Авторская методическая разработка по формированию правил безопасного поведения на водных объектах в весенний период
методическая разработка по обж (старшая группа)

Муравская Евгения

Данная методическая разработка  раскрывает особенности работы по формированию правил безопасного поведения на воде в весенний период, причин возникновения опасных факторов, но и обучение  детей  действиям по оказанию помощи  себе и терпящим бедствие на воде.  Цикл обучающих сказок, с включением в них практической деятельности (опытов,  игр, бесед, упражнений, викторин) могут применяться в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, а также будут полезны родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_metodicheskaya_razrabotka.docx65.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

В России ежегодно с наступлением весеннего паводка резко возрастают показатели несчастных случаев. К сожалению, большой процент несчастных случаев заканчиваются смертельным исходом. Одной из самых уязвимых категорий граждан этой печальной статистики являются маленькие дети.

Причинами смертности детей при несчастных случаях на воде, как правило, являются их безнадзорность во время пребывания на водных объектах в период таяния ледяного покрова, неумение правильно вести себя, детская беспечность и самоуверенность, страх, несоблюдение правил безопасного поведения на воде, а также отсутствие опыта при оказании помощи людям, оказавшимся в воде.

Моя задача, как педагогического работника - не только постоянно напоминать детям об опасностях, таящихся на водных объектах, но и разъяснять им причины возникновения опасных факторов, способы избегания этих опасностей и приемы действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Проблема безопасного поведения освещена в исследованиях многих современных учёных: Н.Ю. Белая, Л.И. Лукина, В.Н. Мошкин и др.

Для решения вышеуказанной проблемы, мною был разработан «Цикл обучающих сказок-практикумов «Вас пингвин предупреждает: лед рискованным бывает». Все представленные в работе сказки авторского происхождения. Данная методическая разработка включает в себя не только разъяснения в сказочной форме правил безопасного поведения на воде в весенний период, причин возникновения опасных факторов, но и обучение детей действиям по оказанию помощи себе и терпящим бедствие на воде.

Если дети успешно освоят знания, выработают умения и навыки, а также будут иметь желание, интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих, только тогда профилактическая работа будет иметь эффективность.

Цель: сформировать у дошкольников представления о правилах безопасного поведения на водных объектах в весенний период

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть основные особенности и свойства весеннего льда;

рассмотреть признаки определения степени прочности льда.

совершенствовать представления дошкольников о причинах несчастных случаев на водных объектах в весенний период

развивать способность правильно оценивать обстановку и принимать решения

дать представления об оказании первой помощи при несчастном случае на водных объектах в весенний период;

закреплять знания об основных спасательных средствах

выработать умения и навыки, необходимые в условиях опасной ситуации на водных объектах в весенний период;

способствовать развитию морально-психологической устойчивости в условиях опасной ситуации на водных объектах в весенний период.

выявить уровень освоенного детьми материала

Планируемые результаты

У дошкольников сформированы правильные поведенческие мотивы, с точки зрения безопасности в весенний период на водных объектах.

Дошкольники обладают необходимыми знаниями, позволяющими снизить риски в весенний период на водных объектах

Дошкольники имеют представления об оказании первой помощи при несчастном случае на водных объектах в весенний период

Появляются навыки поведения в экстремальных ситуациях на водных объектах в весенний период

Выработана морально-психологическая устойчивость в условиях опасной ситуации на водных объектах в весенний период.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста

В содержании представленной методической разработки лежит ряд принципов:

Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);

Принцип научности (в сознании ребёнка должны формироваться реальные знания, правильно отражающие действительность).

Принцип наглядности (использование реальных предметов и наглядных образов способствует правильной организации мыслительной деятельности детей).

Принцип доступности (связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребёнка).

Принцип активности и сознательности (чем больше ребёнок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идёт его развитие).

Принципы систематичности, последовательности и постепенности (обучение должно идти от лёгкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далёкому).

Принцип связи с жизнью (приобретаемые знания следует использовать в различных видах деятельности).

Принцип учёта возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям( необходимо изучать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать условия для его всестороннего развития).

Методическая разработка включает использование системного, целостного, личностного, деятельностного и диалогического
подходов.

Цикл обучающих сказок, с включением в них практической деятельности (опытов, игр, бесед, упражнений, викторин) может применяться в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и быть полезен родителям.

Содержательный аспект

Обучающая сказка-практикум №1

Как солнце растопило королевство ледяных пещер

Цель: закрепление знаний об изменениях в природе, происходящих ранней весной;

Задачи:

- раскрыть основные характеристики понятия «лед»

- познакомить с особенностями и свойствами весеннего льда

- доказать с помощью опыта влияние температуры на состояние льда

Ресурсная обеспеченность:

материально-технические (цикл обучающих сказок-практикумов о правилах безопасного поведения на водных объектах в весенний период

«Вас пингвин предупреждает: лед рискованным бывает», плакаты из серии «Весна пришла», подвесной модуль «Весна», емкости с теплой и холодной водой, кусочки льда, пианино, ноутбук);

кадровые (воспитатель, музыкальный работник);

предметно-пространственная среда (в уголке «Наша библиотека» представлена выставка художественной литературы на тему «Весенние проказы»),окна несут смысловую нагрузку (вытыканки с предупреждающими сюжетами), в «Уголке свободного творчества» представлены тематические раскраски, в «Уголке природы» размещена коллективная работа воспитанников «Человек, ты не пингвин: не гуляй средь тонких льдин» , организована выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Чтобы не попасть в беду- не ходи весной по льду!»

Организационный момент

- Ребята, совсем немного осталось до наступления весны. А какие изменения происходят в природе с приходом весны? (ответы детей): прилет птиц, таяние льда, яркое солнце, увеличение светового дня)

- Пожалуй, нет человека, который бы не радовался пробуждению весенней природы. Однако, весна не всегда радость тому, кто не соблюдает правил поведения на воде в период половодья и когда непрочен лед, об этом в своей книге обучающих сказок Вам спешит рассказать пингвиненок Лулик. Он очень обеспокоен приближением периода таяния льда, а многие из вас, как и он когда-то, не знают правил безопасности . Он надеется, что каждая прочитанная Вам сказка, станет отличной подготовкой к этому опасному периоду.

Педагог открывает книгу и приступает к чтению первой сказки «Как солнце растопило королевство ледяных пещер»

В заснеженных просторах Арктики расположилось королевство ледяных пещер. Жили в них потомки древних птиц - императорские пингвины. Пингвины – единственные в мире птицы, которые умеют плавать и при этом не умеют летать.

В одной из таких ледяных пещер жила молодая семья пингвинов - Лола и Лул. Они были известными в королевстве ледяными мастерами . Лед – главный материал, из которого эта парочка создавала невероятные шедевры. А ведь казалось бы лед - это всего-навсего вода в агрегатном твердом состоянии. Здесь, в королевстве ледяных пещер, этого строительного материала всегда было в избытке, ведь известно, что образование льда начинается тогда, когда температура воды снижается до нуля градусов и ниже. И более того, вода в отличие от других веществ, при замерзании расширяется, и ее объемы увеличиваются. Умелыми ластами наших мастеров была создана вся ледяная инфраструктура королевства. Эта и детский сад, и школа, и больница. А детские ледяные площадки были главной достопримечательностью королевства. Все обитатели Антарктики были очень признательны этой мастеровитой семье за подаренные блага.

Когда наступила весна, у семейной пары пингвинов произошло долгожданное событие: на свет появился маленький, прелестнейший малыш Лулик. Ликовали все: родители, обитатели ледяного королевства, и даже природа не смогла сдержать своего хорошего настроения. Арктическое солнце, так сильно переполнилось эмоциями, что выпустило самые яркие лучи за всю историю существования королевства. В один момент кругом заметно потеплело, все ледяные постройки стали таять, лед на водах Антарктики тронулся. Императорские пингвины сразу поняли, что всему причина - теплые, солнечные лучи. Поняло это и солнышко, и сразу же спрятало свои лучики. Ему было очень стыдно за то, что произошло.

Когда температурный режим немного нормализовался, обитатели королевства принялись всеми ластами восстанавливать растаявшие ледяные пещеры .

А день, когда родился пингвинок Лулик, запомнился, как самый теплый в Антарктике за всю историю метеонаблюдений.

Физкультминутка

Три пингвина шли домой
(Шаги вперевалочку)
Папа был большой-большой,
(Руки над головой)
Мама с ним пониже ростом,
(Руки на уровне груди)
А сынок Малышка просто.
Очень маленький
он был, (Приседания)
С погремушками ходил,
дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
(Имитация игры с погремушками)

Вопросы для обсуждения

-Ребята, понравилась ли Вам сказка?

- Какой материал использовался пингвинами для строительства?

-Что же такое лед?

-Как он образуется?

-Что произошло с ледяными постройками, когда солнце выпустило яркие лучики?

-Ребята, предлагаю провести опыт, который покажет, как температура воды влияет на скорость таяния льда, погруженного в эту воду. Согласны?

Описание опыта

У каждого ребенка одинаковые кусочки льда, приготовленные с помощью специальной формы. Затем предложить опустить один кусочек льда в емкость с холодной водой, а другой с горячей воды. Через некоторое время лёд в горячей воде растаял. Позже растаял лёд в холодной воде. Все условия эксперимента были одинаковыми, кроме температуры воды. Поэтому увидев, что сначала лёд растаял в горячей воде, а позже  — в холодной, можно сделать вывод, что в горячей воде лёд тает быстрее.

- Ребята, какой вывод можно сделать из полученных результатов опыта?

Обучающая сказка-практикум №2

Лул рассказывает пингвиненку о признаках прочного льда

Цель: изучить признаки и способы, с помощью которых можно узнать степень прочности льда.

Задачи:

- рассмотреть цветовые признаки степени прочности льда

- познакомиться с величинами безопасной толщины льда

- закрепить умение по цвету определять прочность льда

Ресурсная обеспеченность:

материально-технические (цикл обучающих сказок-практикумов о правилах безопасного поведения на водных объектах в весенний период

«Вас пингвин предупреждает: лед рискованным бывает», плакаты из серии «Весна пришла», подвесной модуль «Весна», листы формата А4, гуашь, кисти, гимнастические палки, ноутбук)

кадровые (воспитатель);

предметно-пространственная среда (в уголке «Наша библиотека» представлена выставка художественной литературы на тему «Весенние проказы»), окна несут смысловую нагрузку (вытыканки с предупреждающими сюжетами), в «Уголке свободного творчества» представлены тематические раскраски , в «Уголоке природы» размещена коллективная работа воспитанников «Человек, ты не пингвин: не гуляй средь тонких льдин» , организована выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Чтобы не попасть в беду- не ходи весной по льду!»

Организационный момент

Ребята, каждый из Вас, наверняка заметил, что день стал намного длиннее, на территории садика слышны веселые трели птиц, и Вы, я заметила, сменили теплую обувь на резиновые сапожки. Все это признаки весны. Также и лед на озерах и прудах, с приходом весны, приобретает признаки, которые указывают, что он небезопасен. О признаках и способах, с помощью которых можно узнать степень прочности льда, спешит рассказать нам в своей новой обучающей сказке пингвиненок Лулик.

Педагог открывает книгу и приступает к чтению второй обучающей сказки «Лул рассказывает пингвиненку о признаках и способах определения прочности льда»

С тех пор, как лучистое солнышко растопило своим теплом ледяное королевство, климат в Арктике стал заметно мягче. В дневные часы кое-где наблюдались даже оттепели, и потому лед на водных гладях был обманчив и коварен.

А наши императорские пингвины времени зря не теряли: дружно и кропотливо отстроили свои жилища. Времени зря не терял и пингвиненок Лулик, который рос весьма любознательным малышом. Он подрастал и с интересом изучал окружающий мир. Родители малыша были обеспокоены его чрезмерным стремлением познать все вокруг, ведь этот ледяной мир, по их мнению, таил в себе много опасностей. И самую главную опасность родители Лулика видели в водах Арктики, поскольку их малыш еще не умел плавать.

- Послушай, сынок!- сказал однажды Лул. Этот Арктический мир не безопасен для такого любознательного малыша, как ты. Пока ты еще не научился плавать, следует быть более аккуратным на ледяных поверхностях прибрежных вод. Лед – это такая ненадежная субстанция: стоит солнышку выпустить свои яркие лучики, как он тронется, а ты можешь легко уйти под воду.

- А как же мне этого избежать, папочка? Я не хочу провалиться и уйти под воду! – встревожено молвил Лулик.

Отец принялся объяснять и показывать пингвиненку, по каким признакам можно определить степень безопасности льда. В первую очередь, он попросил пингвиненка обращать внимание на окраску и толщину льда.

- Запомни – сказал отец, - лед синего оттенка – имеет высокую степень безопасности, белого оттенка - лед непрочный, а лед с желтым оттенком – представляет наибольшую опасность.

-При этом – продолжал Лул, - безопасная толщина льда составляет для одного пннгвиненка - не менее 7 сантиметров, а для массового скопления пингвинят более 25 саниметров. Особую осторожность, сынок, нужно проявлять, когда лед покроется толстым слоем снега, так как он перекрывает доступ холодного воздуха к поверхности льда.

- И запомни, малыш, категорически запрещается проверять прочность льда ударом лапы. Прочность льда рекомендуется проверять палкой. Если после первого удара лед пробивается и на нем появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти обратно по следам. Первые шаги на обратном пути надо делать, не отрывая лап ото льда. Отец посоветовал также пингвиненку обращать особое внимание на места, где видны трещины и лунки, так как при наступлении на эти места лапой, лед может сразу же треснуть.

- И, вообще, сынок,- подытожил Лул,- у нас в королевстве начинается строительство ледяных переправ, и все пингвинята скоро будут переходить ледяные воды по оборудованным сооружениям. А пока можно делать это только в сопровождении взрослых.

Лулик, вытараща глаза , внимательно вслушивался в каждое слово отца.

Он очень боялся что-нибудь упустить, ведь это «что-нибудь» в будущем могло стоить ему жизни.

После подробного рассказа, наш пингвиненок, в сопровождении отца, заторопился проверить свои знания на практике. Они очень исследовали ледяные глади, определяя степень прочности по их оттенку.

Физминутка

Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).

Вопросы для обсуждения

-Ребята, о каких признаках и способах определения прочности льда поведал нам пингвиненок в своей сказке?

-Какой оттенок льда наиболее безопасный?

-Какой менее безопасный?

-Какой самый опасный?

- Ребята, давайте немного пофантазируем. У каждого из вас на столе лежат бумажные листы. Предлагаю превратить эти листы в льдинки безопасного цвета. Когда льдинки будут готовы, я проверю: правильно ли вы выбрали цвет краски. Согласны? Начинаем творить!

Идет процесс создания безопасных льдин. По его окончании, педагог, осматривает работы и подводит итог.

Молодцы, ребята! Вы правильно уяснили: лед синего или голубого цвета - наиболее безопасный. А вот весна тоже не дремлет и приготовила свои льдинки. Как вы думаете, какого они цвета? (ответы детей). Правильно, они желтые! Скажите, а лед желтого цвета безопасный? (ответы детей). Правильно, он самый коварный!

-Чтобы закрепить наши знания, предлагаю с нашими льдинками немного поиграть. Игра называется «Опасно-безопасно».

Пояснение к игре «Опасно-безопасно»

Каждому из воспитанников предлагается пройти ледяную полосу препятствий, из созданных ими безопасных, и преподнесенной весной опасных льдин. Если перед ребенком льдина синего цвета, он ступает на нее и говорит «Безопасно», если перед ним льдина желтого цвета, то говорит «Опасно» и перепрыгивает через нее.

Обучающая сказка-практикум № 3

Лул и Лулик спасают утопающего пингвина

Цель: дать представления об оказании первой помощи при несчастном случае на водных объектах в весенний период.

Задачи:

- совершенствовать представления детей о причинах несчастных случаев на водных объектах в весенний период

- изучить основные действия при спасении провалившегося под лед

- закреплять знания об основных спасательных средствах

- познакомить с первой помощью потерпевшему после спасения

- проинформировать о телефонах экстренных служб

-закрепить алгоритм действий при спасении провалившегося под лед

Ресурсная обеспеченность:

материально-технические (цикл обучающих сказок-практикумов о правилах безопасного поведения на водных объектах в весенний период

«Вас пингвин предупреждает: лед рискованным бывает», плакаты из серии «Весна пришла», подвесной модуль «Весна», гимнастические скамейка, гимнастические палки, куртка , игрушечный телефон, ноутбук)

кадровые (воспитатель, медицинский работник);

предметно-пространственная среда (в уголке «Наша библиотека» представлена выставка художественной литературы на тему «Весенние проказы»), окна несут смысловую нагрузку (вытыканки с предупреждающими сюжетами), в «Уголке свободного творчества» представлены тематические раскраски, в «Уголке природы» размещена коллективная работа воспитанников «Человек, ты не пингвин: не гуляй средь тонких льдин» , организована выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Чтобы не попасть в беду- не ходи весной по льду!»

Организационный момент

- Ребята, на прошлых занятиях мы уже многое узнали из обучающих сказок пингвиненка Лулика . Так, например, мы узнали об особенностях и свойствах льда, познакомились с признаками и способами определения его прочности, а также запомнили ряд правил безопасности. Но, к сожалению, случается такие ситуации, когда человек знает все эти правила, но пренебрегает ими и, как результат попадает в беду. О такой опасной ситуации и основных действиях в ней расскажет нам пингвиненок Лулик в новой обучающей сказке.

Педагог открывает книгу и приступает к чтению третьей обучающей сказке-практикуме «Лул и Лулик спасают утопающего пингвина»

Этот день пингвиненок ждал с нетерпением: папа обещал взять его с собой на работу и показать, как нужно вырезать простые фигурки из ледяных глыб. Пингвиненок был несказанно счастлив! Съев на завтрак пару аппетитных рыбешек, он быстренько, перебирая крохотными лапами, последовал за отцом. Шли они долго, весело болтая и обсуждая планы на предстоящий день.

Вдруг их пингвиний лепет прервал пронзительный крик, доносившийся из-за прибрежных вод. Этот крик издавал пингвин, провалившийся под лед. Оказалось, что он решил срезать путь и съехать с заснеженной горы. И съехал, надо сказать, очень неудачно, сломав ласту . Изнемогая от боли, пингвин барахтался в ледяной воде, не имея сил и возможности выбраться из неё.

Лул быстрыми пингвиньими шага бросился на помощь утопающему, приказав при этом пингвиненку оставаться на месте. Вооружившись длинной палкой, и широко раскинув ласты, Лул очень осторожно стал подползать к полынье. Он попытался успокоить пострадавшего и крикнул, что идете ему на помощь. Он знал, что это придаст ему силы и уверенность. За несколько метров до полыньи Лул остановился и протянул пострадавшему доску. Он знал, что близко подползать нельзя, так как это увеличит нагрузку на лед. Лул попросил схватиться пингвина за доску здоровой ластой и стал потихоньку вытягивать бедолагу.
Достав пострадавшего из ледяной воды в безопасное место, Лул и маленький пингвиненок стали оказывать ему помощь. Они энергично растерли его своими ластами и поили горячим чаем. Затем Лул позвонил в «пингвинью службу спасения» по номеру 112, чтобы пострадавшего осмотрел специалист.

Когда бедного пингвина увезли в больницу, отец с серьезным видом обратился к пингвиненку:

- Запомни, малыш, увидев терпевшего бедствие пингвина, сразу же зови на помощь взрослого или звони в службу спасения по телефону 112. Ни в коем случае не ступай на лед, ты еще слишком мал!

Наши герои, с чувством выполненного долга, продолжили свой путь.

Пингвиненок Лул был очень горд, что принял участие в спасательной операции. Но еще больше он гордился своим бесстрашным отцом.

Вопросы для обсуждения

- Ребята, о каком происшествии рассказывается в сказке?

- А как пингвин попал в эту беду?

- С помощью чего Лул вытащил провалившегося под лед пингвина?

- Какую первую помощь оказали пингвину после того, как его вытащили из ледяной воды?

-Какие номера экстренных служб отец сообщил пингвиненку?

- Молодцы, ребята! Слушали сказку очень внимательно, а сейчас медицинский работник нашего детского сада закрепит с вами на практике алгоритм действий при спасении провалившегося под лед. Но для начала немного разомнемся.

Физминутка

Мы дружные ребята,
На помощь мы спешим (шагают на месте).
И если будет нужно,
Мы руку подадим (пожимают руку соседу).

Мы к вам скорей примчимся,
Приедем, прилетим (вращают руль авто).
И точно вам поможем,
Спасем и защитим (обнимают соседа с одной и другой стороны от себя

Медицинский работник проводит игру «Спасатель и пострадавший»

Описание игры «Спасатель и пострадавший»

Игру проводит медицинский работник. Каждая команда делится на пострадавших и спасателей. Ребенок-пострадавший, идет по гимнастической скамейке, и спрыгивает на мат (лед), имитируя падение. Затем раскинув руки, кладёт их на край мата (льда) и следит за дыханием. В это время спасатель-ребенок , подбирается ползком, и, остановившись за несколько метров от полыньи, протягивает палку, либо кидает верёвку пострадавшему. Пострадавший, также, держась за предмет, налегая грудью на «лёд», забрасывает на него поочерёдно ноги. Выбравшись из полыньи, перекатываться к берегу. Затем ребенок-спасатель снимает с пострадавшего «мокрую» куртку и начинает интенсивно растирать руками, а затем одевает «сухую» куртку.

Обучающая сказка-практикум № 4

Самоспасение Лулика

Цель: освоить способы деятельности, которые окажутся необходимыми для самоспасения

Задачи:

- познакомить с алгоритмом действий по самоспасению на водных объектах в весенний период

- закрепить полученные знания на практике

- выработать умения и навыки, необходимые в условиях опасной ситуации на водных объектах в весенний период

- способствовать развитию морально-психологической устойчивости в условиях опасной ситуации на водных объектах в весенний период.

Ресурсная обеспеченность:

материально-технические (цикл обучающих сказок-практикумов о правилах безопасного поведения на водных объектах в весенний период

«Вас пингвин предупреждает: лед рискованным бывает», плакаты из серии «Весна пришла», подвесной модуль «Весна», гимнастические маты, ноутбук)

кадровые (воспитатель);

предметно-пространственная среда (в уголке «Наша библиотека» представлена выставка художественной литературы на тему «Весенние проказы»), окна несут смысловую нагрузку (вытыканки с предупреждающими сюжетами), в «Уголке свободного творчества» представлены тематические раскраски , в «Уголоке природы» размещена коллективная работа воспитанников «Человек, ты не пингвин: не гуляй средь тонких льдин» , организована выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Чтобы не попасть в беду- не ходи весной по льду!»

Организационный момент

-Ребята, мы продолжаем знакомиться с обучающими сказками пингвиненка Лулика. О чем нам поведала его последняя сказка?(ответы детей).

А помните, как называлась игра, в которой мы отрабатывали алгоритм действий по спасению провалившегося под лед? (ответы детей).Правильно «Спасатели и пострадавшие». Но так, к сожалению, бывает, что спасателей рядом может не оказаться, и провалившемуся под лед человеку приходиться рассчитывать только на свои силы и знания. Именно такая неприятная ситуация произошла с нашим пингвиненком. Послушаем?

Педагог открывает книгу и приступает к чтению четвертой обучающей сказке-практикуме «Самоспасение Лулика»

Нашему пингвиненку шел уже третий год. Он мечтал о том, как совсем скоро пойдет в детский сад и найдет себе много новых друзей. Он представлял, как весело и задорно будут проходить его детсадовские будни, и от этих мыслей на душе у него становилось светло. Лишь одно огорчало его: он до сих пор не умел плавать. Пингвиненок очень переживал, что новые друзья не захотят с ним дружить из-за этого и будут смеяться. И Лулик решил: нужно срочно научиться плавать до того, как он станет дошкольником. К матери и отцу он решил не обращаться с этим вопросом, потому как наперед знал: они скажут, что он ещё очень мал.

Наступило утро. Пингвиненок, как обычно, позавтракав парой вкусных рыбешек, отправился на утреннюю прогулку. Только вот прогулка эта была не по обычному для него маршруту. Вместо детской площадки он заторопился к прибрежным водам. Подойдя к берегу, он ощутил холодное дунавение ветра. Лулик, уверенный в том, что у берега совсем неглубоко, смело опустил в воду одну лапку. Но, как он просчитался! Его маленькая лапка соскользнула с обледенелого дна, и он всем своим пингвиньем телом плюхнулся в воду . На пару секунд его охватил дикий страх, но вспомнив наставления отца, он быстро взял себя в руки. Лулик перешел к плану «самоспасения». Он успокоился и стал звать на помощь. Осознав, что его никто не слышит, пингвиненок освоболился от верхней намокшей одежды, которая тянула его под воду и спокойно оперся ластами на лед. Затем он перевел свое пингвинье тело в горизонтальное положение так, что лапы оказались у поверхности воды. После, ближнюю к кромке лапу Лулик осторожно вынес на лед, перевернулся на спину и, откатившись от полыньи, пополз к берегу, где лед уже был проверен. Выбравшись на безопасное расстояние, Лулик со всех лап побежал домой.

Дома родители оказали необходимую в таких случаях помощь: обогрели и напоили горячим чаем. Они не ругали его, так как поняли, что и сам пингвиненок осознал, что совершил большую опасную глупость и очень сожалеет об этом. А отец Лулика был горд тем, что его сын, попав в беду, не растерялся и сделал всё, согласно инструкции.

Вопросы для обсуждения

-Ребята, какая опасная ситуация произошла с Луликом?

- Перечислите последовательность действий самоспасения, которые были предприняты пингвиненком?

- К какому выводу пришел пингвиненок в конце сказки?

-Ребята, а теперь предлагаю закрепить полученные знания игровой практикой.

Описание игры «Сам себе спасатель»

Дети делятся на две команды и строятся в две шеренги друг напротив друга в определённые места. Напротив линий старта на определённом расстоянии лежат гимнастические маты. По команде, первые участники подходят к линии старта и идут «по льду» по направлению к гимнастическим матам. Заходят на мат, затем спрыгивают с него, имитируя провал в полынью. Затем последовательно выполняют следующие действия:

Раскинув руки, кладут их на «лёд» (гимнастический мат), расположившись лицом в сторону, с которой пришли, следят за дыханием, зовут на помощь.

Стараются налечь грудью на край «льда» (гимнастический мат) и забросить на него одну, а потом и другую ногу.

Выбравшись на «лёд» перекатываться по направлению того места откуда пришли.

Обучающая сказка-практикум № 5

Лулик – способный дошколенок

Цель: выявить уровень изученного детьми материала

Задачи:

- учить анализировать изученный материал

- развивать умение устанавливать последовательность изученного материала

- закрепить полученные знания посредством итогового задания

Ресурсная обеспеченность:

материально-технические (серия обучающих сказок-практикумов о правилах безопасного поведения на водных объектах в весенний период

«Вас пингвин предупреждает: лед рискованным бывает», плакаты из серии «Весна пришла», подвесной модуль «Весна», ноутбук, подарочные буклеты из серии «Осторожно, весенний лед!»)

кадровые (воспитатель, старший воспитатель, представитель ГУ МЧС по Смоленской области);

предметно-пространственная среда (в уголке «Наша библиотека» представлена выставка художественной литературы на тему «Весенние проказы»), окна несут смысловую нагрузку (вытыканки с предупреждающими сюжетами), в «Уголке свободного творчества» представлены тематические раскраски , в «Уголоке природы» размещена коллективная работа воспитанников «Человек, ты не пингвин: не гуляй средь тонких льдин» , организована выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Чтобы не попасть в беду- не ходи весной по льду!»

Организационный момент

-Ребята, сегодня мы познакомимся с заключительной обучающей сказкой пингвиненка Лулика и проверим на сколько хорошо мы усвоили освещенный в сказках материал. Давайте вспомним, как назывались четыре изученные ранее сказки. (ответы детей)

Педагог открывает книгу и приступает к чтению пятой обучающей сказки-практикуме «Лулик – способный дошколенок»

Ну, вот и наступил тот момент, когда наш пингвиненок переступил порог детского сада. Теперь он дошколенок! И каково же было его удивление, когда он узнал, что все пингвинята его группы, как и он сам не умеют плавать.

- Нет ничего удивительного в том, что пингвины вашего возраста еще не плавают – объяснила воспитательница пингвиненку. - Таковы законы природы. Придет время , и вы также, как и ваши родители отправитесь покорять прибрежные воды в поисках чего-то вкусненького.

Как и представлял в своих мечтах Лулик, в первый же день он нашел много новых друзей, с которыми задорно играл и веселился. Здесь пингвиненка радовало даже меню, которое, надо сказать, пестрило разнообразием. Сардины, моллюски, анчоусы! Какими только вкусняшками тут не угощали! Вот так увлекательно прошел в детском саду первый день нашего пингвиненка. И даже засыпая, он продолжал рассказывать родителям о своих незабываемых впечатлениях.

Наступил новый день. Папа Лул засобирался на работу, мама Лола готовилась к очередному заплыву за вкусной рыбкой к ужину, ну, а Лулик заторопился в детский сад, ведь у него сегодня должно состояться самое первое занятие.

-Дорогие пингвинята,– начала занятие воспитательница, - поскольку вы еше малы и не умеете плавать, необходимо знать правила безопасного поведения на водных объектах, особенно весной, когда лед очень коварен и обманчив. Могут произойти такие ситуации, в которых ваши знания спасут жизнь вам и окружающим.

- А у меня уже случались подобные ситуации, - важно проговорил Лулик.

И он стал взахлеб рассказывать о том, как однажды вместе с отцом спас, провалившегося под лед и, сломавшего ласту пингвина, о том, как сам попал в беду, и сам же спас себя из неё. Не забыл пингвиненок рассказать и о тех знаниях, которыми делился с ним отец, когда он был совсем маленьким. Так, Лулик поделился со всеми присутствующими информацией относительно свойств льда, признаках его прочности, а также не упустил возможности продемонстрировать свое мастерство ледяного скульптора.

Все пингвинята слушали Лулика с интересом, раскрыв от удивления свои маленькие клювики, а воспитательница была очень горда тем, какой способный воспитанник ей достался.

Вопросы для обсуждения

- Ребята, какое приятное событие произошло с Луликом в заключительной сказке?

- А, что его удивило?

- Какой момент Вам наиболее запомнился из всех прочитанных сказок?

-Ребята, сегодня Вам предстоит пройти итоговое задание и продемонстрировать усвоенные Вами знания. Я уверена, у Вас все получится и также, как воспитательница пингвиненка, я буду гордиться Вами. А подготовил для Вас итоговое задание сотрудник ГУ МЧС по Смоленской области. Давайте поприветствуем его.

Описание итогового задания

Викторина «Усвоил ли ты правила безопасного поведения на водных объектах весной?»

1. Что такое лед?

А. Замерзшая вода

Б. Стеклянная поверхность

2. При какой температуре образуется лед?

А. Ниже ноля

Б. Выше ноля

3. Какой оттенок льда считается безопасным?

А. Желтый

Б. Синий

4. Где лед крепче?

А. У середины реки

Б. У берегов

5. Что нужно сделать, оказавшись на тонком, потрескивающем льду?

А.Следует ускориться и быстро перебежать это место

Б. Следует осторожно повернуть обратно и скользящими шагами возвращаться по пройденному пути к берегу

6. Если же вы провалились под лед, то следует:

А. Широко раскинуть руки, навалиться грудью на лед и постараться вылезти на него самостоятельно, забросив на него одну, а затем и другую ногу

Б.Плыть подо льдом к берегу

7. Вы выбрались из-подо льда. Нужно ли передвигаться в ту сторону, откуда пришли?

А.Нет, можно остаться на месте, уже ничего не может случиться

Б. Да, ведь там лед уже проверен на прочность

8. Как следует передвигаться по льду спасателю?

А. Мелкими шагами и прыжками

Б. Ползком с раскинутыми руками бегом ложиться на доску, лыжи и другие предметы

9. Вы спасли человека из ледяной воды. Что нужно сделать в первую очередь?

А. Срочно вызвать скорую медицинскую помощь и доставить пострадавшего в теплое помещение. Затем снять и отжать всю одежду, по возможности переодеть в сухую одежду

Б. Оставить пострадавшего одного и убежать на поиски помощи

10. Сотрудник МЧС России передал Вам памятку по соблюдению безопасности на воде. Ваши действия?

А. Мне это не интересно прочитаю, но не придам значения этим правилам

Б. Внимательно прочитаю, и еще настойчиво объясняю своим знакомым, какая беда может произойти .

В конце викторины сотрудник МЧС раздает воспитанникам памятки по соблюдению правил безопасности.

Заключение

Самое дорогое у человека – это жизнь, а жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по формированию правил безопасного поведения на воде в весенний период, причин возникновения опасных факторов, но и обучение детей действиям по оказанию помощи себе и терпящим бедствие на воде. Цикл обучающих сказок, с включением в них практической деятельности (опытов, игр, бесед, упражнений, викторин) могут применяться в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, а также будут полезны родителям.

Если дети успешно освоят знания, выработают умения и навыки, а также будут иметь желание, интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих, только тогда профилактическая работа будет иметь эффективность.

Список использованной литературы

#1044;еркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность» - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»; М.: ТЦ «Сфера»,2012 - 144с.

#1044;еркунская В.А. Образовательная область «Здоровье» - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»; М.: ТЦ «Сфера»,2012 - 176с.

#1055;оддубная Л.Б. «ОБЖ» Старшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96с.

#1060;исенко М.А. «ОБЖ» Старшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2010. – 96с.

#1063;ермашенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников». – Волгоград: Учитель, 2012. – 207с.

#1056;авчеева И.П., Журавлева В.В. «Безопасность». – Волгоград: Учитель, 2014. – 135с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: « Формирование навыков безопасного поведения и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни »

Здоровый образ жизни практикуется ещё с давних времён и прививается с раннего детства.Метадическая разроботка расчитана на формирование навыков безопасного поведения....

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...

«Правила безопасного поведения на водоёмах в зимне – весенний период»

По рекомендациям педиатров, дети в возрасте от 2-х лет должны находиться на улице примерно от 1 до 1,5 часов ежедневно. При этом даже при температуре за окном -15 градусов прогулки толь...

Правила безопасного поведения на водных объектах в зимний период

Постарайтесь без необходимости не выходить на лед. Толщина льда на водоеме не везде одинакова. Тонкий лед находится: у берегов, на изгибах, излучинах, около вмерзших предметов, подземных источников, в...

Консультация для родителей "Правила безопасного поведения на водных объектах в осенне-зимний период"

Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в осенне-зимний период часто становится причиной гибели и травматизма людей. Осенний лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления ...

Методическая разработка викторина "Знатоки правил безопасного поведения"

В методической разработке представлен материал для закрепления у детей старшего дошкольного возраста знаний правил безопасного поведения, умений командной работы....

Инструктаж в средней группе на тему: «Правила безопасного поведения на водных объектах в осенне- зимний период»

беседа с детьми по правилам безопасного поведения на водных объектах в холодное время года, с целью формирования бережного отношения к  своему здоровью и к собственной безопасности...