Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес »
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

ДОМРАЧЕВА АЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды, соды и уксуса, продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

Развивающие: Развивать любознательность, память, познавательный интерес. Воспитывающие: Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.

 

Оборудование и материалы: столы, белые халаты или фартуки и нарукавники, одноразовые шапочки, 2 баночки с водой, ведерко с водой, большая чашка с водой, краситель, моющее средство, соль, сахар, ложечки, влажные салфетки, Стеклянная банка (необычной формы), краски для рисования на стекле, растительное масло, Вода с красителями цвета осенних листьев: желтая, оранжевая, красная,пипетки.

 

 

Предварительная работа: рассматривание объектов живой, неживой природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.

 

Ход

в группе на видном месте стоит глобус, рядом письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, вы видите что-нибудь то, чего раньше в группе не было? Верно у нас появился глобус, давайте посмотрим на него, ой, а вот письмо интересно, от кого же письмо, давайте почитаем.

Чтение письма: "Доброе утро, ребята! Вы меня хорошо знаете. Вместе со мной вы начинаете и заканчиваете день. Не раз в течение дня мы с вами встречаемся. Обычно я веселая, озорная, спокойная, но иногда бываю сердитой, недовольной, особенно когда дует сильный ветер, гремит гром, сверкают молнии. Тогда я становлюсь грозной и опасной. Но если выйдет солнышко, я снова веселая и жизнерадостная. А если становится холодно, я буду твердой, как камень. Я всем очень нужна! Кто же я?

Воспитатель: Да, дети, это вода. Вода - это часть неживой природы.

Воспитатель: Вода очень нужна человеку. Для чего?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Вы знаете, что синим цветом обозначены реки, озера, моря, океаны. Воды на Земле в 3 раза больше, чем суши.

Первое задание "Где же вода?"

Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, вы хлопните в ладоши.

Дерево, снег, дождь, камень, ручей, машина, болото, град, море, песок, водопад, туман, ветер, пар, мяч, иней, бумага, лед, роса, одеяло, стол, сель, кормушка, туча, радуга, айсберг, телефон, река.

Молодцы!

Опыт № 1 «Ледяные украшения»

Воспитатель: Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (ответы детей)

Дети: Зима.

Воспитатель: : Какие осадки выпадают зимой?

Ответы детей

Воспитатель. : Правильно, зимой выпадает снег. Осадки это тоже вода, но в разных состояниях. Вот, ребята, на нашем участке сейчас все серо и пасмурно .А Вы хотите украсить участок, чтобы он опять заиграл яркими красками?

Ответы детей.

Дети подходят к столу, на котором уже находятся стаканчики с водой, гуашь, палочки для размешивания, веревочки, салфетки.

Воспитатель.. : Ребята, какого цвета вода в стаканчиках?

Ответы детей

Воспитатель. : Что можно сделать, чтобы вода поменяла цвет?

Дети. : Добавить гуашь.

Дети добавляют гуашь и размешивают ее в ранее приготовленных стаканчиках с водой.

Воспитатель.. : Почему вода стала цветной?

Ответы детей

Воспитатель.. : Правильно, вы добавили гуашь, размешав ее в воде, она растворилась. Ребята, но так мы не украсим наш участок. Верно? Давайте попробуем перелить воду в формы.

Дети совместно с воспитателем переливают уже закрашенную воду в формы, тем самым знакомятся с таким свойством воды, как текучесть. Затем они опускают в форму с водой веревочки.

Воспитатель: Теперь мы отнесем эти формы на улицу, и вода в них замерзнет, мы сможем украсить площадку.

Опыт № 2 «Разморозим льдинки»

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами уже замораживали кубики льда, давайте попробуем снова превратить их в воду. Для этого нам понадобится соль.

(Раздает каждому ребенку-1-2 кубика льда (предварительно замороженных),тарелки и коробочку с солью)

Воспитатель. Попробуйте насыпать на ваш кубик соль, да побольше. Это дело не быстрое, давайте отставим на вот этот стол, а в конце занятия посмотрим, что же произойдет.

Опыт № 3 «Дождик в стакане воды»

Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.

Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.

(Дождик и облако)

Воспитатель. Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)

Воспитатель. Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).

Воспитатель. Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.

Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам.

- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).

- Что происходит? (ответы детей).

Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.

Физминутка

Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)

Опыт № 4 «Снегопад в банке»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

На дорогу, поле, лес

Звёзды падали с небес.

Собирал я их, ребята,

Целый день большой лопатой. (Снегопад.)

Воспитатель.Правильно, это снегопад, а что это такое? (ответы детей)

Верно, посмотрите у меня есть стакан и на нем нарисовано дерево, давайте попробуем сделать снегопад.

Наполняем баночку (стакан) на 1/3 водой, а остальную часть маслом, оставив до края не менее 2 см. Можно заполнить маслом полностью. Поэкспериментируйте! 

На самой баночке (стакане) рисуем дерево.

Разводим белую краску и капаем по капельке в нашу баночку (стакан). Попадая в масло, капли приобретают круглую форму и опускаются вниз, постепенно окрашивая воду снизу в зимние цвета. Выглядит очень красиво, словно снегопад! 

А если баночка полностью заполнена маслом, заметили как будут выглядеть наши «снежные хлопья»?

Вода имеет большую плотность, чем масло. Соответственно, она тяжелее и красители опускаются вниз

На банке нарисовать силуэт дерева с кроной.

  1. Налить растительное масло.

  2. Капать цветной водой в банку и увидите снегопад

Вывод: вода тяжелее масла, поэтому красиво оседает в масло.

Динамическая пауза

 

Воспитатель. Пришло с разрушительным ветром ненастье,

Собрал я скорей рыболовные снасти,

И небо спросило лицо свое хмуря:

А как называют явление?... (буря)

Воспитатель: Сейчас мы попробуем сделать бурую, но делать будем в стаканчиках.

Опыт № 4 «Кипит вода» (показываю и комментирую)

Воспитатель: Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаю сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой.  Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

(беру,  приготовленную заранее пищевую соду,  и произношу  «магические»  слова.) -Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду)!

Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Выдавливаете из лимона сок. Если нет лимона, можно использовать лимонную кислоту вот в таких пакетиках. (предлагаю детям насыпать в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешать) Что получается? (кислая вода)

Воспитатель. В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите ложкой соды (ставлю на стол блюдечко с содой), бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная)

-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Какие опыты мы с вами проводили? Что интересного мы сегодня узнали? Что было трудно? Какой опыт вам показался очень легким? Какие природные явления вспомнили?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domracheva_a.s-1.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Домрачева Алена Сергеевна,

воспитатель МБДОУ ДСКВ № 14

г. Ейска МО Ейский район

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

«Путешествие в Лабораторию чудес

»

 (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)

13.12.2022 г.

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды, соды и уксуса, продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

Развивающие: Развивать любознательность, память, познавательный интерес. Воспитывающие: Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.

Оборудование и материалы: столы, белые халаты или фартуки и нарукавники, одноразовые шапочки, 2 баночки с водой, ведерко с водой, большая чашка с водой, краситель, моющее средство, соль, сахар, ложечки, влажные салфетки, Стеклянная банка (необычной формы), краски для рисования на стекле, растительное масло, Вода с красителями цвета осенних листьев: желтая, оранжевая, красная,пипетки.

Предварительная работа: рассматривание объектов живой, неживой природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.

Ход

в группе на видном месте стоит глобус, рядом письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, вы видите что-нибудь то, чего раньше в группе не было? Верно у нас появился глобус, давайте посмотрим на него, ой, а вот письмо интересно, от кого же письмо, давайте почитаем.

Чтение письма: "Доброе утро, ребята! Вы меня хорошо знаете. Вместе со мной вы начинаете и заканчиваете день. Не раз в течение дня мы с вами встречаемся. Обычно я веселая, озорная, спокойная, но иногда бываю сердитой, недовольной, особенно когда дует сильный ветер, гремит гром, сверкают молнии. Тогда я становлюсь грозной и опасной. Но если выйдет солнышко, я снова веселая и жизнерадостная. А если становится холодно, я буду твердой, как камень. Я всем очень нужна! Кто же я?

Воспитатель: Да, дети, это вода. Вода - это часть неживой природы.

Воспитатель: Вода очень нужна человеку. Для чего?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Вы знаете, что синим цветом обозначены реки, озера, моря, океаны. Воды на Земле в 3 раза больше, чем суши.

Первое задание "Где же вода?"

Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, вы хлопните в ладоши.

Дерево, снег, дождь, камень, ручей, машина, болото, град, море, песок, водопад, туман, ветер, пар, мяч, иней, бумага, лед, роса, одеяло, стол, сель, кормушка, туча, радуга, айсберг, телефон, река.

Молодцы!

Опыт № 1 «Ледяные украшения»

Воспитатель: Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (ответы детей)

Дети: Зима.

Воспитатель: : Какие осадки выпадают зимой?

Ответы детей

Воспитатель. : Правильно, зимой выпадает снег. Осадки это тоже вода, но в разных состояниях. Вот, ребята, на нашем участке сейчас все серо и пасмурно .А Вы хотите украсить участок, чтобы он опять заиграл яркими красками?

                                                        Ответы детей.

Дети подходят к столу, на котором уже находятся стаканчики с водой, гуашь, палочки для размешивания, веревочки, салфетки.

Воспитатель.. : Ребята, какого цвета вода в стаканчиках?

                                                          Ответы детей

Воспитатель. : Что можно сделать, чтобы вода поменяла цвет?

Дети. : Добавить гуашь.

Дети добавляют гуашь и размешивают ее в ранее приготовленных стаканчиках с водой.

Воспитатель.. : Почему вода стала цветной?

Ответы детей

Воспитатель.. : Правильно, вы добавили гуашь, размешав ее в воде, она растворилась. Ребята, но так мы не украсим наш участок. Верно? Давайте попробуем перелить воду в формы.

Дети совместно с воспитателем переливают уже закрашенную воду в формы, тем самым знакомятся с таким свойством воды, как текучесть. Затем они опускают в форму с водой веревочки.

Воспитатель: Теперь мы отнесем эти формы на улицу, и вода в них замерзнет, мы сможем украсить площадку.

Опыт № 2 «Разморозим льдинки»

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами уже замораживали кубики льда, давайте попробуем снова превратить их в воду. Для этого нам понадобится соль.

(Раздает каждому ребенку-1-2 кубика льда (предварительно замороженных),тарелки  и коробочку с солью)

Воспитатель. Попробуйте насыпать на ваш кубик соль, да побольше. Это дело не быстрое, давайте отставим на вот этот стол, а в конце занятия посмотрим, что же произойдет.

Опыт № 3 «Дождик в стакане воды»

Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.

Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.

(Дождик и облако)

 Воспитатель. Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)

Воспитатель. Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).

Воспитатель. Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.

Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам.

- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).

- Что происходит? (ответы детей).

Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.

Физминутка

Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)

Опыт № 4  «Снегопад в банке»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

На дорогу, поле, лес

Звёзды падали с небес.

Собирал я их, ребята,

Целый день большой лопатой. (Снегопад.)

Воспитатель.Правильно, это снегопад, а что это такое? (ответы детей)

Верно, посмотрите у меня есть стакан и на нем нарисовано дерево, давайте попробуем сделать снегопад.

Наполняем баночку (стакан) на 1/3 водой, а остальную часть маслом, оставив до края не менее 2 см. Можно заполнить маслом полностью. Поэкспериментируйте! 

На самой баночке (стакане) рисуем дерево.

Разводим белую краску  и капаем по капельке в нашу баночку (стакан). Попадая в масло, капли приобретают круглую форму и опускаются вниз, постепенно окрашивая воду снизу в зимние цвета. Выглядит очень красиво, словно снегопад! 

А если баночка полностью заполнена маслом, заметили как будут выглядеть наши «снежные хлопья»?

Вода имеет большую плотность, чем масло. Соответственно, она тяжелее и красители опускаются вниз

На банке нарисовать силуэт дерева с кроной.

  1. Налить растительное масло.
  2. Капать цветной водой в банку и увидите снегопад

Вывод: вода тяжелее масла, поэтому красиво оседает в масло.

Динамическая пауза

Воспитатель. Пришло с разрушительным ветром ненастье,

Собрал я скорей рыболовные снасти,

И небо спросило лицо свое хмуря:

А как называют явление?... (буря)

Воспитатель: Сейчас мы попробуем сделать бурую, но делать будем в стаканчиках.

Опыт № 4  «Кипит вода» (показываю и комментирую)

Воспитатель: Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаю сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой.  Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

(беру,  приготовленную заранее пищевую соду,  и произношу  «магические»  слова.) -Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду)!

Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Выдавливаете из лимона сок. Если нет лимона, можно использовать лимонную кислоту вот в таких пакетиках. (предлагаю детям насыпать в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешать) Что получается? (кислая вода)

Воспитатель. В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите ложкой соды (ставлю на стол блюдечко с содой), бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении)  Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная)

-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Какие опыты мы с вами проводили? Что интересного мы сегодня узнали? Что было трудно? Какой опыт вам показался очень легким? Какие природные явления вспомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет)

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет) ...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа)

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»(старшая  группа)Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в п...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес" для детей 5 - 6 лет...

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности  «Путешествие в Лабораторию чудес»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5-6 лет)

Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Образовательные задачи:закрепить знания детей о свойствах воды,учить рассуждать, а...