим о болезнях. 

Теория. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Познакомить детей с хроническими заболеваниями, учить их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 8: Инфекционные болезни.

Теория.  Сообщить детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказать об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах, о том, что в крови есть лейкоциты, которые борются с проникшими в организм микробами.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 9: Врачи — наши друзья. 

Теория. Рассказать детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 10: О роли лекарств и витаминов. 

Теория. Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, педагогу следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 11: Правила оказания первой помощи. 

Теория. Познакомить детей с правилами поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка.

Тема № 1: Психическое здоровье. 

Теория. Создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 2: Детские страхи. 

Теория. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы педагог:

• относился к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;

  • давал детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
  • помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);
  • рассказал о собственных детских страхах;
  • давал описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
  • допускал в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
  • давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
  • реагировал на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 3:  Конфликты и ссоры между детьми. 

Теория. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы, драматизации. Их цель — научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Раздел 6. Ребенок на улице.

Тема № 1: «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. 

Теория. Рассказать детям, как следует переходить дорогу, знакомить их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Объяснить, что такое светофор, показать его изображение, знакомить с сигналами.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 2: Дорожные знаки для водителей и пешеходов. 

Теория. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят:

  • с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);
  • с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»);
  • с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»);
  • с информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).

Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 3: Правила езды на велосипеде. 

Теория. Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 4: О работе ГИБДД. 

Теория. Знакомить детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным».

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 5: Милиционер-регулировщик. 

Теория. Рассказать детям о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 6: Правила поведения в транспорте. 

Теория. Знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объяснить, что:

  • входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить — через переднюю;
  • маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
  • маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
  • разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
  • нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров;
  • нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;
  • принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

Тема № 7: Если ребенок потерялся на улице. 

Теория. Объяснить детям, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.

Практика. Беседа, просмотр презентации.

 

1.3. Планируемые результаты

К концу года дети должны знать:

К концу года дети должны уметь:

  • что такое безопасное поведение;
  • как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе;
  •  как позвать на помощь, обратиться к взрослому;
  •  свой адрес, имена родителей, их контактную информацию;
  • соблюдать правила безопасного поведения в помещении и на улице;
  • правильно пользоваться потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого;
  • объяснить, какую получил травму, что поранил;
  • избегать контактов с незнакомыми людьми на улице;
  • различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Травы, проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила поведения в транспорте и других общественных местах.

 Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Условия реализации программы:

Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности - мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека.

Для образовательной деятельности детей имеется достаточное количество разнообразных материалов стандартной и нестандартной направленности, используемые в работе.

Дополнительное оборудование:

  • плакаты;
  • иллюстрации;
  • сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  • разрезные картинки;
  • мозаики;
  • настольно-печатные игры;
  • дидактические игры;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • компьютерные презентации;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • аудиозаписи по ОБЖ;
  • игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
  • транспортные средства: (самокаты, машинки, велосипеды);
  • макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
  • настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
  • дорожные знаки;
  • муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
  • аптечка;
  • карточки с телефонами служб спасения;
  • телефон;
  • картотека подвижных игр по ОБЖ;
  • подборка художественной литературы по теме;
  • конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
  • папки-передвижки;
  • тематических консультаций и памяток для родителей;

1.5. Методическое обеспечение программы

  • опыт работы по профилактике ДДТТ;
  • сборники планов конспектов проведения занятий и мероприятий;
  • методические рекомендации по обучению воспитанников ПДД;

 - методические рекомендации по организации мероприятий с детьми по предупреждению ДДТТ;

  • дидактические материалы (комплект карточек «Безопасность на дороге» для познавательных игр с детьми);
  • сайт "Школа безопасности» http://gov.cap.ru/SiteMap;
  •  флажки для перехода улицы.

Формы подведения итогов реализации программы:

Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, путем опроса во время занятий. Путем наблюдения за детьми в образовательной деятельности, игровой деятельности.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

        Педагоги, работающие по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Рабочие тетради №№ 1, 2. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. 
  2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «Детство Пресс», 2009. 
  3. «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице - Калининград, 1995. 
  4. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 1998. 
  5. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е. А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 
  6. 6. «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице». Для среднего и старшего дошкольного возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.Просвещение, 1998. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально - педагогической направленности Азбука безопасности

Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых .К сожалению, они написаны «взрослым» я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Формула безопасности"

Дополнителая общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педпгогической напрвленности "Формула безопасности"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Твоя безопасность!»

Дополнительная общеобразовательная программа "Твоя безопасность!" имеет социальную направленность. Цель программы: формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Мы учимся жить безопасно"

Цель программы: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Формула безопасности»

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Формула безопасности» - это нормативно управленческий документ МБДОУ детского сада № 3 «Сказка», характеризующий с...